Моя история СССР. 3. Почему Белое движение потерпе

Амаяк Тер-Абрамянц
Почему Белое Движение потерпело крушение.
Марина Цветаева
«Дон»
1
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон:
Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.
2
Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
- Где были вы? - Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Дону!
- Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.
3
Волны и молодость - вне закона!
Тронулся Дон. - Погибаем. - Тонем.
Ветру веков доверяем снесть
Внукам - лихую весть:
Да! Проломилась донская глыба!
Белая гвардия - да! - погибла.
Но покидая детей и жен,
Но уходя на Дон,
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать - векам.
Долгое время мне не давал покоя вопрос: почему же Белые потерпели поражение, если жизнь показала ошибочность, несостоятельность и чудовищную преступность коммунистического эксперимента над Россией? Какая дьявольская насмешка истории над Россией!Я слышал много объяснений: не было, мол, единства, общей идеи, людей, оружия и т.д. Всё так, но не это главное. А один из главнейших ответов был в том, что не было поддержки крестьянства и солдат, тех же вчерашних крестьян, тех же мечтателей о кусочке своей землицы. Ключ - в обещании земли, данном большевиками крестьянам, немедленном её получении за счёт земли помещичьей, не дожидаясь какого-то там отдалённого Учредительного собрания: «Грабь награбленное!» Недаром один из персонажей романа Пастернака "Доктор Живаго" наивно воскликнул - какая великолепная хирургическая операция!Тем более, что русский крестьянин за века так по сути и не приобрёл частнособстченнической психологии, находясь даже после отмены крепостничества во власти деревенской общины,которая не оставляла ему определённого куска земли, а ежегодно меняла наделы в своих интересах. И потому в глубине души пахаря всегда жило тайное убеждение, что земля ничья, Божия, пусть он и шапку ломал перед помещиком, в котором лишь видел нарушителя этой Божией воли. Но тут впервые был обещан свой, свой надел и оказалось частнособственническое никуда не делось, а хранилось до поры, как топор под лавкой...
После Учредительного собрания тоже была обещана земельная реформа, но когда она будет и какая, к тому же часть земли помещикам останется, а тут бери всё что есть сразу и дели! Вот она справедливость народная! Кто не работает, тот не ест! Что предлагали Белые - вернуться к прежнему и лишь потом разбираться, красные предлагали новое, а новое всегда очаровывает, соблазняет, на дне души каждого злодея таится сказка со счастливым концом, так человек устроен. А тут всё просто и понятно: бери помещичью землю и дели и к своей прирезай!
А в десятилетия перед революцией, надо сказать, произошёл демографический взрыв, земли стало не хватать, чтобы прокормиться семьям, голод то там, то здесь вспыхивал. А рядом, перед носом, лежали порой и не паханные земли господские, или приходилось за копейки наниматься, чтобы их обрабатывать. Да ещё требовали с мужика какие-то выплаты за то, что с его дедов крепостную неволю когда-то сняли… Чувство обиды на несправедливость нарастало, закипало, сливаясь с чувством зависти, злобы на "богатеев". И шевельнулось в крестьянстве чувство бунташье, разинско-пугачёвское, взыграла разбойная стихия без всяких евреев ещё ,кстати, в 1905 году, и запылали усадьбы то там, то здесь по России. Столыпин частью эти выступления жёсткой рукой подавил, разрешил выход крестьянам из общины, излишек населения направил на Дальневосточные земли… Но всё это были меры паллиативные, и до 17 года ГЛАВНАЯ проблема земли-кормилицы оставалась по сути нерешённой. А тут пришли большевики (которые были по количеству меньшевиками),но с маузерами и готовые на любое возражение ответить пулей и сказали : «Мужики! А чего вы ждёте? – Вон тот луг помещичий за речкой берите и делите, новая власть народная, то бишь МЫ, вам разрешает!» И снова запылали усадьбы по России, Но не все, конечно: некоторых бывших хозяев, лишившихся земли, даже оставляли жить в их апартаментах. Но маятник войны мотался всё шире, война разгоралась, взаимная неприязнь и подозрительность усиливались, нарастали, большевистская агитация подливала масла в огонь…
Это потом уже, после 17 года, когда большевики продразвёрстку объявили и стали изымать из хозяйств даже семенное зерно, обрекая семьи на голодную смерть, крестьяне взвыли: куда податься? – красные землю дали, а весь хлеб забирают, белые вообще толком ничего не обещают, и за вилы взялись, ружья, стали отряды сколачивать, «зелёные» появились, в лесах окопались, у дорог. Да куда им против хорошо вооружённой с железной дисциплиной армии красной, против чоновцев, да к тому ж у каждого бунтаря изба своя в деревне с семейством осталась. Заложники! Вот тут красные по "контре" и ударили: и семейства под корень вместе с детьми, бабами да стариками и самих бунтовщиков через этих заложников покончили резко – а что ни сделаешь ради светлого будущего? И урок другим - хоть землю жри, но пойми, дурень, песню: «Кто был никем, тот станет всем!». Другие поколенья нам спасибо скажут!
