Тетрадь любви... 60. Правда и домыслы. Часть 2

                ПОСЛЕСЛОВИЕ

60. Разгадка: правда и домыслы. Часть 2.

Наступила весна  1953 года.  Мне пошел уже третий год, и жили мы в славном городе Ленинграде,  в большой коммуналке на Мойке .   Папа учился в Военно-политической Академии им. Фрунзе, и мы с ним по вечерам изучали собрание сочинений В.И.Ленина, потому что моя кровать стояла впритык к столу, где папа писал свои конспекты, а я смотрела его книги, рисовала его остро отточенными карандашами на всех бумажках, которые успевала стащить у него со стола.  Когда мама пыталась меня занять игрушками, я серьезно заявляла папиным тоном:
- Не мешай! Мы работаем!-  вот так и работали.
Так вот, в эту славную весеннюю пору, папа получил письмо из ЗАГСа незабвенного города Рославля, в котором сообщалось, что брак между моими родителями  расторгнут по суду, а восстановлен  прежний, с Евгенией Кучеровой, в связи с тем, что у нее от этого брака  в апреле 1950 года родилась дочь Лариса, которой на днях  исполнилось 3 года. В связи с этим отцу ребенка надлежит до совершеннолетия дочери выплачивать ей алименты в размере 25 процентов  от зарплаты или вернуться в семью.

Я не стала терзать маму расспросами о подробностях и нюансах этого документа, но представила, какую  разборку со стрельбой устроила  она отцу в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами»!
Пришлось папе опять ехать в Рославль восстанавливать историческую справедливость. Уж не знаю, как там все было, что было и чего не было – раньше ведь генетической экспертизы не делали – но мудрая Евгения сумела как-то опять надавить на отца так,  что он не стал разбираться, чей это ребенок, и согласился платить алименты, только чтобы вернуть  все свои браки в прежнее состояние.
         Вот такая изощренная месть. Именно месть, так как рассчитывать на то, что отец к ней вернется, у нее не было никаких оснований. А вот испортить ему жизнь и подергать за нервы, и попутно еще и получить материальную компенсацию - это у нее получилось блестяще!
В результате  все оставшиеся 15 лет он платил алименты, а это немалая сумма с офицерской зарплаты! Девочку он никогда не видел, но какие-то знакомые говорили, что она очень на него похожа. Правда, в 3 года трудно определить, на кого похож ребенок. Моей внучке уже восьмой год, а я до сих пор не могу понять, на кого она похожа.  Так, на всех понемножку
Но папе хватило этого подтверждения, чтобы признать ее. Значит,  что-то все-таки было…  Хотя... Скорее всего нет. Просто ему легче было согласиться на алименты, иначе она могла здорово испортить ему и личную жизнь и карьеру.
Правда, у меня есть своя версия происшедшего, но это только мои домыслы,  а   возводить напраслину не хочется. Там такая ушлая мама, что ребенок мог быть вовсе и не папин, а подогнан по срокам. В этом деле 1-2 недели, да и пара месяцев существенной роли не играют, и все будет выглядеть вполне правдоподобно. Но что было на самом деле, я уже никогда не узнаю, да, честно говоря, и не хочется копаться в этой темной истории. Не мое это дело.

Так что  это – еще одна тайна, которую родители унесли с собой.
Но, по документам, вполне вероятно, что где-то на Смоленщине живет моя сводная сестра Лариса. Вот такие новости свалились на мою голову на шестом десятке лет в связи с этим маминым «интервью»! Просто детектив какой-то!

А я-то всегда удивлялась, почему мама так экономна в деньгах, покупке вещей для себя и для нас с братом? Она хорошо шила (в Ленинграде она окончила трехгодичные курсы кройки и шитья), и многие вещи у нас были сшиты ее руками. Она и меня научила кроить и шить, что очень пригодилось мне в жизни в те времена, когда в магазинах было пусто.
А оказывается,  - четверть зарплаты  уходила на алименты! Но я никогда не слышала никаких разговоров между родителями на эту тему, или упреков с маминой стороны.

Это было, конечно, совершенно удивительное повествование! Я заворожено слушала мамин рассказ, и когда она закончила его, я только и сумела произнести:
- Ну, вы   даете!
Это сколько лет надо было молчать и  все  переваривать в себе! Думать все время, чей там ребенок? И почему вопрос об алиментах встал только через 3 года? Наверняка - кто-то надоумил! По срокам  - точно через 9 месяцев родился после последнего визита отца в Рославль. Но ребенок родился, и по моим представлениям,   вся  идиллия родительских отношений должна была рухнуть, или, по крайней мере, здорово зашататься.
Но какая же это была любовь, что даже такие потрясения не сумели разрушить семью, а мы даже не догадывались обо всех этих катаклизмах, и всегда были уверены, что наши родители жили в любви и согласии с первой встречи и до наших дней. Это просто удивительно!

