Мысль, мышление - этимология

Сын человеческий! предложи загадку и
скажи (МЕШОЛ) притчу (МАШАЛ) к дому Израилеву
Иезекииль 17:2

Сегодня наука не может внятно объяснить ряд  проблем, например: содержание  сотен миллионов имен и терминов, причины и условия возникновения национальных языков и методы  формирование их лексики – все это находится в стадии гипотезы. В  предлагаемых  версиях отсутствует идеологическое и историко-лингвистическое основание, вокруг которого должна бы  произойти объединение племенных диалектов, получается, что терминология возникает и тиражируется из ничего и никем соответственно, что невозможно, алогично. 

1) Лексика без религиозной философии  – возможно ли это?

Мы пользуемся лексиконом, смысла которого не понимаем, этимология любого слова упирается в «стену» незнания, хронологически эта «темная историко-лингвистическая область» охватывает период средневековья (VI-XV вв.). Именно в это время в европейском обществе произошли важнейшие процессы развития – европейцы-варвары научились рационально мыслить. Обзавелись письменностью, осмыслили и создали терминологию и на этой базе стали развивать знание, которое чуть позже привело их к созданию национальных государств и бурному развитию науки и техники.   

Философия считает, что наука сегодня опредмечена в книги, термины и имена, формулы, чертежи, а также в материальные и духовные конструкции: машины и здания, общественные системы,  право, политику и т.д. Процесс овеществления знания (реализация в предметах и системах мышления человека) имеет особенность - он отделяется от людей, превращается во «власть», которая диктует  мышлению индивидуума свои установленные законы; индивидуально-психологические процессы подчиняются законам развития знания.

Субъективное мышление человека сталкивается с установленными на каком-то историческом этапе научными аксиомами и может преодолеть это сопротивление всеобщего  научного знания, если оно (мышление) помогает решить назревшую в науке проблему (противоречия в системе понятий). Для этого мыслитель должен пользоваться средствами понятными другим деятелям науки, выражать мысли в доступной для восприятия форме.  Эта форма в большинстве случаев задана деятелю извне, она создана до него предшествующей культурой; переводя забытое знание в общепринятую сегодня форму, исследователь способствует развитию системы понятий науки, а его идеи становятся фактом научного развития.

Известна формула: «как нет языка без мышления, так и не бывает мышления без языка»; язык и мышление взаимно обуславливают друг друга. Ясно, что логика и философия (а соответственно и терминология) зарождается в процессе формирования народности, т.к. система образования и воспитания ещё не выработана, обычные понятия - заимствуются (присваиваются)  из господствующего в религиозно-торговых отношениях языка и переосмысливаются.

Э. В. Ильенков (1924-1979). «О соотношении мышления и языка»; http://www.situation.ru/app/j_artp_234.htm: «логику мышления можно понять до, вне и независимо от исследования логики языка, но в обратном порядке нельзя понять, ни язык, ни мышление».

В данной статье мы не проводим изыскания в области уточнения значений понятия «мысль», «мышление», их достаточно много, и этим занимаются специальные науки. Наша цель – выявить то общее основание, на которое опирались средневековые философы и лингвисты, конструируя общие понятия национального языка, отображающие явления и предметы действительности в процессе консолидации разноязычного племенного мира. На примере анализа термина «мысль» мы попытаемся выявить метаязык, послуживший философским и терминологическим основанием европейской лексики: неужели это языческий греческий или латинский язык – тогда где же  их тотальная идеология?

2) Существующая этимология и применение в русском языке

а) Викисловарь

Корень: -мысл;-. Значение - процесс обработки информации в мозгу человека; идея или формулировка, появившаяся в результате работы мозга. Синонимы - мышление, рассуждение, дума, помысел, идея, концепция.

Этимология по Максу Фасмеру с вствкой

Происходит от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), (далее от праслав. формы ? - вставка), от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. dianoia, logismos), болг. мисъл, сербохорв. мисао (род. п. мисли), словенск. mis;l (род. п. misli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. mysl, в.-луж., н.-луж. mуsl. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maudziu, maudziau, mausti «тосковать (по), страстно желать», apmaudas «досада», готск. gamaudjan «напоминать», ufarmaudei ж. «забвение», греч. mythos м. «речь», mytheomai «говорю, беседую, обдумываю», ср.-ирл. sm;ainim «думаю» (smoudni;), нов.-перс. moуе «жалоба» (у из d), must — то же.

