школьные годы чудесные 2...

    Конец весны, начало лета - пора школьных экзаменов. Может поэтому всплывают в памяти воспоминания этой поры много лет назад... Сегодня многое переменилось, а мне, почему-то, милее то, моё, ушедшее время, с которым  ушло  многое  хорошее, духовное и душевное ...

   Подушечка.

   Подушечки бывают  разного  назначения.  И,  как  вещи  бытового  назначения  ничего  интересного и неожиданного  из  себя  не  представляют,  наверное  за  исключением  одного вида  из них, а  именно,  предназначенной  для  стирания  мела  со  школьной  доски.  Не  знаю,  правда  используются-ли  они  в  современной  школе,  в  свете  сегодняшних  нанатехнологий !  Хотя  есть  вещи  вечные  в  своём  предназначении  на  все  времена, но думаю, что подушечки канули в вечность и заменены прагматичными кусками поролона. Да и у девочек изменились пристрастия и представления!  Но  в  прошлом ...

Подушечка  от   мела  была  для  девочек  особой   статьёй  классного  инвентаря.  Перед  каждым  новым  учебным  годом,  даже  без  особого  напоминания,  девочками  добровольно и даже с каким-то  благоговением  шились  подушечки  из  желательно  симпатичных  лоскутов,  найденных  дома,  до  отказа  набивались  технической  ватой,  идущей  на  зимние  утеплители  пальто  и  на  небезызвестные  ватники. Оформлялись об'язательными рюшичками и кокетливым ушком для гвоздика сбоку от доски! Красота была - невероятная...   

Девочки  всегда  приносили  к  началу  занятий  эти  произведения  собственной  фантазии  и выражения  любви  к  своему  классу.  Первое  время  подушечки  долго  не  теряли  своего  товарного  вида  но, всё  более  и  более  вбирая  в  себя  мельчайшие  останки   мела,  становились  всё  более  весомыми.  Периодически  заботливые  дежурные   старались  выбить  излишки  меловой  пыли  на  улице, хотя  совсем  избавиться  от пыли  было  невозможно. 

При  всём  своём  мирном  облике  и  мягкости,  эти  кокетливые  толстушки  скрывали  в  себе  опасный  потенциал  грозного   оружия  в  классовых боях мальчишечьих  разборок .  Но  жертвой  мог  стать   каждый , попавшийся  на  её  пути.  И  тому  не  позавидуешь!  Вмазанная  со  всей  силы,  оставляя  весь  впитанный  в  себя  мел,  она  превращала  лицо  в  белую  гипсовую  маску  с  хлопающими  тёмными  прорезями  глазок!  На  время  совершенно  обездвиживая  и обезоруживая   свою  жертву, а у всех окружающих  вызывая  дикий  взрыв  хохота,  кроме  пострадавшего,  конечно!  Хорошо, если  подушечка  была  сухая,  т.к.  с  какого-то  момента  её  начинали  стирать,  отжимая  с  водой  излишки  мела,  от  чего  она  вскоре  теряла  товарный  вид  и  заменялась  новенькой  симпотягой!

   Но  у  неё  бывало  ещё  одно  довольно  коварное  назначение.
В  послевоенные годы  зимой  классы  отапливались  железными  печками – буржуйками,  дым  из  которых  выводился  в  круглое  отверстие  в  форточках жестяными   многоступенчатыми  трубами  с  «коленом».  И  вот,  иногда,  особо  хулиганистым  ученичкам, приходоло   желание  сорвать  занятия  при  помощи  всё  той-же  мягкой  миролюбивой  подушечки,  засунув  её  в  трубу  между  одной  из  ступеней,  которую  затем  ещё  нужно  было  обнаружить,  что  получалось  не  так  сразу!
Всегда в классе  находилась  парочка  переростков, бывших  в  оккупации  и  отставших  в  учёбе.  Это были эдакие  «бывалые»  ребята,  которых  основная  масса  простодушных  и  не  искушённых  жизнью  ещё  детей,  сторонилась  и  побаивалась.  А  они  знали  своё  дело.