Роль евреев, грузин, армян, латышей, китайцев и других нацменьшинств в революции и гражданской войне была , безусловно, огромной, но не решающей: без разино-пугачёвщины, вспыхнувшей в крестьянских и солдатских массах, она не смогла бы перевернуть российскую государственность.
Мне довольно часто приходилось слышать от русских обвинения , что в октябрьском перевороте и гражданской войне виновны евреи а от евреев приходилось слышать обратное: мол только дикий русский народ мог учинить и допустить такую революцию и такие преступления советской власти.
Я вообще против того, чтобы в чём-то огульно обвинять чей-то народ, тем более не свой. Каждый народ прежде обязан взглянуть сам на себя – увы, любую вину проще переложить на соседа, но тогда ничего, кроме замкнутого круга взаимных обвинений, и грызни, никуда не ведущей в результате не получится.
Евреи с их мессианским пылом, да и представители других наций, свято уверовавшие в марксистскую псевдонауку, будто бы человеческое общество развивается по каким-то законам, как это есть в физике или химии, направили раскалённую народную ненависть в необходимое, как им казалось, русло – от несправедливого общественного устройства к справедливому. И это было их великой ошибкой, за которую и они же сами и пострадали. Впрочем, те, кто делал революцию, в подавляющем большинстве отказывались от своей национальной идентификации, веры и обычаев предков, культуры, становясь как-бы новой нацией «марксидов».
Но вернёмся к причинам поражения Белой Армии в Гражданской войне. Вот что по этому поводу пишет её участник офицер-артиллерист Мамонтов в своей книге «Походы и кони»:
«Отношение к нам населения зависело оттого, испробовало ли оно власть большевиков. Если большевиков в крае не было или были недолго, население им симпатизировало, но это ощутимо менялось после долгого пребывания красных. Они наводняли города и деревни пропагандой, грубой и лживой, и потому действенной. Наша же пропаганда почти не существовала.
Крестьянам мы обещали землю слишком поздно – в Крыму, в 1920 году. Надо было бы сказать об этом раньше. Ведь было столько крестьянских восстаний в тылу у красных.»
Мало того, один из белых офицеров вспоминал эпизод: когда они отбили у красных его усадьбу, собрали крестьян и объявили им, что «Всё будет, как прежде»… то есть крестьянам уже разделившим землю на наделы придётся её вернуть. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что могли почувствовать и о чём тогда подумать крестьяне. Конечно, далеко не все в Белой Армии были монархистами – едва ли половина были республиканцы разных партий и между столь разнородными группами всегда возникали трения и противоречия, порой довольно острые. Были даже войска Комуча (Комитета учредительного собрания, сформированного из депутатов этого собрания, часть которых удалось собрать в Симбирске). И эти части воевали (NB!!!) под красным флагом! – Всё это говорило о крайней идеологической раздробленности Белого движения.