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

* Мысль. Мысль, мышление, разум, сознание. 1. Възлюбише га ба (Господа Бога) своего вьсъм срдцьмь своим, и вьсею дшею твоею, и вьсею мыслию твоею. Матф. 22:37. Остром. Еван. 1057 г. 2. Дума, помысел, идея. 1076 г. 3. Мнение, суждение, убеждение. XI в. 4. Недобрый замысел. XIII в., и т.д.

* Употреблялись термины: мышлю (мыслить); мышляй (измышление, воля, желание, намерение, XII в.)

в) Национальный корпус русского языка

* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418) 

«Токмо послужи нама мало, да егда наю, родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши».

Ценная мысль о периоде наступления зрелого мышления - «родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши», всё в своё время!!!

* Тайная Тайных (поучение, 1470-1550)
 
«А о всемь иже бы еси в;рилъ присеръдн;, зане же увидят ли, иже мысль твоя не единака с д;ли твоими, не похвалят житиа твоего».

2) Обобщения и выводы

* Философы полагают, что люди отличаются лишь одним – разными способностями (скорость и качество мышления) в сфере обработки информации, языковая деятельность человека направлена на передачу мысли другому, а  второго - на постижение мыслей первого. Работает схема: познание явления;образ;слово, и обратный процесс, слово;образ;явление. Возможно ли понимание и рациональное мышление, если система терминологии сформирована в разных идеологических условиях, например, язычество – христианство?

* Викисловарь предполагает связь понятия «мысль» с праславянским языком, которого наука не знает – не обнаружены тексты, искусственная лингвистическая конструкция; этимология слова не объяснена, связь смысла,  графики, и фонетики не установлена.

Присутствие слова в разных «славянских» языках предполагает существование общей культурной традиции, культурных универсалий. Археология не подтверждает до принятия христианства у славян исконно культурных институтов (IX -XII вв.), тем более общих, межплеменных: письменности, общей идеологии,  школ, библиотек и прочего (то, что выкапывают – примитивно).

Вывод

Возникновение восточноевропейской понятийной системы связано с первоначальной иудаизацией и последующей христианизацией населения на этих  территориях. На них  присутствовали одни деятели культурного развития (учителя традиции) - евреи, одни институты иудеохристианства: церковь, письменность и документы иудаизма; откуда и общая терминология.

3) Терминология иврита и библейские образы

а) Приведем слово в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень -МЫСЛЬ, МЫШЛ+ЕНИЕ.

Мышление человека – образование понятий и суждений, путем анализа и синтеза понятий в процессе мышления возникает новое знание; имеет своим продуктом – мысль. Процесс обработки информации (точнее сигналов) человеческим мозгом, уточнение действительности  в сознании.

* ивр. МАШАЛ  притча, аллегория, давать власть, этические максимы, проводить аналогии, уподобить, сравнить (операции мышления). Означает также сочетание слов, для создания и воспроизведения которых требуется тонкая работа ума (рабочий термин Талмуда), т.е. - мышление.

Машал (ивр.) - в Библии имеет значение речи, содержание которой шире и глубже, чем ее буквальный смысл, содержащей скрытые намеки, которые наводят слушателей и читателей на размышление. Форма МАШАЛ — афоризм, краткая сентенция (ср. I Цар., 5, 12; Прит. I, 1, 6; 10, 1; 25, 1; 26, 7, 9; Когел., 12, 9); см. подробно в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона;
* ивр. ИНИАН дело, содержание, вопрос обсуждаемый, разбираемый; или АНА  отвечать, свидетельствовать.

б) Библейские образы

* Притчи 26:7: «Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (МАШАЛ) в устах глупцов».

* Притчи 26:9: «Что колючий терн в руке пьяного, то притча (МАШАЛ) в устах глупцов».

* Числа 21:27: «Потому говорят приточники (МАШАЛ; приточник в русской версии – тот, кто говорит притчами, так называли Соломона (Полный церковно-славянский словарь)): идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона».

* Псалтырь 28:1: «Псалом Давида. К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился (МАШАЛ) нисходящим в могилу».

* Иезекииль 16:44: «Вот, всякий, кто говорит притчами (МАШАЛ), может сказать о тебе: «какова мать, такова и дочь»».

Таким образом, «праславянское» слово «мысль, мышл+ение» очевидное понятие иврита, означает - талмудическую интерпретацию какой-либо проблемы, доказательство мысли каким-либо ярким примером (притчей). Данный факт может означать присутствие ученых-знатоков Талмуда на территориях формирования церковноболгарского и русского языка (Крым, Киев) в самый ранний период (861 г. Крым, чуть позже Киев).


Рецензии