C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Колокол, нем. Glocke - этимология

А звонили в одинъ краи в колокол,
и соберутся всякие люди
Псковская 3-я летопись (1400-1650)

               
О «колоколе» написана обширная литература, мы не будем повторять многочисленные описания этого культового предмета, а остановимся только на основных моментах истории с целью ввести читателя в тему и подвести его к пониманию смысла термина «колокол». Колокол - музыкальный инструмент, издаёт один звук, имеет куполообразную форму и, язык, ударяющийся изнутри о стенки, в различных моделях, раскачиваться может купол колокола или его язык; в древних религиях существовало мнение, что, ударяя в колокол, колокольчик, можно избавиться от нечистой силы.

«Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному  звону. Иногда даже происхождение слова  "колокол" связывают с обычаем ударять в колокол, создавая звук-сигнал» (http://www.liturgy.ru/article_chram_kolokol).

1) Восточная история колокола

Принято считать, что родиной «колокола» был Китай, именно здесь появилось бронзовое литьё, там же были обнаружены древние колокольчики (4,5-6 см), которые датируют XXIII-II вв. до н.э.; по Великому шелковому пути колокол был доставлен в Европу. Применялись колокольчики для разных целей: вешали на пояс одежды или  животным как амулеты (отгонять злых духов), в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов; увлечение колокольной музыкой.

В Азии старейшим считается ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии, колокольчики были известны  египтянам, применялись в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Музыкальные инструменты, описанные в Библии, служили для аккомпанемента пению, на что указывает терминология этих инструментов –  ивр. КЛЕЙ ШИР  «инструменты для пения» (Амос 6, 5; II Хрон., 34, 12); вероятно они применялись и в танцах и для подачи сигналов. В более поздние времена, в Талмуде, есть некоторые сообщения о музыкальных инструментах (Д. Дозорец, Ю. Дозорец, «Музыка древнего Израиля», sem40.ru): менаанеим - ударный металлический инструмент, род колокола. Использовался Давидом в ковчеге в Иерусалиме; мециллот – колокольчики, предположительно, инструмент, состоящий из шести колокольчиков, вешался на шею.

Итак, мы отыскали первый факт заимствования библейского языка - сходство графических знаков, в слове КОЛ+О+КОЛ (музыкальный инструмент) и в выражении КЛ+ЕЙ ШИР (музыкальный инструмент) имеются одинаковые БУКВЫ – К и Л (КЛ), которые логически связаны между собой через понятие «музыкальный инструмент»; ивр. КЛЕИ орудие, инструмент.

2) Колокол в Европе

По сообщениям исследователей в Древнем Риме колокола применяли: для вызова прислуги, в военных целях для подачи сигналов, а также для сбора народа на общественные собрания при жертвоприношениях, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов; колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. Колокола были небольших размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позднее колокола клепали из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться в христианстве – неизвестно, во время гонений на христиан колокола не использовали т.к. собрания проходили тайно, вызов на собрания производили через устное общение.

В Европе с I века до н.э. небольшой колокол высотой около 20 см выполнял сигнальные функции:  в Бонне - уборка улиц; в Этампе (Франция) по последнему удару - тушили городские огни; в Турине  - «Хлебный колокол» для домохозяек; в  Англии колокол применялся в похоронной процессии; в Бовене (Франция) - начало торговли рыбой.

Первое применение колоколов в христианстве предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431), во сне он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Введение «колокольного звона» в католических обрядах приписывается - папе Савиниану (Сабиниан (604-606, сведений нет). В исторической литературе Запада, о колоколах упоминают в VII в., (Рим, Орлеан), при Карле Великом (VIII в.), колокола уже широко распространены; изготовлялись из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро, в IX в., на христианском западе колокола при церквах применяли повсеместно.

3) Колокольное дело в России

На Православном Востоке колокола появились во второй пол. IX в., западное нововведение не имело широкого распространения (противостояние католицизма и православия) и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола стали появляться при храмах.

Киево-Печерский патерик (сборник рассказов о  Киево-Печерском монастыре, сложился в XIII в.) сообщает: «Монах же, который был со мной, стоял перед пещерой, и, когда услыхал он, как ударили к заутрене в било, сказал мне брат: «Ударили в церковное било». Таким образом, очевидно, что и в XIII веке (время написания произведения) широко распространенным сигналом для сбора прихожан на молитву был стук в било (клепало); била - деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками.

