Колокол, нем. Glocke - этимология
и соберутся всякие люди
Псковская 3-я летопись (1400-1650)
О «колоколе» написана обширная литература, мы не будем повторять многочисленные описания этого культового предмета, а остановимся только на основных моментах истории с целью ввести читателя в тему и подвести его к пониманию смысла термина «колокол». Колокол - музыкальный инструмент, издаёт один звук, имеет куполообразную форму и, язык, ударяющийся изнутри о стенки, в различных моделях, раскачиваться может купол колокола или его язык; в древних религиях существовало мнение, что, ударяя в колокол, колокольчик, можно избавиться от нечистой силы.
«Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова "колокол" связывают с обычаем ударять в колокол, создавая звук-сигнал» (http://www.liturgy.ru/article_chram_kolokol).
1) Восточная история колокола
Принято считать, что родиной «колокола» был Китай, именно здесь появилось бронзовое литьё, там же были обнаружены древние колокольчики (4,5-6 см), которые датируют XXIII-II вв. до н.э.; по Великому шелковому пути колокол был доставлен в Европу. Применялись колокольчики для разных целей: вешали на пояс одежды или животным как амулеты (отгонять злых духов), в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов; увлечение колокольной музыкой.
В Азии старейшим считается ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии, колокольчики были известны египтянам, применялись в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.
Музыкальные инструменты, описанные в Библии, служили для аккомпанемента пению, на что указывает терминология этих инструментов – ивр. КЛЕЙ ШИР «инструменты для пения» (Амос 6, 5; II Хрон., 34, 12); вероятно они применялись и в танцах и для подачи сигналов. В более поздние времена, в Талмуде, есть некоторые сообщения о музыкальных инструментах (Д. Дозорец, Ю. Дозорец, «Музыка древнего Израиля», sem40.ru): менаанеим - ударный металлический инструмент, род колокола. Использовался Давидом в ковчеге в Иерусалиме; мециллот – колокольчики, предположительно, инструмент, состоящий из шести колокольчиков, вешался на шею.
Итак, мы отыскали первый факт заимствования библейского языка - сходство графических знаков, в слове КОЛ+О+КОЛ (музыкальный инструмент) и в выражении КЛ+ЕЙ ШИР (музыкальный инструмент) имеются одинаковые БУКВЫ – К и Л (КЛ), которые логически связаны между собой через понятие «музыкальный инструмент»; ивр. КЛЕИ орудие, инструмент.
2) Колокол в Европе
По сообщениям исследователей в Древнем Риме колокола применяли: для вызова прислуги, в военных целях для подачи сигналов, а также для сбора народа на общественные собрания при жертвоприношениях, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов; колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. Колокола были небольших размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позднее колокола клепали из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться в христианстве – неизвестно, во время гонений на христиан колокола не использовали т.к. собрания проходили тайно, вызов на собрания производили через устное общение.
В Европе с I века до н.э. небольшой колокол высотой около 20 см выполнял сигнальные функции: в Бонне - уборка улиц; в Этампе (Франция) по последнему удару - тушили городские огни; в Турине - «Хлебный колокол» для домохозяек; в Англии колокол применялся в похоронной процессии; в Бовене (Франция) - начало торговли рыбой.
Первое применение колоколов в христианстве предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431), во сне он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Введение «колокольного звона» в католических обрядах приписывается - папе Савиниану (Сабиниан (604-606, сведений нет). В исторической литературе Запада, о колоколах упоминают в VII в., (Рим, Орлеан), при Карле Великом (VIII в.), колокола уже широко распространены; изготовлялись из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро, в IX в., на христианском западе колокола при церквах применяли повсеместно.
3) Колокольное дело в России
На Православном Востоке колокола появились во второй пол. IX в., западное нововведение не имело широкого распространения (противостояние католицизма и православия) и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола стали появляться при храмах.
Киево-Печерский патерик (сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре, сложился в XIII в.) сообщает: «Монах же, который был со мной, стоял перед пещерой, и, когда услыхал он, как ударили к заутрене в било, сказал мне брат: «Ударили в церковное било». Таким образом, очевидно, что и в XIII веке (время написания произведения) широко распространенным сигналом для сбора прихожан на молитву был стук в било (клепало); била - деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками.
