Четыре чуда в Израиле

Швейцарский профессор Э. Лапиде прочел в Цюрихе лекцию под названием
<<Четыре чуда в Израиле>>, содержание которой мы излагаем ниже.
Государство
Израиль - одно из самых молодых в мире. Его территория вдвое меньше,
чем Швейцария, а населения меньше, чем в Берлине. Израиль не имеет
природных богатств, ощущается большая нехватка воды (в иврите
существует 11 слов для определения разных видов дождя и 4 - росы).

После нацистского геноцида евреи открыли ворота своего государства
немецким гражданам, паломникам, дипломатам и изучающим Библию, что
свидетельствует о том, что они не собираются мстить. Евреи -
оптимисты. Они живут среди враждебно настроенных к ним народов, однако
не теряют надежды на мирную жизнь. Впечатляют статистические данные о
четверти века независимого существования третьего (современного)
израильского государства.

Итак, П. Э. Лапиде определил тему своего выступления двумя словами:
<<четыре чуда>>.

Первое чудо - это воскрешение <<мертвого>> древнееврейского языка. В
начале XX века ни один еврейский ребенок не считал иврит родным
языком. Еврейские иммигранты из 121 страны разговаривали на более чем
70 языках. Филологи утверждали, что мертвый язык нельзя воскресить и
приспособить к современным условиям. Сегодня на иврите пишутся труды
по разным отраслям современной науки. Израильские школьники,
осматривая в музее библейские рукописи, найденные у Мертвого моря,
которые были написаны около двух тысячелетий назад, читают их с такой
же легкостью, как в других странах газеты. В израильском парламенте на
этом языке обсуждаются политические и экономические вопросы, связанные
с современностью. Так вопреки мнению филологов возродился <<мертвый>>
древнееврейский язык, что следует признать одним из чудес современности.

Второе чудо - создание класса земледельцев. В диаспоре евреи
овладевали всеми профессиями, однако не существовало (за редким
исключением) класса евреев-крестьян. Первые сионисты, понимая, что
народ не может выжить на собственной земле без земледельцев, решили
призвать евреев Центральной и Восточной Европы (где проживало 80 % от
общего числа евреев), к занятию земледелием. Социологи и историки
утверждали, что подобные попытки никогда не удавались. Известен
процесс урбанизации, когда люди массами переселяются из деревни в
город, но в истории не было отмечено обратного процесса - переселения
из города в деревню. <<Не советуем вам делать попытки, которые
обречены>>, - говорили они.

Сейчас в Израиле - миллион земледельцев, чьи родители или деды были
горожанами, не знакомыми с земледелием и животноводством. Израильские
земледельцы отличаются от крестьян других стран тем, что обычно имеют
высшее образование. В киббуцах есть хорошо укомплектованные
библиотеки, даже музеи, налажен культурный отдых, развивается
художественная самодеятельность. Из этого класса выходят выдающиеся
писатели и художники. Израильское сельское хозяйство, передовое по
мировым стандартам, не только полностью обеспечивает страну продуктами
питания, но и экспортирует их. Как в незапамятные библейские времена,
израильтяне стали земледельцами и пастырями (скотоводами).

Третье чудо - воскрешение нации. 1949 г., через год после получения
независимости, когда в Израиль прибывали евреи из 121 страны, в стране
восемь месяцев работали американские и скандинавские антропологи. Они
пытались понять, на каком основании пришельцы со всего света хотят
объединиться и создать единый народ. Свои наблюдения они резюмировали
так: <<Новое израильское государство произвело на нас большое
впечатление, однако вам не хватает одной вещи - у вас нет нации. Ваши
граждане - представители 90 национальностей, и, чтобы из этой смеси
возникла единая нация, понадобятся процессы продолжительностью не
менее чем в 200 лет>>. Ссылаясь на пример американских этнических
групп, они добавили: <<Если к концу XXI века вы приспособитесь друг к
другу и станете действительно израильтянами, то сможете считать, что
вам повезло>>.

Спустя 23 года те же ученые снова проводили в Израиле в течение двух
месяцев подобные исследования и пришли к выводу, что вопреки их
прогнозу произошла социальная, экономическая, культурная и
психологическая интеграция в единый народ представителей различных
культур, языков и цивилизаций, прибывших с пяти континентов. Сплочению
нации способствовала и внешняя опасность. Так зло, которое замышляли и
замышляют против Израиля его враги, чудесным образом оборачивается для
этого народа благом. <<И разве не назовешь это чудом?>> - сказал
профессор Лапиде.

Четвертое чудо - оборона Израиля. С момента провозглашения государства
Израиль военные эксперты предсказывали ему скорый конец. В их числе
был фельдмаршал лорд Б. Л. Монтгомери, один из руководителей
британской армии во время Второй мировой войны, прекрасный знаток
расстановки сил на Ближнем Востоке. На международной конференции в
Лондоне 14 мая 1948 г. он сказал: <<Евреям пришел конец>>. И никто ему
не возразил. На Ближнем Востоке евреи составляли всего 2,5% населения,
а вооруженные силы Израиля были в 40 раз меньшими, чем арабские.
Военные стратеги предсказывали конец Израиля также и в последующих
войнах - в 1956, 1967 и 1973 гг., однако каждый раз их прогнозы не
осуществлялись. Самой зловещей оказалась последняя из войн, в начале
которой объединенные арабские армии атаковали израильтян неожиданно,
когда те в Йом-Кипур - священный день года - были погружены в пост и
покаяние. У неприятеля было больше танков и самолетов, чем у Гитлера,
когда тот в июне 1941 г. напал на СССР. Израиль отбился, причем только
на Синайском полуострове израильтяне захватили военную технику
стоимостью в два миллиарда долларов.

Если бы арабы использовали средства, брошенные в горнило войны, на
улучшение жизни палестинцев, то каждый палестинец мог бы иметь
собственный дом.

Евреи не вели войн со 160 г. до н. э., когда они под руководством
Маккавеев боролись с Сирией. Около двух тысяч лет у них не было
национального флага, военачальников, армии, даже клочка собственной
земли, которую они должны были бы защищать. Похожее соотношение сил
было в то время, когда маленькая Иудея под руководством Давида
боролась с филистимлянами. Тогда иудеи победили и сделали своей
столицей Иерусалим, где, как и сегодня, начали говорить на еврейском
языке. За все свои победы Израиль может благодарить того же своего
Защитника, на Которого в Псалмах указывал Давид. Надежда на Него безошибочна.

Когда евреи начали возвращаться в Палестину, она была опустевшей. В
Галилее были болота, а на юге страны - пустыня. После Второй мировой
войны в Святую Землю возвращались жертвы этой войны, люди, многие из
которых, пройдя лагеря, нуждались в лечении и, казалось, не годились
на роль строителей государства. Сегодня, знакомясь с данными
статистики, каждый может убедиться в переменах, произошедших в
Израиле, и в том, что цель существования Израиля, которая была
предначертана в ТАНАХЕ, рано или поздно будет достигнута


Рецензии
Очень интересный и познавательный материал, Наташа.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   22.07.2014 17:58     Заявить о нарушении