Крестьяне - этимология

Существуют вопросы, бесспорные ответы на
которые найти довольно сложно. Одна из таких
загадок — происхождение (и соответственно
исконное, первородное значение) слова
           «крестьяне»
Владимир Титов. «Наука и жизнь» (№ 5, 2011)

               

Согласимся с автором высказывания выведенного в эпиграф, действительно, дискуссия в Сети по проблеме происхождения термина «крестьяне»  ничего определенного не внесла в этимологию. Слово разбирали по «косточкам» на всех возможных языках, тут и греческий, латинский, Законы Ману (санскрит), восточнославянские языки и прочее – нет только одного языка - еврейского, языка крестьянского (христианского) Бога.

Удивительный психологический парадокс сознания образованных людей – объяснять деяния иудейского Бога всеми лингвистическими средствами (в т.ч.  и на языке племени НЯМ-НЯМ), но никогда в связи с его «родном» языком – иврит.
Почему, отчего, неужели это всё так сложно (достаточно взять словарь иврита), или работает, не понятая до сих пор психологами структура социально-политического СОЗНАНИЯ, проникшая на генетический уровень, религиозная пропаганда, сформировавшая европейское сознание  в ходе исторического процесса???   

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке» (Бытие 2:8). Как же быть с Богом-творцом, подавшему человеку пример земледельческой деятельности, вычеркнуть его из «фонового знания» европейской цивилизации; не придется, ли тогда вычеркнуть и крестьянина?

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -кресть-; суффиксы: -ян-ин-. Значение: сельский житель, основным занятием которого является земледелие или животноводство; человек, находящийся в личной зависимости от помещика и занимающийся сельскохозяйственным трудом. Этимология по Максу Фасмеру.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Крестьянин, (в соврем. знач. – с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьанинъ "христианин; человек", ст.-слав. крьстининъ (Супр.), болг. кръстянин "христианин", сербохорв. кршhанин, словен. krscan, чеш. krеstаn "христианин", польск. chrzescijanin – то же, в.-луж. krescijan – то же, н.-луж. ksescijan – то же. Заимств. из лат. christianus "христианин" (ср. поганый); см. Мейе, Et. 186; Скок, RЕS 7, 193; Тиц, "Slavia", 9, стр. 26. Менее вероятно, судя по ударению, посредничество д.-в.-н. christjani "христианский, христианин" (вопреки Бернекеру 1, 634 и сл.) или прямое заимствование из греч. christianos (которое якобы сблизилось с крьстъ), вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 102 и сл.), Кипарскому (236).

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981.

Применяются формы: крестьянин, крьстианинъ, крстьянин и др.; звание и состояние крестьян – лиц, принадлежащих к низшему податному сословию на Руси.
Судя по датам, терминология оформилась в XIV веке, из-за близкой фонетики слов христиане - крестьяне произошло отождествление слов и деэтимологизация  (утрата связи с корнями) понятия крестьяне; в словарях слово «кристиане» имеет два значения: 1. Христианин; 2. Крестьянин. 

2) Бытие крестьянина

В древних  государственно-правовых и церковных текстах люди, принадлежащее к «подлому» (низшему) сословию фигурируют редко, крепостной крестьянин в России XVI-XIX вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сделок. Тем не менее, деятели церковной и государственной элиты видели в крестьянах  одну из важнейших составных частей общества, согласно учению о тройственной социальной организации (с XI в.), духовенство, дворянство и крестьянство были основными опорами монархии. Крестьяне представляли  низший разряд триады, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.

Крестьянин был ближе к земле, чем любой другой член средневекового общества, он был «привязан» к земельному наделу, на котором трудились его предки, с этой землей он находится в интенсивном взаимоотношении, и не мыслил себя вне постоянного с нею общения. Жизнедеятельность и мировоззрение земледельца были связаны  с  природными сельскохозяйственными циклами, на  аграрное бытие накладывалась иудеохристианская  культурная программа.

1. Сельскохозяйственный годичный цикл
Основные мероприятия: вспашка, посев (насаждение растений), уход за растениями,  сбор урожая.
 