     «Буржуйка»  начинала отчаянно дымить, наполняя класс клубами дыма.
В класс являлся директор,пытливо вглядываясь в наши лица гневным взором, пытался обнаружить виновных, выводил всех из класса. Но найти местонахождение подушечки в трубах было нелегко. Да и  удалить  дым  из  помещения  удавалось  не  так  быстро.  Поэтому  уроки  были  сорваны,  все  распускались  по  домам.  Конечно,  директору  было  ясно,  чьих  рук  это  дело,  но  --  не  пойман – не вор...  А  зачинщики  тоже  знали  чувство  меры  и  не  слишком  часто  устраивали  подобные  акции. Так  что,  воспринималось  подобное,  как  досадная,  но  --   неизбежность.
   Но  это  считалось ЧП,  КОТОРОЕ  РАССЛЕДОВАЛОСЬ  С  ДОПРОСАМИ  ВСЕХ  ПЕРСОНАЛЬНО  С «ПРИСТРАСТИЕМ» !
... чаще  всего  ничем  не  оканчивающимися,  т.к.  свято  чтя  кодекс  чести,  за  редким  исключением  кто-то становился  предателем,  даже,  казалось-бы,  из  благородных  побуждений ...

   P.S. Правда,  есть ещё  один  вид  подушечек.  Вернее изделие ввиде подушечки,  когда-то очень почитаемые детворой,  несмотря  на  вред  зубам  от   чрезмерного употребления,  это - конфета  карамельная  подушечка  с  повидлом   внутри.  Не говоря  о  том,  что  они  были  просто  вкусными  и   с'едались  в   огромных колличествах,  несмотря  на   постоянные  напоминания  о  кариесе!   Но   они оставались  вечной  загадкой   без   разгадки   того,   каким   образом   повидло попадало  внутрь  твердой   карамели!?   И   очень   часто  возникал  этот вопрос, коварно  кем-то   невзначай   подкинутый   жгучей  темой   для   размышления, никогда  никем  толком   не   разгаданный,   сколько-бы   подушечек   при  этом не было   поглощено,  забывая  о   кариесе...   Не  знаю,  как   сейчас  дело обстоит с   этой   ранее   вечной   загадкой  и,   существует-ли  она  сегодня на повестке дня   невзначай,  как  и  сами   подушечки   с   повидлом ?
______________________________________________
          Мех   кенгуру .
 ____________________________________
    В те  далёкие  времена,  лишённые  телефонов, телевиденья  и, тем  более – Интернета,  периодически  у  деятельного  подрастающего  поколения  возникали  увлечения,  вначале  принимавшие  эпидемический  характер.  Так  однажды  занесло  откуда-то  ветром  вирус  игры  в  «лянду», или "лянгу",  поразивший  всё  мальчишечье  поголовье. Причём, самозабвенно играли все возрастные категории -- от совсем мелких до -- выпускников !  Смысл  этой  подвижной  забавы  был  в  определённой  ловкости  и  чувства  кординации.  Сам  предмет   игры  в   «лянду»  делался кустарно  и  состоял  из  круглого  плоского  основания  из  свинца,  которое  мальчишки  сами расплавляли  и,  залив  в форму  размера,  примерно, пятака,  охлаждали  и  наклеивали   на  одну  его  сторону  кусочек  меха,  желательно  попушистей!  И  это  устройство  подбрасывалось  вверх  боковой  внутренней  частью  стопы,  подбивая  его  всякий  раз  вновь  и  вновь.  Пушистый  мех  делал  приземление  свинцового  балласта  более  плавным   и целенаправленным,  чтоб  успеть  вновь  и  вновь  подбивать  его  вверх,  поднимая и опуская ногу ...  Чем  больше  раз,  не  уронив  назем !  Иногда  ставили  на  деньги.

   И  вот  у  всех  заболевших  этим  недугом  появилась  постоянная  забота  поисков  кусочков  меха  попышней  на  замену  устаревших  облезших  в  процессе  деятельности.  Мальчишки  всюду рыскали,  где-бы  вырезать  незаметно кусочек   у  кого-нибудь  из  зимних  вещей  с  мехом,  иногда  даже  у  кого-нибудь  из   домашних.   При  всей  скромности  и  даже  бедности  жизни  послевоенных  лет,  меховые  изделия  с  пышными  мехами  были  довольно  редки.