Получалось, что кроме цели свержения большевиков, кроме туманного для крестьянина и пролетария инстинкта «Спасения России» не было общей объединительной конкретной идеи, конкретных обещаний... Большевики же не только синичку в руки дали подержать, но и журавля в небе сулили: «Кто был никем, тот станет всем!» Заветную сказку склонному к мифологизации народу обещали! Под эту торжественную музыку работало ЧК, расстреливая виновных, невиновных, просто подозрительных, заложников семьями, сёлами, ведь это был «последний и решительный бой», и любые жертвы оправданы ради светлого будущего.
Но нельзя сказать, что все коммунисты были отпетыми бандитами и головорезами. Наоборот: многие верили в новое учение искренне и преданно. А почему бы не верить? Ведь по сути "Коммунизм есть простая идея о возможности удовлетворения всех потребностей каждого человека и человеческого общества в целом, если каждый человек будет трудиться за совесть, а не за вознаграждение. " (Елькин Е.К.) И это была новая вера со своими фанатиками, со своими романтиками, увлекающая людей и вполне порядочных, дающая надежду на некое светлое будущее! И это светлое будущее привлекало многих интеллигентов больше, чем возвращение к исходному старому.
Ещё одна из причин поражения белой, а как они себя называли «Русской» армии, была в том, что Белая армия была добровольческой, а не мобилизационной, как красная. В 1918 году генерал Алексеев после кровопролитного «ледяного» похода через Кубанский край издал это распоряжение, и численность бойцов белой армии «по уважительным причинам» упала в разы. В числе подавших рапорт об увольнении, сразу удовлетворённый, были и Роман Гуль с братом (Р.Гуль, кстати, написал впоследствии замечательную повесть «Ледяной поход»). Какая разительная разница: командующий красной армией издаёт декрет о тотальной мобилизации в красную армию, а за отказ, уклонение – расстрел и репрессирование семьи уклониста.
В результате этих событий численность белой армии почти всегда на порядок уступала красной армии и, тем не менее, она на первых порах наступала, одерживала блестящие победы, канувшие в Лету забвения. В красной же армии суворовского принципа бить не количеством, а умением, изначально не существовало и в записках участников белого движения то и дело упоминалось, что "красные валят, как икра, всегда имея возможность смениться, ввести новые части!» (Туркул).
Отсюда начинается важное свойство советской власти побеждать не качеством, а количеством, нахрапом… уничижительное отношение к человеческой личности как таковой всегда обязанной жертвовать собой ради общего дела, а по сути ради власти коммунистов, выраженное впоследствии пролетарским поэтом-разрушителем Маяковским:
«Единица – вздор, единица – ноль. Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит? Разве жена, - изголялся официозный пиит, - И то, если не на базаре, а близко.»
Итак – человеческая жизнь ноль! И сколько этих «нулей» сколько прибавилось «благодаря» большевикам! .. Да плевать им было все семьдесят с небольшим лет их властвования.
Вопрос о Земле-кормилице, обожествляемой крестьянином, конечно, явилась наиважнейшим фактором в победе так называемых большевиков и то, что они дали её крестьянам немедленно, не дожидаясь Учредительного собрания, явилось их сильным ходом, хотя и для людей разумных, понимающих, чреватым кровавой междоусобицей. Поэтому даже значительная часть интеллигенции на первых порах качнулась к ним, большевикам. Вспомним, как её восприняли герои романа «Доктор Живаго», определив восторженно, как «хирургическую операцию». Кстати, о термине «большевики»: на самом деле в большинстве они были всего лишь на одном из первых съездов РСДРП, на последующих, оказавшись в меньшинстве по вопросу о диктатуре пролетариата и методам насилия, они вышли из партии социал-демократов, образовав новую, жестокую и непримиримую партию, по сути, раскольничью секту, при этом оставив за собой сильно звучащее имя «большевики», хотя к тому времени оказались в меньшинстве. То есть враньё, началось в этой партии с самого начала, с самоназванья.
