Статья о писателе Н. Скромном -1

Статья для журнала "СЕВЕР"( г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 3 )
 
                БЛАГОДАРЮ      СУДЬБУ            
      
      Горька  и трагична участь таланта в России. 30 января 2007-го, в Мурманске, на 59-м  году ,  умер писатель Николай Александрович Скромный.
    Оборвалась жизнь автора  четырёхтомной эпопеи «Перелом», практически не известной  читателям, да и не всем   критикам , литературоведам знакомо это замечательное ,грандиозное  и многоплановое,  не до конца оценённое произведение. Первая книга романа вышла  ещё в 1986 году, а полная версия,  спонсированная канадской благотворительной организацией, - в 2003-м.. Таким образом , почти двадцать лет, книга шла к своему российскому читателю, и то , в ограниченном  количестве, тиражом всего в тысячу экземпляров. Все эти годы, благодаря которым и стал возможен выход книги,  - перестроечные, реформенные, переходные , разнузданные, лихие, - как это ни парадоксально, стали "неудачными" для  судьбы и достойного признания  уникального  произведения русской словесности. Нарастающая , набирающая темпы, всеобщая дебилизация нашего общества не смогла заметить столь важного явления отечественной культуры. Хотя при обсуждении романа, буквально немногим более года назад , в конце 2006 - го,  со здравствующим ещё автором, в секретариате Союза писателей России,  в Москве, все были единодушны в положительной оценке творчества Н.А. Скромного и ратовали за повсеместную популяризацию и широкую публикацию романа. Репрессии 30-х  годов , представленные в  самом болезненном её проявлении, в "переламывании хребта  русскому крестьянству" (по А.И. Солженицыну), в разрушении устоев  хозяйствования на земле, в терроре большевизма над собственным народом воссозданы  в "Переломе" художественно ярко, правдиво, убедительно. Масштабные  переселения в Северный Казахстан сотен тысяч оторванных от корней людей, становление карагандинских лагерей, страшные картины голода на Украине 32-33 годов показаны так зримо, различимо, явственно , что не могли не возбудить естественной мысли воплотить  всё это  в другом  виде. …Сидели как-то, в " Союзе", на улице Книповича, в Мурманске, в декабре 2005 года, втроём. Я высказал  Николаю  своё мнение об экранизации романа на ТВ и хозяин кабинета, чуть усмехнувшись, не удивился, лишь сказал, что сам давно думает об этом , а сидевшая с нами , Людмила Александровна Дёмина, бессменная и верная помощница ответственного секретаря, высказала сомнение в возможности перенесения большой многостраничной книги  на язык кино. Так я , не получив ни одобрения, ни возражения  на подобный замысел, через месяц, ушёл в свой очередной  морской , рабочий рейс,  твёрдо решив взяться за разработку телесценария по " Перелому". Долгие  когда то бдения  над сборниками сценаристов Каплера, Володина, Гребнева, Токаревой, Храбровицкого, Ласкина; чтение книг Е.Дзигана, С.Бондарчука, М.Ромма, масса других печатных рекомендаций, пристальный интерес к нынешним  удачным сериалам, безуспешные опыты в драматургии, увлечение кинокамерой, режиссерское образование театрального факультета, наконец, да и просто, - любовь к кинематографу, получили свой выход и реализацию. Но получалось не сразу. Сценарий - особый вид литературы. Музыку и ритм прозы, пленительные при чтении , порою очень сложно перевести в видеоряд, чтобы не утратить в фильме и силу поэтического воздействия, и  глубину смысла. И я прикидывал , примерял, терялся в бездне текста, не раз откладывал задуманное и были моменты отчаяния, когда хотелось бросить , напрочь, начатую работу. Но она всё таки продвигалась,  в том полугодовом плавании в северных атлантических морях, и к августу 2006-го, к приходу моего из рейса,  литературный сценарий 12-серийного фильма , был вчерне готов… Тут уместно раскрыть историю моих взаимоотношений с  Николаем Скромным. Большую часть  жизни Николай Александрович прожил в Мурманске, а я, переселившись в этот город из  тогдашнего Ленинграда , познакомился с будущим мастером прозы ещё в далёком 1985-м, на заседаниях литобъединения.  Потом  наши пути расходились , встречи получались редкими, случайными, но всегда тёплыми и задушевными. Я не смею Николая Скромного назвать  другом,  может , где -то рядом около этого,  но особенно  тесно мы  сблизились  именно в последние , начиная с 2001-го, годы. Скромный  настойчиво советовал , и помогал, по не совсем ясным мне  мотивам, издать мою первую книгу, с  избранными рассказами и документальной повестью, - о мурманской писательской организации.  