  Мы,  дети  школьного  возраста  вообще  не  блистали  туалетами  и  носили  без  разбора  всё,  что  было  под  родительской  рукой,  в  основном  перелицованные  и  перешитые  всякие  обноски,  и  уж  было  совсем не  до  мехов!  Однако,  мне  в  это  самое  время  родители  «справили»  новое  зимнее  пальто  взамен  напрочь  изношенных  предыдущих.  О,  это  было  роскошное  по  тем  временам  пальто  «на  вырост»   из  новой  ткани,  с  большим  воротником,  манжетами  и  широкой  опушкой  пОнизу.  Мех  был  тоже  какой-то  необыкновенный,  заморский,  приобретенный  по  случаю  у  знакомого  скорняка,  по  его  словам  --  мех  кенгуру  из  Австралии.  Несмотря  на  всю  роскошь  обновки,  я  её  люто  возненавидела  именно за  этот  роскошный  вид  на  2-3  размера  больше,  сковывающий  свободу  движений  и,  вообще,  накладывающий  определённые  обязательства  бережного  отношения  с  подобной  роскошью...

И  когда  я  появилась  в  классе  в  этой  обнове  с  пышным  мехом,  все  уже  могут  понять  чувства  владельцев  многочисленных  «лянд» ,  требующих  обновления  меховой  части. 
  Сначала  робко,  несмело  на  переменках  ко  мне  подсаживались  мальчишки  и  начинали  клянчить  у  меня  кусочек  меха  из  моей  роскошной  опушки  по  подолу,  обещая  совсем  незаметно  вырезать  совсем  ма-а-а-аленький  кусочек   из  той  невидимой  части  подола,  что  подворачивался.   А  я  по  своей  доброте  душевной  начала  им  позволять  это  делать,  правда  вместе  с  ними  изыскивая  незаметные  места  в  той  самой  ненавистной  боярской  роскоши...  Вскоре  ко  мне   потянулись  мальчики  из  других  даже  старших  классов  с  теми-же  слёзными  просьбами, что  мне  даже  начинало  льстить! 
    
  Несмело  подсаживаясь  ко  мне,  улыбаясь,  робко  излагая  просьбу,  ожидали   моей  милости...  и  вновь  мы  начинали   как  можно  незаметней  кромсать  опушку  из  меха  кенгуру ...
  Даже  у    лиц   определённых   трудновоспитуемых,  так  называемых,  отпетых,  мой  мех  вызывал  неожиданные   положительные  изменения  в   общении,  когда  подсаживаясь  ко  мне  с  очередной  просьбой,  они  в  несвойственной  для  них  манере  произносили  слова,  никогда  ранее  не  бытовавшие  в  их  лексиконе.

  Вскоре  процедура  кромсания  моей  опушки  стала  настолько  дежурной,  что  происходила  без  моего  участия.   Просто  подходили  к  моему  пальто  на  вешалке  и  отрезАли  очередной  кусочек.
   В  какой-то  момент  убывание  меха  с  пальто  не  могло  не  привлечь  внимания  моих  родителей,  что  при  ближайшем  рассмотрениине   не  могло  не  вызвать  определённых  действий  в  отношении  довольно  дорогого  меха.
К  счастью  зима  кончалась,  дорогой  мех  был  спорот  с  пальто,  и  для  следующего  сезона  был  заменён  дешёвым  кроликом,  однако,  уже  без  нижней  опушки.
Однако  отношение  мальчишек  ко  мне  навсегда  осталось  тёплым  и  благодарным   в  память  о  моей  доброте ...
  А  за  лето  и  поубавился  интерес  к «лянге - лянде»,  затем
совсем  утратившей  свою  популярность, сменясь  другими интересами ... 
Было  это  в  6м  классе.
*************************************************

Стенка  по  стенке  и  другие  забавы ...

  Именно  в это-же  время – 5-6  классы,была  у нас  ещё  одна  забава --  что-то вроде перетягиваниве  каната, только  смысл  был  в  выталкивании  из  шеренги  играющих. Собирались   две  команды  по  интересам,  становились  вдоль  стенки,  плотно  прижимаясь  к  стене  и  друг  к  другу,  и  начинали  напирать    команда  на  команду  в  лице  ведущих,  наиболее  сильных  ребят.  Задние  напирали  изо  всех  сил  на  впереди  стоящих,  стараясь  выдавливать  из  плотной  шеренги  противников  наименее  прижатых  к  стене  игроков .