Самозванные вожди так называемых большевиков, всячески льстили толпе, провозглашая постоянно, свои деянья от её имени, имени народа, а толпа податлива и доверчива, как ребёнок. Они провозглашали свои идеи, заманчиво звучащие, простые для восприятия, ясно выраженные в революционных песнях и гимнах, совпадающие с глубинной верой человека в добрую сказку. А русский человек вообще склонен верить в сказку, его зачаровывает необычное, а суховатая логика для него скучна. По сути, в песне «Интернационал» изложена вкратце цель революции и методы её: 1. «Кто был никем, тот станет всем!» 2. Насилие, как метод достижения всемирного счастья: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы новый мир, мы свой построим…» Мотив интернационала торжественно-гипнотический, вдохновляющий и утверждающий. Подобного объединяющего гимна у белых не было… Величественный и красивый гимн «Боже царя храни…» звучал более как заупокойная, после отречения самодержца и, тем более, после его гибели, направляла взгляд в прошлое, а народу в нём слышалось уже доказательство или отрицания Бога, или отрицание божественности власти монарха: не сохранил же! Да, кроме того, среди белых было много республиканцев и не монархистов, людей иных убеждений. А вот такая утверждающая и обещающая песня: «Смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе, в царство добра и свободы грудью проложим себе!», грудь расширяла, звала вперёд, в будущее…
Белые не обещали ничего нового, а требовали в лучшем случае возвращения к состоянию России до туманного для сознания простого пахаря Учредительного собрания. Коммунисты же СРАЗУ давали то, что руками можно пощупать и СВОИМ назвать - ЗЕМЛЮ!Мало того, обещали новое, лучшее, справедливое,а вскорости построение рая на земле – это было дерзновенно, это было мощнейшим искушением, неодолимым соблазном созвучным вековым сказкам, легендам, мечтам! А религия, значит, оказалась лишь методом обмана бедняков, стеной, отгораживающей их от этого земного рая!! Во как! Отсюда и столько ненависти вспыхнуло к священникам, отсюда крушение храмов и сожжение икон!
Белые вообще не вели никакой политической пропаганды. Для Деникина существовала лишь военная задача разгрома Красной Армии и восстановление «Единой и неделимой России», а вмешиваться в политику он считал не своим делом, откладывая решение политических вопросов на послевоенный период другими людьми. Да и как по иному? – в рядах его армии воевали люди разных политических убеждений от монархистов до республиканцев всех мастей и иных взглядов (кадеты, меньшевики и т.д.). Объявить ведущей какую-либо политическую идеологию, обозначало бы развал его армии.
Странно, но в Белом движении почти с самого начала чувствуется мотив обречённости и жертвенности, тогда как у красногвардейцев был порыв и воля к победе. Многие песни красных были взяты от белых : на тот же мотив были положены другие слова. К примеру, красные пели «И смело в бой пойдём, за власть советов, и как один умрём, в борьбе за это…». В первоначальном варианте это была песня белогвардейская: «И смело в бой пойдём, за Русь Святую, и как один прольём, кровь молодую…». В обеих песнях предполагается смерть, но в коммунистическом варианте за вполне конкретную власть советов, в которые сами рабочие и крестьяне выбирали своих представителей, и эти советы ещё не были вполне приватизированы коммунистами и превращены в фарс, прикрывающий их ложь. У белогвардейцев же предлагалось отдавать жизнь за понятие более туманное, за «Русь Святую», которая уже представлялась перешедшим в новую земную веру крестьянам в виде лукавых и упитанных батюшек: к сожалению, к началу революции и переворота многие священнослужители и в самом деле, видимо, расслабились и давали основания для критики.
Так утопия и романтика коммунизма послужили мощным подспорьем для верхушки самозванцев, волею случая и с помощью немецких денег пришедшей к власти в России в деле одурманивания масс, на практике превращаясь в ложь, а ложь требовала чудовищного и невиданного насилия.

Мы начали главу с со стихов Марины Цветаевой, бесстрашно бросившей их в толпу вооружённых красноармейцев, отправляющихся на фронт с теми, кого она так высоко воспела и среди которых сражался за это белое дело её муж Сергей Эфрон. И было это в 18 году. В этих стихах мы слышим пророчество, пафос высокой жертвенности и обречённости Белого Дела: да, мы погибнем, но воспрянем и спросим у внуков: с кем вы сейчас духовно, поняли ли вы, усвоили урок истории, не напрасно ли мы погибнем?!
