Добро - этимология

Добро есть намъ божие писание
къ вамъ проповЪдати
Чудеса Николы. Рукопись XII в.

Добро - категория нравственности (совокупность норм поведения), ориентирует и направляет деятельность человека, согласно иудаизму  добро - всё  то, что способствует выполнению Заповедей Господних. В высказывание древнерусского автора рукописи XII века прослеживается та же мысль – «Добро есть божие писание»  (Заповеди). Побуждение к добродетельным поступкам и творению добра заложено в одной из главных  иудеохристианских заповедей: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
 
Как связать обширное содержание понятия  (множество признаков)  с графикой слова -  никто не объясняет, где же, в какой идеологической системе искать смысл этого  обобщающего  термина морали, неужели в «праславянском» язычестве?

1) Существующая этимология и применение термина
 
а) Викисловарь
Корень: -добр-; окончание: -о. Значение: хорошее, положительное начало; противоположность злу; вещи, имущество.
 
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от прилагательного добрый, далее от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. добръ (др.-греч. agathos, kalos ; Клоц., Супр.), русск. добрый, укр. добрий, болг. добър, сербохорв. добар, ж. добра, словенск. dob;r, чешск., словацк. dobry, польск. dobry, в.-луж., н.-луж. dobry. Родственно лат. faber "ремесленник, художник", арм. darbin "кузнец" (из *dhabhro-); далее, к доба, доблесть. Наряду с *dhabh- существует *dhab- в др.-в.-нем. tapfar, нов.-в.-нем. tapfer "храбрый, сильный, крепкий, плотный", др.-исл. dapr "косный, унылый".
 
б) Применение термина в древнерусском языке

Словарь русского языка XI-XVIIвв. М., 1977

* Добро. 1. Все хорошее, доброе, честное, благопристойное; счастье. (987): И показавааше ему одесную праведныя, въ веселии предъидоша в рай, ошуюе грешникы, идуща въ муку вечную. Володимеръ же, въздохнувъ, рече: добро симъ одесную, горе же симъ ошюю. Соф. I лет. 2. Имущество, богатство. И есть земля та около Самария красна и чюдна зело; и есть место то обильно всемъ добромъ, масломъ и виномъ, пшоницею и овощемъ.  X. Дан. иг., 96. 1496 г. со 1113 г. (1481).

* Добро, нареч.  Хорошо, благополучно. (1197): И приде на зиму Ярославъ по Крещении за неделю, и седе на столе своемь, и обуяся съ людьми, и добро все бысть. Новг. I лет., 174.(1541).

* Добрый, прил. 1. Хороший, безукоризненный. Се добрый строитель твои, его же избьра пусти тебе жену имения, да приимеши обоя съ страхомь бжиемь. Патерик  Син., 337. XI—XII вв.
 
* Добръ, нареч. 1. Очень, весьма. (1151):  Князь велики Киевский Изяславъ Мьстиславичь добре раненъ бывъ... 2. Как следует, достаточно, должным образом. (1225); 3. Хорошо, благополучно; похвально. «И тако добре поживъ, съ миромъ скончася».

2) Обобщение и вывод

Термин «добро» распространен в древнерусском языке, основное значение - добро творить, мыслить, иметь, свершать, делать и т.д. Наряду с религиозно-политической литературой и  административными актами, слово широко применялось и в низах общества, найдено десять берестяных грамот  XI-XV вв., где фиксируется этот термин. Понятие хорошо известно во всех слоях общества, содержание  его (основные признаки)  для древнерусских людей было вполне ясно – делать доброе дело (множество разных примеров). Очевидно, что слово «добро» содержащее множество явлений действительности является теоретическим, т.е. выработано  на основе анализа массы (класса) явлений  и абстрактным (относится к свойствам широкого класса явлений, объектов).
   
Вывод
Термин «добро» мог быть сформулирован только в системе иудеохристианской  религиозной идеологии, в рамках которой вырабатывались единые каноны нормирующие образ чувств, мыслей и поведение (общественное сознание)  людей. Следовательно, искать смысл русского термина надо в терминологической системе иудаизма (см. ст. Зло).
 
3) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология
Электронная еврейская энциклопедия; http://www.eleven.co.il/article/11447
«В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо» (Быт. 1:31). Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний».
Итак, «добро» – образ жизни, установленный Богом и переданный людям  через Моисея в форме  Заповедей.
 
Ивр. ДИБРОТ (множ.), ДИБЕР заповедь, речь (Бога).  АСЕРАТ ХА ДИБРОТ – Десять Заповедей (букв. Десять слов, Десять речений).
 
Ивр. Д.В.Р. (корень),  ДАВАР, ДОВЕР говорить, сказать.

* Исход  34:28: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Д.В.Р.)».

б) Библейский образ

* Числа 11:17: «Я сойду, и буду говорить (ДИБЕР) там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил».

* Числа 12:2: «и сказали: одному ли Моисею говорил (ДИБЕР) Господь? не говорил (ДИБЕР) ли Он и нам? И услышал сие Господь».

* Исаия 40:8: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово (Д.В.Р.) Бога нашего пребудет вечно».

Таким образом, русское понятие «добро» является транслитерацией еврейского термина ДИБЕР, общий корень – Д.В.Р., имеет значения: Заповедь, говорить, слово, речь, вещь, высказывание, субстанция, дело.

Заповеди - кратко сформулированная Программа жизни, как иудея, так  и христианина; алгоритм, последовательность действий для достижения цели –  цель построение  Царства Божьего.  Это также общее понятие, характеризующее полезность для человека какой-либо вещи, либо явления (в рамках Божественных повелений), например, явления или  вещи, произведенные самим человеком. В нравственном отношении под добром подразумевается выполнение личностью ряда действий, направленных на достижение высшего блага для других людей.


Рецензии