гл. 30. Зимние лагеря 3. Полевые занятия

см.ФОТО:впереди машина НШ дивизиона.Слева по пояс с люка я.             



    Наша колонна продолжила свое движение. Оповещение по колонне о происшествии прошло мгновенно. Все бурно обсуждали между собою произошедшую трагедию. К месту назначения прибыли своевременно. В час дня. Наши "квартирмейстеры", как оказывается, прибыли в колесной колонне намного раньше нас, и уже почти подготовили для нас бивуаки. Я с таким жильем раньше не сталкивался, поэтому мне все было в диковинку.

         Под палатки для проживания офицерско-прапорщицко-сверчковского состава рылись ямы глубиною два метра. И размером три на три. По бокам их обставляли заранее заготовленными щитами нужного размера из досок. На пол ложились такие же щиты , но сверху еще накрывались кусками линолеума. Кровати с трех сторон в два яруса. Слева от входа-  огромная самодельная, из трехсот литровой бочки, печка буржуйка. Посередине , как зонтик, укреплялась на стойке обычная лагерная палатка. Со стороны входа вниз, оборудовалась стремянка. Все, военный "фигвам" готов.


         Позже я оценил неоднократно все прелести и преимущества этого жилья. Когда печку топили, несмотря на тоненькую брезентовую крышу над головой, и мой второй этаж кровати, а также  минус 25 градусов на улице. Зима в тот год  выдалась достаточно прохладной. Жара в помещении  была такая, что спали в одних трусах поверх заправленной постели. Одним словом, не мерзли.
          

            Ну, а далее все по накатанному руслу. Ежедневная, изнурительная для солдат и офицеров полевая учеба. Мое дело, постоянное присутствие, со своим снаряжением. Наш полевой ПМП тоже здесь. На левом фланге полевого лагеря. Периодически навещаю своих по службе, в свободное время. Ничего особенного. В пятнадцати километрах от нас, есть наши стационарные советские части. Там, соответственно, имеется свой гарнизонный госпиталь в самом Магдебурге. Поэтому, если случаются какие - либо заболевания, травмы, отвозим нуждающихся своим транспортом туда. Стараемся на месте никого не держать. А по этой причине наш пмп  не перегружен,  особого напряга в службе никто из медиков не ощущает.


             Здесь, на полигоне, я впервые столкнулся с реальным вооружением нашей армии. Поэтому пытаюсь везде побывать, залезть, посмотреть. Благо, медику никто и не препятствует. Дивизион буквально с моим приходом в полк, перешел на эти новые самоходные орудия. Под названием "Акация". Офицеры и солдаты сами их еще только осваивают. Хотя, конечно, офицеры были с ними знакомы, когда учились в своих артиллерийских училищах. Кто возможно только теоретически, а кто то уже и практически.

              Для начала возьмем машину начальника штаба дивизиона, в которой мне уже пришлось прокатиться. По моим далеким от техники понятиям, она вообще была чудом ВПК* для того времени. Там уже стояли какие - то подобия бортовых компьютеров. Целая вычислительная лаборатория, компактно размещенная в относительно небольшом пространстве. Все мигало и пищало. Светились какие - то циферки и индикаторы.


             Офицеры, которые этим занимались, казались мне  магами. Не зря ведь отбор в армию с давних пор осуществлялся по следующему принципу: Красивых - в кавалерию, умных - в артиллерию, а всяких прочих - в инфантерию*. Удивил прибор, о котором я только читал в художественной литературе. А столкнулся с его работой случайно. Без задней мысли, передвигаясь в зимнем одеянии и с толстой медицинской сумкой по тесному салону машины, услышал окрик кого- то из офицеров:
 - Какая бл..ь лазит по салону! Работает гироскоп*!
 Все замерли!" Я, конечно, не сознался. Будучи в неведении, что при работе какого - то таинственного прибора нельзя шевелиться. Просто замер.


              А через некоторое время начались разговоры и перемещения. Второй прибор, который поразил мое воображение, назывался топопривязчик. Что - то по форме , размеру и по крышке передней панели напоминающее обычную хлебницу. Пусть простят меня  артиллеристы, далекого от техники в то время медика со средними параметрами. Так вот туда, под прозрачную крышку, которая поднималась идентично, как в том кухонном хранилище, вставлялась топографическая карта с участком местности, по которому мы перемещались. Выставлялся самописец (или может он называется у специалистов как - то по другому). Выверенный, видимо, по тому самому гироскопу в точку нашего нахождения в данный момент.