      В1998 г. небольшое издательство «Возвращение», в лице своего руководителя Виленского Семёна Самуиловича, бывшего колымчанина, прошедшего страшную бериевскую Сухановскую тюрьму, ставившее бескорыстной задачей опубликовать как можно более воспоминаний узников сталинских лагерей и тем самым не дать навеки пропасть голосам мучеников, выпустило аккуратную книжку мужа Цветаевой Сергея Эфрона «Записки офицера». Книжка оформлена очень хорошо: поля каждой страницы очерчены контурами офицерского погона, внутри которых текст Эфрона, за которым ощущаются столетия пущкинской культуры. В то время он был юнкером школы прапорщиков в Москве и был свидетелем и участников тревожных октябрьских событий в Москве, пытаясь, как и его товарищи предотвратить сползание России в хаос насилия, не раз подвергая себя риску смерти от рук вооружённой солдатни. На фото тонкий скромный  интеллигентный юноша в курсантской форме. И этот углублённый в себя мальчик, более похожий на поэта, чем на военного прошёл всю гражданскую войну с первого до последнего дня, под марковскими погонами и отбыл в Галлиополи вместе с другими частями Белой армии.
Здесь за рубежом в Чехославакии они с Цветаевой родили своего обожаемого Мура!
Фотография от которой дышит счастье: уже крепкий молодой человек на берегу моря во Франции, в восторге поднявший высоко на руках ещё м аленького ребёнка, достойно пошедший воинский путь, рядом Марина с плотными спортивными икрами вознесённая радостным лицом к сыну…  Кажется чего им ещё не доставало для полного счастья? – любимый ребёнок, любимая женщина, свободная страна, море…
Конечно были трудности бытового характера – быт, ради которого Марина была вынуждена наступить на горло свой поэзии, материальная неустроенность… Эфрон, видя муки своей молодой супруги страдал и устроился в одно из евразийских пражских русскоязычных изданий… Но ведь тысячи и тысячи одарённых белоэмигрантов прошли этот путь от грузчика, официанта, таксиста до литератора и как то их жизнь устраивалась…
     Как так случилось, что из самоотверженного белого офицера прошедшего всю гражданскую под чёрными марковскими погонами Эфрон в в1930-ых годах становится агентом НКВД и стал причастен к похищению и убийству генерала Миллера, на котором держалась вся зарубежная боеспособная белогвардейская организация и десятков других членов РОВСа сдавший в НКВД?
     Предательство! – Мы не задумываясь произносим это страшное слово. Предательство – оно страшнее смерти. Одно дело корысть, деньги, это на самом примитивном уровне, но а если человек изменил свои взгляды, если ему даже рискуя жизнью,  открылось нечто такое неопровержимое, о чём он раньше не ведал. Если человек к правде стал ближе или ему так убедилось? - это можно назвать предательством? Со стороны бывших соратников, рода хранящего тайну убийства – да! Но с общечеловеческого воззрения – сложнее. Смешно назвать предателями Солженицына или Шаламова с риском для жизни выкрикнувшими правду, обличившим предательство БАНДЫ! В хаосе гражданской войны и последующих ей лет было, наверное, сложнее.
     В статьях об Эфроне скупо рассыпано, что в 20-ых годах он стал испытывать тоску по родине. Что значит тоска по родине?- тоска по архитектуре городов, знакомым переулкам, дворикам (которые уж по большей части разрушены) по природе с той же пресловутой берёзкой, по друзьям, которых почти не осталось? Всё это фантазии. Я думаю, тоска по родине – это тоска по стихии родного языка, который дома не ощущаешь как воздух, которым дышишь, и чувствуешь лишь его нехватку, когда попадаешь в иные края…Я лишь испытал нечто на своём маленьком опыте. Когда поезд подходил из Москвы к Таллину, русские пассажиры как бы сжались, зная отношение к ним эстонцев, ограничиваясь лишь негромкими самыми необходимыми бытовыми  фразами, а мы с сыном старались общаться на английском... Но когда через неделю идущий в Москву  вагон заполнился русскими, какой же громкий весёлый и освобождённый говор летел отовсюду, какой весенний грай душу распахивал! как легче дышать стало! Родной язык наша подлинная родина вопреки любой мозаике генов!
