1903 год

Самым радостным весенним событием для Розы стал развод (4 апреля) с Густавом Любеком. Это была третья попытка, и опять суд проходил в Швейцарии. Помог Розе в этом деле её швейцарский друг Роберт Зейдель и третий по счёту адвокат - Хуго Хаазе. Роза же в свою очередь помогла пристроить новые стихи и статьи Роберта в немецких газетах.
Вторым приятным событием была премьера спектакля Горького «На дне» (в Малом театре 23 января). Роза пишет Роберту Зейделю:

«Весь Берлин живёт "Ночлежкой"*. Вы уже что-нибудь читали Горького? Я имею в виду его новеллы. Если да, напишите мне свои впечатления.»

И Кларе Цеткин:

«Дорогая Кларочка!
….....
Я уже два раза была на «Ночлежке» и ещё собираюсь так часто ходить, пока мои финансы хоть  как-то позволят. Это произведение большое нравственное событие и удар кулаком в физиономию нашему «благовоспитанному» обществу. Я с огромным наслаждением и не без злорадства наблюдаю, как дорогая публика из партера время от времени получает подщёчины и всё же с собачьей покорностью их терпит...
Пока заканчиваю, сердечные поцелуи Вам, а мужчинам с наилучшим приветом. Ваша Р.» 

В связи с этим cпектаклем интересный факт с отрицательным «привкусом». В Германии Парвус был т.с. импресарио Горького. Так вот за этот по всей Германии с успехом идущий спектакль, Горький не получил от него ни гроша. А договаривались они так: 20% от дохода полагалось Парвусу, 3/4 от остатка - партии и остальное Горькому. От этого репутация Парвуса в рядах социал-демократов на некоторое время сильно пошатнулась. Может быть это объяснялось тем, что У Парвуса, выросшего в бедности, был "пунктик": он хотел, во что бы то ни стало, разбогатеть.

Отношения с редакциями немецкой прессы из-за разных причин остыло. Может быть поэтому Роза переключилась на польскую прессу, сотрудничество с которой она обещала людям ещё  в прошлом году.
В мае Роза, в качестве редактора польской еженедельной газеты «газета Людова» отправилась в Позен. Ниже отрывок из её записки Лео от 9 мая:

«Мой Бобунио, золотой!
Я так измоталась от разговоров с людьми весь день, что не в состоянии написать письмо.
Здесь всё как обычно: с кем ни говоришь, каждый сваливает вину на другого и все стонут. Не смотря ни на что, работа продвигается.» С помощью Розы дело сдвинулось с мёртвой точки.Каждый день Лео получает письменный отчёт.

18 мая  Роза пишет:

«                Понедельник, 10 вечера
Моё золотце!
Вчера не пошла на собрание, весь день с ужасной мигренью провела в постели,  и поскольку сегодня в 10 часов мне нужно было провести собрание, я приняла два противомигреневых  порошка. Следствие: всю ночь не могла сомкнуть глаз, и сейчас ещё у меня руки и ноги дрожат. Но собрание прошло очень хорошо, я говорила по-польски и по-немецки.
Завтра и послезавтра делаю газету, в четверг у меня два собрания, в пятницу и воскресенье по одному.»

Роза работает на износ. 20 мая она пишет: «Теперь я даже ползать не в состоянии.»

30 мая Роза вернулась в Берлин, но через три дня она опять в дороге. С 5-го по 16 июня Роза агитирует в Саксонии за социал-демократов перед выборами в Рейстаг, успешно** агитирует.
24 июня она в Гамбурге.

В начале сентября выбирается на пару дней в деревню на востоке Берлина, почему-то одна. Лео летит письмо:

«Дциодциниа, дорогой! Чувствую себя замечательно. Здесь очень прохладно, всё предобеденное время до 2-х часов пролежала в лесочке у озера, а после обеда писала статью...Как жаль, что тебя здесь нет!»
5 сентября:
«Дциодциниа, мне здесь замечательно, как раз то, что я люблю. Сегодня встала в 7 часов и до обеда читала в лесу...Знаешь ли, что мы совершили ужасную ошибку, потому что оба не  прожили здесь пару недель! Когда ты приедешь?! Дциодциус, если приедешь, то либо постарайся утром к 7 часам, или с ночёвкой, потому что здесь в лесу утром лучше всего...»

14 сентября Роза уже в Дрездене на jxthtlzjv партийном съезде. А там и год подошёл к концу.
1 января 1904 года Роза в традиционном письме семье Зейдель так о нём отзывается:

«Прошедший год не был для меня хорошим, для нас всех здесь! Время выборов было чудесным — работа и успех**. Но потом наружу выступило столько отвратительного, что я и сейчас от этого страдаю...Одним словом, я рада, что год позади и заставляю себя с надеждой смотреть в будущее..» 

* под таким названием шла в Германии эта пьеса

**На  выборах  в Рейхстаг за социал-демократов проголосовало более 3 млн человек, т.о. число депутатов увеличилось по сравнению с 1898 годом с 25 до 81 чел.
   


Рецензии