    А,  т.к.  стены  в  школах  в  те  времена  были  побелены  просто  извёсткой  или  просто  белой  глиной,  можно  представить  во  что  превращались  игроки,  поелозив  изо  всех  сил  по  побелёной  поверхности!  Исходя  из  наших  забав,  мы  старались  в  одежде  быть  не  особенно  изысканными,  тем  более  при  всеобщей  бедности  послевоеных  лет   стараться  особенно  не  приходилось,  и  нас  вполне  устраивала   практичная  нищета,  не  требующая  никаких  об'язательств.  После  подобных  забав  на  переменках  приходилось,  правда,  долго  пока  звенел  звонок  выколачивать  побелку  друг  из  друга чтоб  привести себя  в  более  божеский  вид,  вздымая  клУбы  пыли  друг  из  друга! 

    Если  у  современных  тинейджеров  писком  моды  считаются  разорванные  в  разных  местах  совершенно  новые  джинсы,  многие  школьники  той  поры вынуждены  были  носить  старые  дырявые  вещи,  которые,  правда,  всегда  старательно  штопали  и  залатывали  их  бедные  мамы,  если  успевали  это  сделать до  следующих  дырок ...   Исходя  из  подобных  пристрастий,  мы  питали  презрение  и  даже  ненависть  к  новым,  с  иголочки,  одеждам,  в  которых  иногда  смущённо  являлись  сверстники,  чувствуя  свою  необ'яснимую  вину  и  угрызения  совести  перед  собратьями,   с  нетепением  ожидая  скорейшего  старения  своих  обнов ! Поэтому  на  следующую  зиму  я  чувствовала  себя  комфортнее  в  своём  состарившемся  пальто,  не  таком  просторном,  в  силу  моего  роста,  и,  конечно,  с  более  простонародным  мехом...  И  не  жалко  было  елозить  в  нём  и  по  стенке,  и по  горке  ледяной!

Был  в  нашем  классе  сынок  профессора  из  СельХоз  Института  в  Софиевке.  Конечно,  профессорский  сынок  был  отличником,  примерным  в  поведении,  хорошо  одетым,  эдаким  «ботаником»  в  полном  смысле, правда, не в  очках. Звали  его  Юра,  но  мы  его  прозвали  по  имени  литературного  героя  из романа Панаса Мирного - "Хiб ревуть воли, як ясла повнi?" - украинской  классики – Чипка,  Чипа. Правда  он  не  был  бесхребетным,  мог  и  подраться,  и  за  себя  постоять,  но  мирился  со  своим  прозвищем,  отзываясь  на  него  всегда. Меня  он  раздражал  своим  повышенным  вниманием,  с  некоторых  пор,  но  в  общем,  я  была  терпима  с  ним  с  лёгкой  беззлобной  иронией.  Иногда,  правда,  раздражал   неподвижный  немигающий  взгляд  его  водянистых  глаз,  обращённый  на  меня.  Этим  он мне  очень напоминал  персонажа  из  любимого  нами  в  те  годы  романа 
В. Каверина  «Два  капитана»,    Ромашова – «ромашку» !

   И  вот  однажды  Чипа  явился  в  класс  в  новом  прекрасно  сшитом  пальто  из  чёрного  сукна.  Это  явление  сразу  вызвало  в  нашей  массе  нездоровое  презрение.  Постепенно  презрение  превращалось  в  лютую  ненависть  и  желание  как-то  испортить  такую  непростительную  красоту  и  совершенство.
 И  вот,  когда  наше  возмущение  достигло  своего апогея,  нашему  терпению  пришёл  конец,  и  по  какому-то  незначительному  поводу  кто-то  один  из  нас,  вооружившись  куском  мела,  провёл  жирную  полосу  на  интенсивно  чёрной  спине  Чипкиного  пальто.  Обернувшись  к  обидчику,  Чипка  получил  ещё  одну  полосу  с  другой  стороны.  Вскоре  это  приобрело  явление  массового  психоза,  и  каждый  из  нас  хотел  оставить  след  своего  презрения  к  непозво  лительной   роскоши.  Бедный  Чипка  метался  среди  нас,  как  раз'ярённый  зверь,  со  всех  сторон  получая  отметины  нашего  гнева.  Мы  остановились  только  тогда,  когда  пальто  из  чёрного  стало  почти  белым.  После  этой  жестокой  экзекуции  наши  чувства  были  удовлетворены,  и  мы  даже  помогали  Чипке  чистить  снегом  на  улице  его  многострадальную  роскошь  изрядно  утратившую  первоначально  роскошный  вид.
После  такого  «крещения»  ни  у  кого  не  возникало  желания  больше  продолжить  презирать   его ...

