Чехов и современная литература

Чехов и современная литература.
 В 2013 году Элис Манро присудили Нобелевскую премию, как «мастеру современного короткого рассказа». Нобелевский комитет, присуждая премию, отметил, что она работает в традициях, восходящих к Чехову. Чехов-  мой любимый писатель, рассказы которого служат для меня эталоном  писательского мастерства, и именно в трудном  эмоциональном жанре  короткого рассказа. Американская писательница Синтия Озлик назвала Элис: «Наш Чехов». К сожалению, на русский язык переведено всего несколько её рассказов, а из романов пока ни одного, тем не менее, ссылаясь на критиков, можно отметить  их сходство только в немногом: для них сюжет вторичен, рассказы основаны на моменте внезапного просветления и такая же одержимость со временем. Ряд критиков еще заметили их сходство  в  отношении к абсолютной свободе. Однако, если в плеяде писателей короткого рассказа Чехов стоит на первом месте, то Элис Манро не входит даже в первую десятку. Так почему такой чести удостоилась Элис Манро? Да потому, что за последние пятьдесят лет никто так близко не приблизился к творчеству Чехова в эмоциональном и художественном плане, как канадская писательница. А то, что её сравнивают с Чеховым, я, как русский человек, горд  и бесконечно счастлив.  В связи с этим появился интерес и повод поделиться  с читателями соображениями самого гения о литературе и о труде писателя. Может быть, кому- нибудь  советы Чехова и пригодятся.

«Всё на этом свете относительно и приблизительно. Есть люди, которых развратят даже детская литература,  а  сами с особенным удовольствием прочитывают в псалтыри и в притчах Соломона пикантные местечки.  Встречаются и такие, которые, чем больше знакомятся с житейской грязью, тем становятся чище. В конце, концов - никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь; однако рюмкою Вы не напоите того, кто уже выпил целую бочку»  (из письма  М. В. Киселёвой, от 14 января 1887 г.)

«Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какая она есть на самом деле. Её назначение – правда, безусловная и честная» (( из письма В. М. Киселёвой от 14 января 1887 г.)

«Литераторы - сыны своего века, а потому, как и вся прочая публика, должны подчиняться внешним условиям общежития. Так, они должны быть безусловно приличны. Только это мы и имеем право требовать от реалистов». ( из письма В. М. Киселёвой, от 14 января1887 г.)

  «Когда я излагаю то или другое мнение о литературе, себя в расчёт не беру. Плачевна была бы судьба литературы, если бы её отдали на произвол личных взглядов - это раз. Во- вторых, нет той полиции, которая считала бы себя компетентной в делах литературы. Лучшей полиции не изобретёте для литературы, как критика и собственная совесть авторов».( из письма   М.В. Киселёвой, от 14 января 1887 г.)

 «Снисходительно-презрительный тон по отношению к маленьким людям  за то только, что они маленькие, не делает чести человеческому сердцу. В литературе маленькие чины так же необходимы, как и в армии - так говорит голова. А сердце должно говорить ещё больше».( из письма М. В. Киселёвой, от 14 января 1887г.)

 «Художественное произведение выходит  при следующих условиях: 1)отсутствие предлинных словоизвержений политико- социально- экономического свойства;2)объективность сплошная;3) правдивость в описании действующих лиц и предметов;4)сугубая краткость;5) смелость и оригинальность,  без шаблонов;6) сердечность. 7) необходимо иметь чувство личной свободы». ( из письма  брату Александру, от10 мая 1886 г. и А. С. Суворину,  от 7 января1889г..)
Теперь о труде писателя!
 «Не позволяйте сокращать и переделывать свои рассказы не дружественным рукам. Ведь гнусно, если в каждой строке видна чужая длань…Легче употреблять средство, имеющееся под рукой: самому сокращать до предела и самому переделывать. Чем дольше сокращаешь, тем чаще тебя печатают,  самое главное: по возможности бди, блюди, и пыхти, по пять раз переписывай и сокращай, памятуя, что вся Россия следит за работой. Помни же: тебя читают.  Литература это труд изнурительный. Над рассказом посиди дней 5-7, себя не узнаешь в своих строках».( из письма А. П. Чехову, от 4 января 1886г.)  «Для этого нужно уважение к таланту, который даётся так редко….берегите. Ваши впечатления для труда обдуманного, обделённого, писанного не в один присест…Вы сразу возьмёте приз и станете на видную точку в глазах чутких людей и затем всей читающей публики».( Из письма Григоровича  А.П. Чехову). «Если в себе имеете талант, то уважайте его, жертвуя для него покоем, сном, женщинами, вином, суетой. Говорить о недостатках таланта- это всё равно, что говорить о недостатках большого дерева, которое растёт в саду; тут ведь главным образом дело не в самом дереве, а во вкусах того, кто смотрит на дерево».( из письма М. Горькому, от 3 декабря 1898г.)

 «Не употребляйте в рассказах фамилий и имён своих знакомых. Это некрасиво: фамильярно, да и знакомые теряют уважение к печатному слову».  ( Письмо   брату Александру , 1886г.)