Во время археологических раскопок на месте Десятинной церкви в Киеве в 1937 году был найден небольшой колокол (вес несколько пудов), который датируют XII-XIII веком, считают, что он был отлит в Киеве. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в., также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII века, наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г., после нашествия монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло; в XIV в. литейное дело возобновляется в Северо-восточной Руси, центром литейного дела становится Москва
Колокол после XIV века становится обязательной принадлежностью русского православного храма; колокольный церковный звон применяли: для созыва верующих на богослужение, выражения торжества Церкви, возвещал не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание), указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, оповещали об опасности, несчастье, пожаре, а также о крупном событии (войне, победе, восшествию на престол царей и т.д.).
4) Колокольный звон
а) Иеромонах Иов (Гумеров): http://www.pravoslavie.ru/answers/6857.htm
«По церковному Уставу (Типикону) колокольный звон бывает праздничный и будничный. Последний в наше время совершается редко. Праздничный звон призывает к Всенощной и Литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве. Благовестите день от дне спасение Бога нашего (Пс.95:2). Сначала – два удара в самый большой колокол – благовестник. После того как звук от второго удара затих, звонарь начинает совершать мерные удары».
б) Организация Объединенных Наций
Экономический и Социальный Совет Distr.: General
30 July 2012
Европейская экономическая комиссия. Комитет по внутреннему транспорту
Унификация технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях: Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) (резолюция № 24)
B. Поправки к главе 1 4. Дополнить статью 1.01 с) следующим новым определением. Термин "звон сигнального колокола" означает два удара сигнального колокола.
Таким образом, древняя традиция христианства, созывать прихожан в Храм на молитву при помощи колокола, нашла отражение в постановлении современного экономического института - сигнал (опасность, сбор) подают двумя ударами колокола.
5) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -колокол-. Значение: отлитый из металла (обычно меди, медного сплава) ударный самозвучащий музыкальный или сигнальный инструмент в форме полого усечённого конуса, (обычно) с подвешенным внутри металлическим стержнем (языком).
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *kolkolъ, вероятно, родственно лит. kankalas (из *kalkalas), далее др.-инд. kаlаkаlаs — «беспорядочные крики, шум», греч. kaleo — «зову», лат. calare «созывать, восклицать», греч. kelados — «шум», д.-в.-н. hellan — «звучать». С другой стороны, носовой согласный лит. слова соответствует др.-инд. kankanas, -аm — «обруч, кольцеобразное украшение», kankani — то же, а также лит. kanklys, kankles «гусли», kanklai. "коло"- устар. круг, кругляк. … Кол о кол не требует дополнительного разъяснения. От сюда немецкий - Die Glocke; английский: the clock.
б) Обобщение и вывод
Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г. полоцкий князь Всеволод снял колокола в новгородском храме Святой Софии (ПСРЛ. Т. III. Новгородская летопись младшего извода. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 200).
Связь с «праславянским» KOLKOLЪ (по Фасмеру) маловероятна из-за отсутствия предмета в обиходе и в языческих культах славян (о языке и обрядах славян мы ничего не знаем). Длительное время колокол был предметом редким (дорог, только очень богатые храмы могли себе позволить колокол), термин «колокол» был малораспространенным. Термин, был переосмыслен в русском языке (нем. Glocke), колокол использовали как сигнальный инструмент – вызов прихожан на молитву; вызов совершался путем двух ударов в колокол, т.е. два звука (бам-бам).
Выводы
Так как колокол предмет иудеохристианского культа, то очевидно, что искать логико-лингвистическую связь необходимо в древнем иврите, в сакральном языке иудеохристианства.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
* КОЛ+О+КОЛ (два звука) = ивр. КОЛь звук, тон, голос, глас = КОЛ + О связка + КОЛ = два звука.
* Некоторые источники указывают на то, что в документах встречается написание КЛОКОЛ = КЛ = тогда - ивр. КЛЕИ орудие, инструмент + КОЛ звук; т.е. инструмент для производства звука.
б) Библейский образ
Исход 19:16: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук (КОЛЬ) весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане».
Даниил 3:15: «как скоро услышите звук (КОЛЬ) трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?».
Таким образом, русское понятие «колокол» является составным словом иврита и означает инструмент, предназначенный для созыва прихожан, сигнал на молитву – два удара (звука) колокола.
Свидетельство о публикации №214060600986