Двойной портрет Пушкина и Натали. Часть-6

Продолжение:

Однако новая ссылка не только не сломила Пушкина, но даже способствовала его профессиональному росту. Он всем сердцем полюбил эти край и северную русскую природу. Годы спустя поэт  неоднократно возвращался в Михайловское, когда  уставал от городской суеты или просто желал уединенья.
 
Это затворничество в северной глуши было для опального поэта не слишком долгим.  Осенью 1826 г.  вступающий на престол Николай I освобождает Пушкина из ссылки, беседует с ним тет-а-тет и, пропуская мимо ушей, неосторожное высказывание поэта в поддержку своих друзей - декабристов,  обещает ему высочайшее покровительство.
 
С данного момента наступает новый этап в жизни и творчестве Пушкина. Его начинает привлекать образ Петра I - сильного человека, действующего в сложную, трагическую  для России эпоху.

С такими мыслями он заканчивает начатый прежде роман «Арап Петра Великого» и сочиняет поэму «Полтава», достаточно холодно воспринятую критикой. Тем временем, реакционные круги по-прежнему недовольны поведением поэта-вольнодумца, и за ним устанавливается негласный полицейский надзор.

Вот как выглядел первый отрывок из «Арапа Петра Великого:

В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края, для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим. Он обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне и, тяжело раненный, возвратился в Париж. Император посреди обширных своих трудов не преставал осведомляться о своем любимце и всегда получал лестные отзывы насчет его успехов и поведения. Петр был очень им доволен и неоднократно звал его в Россию, но Ибрагим не торопился…


А это  – весьма интересные отрывки из знаменитой поэмы  А. Пушкина «Полтава»:


И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась
Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд и ясен
И славы полон взор его,
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает…

Продолжение http://www.proza.ru/2014/06/14/710

Рисунок - коллаж автора.


Рецензии