Блокада Ленинграда открывается для изучения

Наконец-то открывается всё больше страниц о блокаде Ленинграда!
Наконец, появляется возможность эти документы исследовать. И так шаг за шагом мы узнаем свою историю из того, что осталось о ней не только в памяти участников, но и в строчках того времени. В языке того времени. В работе целого города и целого фронта.
Всё  то, что так долго молчало, но ждало своего часа.
Часа открытия!


"Избежать блокады Ленинграда было невозможно, считают историки
Северо-Запад
23 июня, 19:55 UTC+4

Выводы сделаны на основании рассекреченных документов о боевых действиях на ленинградском направлении летом-осенью 1941 года

http://itar-tass.com/spb-news/1275033

Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда

© Фотохроники ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Юлия Андреева/. Широкий массив рассекреченных документов, отражающих ход и характер боевых действий на ленинградском направлении летом-осенью 1941 года, остается неизученным историками. Об этом рассказал в понедельник на заседании "круглого стола" "Рассекреченные материалы о блокаде" в Музее политической истории директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) Андрей Сорокин.

"Рассекречивание этих документов началось около 16 лет назад и с тех пор идет как перманентный процесс, - отметил Сорокин в беседе с корр. ИТАР-ТАСС. - В этом году мы получили два больших массива рассекреченных материалов советского периода". К 70-летию Победы РГАСПИ планирует оцифровать ранее не доступные публике документы Госкомитета обороны (ГКО) СССР периода Великой Отечественной войны, после чего они будут доступны в режиме онлайн.

Газета "Смена", август 1941 г.
О начале Великой Отечественной войны ленинградцы узнали не из газет

Директор РГАСПИ отметил, что 102 документа ГКО СССР остаются на секретном хранении. Однако, по его мнению, "проблема не в том, чтобы заниматься изысканием документов. Перед нами стоит другая проблема: освоить огромный массив, который пока не освоен историками. Эти документы, предоставляющие возможности для аргументации самых разных точек зрения, еще не востребованы".

Сорокин пригласил петербургских исследователей к сотрудничеству в изучении рассекреченных материалов, проливающих свет на различные аспекты истории Ленинграда периода Великой Отечественной войны, в том числе личных фондов Иосифа Сталина, первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрея Жданова, документов Госкомитета обороны и политбюро ЦК ВКП(б), Центрального штаба партизанского движения.

Комментируя содержание этих документов, директор РГАСПИ подчеркнул, что они представляют Ленинград "сражающимся, а не умирающим городом". "Сравнение Ленинграда с лагерем категорически не принимаю, - сказал А.Сорокин. - Это был осажденный сражающийся город, в котором было многое сделано для обороны и самого города, и страны". Вместе с тем, по его мнению, рассекреченные документы свидетельствуют о том, что "перспективы избежать установления блокады не было фатально".

Дневник еще одной ленинградской школьницы, пережившей блокаду, издан в Санкт-Петербурге
Почетный гражданин Петербурга, автор "Блокадной книги" Даниил Гранин назвал рассекречивание документов по истории обороны и блокады Ленинграда "замечательной новостью для историков". "Мы все чувствуем, что не до конца известно то, что было в городе", - сказал он, отметив, что "тема блокады и войны вокруг Ленинграда вдруг приобрела всеобщий интерес".

Доктор исторических наук Никита Ломагин, автор ряда книг и статей по истории блокады Ленинграда, считает, что историками недостаточно изучены темы, связанные с экономическими и политико-экономическими аспектами истории Ленинграда в этот период. "Мы занимаемся либо политической историей, либо изучением быта, повседневной жизни, что чрезвычайно важно и необходимо, но, например, экономическая сторона практически не исследована". Он подчеркнул также необходимость изучения документов, характеризующих деятельность каждого из руководителей того времени. "Сводить управление Советским Союзом к личности Сталина нельзя, - уверен историк. - Нужны исследования, показывающие роль и Микояна, и Косыгина, и Вознесенского, тогда миф "без Сталина мы бы войну не выиграли" получил бы несколько иное измерение. Эти материалы нужно комплексно публиковать"."


Рецензии