Я попыталась представить себя на месте мамы: я бы, наверное ушла от такого мужа, или грызла бы его всю жизнь, а она все «завернула в тряпочку», пережила, и до конца жизни была уверена, что лучше ее  Бори  никого нет И 52 года хранила в себе эту семейную тайну, ни словом, ни поступком не выдав нам своих переживаний!  А они, наверняка, были, да еще какие!
Просто  - Зоя Космодемьянская!

Но, (это уже мои домыслы), в связи с этим у мамы в руках всегда была эта «дубина»,  которой она могла  погрозить папе, если бы заметила  у него какие-нибудь поползновения сходить «налево». Слав Богу, что у него таких мыслей не возникало.

        После  ухода в отставку папа возглавлял отдел русских  школ в  Германии. Вот такими они были , когда оказались в Германии второй раз. Это примерно осень 1986 года
         
        Коллектив там был чисто женский. Папа всегда был обаятелен,  женщины его обожали и окружали заботой и вниманием. Но я никогда не видела, чтобы у мамы возникала ревность по отношению к ним. Дамы часто были у них в гостях,  приезжали потом уже и в Москве. Мама всегда была приветлива с ними, и они стали  просто их общими друзьями. Женщины наперебой расхваливали ей папу, а она довольно улыбалась и радовалась этим похвалам.
Неужели они оба помнили свою юношескую клятву – никогда не допускать ничего лишнего  по отношению к другим, что могло бы нанести вред их любви, их семье?
До сих пор не перестаю удивляться, до чего же умна была моя мама!
И семью она сохранила не скандалами, угрозами и разборками, а  своей женской мудростью, терпением и  великой любовью к папе!               
Да! Мне до нее далеко! Чего только не вытерпит женщина ради любви…   Хотя – далеко не всякая женщина, а только вот такая, особенная!

Вот ведь как бывает: пообещаешь под горячую руку, не подумав,  жениться, а потом чуть вся жизнь под откос не полетела! Если бы не мамина любовь, - еще неизвестно, как бы закончилась вся эта история.
Может,  все было не совсем так,  ведь многие подробности  мне не известны, не буду брать грех на душу.  Но написала так,  как запомнила.

           Вот теперь – ВСЁ!

P.S. Хочу выразить свою искреннюю признательность и огромную благодарность единственной рецензентке этой повести и в какой-то степени – моему соавтору, - Елене Цыбе. – автору Прозы.ру.  Без ее поддержки, полезных замечаний,  исправления ляпов и просто человеческой  заинтересованности  - этой повести попросту не было бы.
Огромное Вам спасибо, Елена !
Благодаря  Прозе . ру   я познакомилась и подружилась с Леночкой - очень хорошим человеком, прекрасной мамой, да просто с красивой, умной, душевной  женщиной  со сложной судьбой и кучей проблем. Но она нашла  возможность выкроить время, чтобы поддержать меня, когда я уже была готова все бросить. Как же мне повезло!
Спасибо всем, кто заглянул на мою страничку и прочитал некоторые главы повести.

        С искренним уважением
                Лана

                2 июля 2014 года                Москва


Рецензии
Добрый день, Лана.Сегодня дочитала Вашу повесть в письмах. Прочла всё, от начала до конца. Обычно не делаю промежуточных комментариев, поэтому пишу в конце. Я очень люблю эпистолярный жанр. Переписка так много открывает в сущности характеров и взаимоотношений. История очень интересная, спасибо, что поделились. Не знаю почему, но читая, я думала о Тургеневских женщинах. Вообще, что то классическое ощущала во всём. И ещё я не считаю, что люди в одни времена были лучше чем в другие. И во времена наших с Вами родителей они были разными. Тем более важно сохранить их историю. С теплом, Лора.

Лора Зелдович   08.06.2019 20:54     Заявить о нарушении
Лора, добрый вечер!
Извините, что не сразу ответила - меня срочно отправили на дачу с внучкой, а там у меня нет интернета.
Вы правы, люди разные во все времена, но такие политизированные любовные письма - по-моему, редкость.
Спасибо Вам за прочтение и хороший отзыв. Читателей у этого жанра, к сожалению, немного, поэтому Ваш отзыв тем более очень ценен для меня.
С благодарностью. Лана.

Лана Невская   15.06.2019 22:17   Заявить о нарушении
Подолжаю быть читателем.

Лора Зелдович   16.06.2019 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.