     Возможно, нечто подобное происходит и с эмигрантами. Но над Эфроном с его подозрительным евроазиатским направлением журнала, идеями какого-то особого коммунизма, стали сгущаться тучи – всё более уважающие себя эмигранты стали его сторониться, не подавать руки…  зато всё более лакомым куском он становился для органов советской разведки. А в 30-ых годах не стало для многих секретом, что он начал работать на ГПУ. Говорят, десятки душ он погубил, страшный человек. Что заставило его изменить убеждения от отважного Марковца до не менее отчаянного чекиста причастного к убийствам последних столпов Белого движения генералов Кутепова и Миллера? Чувство вины перед обманутым большевиками народом, против которого сражался (большой террор ещё не развернулся и поэт мог ещё грезить какое-то время о всемирном царстве справедливости?). Чувство вины перед жертвами  народными, с которых винтовочными и пулемётными отточиями отправлял во тьму, и будто в искупление теперь направлял туда же жертвы белой эмиграции? Но не приносило это облегчения, тем более, когда он стал понимать, в какие паучьи сети невиданной лжи попал и что необоримый водоворот измены уносил его всё глубже во тьму? И не с кем было поделиться даже дома, ибо и близких он мог тем самым подставить! Предатель не нужен был больше никому… Сердце разрывалось, и когда сообразительная старшая дочка Ася, почувствовав подпольную жизнь в доме, с детским романтизмом попросила папу включить её в игру «за всеобщую справедливость», уже начавший понимать паучье-разбойную суть режима в СССР Эфрон поторопился отправить её в Москву, что впрочем, не спасло Асю от детдома и ссылки. Страшно одиночество измены, ошибки, оказавшейся ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ, но не выдержало раз сердце человечье и, как пишет Шенталинский, он сказал Асе, ничего не объясняя: «Ты и не представляешь, что я самый несчастный на свете человек!». Тяжелейший удар он нанёс РОВСу, предав его главу генералов Миллера и Кутепова, учавствуя в его похищении и гибели от рук сталинских палачей. Эмиграция никогда ему этого не простит… Ради чего теперь имело смысл продолжать жить? Только ради семьи, жены, детей, в последней надежде, что его грязная работа оценится новой величающей себя «народной» властью, оценится, как индульгенция для его семьи по возвращении в СССР и возможно спасёт её? Возможно… возможно… возможно.. Этого мы не узнаем никогда.
      Он был отработан расстрелян, как опасно много знавший, любимый сын Мур погиб во фронтовой грязи во Вторую мировую бойню, любимая женщина повесилась…
 
     Но вспоминается три фотографии на столе Виленского. На одной тонкий юный корнет, на второй окрепший и прошедший с боями молодой человек с протянутым к солнцу сыном на руках и любимой женщиной у кромки Океана, миг жизни – миг наивысшего счастья, наверное…На третьей…
   - Смотрите… -Виленский подтолкнул её.
     Нет, это уже не тот подтянутый курсант юнкер – развинченный, без выправки, обыватель в гражданском костюме, но самое неприятное – глаза: светлые, какие-то полупьяные, будто рыбьей плёнкой прикрытые.
     Виленский усмехнулся своей странной улыбкой с морозной колымской искоркой из-под седых и кустистых как кедровый стланик бровей, которая у него появлялась, когда он рассказывал о самых чудовищных и абсурдных изворотах человеческих судеб.

     Нет, ничего не спасёт, когда садишься играть с бесом!


Рецензии
Всё это говорило о крайней идеологической раздробленности Белого движения. - эти слова являются точной характеристикой поражения, все остальное просто прилагается.

Ольга Ртищева   02.08.2017 10:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.