 А  Чипка  мужественно  оставил  это  без  последствий,  не  пожаловавшись  родителям,  что  вполне  было-бы  логичным. 
Таким  образом  мы  утверждали  социальное равенство  среди  нас,  не  допуская  никакого  выпендрёжа.  Идеи  справедливого  распределения  благ  земных  во  все  времена  в  разных  формах  проявления  были  нам  тогда  близки  и  понятны  ...  Почерпнутое  из  произведений  М. Горького --  «если  от  многого  отнять  немножко, это  не  кража,  а  просто  делёжка...»
было  нам  понятно  и  приветствовалось ...
 О,  как  давно  это  было,  но  было...
Правда  в  7м  классе  мы  все  очень  изменились,  начиная  уделять  гораздо  более  пристальное  внимание  внешнему  облику  друг  друга  в  том  числе
по  половым  различиям ... Пришла  пора ...
     ...пришла пора ...
Лист осенний кружась -- опадает,
Плачут окна потоками слез --
А в душе лучик солнца играет,
мне напомнив  дурман юных грез ...

... и  готова   сегодня   признаться,
Что  так  было  однажды  со  мной ,
Когда  взглядами  взглядов  касался
Тот   мальчишка  хмельною  весной ...

И  боялась   я  взглядом  раскрыться,
Соблюдая  «квасной»   этикет ,
И ,   готова  в Любовь  погрузиться  –
Вместо  «Да» ,   говорила  я  «Нет « ! ...

И  калитка   была,  и  скамейка 
Вечерком,  под   сирени   кустом ,
И   извечная   взглядом   соседка ,
Так   ждала , --  Что-же  будет  потом ? –
A  наутро с лихвой  наслаждалась,
Обсуждением    встречи   моей,
Приукрашенно   сути   касалась
Чувств   фантазии   силы,  своей ...
--  Как-же, как-же , ведь  ежели ,  если ...
так  ведь  нЕчего  будет  беречь !  --
И  уж  маме   моей --  честь  по  чести –
Был  «доклад»  о  подробности  встреч ...

То  провинции   милой   законы –
К  ним   ничуть – ни  прибавь,  ни – отнять,
И,  пройдя  сквозь  Судьбы  перегоны ,
С  доботой  будешь  все  вспоминать ...

Ах  как  было  все  это  далёко,
В  той  прекрасной  и  юной  Весне,
Что  сквозь  Жизнь  пронеслась яснооко,
Вновь  так  часто  являясь  во  сне ...
... та  скамейка   в  цветеньи   сирени,
и  разбуженность   встречами   чувств,
строгость  мамы,  и  взгляды  соседки,
и   несмелость   касания   уст ...
                May , 29, 2006.
****************************************************
http://www.proza.ru/2011/12/23/1883   - продолжение.
P.S.   Да, вспоминается многое, глядя на сегодняшних деток, которые могут сигануть с крыши из-за отсутствия модной шмотки в их гардеробе ... Как всё переменилось!И это старание, быть похожими во всём бездумно следуя моде... Мы всё-же сохраняли свою индивидуальность и независимость, правда, пусть в силу той самой послевоенной бедности ...Глядя на сегодняшних школьников и их интересы становится иногда страшно за их бездуховность,жестокость, вместе с новыми программами, не дающими даже минимума общей культуры ... Наблюдала даже на примере своей младшей внучки в возрасте 13-14ти...

Приехала после долгой разлуки с перекрашенными русыми волосами в цвет красного дерева, с ушами, увешанными ,как ёлка, серёжками...А сели разгадывать кроссворд, не знала даже про Тома Сойера!Обиделась, когда я ей сказала, что цвет волос больше уместен для панельной женщины...Конечно, с ростом приобретаются какие-то познания, но пробелы ничем не возмещаются. И это в культурной семье, что уж говорить о других ... Но, мы уходящая натура, а мне жаль того времени, давшего нам,детям так много, несмотря на все издержки! Потому и тянет на воспоминания...
*****************************




 


   
 


Рецензии
Спасибо, Алла, за то, что возвращаете в школьное детство! Оно было прекрасно!
С уважением, Мила

Мила Суркова   26.11.2017 18:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.