 «Избегайте в работе срочности. Где срочность, там спешка и ощущение тяжести на шее, то и другое мешает работать. Если твой рассказ вдвое больше задуманного, бойся, вдвое хуже».  (Письмо  А. Суворину, 1886 г.)
«Одиночество в творчестве тяжёлая штука. Лучше плохая критика, чем ничего».  (Из письма  брату Александру, от 10 мая ,1886г.)

 «Каждую критическую статью, даже ругательно – несправедливую, обыкновенно встречают молчаливым поклоном - таков литературный этикет… Отвечать не принято, и всех отвечающих справедливо упрекают в чрезмерном самолюбии».( из письма  М.В. Киселёвой, от 14 января, 1887г.)

 «Нельзя давать читателю отдыхать, нужно держать его напряжённым, в маленьких рассказах лучше не досказать, чем пересказать…. Не знаю, почему»! (Из письма И. Л. Щеглову, 22 Января 1888г.)

 «Когда изображаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее - это даст чужому горю как бы фон, на котором оно вырисуется рельефнее. А то у Вас и герои плачут и Вы  вздыхаете».( из письма Л.А. Авиловой, 19 марта 1892г.)

 «Без женщины повесть, что без паров машина ( из письма И.Л Щеглову, 22января1888г.). В повести другие цели, чем в коротком рассказе, требующие хорошего сюжета. Люди, которых я изображаю, дороги и симпатичны для меня, а кто симпатичен, с тем хочется подольше возиться». ( из письма. Н. Плещееву, от 9 февраля1888г.) «Рассказ не может иметь успех, если фразы тяжёлые, как булыжники».( из письма Н. А. Хлопову, 13 февраля1888г.). «Писатель должен обладать сдержанностью, особенно  в описаниях природы, которыми некоторые авторы прерывают  диалоги своих героев. Несдержанностью многие болеют при изображении женщин и любовных сцен,  а здесь необходима грация»! ( из письма М. Горькому, 3 декабря 1898;!899г.г.)

 «В повести важна архитектура. Чем проще фабула, тем лучше».( из письма . А. Лейкину, от11 мая 1888г.)

 «Чтобы изучать теорию словесности надо читать Островского. ( из письма А.Н. Плещееву,22января1888г) Читая корректуру, вычёркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. Когда много определений, читателю трудно разобраться, и он утомляется, а беллетристика должна  укладываться в мозг сразу, в секунду».( из письма М. Горькому, от 3 сентября1899г.).

«Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем. Талантливый писатель  умело отличает важные показания от неважных.  Он умело освещает фигуры и говорит их языком. Дурно, если художник берётся за то, чего не понимает. Для специальных вопросов существуют у нас специалисты».( из письма М. С. Суворину, от 30 мая 1888г.)

« Правильная постановка вопроса - обязательна для художника. Суд ( писатель) обязан ставить правильно вопросы, а решают присяжные ( читатели), каждый на свой вкус . Художник должен творить преднамеренно. Если бы  какой - нибудь автор сказал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного  намерения, а только по вдохновению, без умысла, под влиянием эффекта, то я назвал бы его сумасшедшим».( из письма А.С. Суворину, от27 октября1888г.)

 «Описания природы  должны быть весьма кратки и иметь характер а propos.  В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. Природа является одушевлённой, если Вы не брезгуете употреблять сравнения явлений её с человеческими действиями».( из письма брату Александру, от 10 мая !886г.)

 «В сфере психики тоже надо избегать частности. Храни Бог от общих мест. Лучше избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев. Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она».( из письма брату Александру, от 10 мая1886г.)
«Уважайте себя, ради Христа, не давай  волю - рукам, когда мозг ленив. Не выдумывай страданий, которых не испытал сам, и не рисуй картин, которых не видел,- ибо ложь в рассказе гораздо скучнее, чем в разговоре. (  из письма Александру Чехову, 1886 г.) Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки…Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее , чем полную»( из письма Н.П. Чехову, Март 1886г.).
***
Высказывания и советы А.П. Чехова, не нуждаются в комментариях. Разве что, необходимо поместить в конце статьи цитату самого Чехова из письма А.С. Суворову от 19 января 1895г.: «меня переводят во Франции чаще, чем Толстого».


Рецензии
Ну, вот, уважаемый Владлен, вы всё знаете. Остаётся только и вам написать что-то равное Чехову.

"Лучшей полиции не изобретёте для литературы, как критика и собственная совесть авторов»"
Вообще-то выше всего этого - читатель.

Конечно Чехов - гений. Но вот закончил трилогию Живые и мёртвые. Много лишних рассуждений. Текста этого не касалось ваше редакторское перо.
Но Константин Симонов тоже интересен своей беспощадной правдой о войне.
Не зря его наградили, хоть и не Нобелем, но несколькими Сталинскими премиями.

Владимир Иноземцев   16.08.2020 10:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.