Жертва Каина и Авеля

Согласно Библии, жертвы Богу приносились со времен Авеля и Каина, причем, приносились именно Богу как дар.
Но, если дар, то почему с кровью?
Согласитесь, что-то в этой картине не досказано.
Тайна какая-то.
И нам следует выяснить, почему жертвоприношение было с кровью.
ИМЕНА АВЕЛЯ И КАИНА

Во времена Адама и Евы имена имели смысловую нагрузку, характеризуя их носителей, поэтому будет весьма любопытно узнать, что имели в виду родители, когда называли своих драгоценных чад по имени.

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
(Бытие 4:1)».

Как видите, Ева родила человека, и неплохого человека, если прибавила к своим словам «от Господа».

От Господа плохие не рождаются.

Анны так же родила от Господа пророка Самуила.

«Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его.
(1-я Царств 1:20)».

И в Псалтири говорится, что дети – награда от Него.

«3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
 (Псалтирь 126:3)».

Следовательно, первенец удался и умненький, и хорошенький. Ему родители несли первое яблоко и лучшую шкуру, ему первые ласки и первые песни.
Радовались, как могли, и его радовали.

Второй же родился не такой….
Да и подустали Адам и Ева чадо нянчить, захотелось отдохнуть немного от родительских хлопот.
А дитя плачет, внимания требует к себе.
Вот и назвали они его Авель, по одному словарю:
«А;вель (иврит: ;;; — пар, суета, плач), греческое — ;;;;, арабское — (в Коране) Хабиль — второй сын Адама и Евы. Был пастухом овец — поскольку земля была проклята, он отказался ее обрабатывать. [Раши. Комментарий к книге Берешит]. Убит своим братом Каином после того, как жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно». (http://ru.wikipedia.org/wiki).

А по другому словарю:

«АВЕЛЬ [евр. hebel, греч. ;;;;;;;;;;;;;;; память в Недели св. праотец и отец], второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. Этимология имени Авель, по мнению большинства исследователей, связана со значением еврейского слова   — дуновение, дыхание, ничто — и указывает на краткость жизни Авеля (ср., напр., Еккл, где евр.   передается как «суета»)». (Православная энциклопедия).

В словаре Брокгауза совсем нечто малое, ничтожное.
 «Авель [еврейское — Хевел, возможно, происходит от аккадского — аплу или шумерского ибила, «сын», но более вероятно, от еврейского — хевел, «дуновение», «ничтожность»]». (Библейский словарь Брокгауза).

Одна кровиночка – человек, а другая кровиночка – ничтожность.
Первому – все, а второму – что останется, а оставалось немного. Вот и жил он как придется.

Мы с вами рассмотрели предпосылки преступления.

А теперь посмотрим материальную основу.

Господь, когда сотворил человека, то благословил вкушать растения земли.
«27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;
(Бытие 1:27-29)».

И разрешил есть мясо животных Ною только после потопа и жертвоприношения, а до этого человек ел растительную пищу.
«15 И сказал [Господь] Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
(Бытие 8:15-20)».
 
«1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
(Бытие 9:1-6)».

Естественно, возникает вопрос, с какой целью Авель разводил скот, если мясной пищи человек еще не употреблял?

Вероятно, ради шкур, шерсти и молока, ибо кожаные одежды дал Господь человеку Сам, следовательно, животных начали убивать со времен изгнания из Рая до рождения первых детей земли.
«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
(Бытие 3:21)».

«Еврейский мудрец и философ Йозеф Альбо, живший в Испании [10Йосеф Альбо (1380—1444) - ученик Крескаса — Философия — Пути к истине от RIN.RU] в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага. [11Каин, Гитлер и Вегетарианство]». (http://ru.wikipedia.org/wiki).

Согласитесь, на фоне приведенных текстов Библии теория мудреца выглядит как-то не очень мудро. Если животных начали убивать родители, и тому научили детей своих, то мысль о мести одного брата другому за смерть животного несостоятельна.

Дети выросли. 
И Каину как первенцу досталась земля плодородная в прекрасном месте, где колосился хлеб и рос виноград, а младшему сыну отдали землю похуже: плоскогорье с редким кустарником и незавидной травой.

Но он и тому был рад, хотя жилось ему бедно и впроголодь.
Каин получал прекрасные урожаи и радовался жизни, а Авель едва сводил концы с концами, и чтобы не умереть с голода, начал разводить овец и коз.