Книга  не без мытарств появилась, и повесть, представленная в ней, вдруг вызвала весьма  неожиданные для меня, неоднозначные , разноречивые, и даже, - враждебные отклики. Я отчаивался  от таких  "разносов" , пережил много неприятностей, но тем не менее, Николай меня всячески  поддерживал, подбадривал , доказывал мою состоятельность как литератора. Понятно, как я был благодарен ему… Итак, когда я вернулся с готовым , но черновым вариантом сценария, и встретился сначала с Людмилой Александровной , она мне  сообщила о страшном диагнозе. Я как врач, терапевт , понимал всю тяжесть заболевания Николая, но всё же надеялся, что непоправимое отодвинется, надолго… Николай Александрович  прошёл курс химиотерапии, немного поправился,  внешне вёл себя , будто ничего не произошло,  и вернулся к  исполнению обязанностей писательского секретаря  уже  к октябрю. Тогда же я  и нашёл возможность сказать ему о почти готовом сценарии, показал "Краткое содержание серий". Николай согласился со списком, одобрил  мой пересказ сценария, вдохновил на дальнейшую работу над ним. Тогда, поздней осенью 2006-го, наше общение стало  особенно тесным , повседневным, предметным. Мы обсуждали название сценария, возможность   предложения проекта режиссёрам с казахскими корнями  (Тимур Бекмамбетов, Егор Кончаловский) , оценивали "потешки" прошедшей тогда же, телепремьеры  сериала "Тихого Дона". Но главными в наших беседах были  детали по сценарию, например :  как брили в лагерях? о введении трудодней в колхозах в июле 1930 года, о шепелявости главного героя Похмельного, должна ли  она быть  при отсутствии коренных зубов? о стенографистках на совещании в Акмолинске у секретаря Окружкома Айдарбекова?.. Я уточнял  также значения слов в тексте романа : "грубка", «излука", " рядно"… Тогда же Николай  рекомендовал  издать сценарий отдельной книгой. Я не показывал только того , что должен был предъявить, - пухлого, с многочисленными поправками, машинописного чернового варианта… Последняя наша встреча состоялась в больнице, 25 декабря 2006 года, в стационаре Медико-Хирургического Центра в Мурманске, куда Скромного  снова положили  на лечение. Николай держался мужественно, спокойно, даже шутил, скучал без работы, и деликатно так, с предвкушением, попросил  у меня разрешения править мои рассказы, которые ему принесли, - подборку для очередного альманаха. Ту папку, из тумбочки, взяла уже Анна Варламовна Скромная, уже вдова…
      Я с ней встретился, договорившись, - 16 ноября 2007 года. Красивая, статная, с каким то неуловимым обаянием женщина, со взглядом внимательных и пытливых, из под очков, глаз, - меня заворожила. Было непросто её уговорить на телепроект по сценарию, чувствовалось, как ещё не затянулась её душевная рана,  не утихло непоправимое горе… Но всё же она согласилась, хотя и выразила недоумение, что муж не посвятил её в планы по телеэкранизации  "Перелома". Наверное , было не до того… От неё же я услышал , что Николай писал повесть, которая "превращалась в роман". Значит, нам ещё предстоит насладиться  удивительной прозой  Скромного…
    Полностью сценарий я закончил  к апрелю 2007-го, находясь уже в следующем  рейсе, на ремонтной стоянке, в Лиепае, в тягостном настроении обвала от  всего задуманного, в смятении от полученного горького известия, подкосившего меня…Но теперь, после всего пережитого, решимость увидеть роман Скромного  на телеэкране, довести дело до конца, -  многократно увеличилась. Лично мне не надо  гонорара, премий, наград, я на них не претендую; мне важно, как человеку , гражданину, чтобы книга большого писателя земли Русской стала известной многим. Сегодня литературный сценарий "Излом" ждёт  своего воплощения, ждёт того мастера , продюсера, режиссёра,  настоящего патриота, который бы  взялся и сумел доказать, что наша отечественная культура не оскудела истинными талантами, не утонула в болоте "мыльных опер"  и тошнотворных боевиков, в лужах развратных "гламуров" и тупых, примитивных "блокбастеров". Духовное возрождение народа, русского самосознания, - должно состояться.
      В конце хочу отметить людей, которые мне помогали при создании сценария. Это - Валерий Николаевич Петухов и Анатолий Николаевич Дикий, - начальники радиостанций, работники Мурманского Тралового флота. Это - Вера Даниловна Вольская-Филёва,  мурманчанка, сохранившая экземпляр отпринтованного текста. Это - уже упомянутая Людмила Александровна Демина, снабжавшая меня необходимой информацией; это рецензент  Алексей Иванович Колесов, известный капитан рыбопромыслового флота, член Союза писателей  России; это написавший предисловие  Александр Дмитриевич Крупадёров, член Союза журналистов России, депутат Областной Думы. И наконец - это Нина Павловна Большакова, заслуженный работник культуры  Российской Федерации, директор типографии города Онеги Архангельской области, сумевшая оперативно , в  сжатые сроки,  книгу со сценарием,  -  "Излом"  , -  выпустить в свет. Низкий им всем  поклон.               