Во время археологических раскопок  на месте Десятинной церкви в Киеве в 1937 году был найден небольшой колокол (вес несколько пудов), который датируют XII-XIII веком, считают, что он был отлит в Киеве. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в., также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII века, наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г., после нашествия монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло; в XIV в. литейное дело возобновляется в Северо-восточной Руси, центром литейного дела становится Москва

Колокол после XIV века становится обязательной принадлежностью русского православного храма; колокольный церковный звон применяли: для созыва верующих на богослужение, выражения торжества Церкви, возвещал не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.  Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание), указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, оповещали об опасности, несчастье, пожаре, а также о крупном событии (войне, победе, восшествию на престол царей и т.д.).

4) Колокольный звон

а) Иеромонах Иов (Гумеров): http://www.pravoslavie.ru/answers/6857.htm

«По церковному Уставу (Типикону) колокольный звон бывает праздничный и будничный. Последний в наше время совершается редко. Праздничный звон призывает к Всенощной и Литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве. Благовестите день от дне спасение Бога нашего (Пс.95:2). Сначала – два удара в самый большой колокол – благовестник. После того как звук от второго удара затих, звонарь начинает совершать мерные удары».

б) Организация Объединенных Наций
Экономический  и Социальный Совет Distr.: General
30 July 2012

Европейская экономическая комиссия. Комитет по внутреннему транспорту
Унификация технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях: Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) (резолюция № 24)

B.  Поправки к главе 1 4.  Дополнить статью 1.01 с) следующим новым определением. Термин "звон  сигнального  колокола"  означает  два удара  сигнального колокола.

Таким образом, древняя традиция христианства, созывать прихожан в Храм на молитву при помощи колокола, нашла отражение в постановлении современного экономического института - сигнал  (опасность, сбор) подают двумя ударами колокола.

5) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -колокол-. Значение: отлитый из металла (обычно меди, медного сплава) ударный самозвучащий музыкальный или сигнальный инструмент в форме полого усечённого конуса, (обычно) с подвешенным внутри металлическим стержнем (языком).

Этимология по Максу  Фасмеру

Происходит от праслав. *kolkolъ, вероятно, родственно лит. kankalas (из *kalkalas), далее др.-инд. kаlаkаlаs — «беспорядочные крики, шум», греч. kaleo — «зову», лат. calare «созывать, восклицать», греч. kelados — «шум», д.-в.-н. hellan — «звучать». С другой стороны, носовой согласный лит. слова соответствует др.-инд. kankanas, -аm — «обруч, кольцеобразное украшение», kankani — то же, а также лит. kanklys, kankles «гусли», kanklai. "коло"- устар. круг, кругляк. … Кол о кол не требует дополнительного разъяснения. От сюда немецкий - Die Glocke; английский: the clock.

б) Обобщение и вывод

Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г.  полоцкий князь Всеволод снял колокола в новгородском храме Святой Софии (ПСРЛ. Т. III. Новгородская летопись младшего извода. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 200).

Связь с «праславянским» KOLKOLЪ (по Фасмеру) маловероятна из-за отсутствия предмета в обиходе и в языческих культах славян (о языке и обрядах славян мы ничего не знаем). Длительное время колокол был предметом редким (дорог, только очень богатые храмы могли себе позволить колокол), термин «колокол» был малораспространенным. Термин, был переосмыслен в русском языке (нем. Glocke), колокол использовали как сигнальный инструмент – вызов прихожан на молитву; вызов совершался путем двух ударов в колокол, т.е. два звука (бам-бам).

Выводы

Так как колокол предмет иудеохристианского культа, то очевидно, что искать логико-лингвистическую связь необходимо в древнем иврите, в сакральном языке  иудеохристианства.

6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

* КОЛ+О+КОЛ (два звука) = ивр. КОЛь звук, тон, голос, глас = КОЛ + О связка + КОЛ = два звука.

* Некоторые источники указывают на то, что в документах встречается написание КЛОКОЛ = КЛ =  тогда - ивр. КЛЕИ орудие, инструмент + КОЛ звук; т.е. инструмент для производства звука.

б) Библейский образ

Исход 19:16: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук (КОЛЬ) весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане».

Даниил 3:15: «как скоро услышите звук (КОЛЬ) трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?».

Таким образом, русское понятие «колокол» является составным словом иврита и означает инструмент, предназначенный для созыва прихожан, сигнал на молитву – два удара (звука) колокола.


Рецензии