2. Иудеохристианская культурная программа
Любое поселение в средние века имело в основе – церковный приход, низшая организация церкви, храм, где наряду с религиозной деятельностью, велся учет и изменения в гражданском состоянии прихожан, вокруг него организовывалась экономическая, социальная и культурная жизнедеятельность населения вплоть до XIX века. Годичный церковный цикл был «привязан» к сельскохозяйственной деятельности, главные религиозные праздники приходились на зимнее время и раннюю весну; ежедневные посещения церкви, церковные мероприятия давали почву для богоискательства (религиозной философии) и  формировали мировоззрение крестьянина.

Выделим главные компоненты в жизни крестьянина, это - сельскохозяйственная деятельность по производству продуктов питания и культурная социально-идеологическая система, в которой он существовал – материальное (производитель продуктов) и духовное (принадлежность к системе иудеохристианства).

3) Обобщение и вывод

* Крестьяне -  часть оседлого населения, занимающаяся производством продуктов питания, основа деятельности – земледелие, обработка земли и выращивание растений.
* Христиане – поборники определенной религиозно-философской системы организации общества, в нашем случае – иудеохристианства; христианство ведь еврейская религия, теория и практика возникла в Израиле, в еврейской среде, использует исключительно иудейские ветхозаветные и новозаветные документы.
Отождествлять термины «крестьяне» и «христиане» нельзя (несмотря на уподобление  слов в древних текстах) - они принадлежат к разным классам понятий. Первое означает  человека, который занимается сельскохозяйственной деятельностью (материальной), в нашем случае преимущественно земледельческой; второе – принадлежность человека к определенной социально-религиозной среде – духовная деятельность.

Вывод

Можно предположить, что понятие «крестьяне» должно в какой-либо форме отображать главные элементы сельскохозяйственной деятельности крестьянина, например: пахота, вскапывание земли, посев, насаждение растений. Так как деятельность крестьянина проходила в христианском социально-идеологическом пространстве, где сакральным языком был иврит, то соответственно и термин должен содержать корни иврита и понятия иудаизма.
 
4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.

КРЕСТЬЯНЕ = КР+ЕС+ТЬЯНЕ или более древнее КР+ЬС+ТЬАН+ИНЪ; у нас сразу же выявляются соответствующие земледельческие понятия иврита.

* КР =  ивр. КАРА копать, выкапывать из земли, арендовать.
Библейский образ, Быт. 26:25: «И раскинул там шатёр свой, и выкопали (КАРА) там рабы Исаковы колодезь».
Данный корень в значении «копать землю» употребляется в Библии 16 раз; в еврейской письменности гласные не пишутся (подразумеваются) и слово КАРА в письме выглядело как – КРх (последняя буква не произносится).
См. стронг иврита 3738, КАРА; http://biblehub.com/hebrew/3738.htm

* ЕС или ЬС =  ивр. АСА делать, производить; корень употребляется практически во всех книгах Библии.
См. стронг иврита 6213, АСА

* ТЬАН = слово прочитано наоборот – НАЬТ = ивр. НАТА сажать, насаждать; НЭТА саженец, росток, насаждение; в письме, без огласовок НАТА выглядит как НТх (последний знак не читается); корень употребляется почти во всех книгах Библии 58 раз.
См. стронг иврита 5193, 5194, НАТА
 
Библейский образ, Бытие 9:20: «Ной начал возделывать землю и насадил (НАТА) виноградник».

* ИНЪ = ивр. ИНА, АНА быть покорным, страдать, мучиться; или АНИ бедный, бедняк, обнищание, нужда.
См. стронг иврита 6031, 6031a, АНА

Общий вид

КР+ЬС+ТЬАН =  ивр. КАРА (КР) копать, выкапывать из земли, арендовать + ЕС или ЬС =  АСА (С) делать, производить + ТЬАН =  наоборот – НАЬТ =  НАТА (ТН) сажать, насаждать; растение, саженец.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. соответственно по терминам; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/

Таким образом, слово-понятие «крестьянин» русские средневековые идеологи  сформировали из трех корней иврита - обозначили земледельческое сословие, его основные занятия; с крестом и христианином нет ничего общего.

Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке»; Запад Господь почему-то «не призрел».

Уточнено, 14.3. 2017 г.


 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.