ЖЕРТВА АВЕЛЯ
Итак, «Авель принес от первородных стада своего и от тука их». То есть, жертва была сначала убита им, из нее он взял жир и принес Богу.
Греха же тем самым не совершил, так как мяса он не ел, согласно тексту, а животных разводил с иной целью.
Богу же отдал в дар то, что было в хозяйстве не нужно – жир и кое-какие внутренности, что собаки не ели (почему мы предполагаем именно такую ничтожную жертву?
Потому что такую жертву приносили Богу евреи за грех, и Он принимал ее. О том мы поговорим позднее).
 «4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
(Бытие 4:4)».

Решение, принести в жертву Богу тук и внутренности животных, было вынужденное.
Отдать целую овцу на всесожжение ему было сложно, так как в таком случае потерял бы большую и теплую шкуру, и мясо овцы необходимо было для сторожевых собак, которые охраняли его небольшое стадо.
То есть, у него было желание принести хорошую жертву Богу, но возможности, как таковой, не было.
Естественно, он сожалел о том, что не может принести большой и хороший дар, но, с другой стороны, немного и лукавил, так как в душе сознавал, что им движет не только материальная бедность, но и скупость, и любовь к животным, которых не хотелось убивать. Это вызвало в душе его печаль и тревогу, так как он верил в Бога и боялся наказания, за неправильные свои действия.
«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
(2-е Коринфянам 7:10)».
Очевидно, во время заклания жертвы Авель молился и просил прощения у Бога, так как понимал, что Господь знает его мысли, и видит его ухищрения. Вспоминал свое недостоинство перед Ним, и перечислял проступки, и жертву свою представлял ничтожной – человек, все, что ему не нужно, презирает и считает ничтожным.
Это было первое человеческое осознание своей вины перед Богом.
«18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
(Псалтирь 37:18,19)».

Тук и почки овцы ему были не нужны, так как собаки их не едят, и, к тому же, они очищают кровь – душу животного, следовательно, употреблять их в пищу вредно.
Авель о том не знал, но Господь знал, и велел евреям почки сжигать вместе с туком.

Господь принял от Авеля вредное, забрал ненужное, оно было от первородных, но плохое на столько, что его даже собаки не ели, но Авель получил прощение, потому что просил.

И это вменено ему в праведность, а не жертва сама по себе, хотя и жертва понравилась Богу, но не своим богтством.

ПОКАЯНИЕ АВЕЛЯ

Одновременно он просил помощи у Бога, так как видел благоденствие брата и желал жить так же богато, как тот.
 
«22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
(Псалтирь 37:22,23)».

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли. {Слава:}
(Псалтирь 39:17,18)».

«169 Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.
170 Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.
171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.
172 Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.
173 Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.
(Псалтирь 118:169-173)».

«3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. {Слава:}
(Псалтирь 42:3-5)».

1 {Псалом Давида.} К Тебе, Господи, возношу душу мою.
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,
18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.
(Псалтирь 24:1-18)
 
Нечто подобное обязательно творилось в душе Авеля. Но та же Псалтирь говорит, что Господь слышит молитвы человека, и помогает ему.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
3 Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.
5 Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
(Псалтирь 19:2-5)».

ЖЕРТВА КАИНА

Каин, напротив, отбирал для Бога самые лучшие плоды и мысленно хвалил себя, мол, какой я хороший – «самое лучшее отдаю Богу, сам не съел – Ему несу, а этот Авель несет Богу то, что даже собаки не едят, — жир и почки. Фи».
«3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
(Бытие 4:3,5)».

ОСУЖДЕНИЕ КАИНА
В его мысли блуждало осуждение и превозношение. Но Господь не разрешает этого даже в мыслях.

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
(К Римлянам 14:4)».

О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Аналогично этой ситуации была рассказана Иисусом Христом история «О мытаре и фарисее» Ученикам Своим.
«9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(От Луки 18:7-14)».

Потому и жертва Авеля была принята Богом, и грехи его прощены, и сам он освящен Духом Святым, а у Каина жертва не принята.

ГОСПОДЬ СЖЕГ ЖЕРТВУ АВЕЛЯ

И Господь простил Авеля и принял жертву, говорят, сжег огнем, и тем самым показал, что выбрал дар Авеля.