   Лиепая, декабрь 2007 г                Н.РОГОЖИН.               


Рецензии
То ли занятость,то ли непонимание ошибки не отреагировать на это произведение, затянули мой процесс.
Для начала скажу, что я был лично знаком с Николаем Скромным.Купил его четырёхтомник "Перелом" в личное пользование.Бегло ознакомился с содержанием. Это капитальный труд, сродни "Тихому Дону. Беседовал с писателем о том, как он работал старшим механником на судах вспомогательного флота.Он назначил принести ему 10 моих рассказов для ознакомления и после прочтения одобрил их карандашной записью: Неплохой рассказ, Хорошо! И т.д. А в рассказе "Дед Безверхов" он обратил внимание на то, что у деда не могло быть венского стула. Рекомендовал изменить на выражение "стул типа венского". Должен обратить внимание на его скромность и вежливость при общении, которая соответствовала псевдониму. В отличии от В.Л.Тимофеева, который потерял среди продваемых им книг вторую папку с десятью моими рассказами для ознакомления (мы нашли их с третьей попытки), Скромный сразу вычитал текст и вынес вердикт: Пишите! У Вас это получается!
Статья мне Ваша понравилась.Написано хорошим слогом и легко читается.
Я как бы окунулся в прошлое. И увидел скромное помещение "Литобъединения". Вспомнил доброжелательность и приветливость с какой меня встретили Скромный и Тимофеев. У них был гость, но они отставили беседу с ним и уделили мне внимание. Вселили в меня уверенность в необходимости дальше писать. Тогда мне было предложено выпить чашку чаю. Дальнейшее я не помню.
Спасибо Вам за эту публикацию!
С уважением, Григорий Ерохин

Григорий Ерохин   28.12.2020 02:35     Заявить о нарушении
Григорий, очень рад, что Вам понравилась статья о Скромном. Я сделал и сборник воспоминаний о нем. Могу даже Выслать Вам "Живой почтой" экземпляр. Николая Александровича мне нескромно назвать своим другом, но мы знались и общались около 20 лет, с 1986-го до самой его кончины. А после я стал работать в Фонде его имени. Написал не одну несколько статей о нем, к юбилейным датам и т.д. посмотрите видео ролики на моей странице "прозы", там есть упоминания о Скромном...

Николай Рогожин   28.12.2020 02:12   Заявить о нарушении
Если бы я знал что Вы знали Скромного то я бы "взял" у Вас воспоминания о нем. Меня уговаривают издать второе, дополненное издание, к 75-летию писателя( (2023год) но это сопряжено с трудностями. Я ведь издал сборник на свой страх и риск, на свои средства...

Николай Рогожин   28.12.2020 02:15   Заявить о нарушении
Что касается Тимофеева, он не только у Вас "терял" рукописи. Нехорошо говорить об ушедших, но я напишу и скажу - скверный был человек, нечистоплотный, завистливый. Он и держался около Скромного потому как чувствовал его талант, но что характерно, не продвигал его... Просто красовался....

Николай Рогожин   28.12.2020 02:20   Заявить о нарушении