               А дальше на моих глазах происходило чудо. Машина двигалась, перемещаясь, соответственно, рельефу местности, а перо самописца точно отображало на карте все наши маневры. Возможно, что за годы прошедшие с тех пор, все это чрезвычайно упростилось, прогресс шагнул далеко вперед. Но тогда я воочию видел чудеса.


        Следующий, поразивший мое воображение, был прибор ночного видения. Совмещенный с лазерным дальномером. Его работу мне пришлось наблюдать ночью, соответственно. По нажатию кнопки оператором, засветилась панель с цифрами. При этом я, как всегда, не имея понятия, высунулся из люка, чтобы посмотреть, как луч зеленого цвета шириной и толщиной (так мне показалось) как лезвие "Нева", выходил из какой- то щели, мгновенно достигал объекта, на который он был наведен и возвращался обратно на свое место.


             Мгновенно последовал очередной окрик:
- Ты куда вылез! Назад! Нельзя смотреть на луч незащищенными глазами!
Я мгновенно нырнул в чрево кабины. И тут же увидел на панели  расстояние до ДОТа*, на который наводили луч. Затем поупражнялся с этим прибором несколько раз самостоятельно, наводя прибор на различные объекты, типа холм, движущийся автомобиль. Всякий раз прибор показывал точнейшее расстояние в километрах и метрах.
               

             Но это в машине НШ дивизиона,  все выглядело как в вычислительном центре. А ведь еще были сами САУ. И к ним внутрь я также проник, и все посмотрел. В сравнении с теснотой командирской машины , здесь было просторно, как в салоне микроавтобуса. Вокруг казенника пушки можно было свободно ходить не пригибаясь. Но это пушка, самоходная, была так сказать, исполнительница воли тех командирских машин.


   Солдаты мне шепнули, что дальность полета снаряда до двадцати семи километров. И что пушка может стрелять даже ядерными зарядами. Насколько это правда, я уточнять не стал. Типа, все покрыто завесой секретности.
               

       Рядом находились два соседних дивизиона. 1-й АДн, вооружен пушками Д-30; 2-й РеАДн, вооружен реактивными установками "Град". На базе машины "Урал". Я в свободное время подходил и к тем и к другим дивизионам. Присматривался к этой грозной технике.
  А еще в километре от нас находились соседи по гарнизону. 62-й ТП (танковый полк). Как- то, случайно находясь неподалеку от линии занятий танкистов, я стал свидетелем еще одного "чуда". Танк т-80 на моих глазах стал ритмично вибрировать-раскачиваться взад-вперед и погружаться в глубь песка-грунта. Через минуту -другую из само вырытого окопа торчал только ствол.


       Не смотря на приличное расстояние, побежал к танку, чтобы посмотреть, как это он делает. Экипаж к тому времени уже вылез наружу покурить. На мои вопросы солдаты словоохотливо показали и рассказали принцип действия. Оказывается, у этой модели танка имеются регулируемые изнутри , спереди и сзади, ковши-лопаты. А еще есть передача в моторе на вот это самое маятникообразное движение. По моей просьбе разрешили заглянуть и внутрь танка через верхний люк. Предлагали даже залезть внутрь, но я понял, что для этого мне придется раздеться до нижнего белья, несмотря на мой вес тогда в пятьдесят пять кг.


         Настолько мне показалось  тесным само отверстие люка, а внутри такая узкая щель, что я до сих пор удивляюсь, как там помещается экипаж. Внутри помещение САУ по сравнению с танковым, это как комната и нора. Ну, да все имеет свое предназначение. Пушки ведь не предназначены для лобовых столкновений с врагом.

См. продолжение в гл.31.

*ВПК-военно-промышленный комплекс.
*инфантерия-пехота. От инфант-(лат.)-ребенок.
*гироскоп-прибор работающий по принципу детской игрушки-волчка.
*ДОТ-долговременная огневая точка.(Их было много по немецким полигонам).


Рецензии