«У Феодотиона и затем у христианских толкователей встречается предание о том, что во время жертвоприношения Авеля с неба сошел огонь и поглотил приношение Авеля, что явилось знаком благосклонного принятия жертвы Богом (см. у Рабана Мавра (Commentarium in Genesim // PL. 107. Col. 501) и Петра Коместора (Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1077)). (Православная энциклопедия).

В истории евреев был еще подобный случай, когда Господь выбрал огнем жертвоприношение пророка Ильи.
 

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ДАРА АВЕЛЯ.

ПРАВЕДНИКАМИ СТАНОВЯТСЯ

1. Праведниками, как и христианами, не рождаются, а становятся.
2. Господь один свят, а все остальные – грешники.

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
(Откровение 15:4)».

Апостол Матфей называет Авеля праведным, но не сообщает, как стал праведным сын Адама и Евы, грешных родителей, изгнанных из Рая.
 «33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
(От Матфея 23:33-35)».
И мы не можем отрицать его конечную праведность, но и родиться ребенок не мог святым и праведным у грешных родителей.

Значит, так или иначе, ему необходимо было просить прощение у Бога за себя и родных, а, уж, затем он мог стать праведным и святым, через покаяние и жертвоприношение.

Поэтому Авелю нужно было стать праведным, святым.
Как он стал хорошим, праведным, если наши жертвы материальные мало интересуют Бога, и Он говорит:

«Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
(К Евреям 10:6)».
 
«17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
(Псалтирь 50:17-19)».

Апостол Павел так же говорит, что праведность достигается святыми.
«22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
(К Евреям 12:22-23)».

И Богородица достигла совершенства жизнью в храме и в общении с Ангелами и Богом.
«26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
(От Луки 1:26-30)».
Ангел сказал Ей, что Она обрела благодать у Бога (От Луки 1:30).
Авель стал праведным, не потому что рожден был совершенно добрым, а потому что покаялся, попросил прощения за свою жертву и за свои грехи, и за родных, а через кровь животного очистил его Бог перед смертью.

В момент убийства его, он был свят, благодать была на нем, потому и стал первым праведником, но праведность его не врожденная, а приобретенная путем исповеди и покаяния.

Если взять праведность Авеля врожденную, унаследованную, то он будет праведнее Богородицы, Которая достигла совершенства через смирение, а не родилась таковой.

«46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
(От Луки 1:46-50)».

Господь говорит, что все, что мы совершает хорошего, есть от Бога, и совершаем мы Духом Святым.
«16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
(Иакова 1:16,17)».

А, чтобы сошел Дух Святой, необходимо молиться и призывать Бога, просить помощи, исполнять слово Божие, верить Ему.

«22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
(Иакова 1:22-25)».
Авель, не зная закона, исполнил закон, позднее данный Богом Моисею.
А Господь сказал, что
«9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
(К Римлянам 2:9-16)».

ЖЕРТВА НЕ ДЕЛАЕТ СОВЕРШЕННЫМИ ПРИХОДЯЩИХ

Жертвой Авель угодил Богу, но не обожил себя, ибо как бы ни была хороша жертва, сделанная во имя Бога, она не делает человека Богом, так как Господь не становится жертвой, принесенной Авелем, и тот не съедает принесенную жертву. Чтобы Авель стал богом по благодати, требовалась Голгофа.
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
(К Евреям 10:1)».
Дух Святой нисходит на кровь и жертву, принесенную Авелем, и освящает ее вместе с теми, кто приносил ее. Это не обожение, а только освящение, но любое освящение Богом человека освящает его душу и ведет к святости и помогает человеку в его трудах.
Мы потому и можем назвать Авеля праведником и святым, что совершенное им жертвоприношение по закону, освятило его, очевидно, освятило оно и родителей, если Господь их забрал из ада. Ибо неосвященные души все остались в аду.
Итак, жертва, принесенная по закону, не делает человека совершенным, не делает богом по благодати, но освящает его и человек, руководимый Духом Святым, становится способным творить не только добрые дела, но и чудеса.


СОЗНАНИЕ ГРЕХА


«Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
(К Евреям 10:2)».
Все жертвоприношения от конфеты до построенного храма приносятся не с целью обогащения священника или церкви, а Богу, с целью освящения приносящего.
Господь говорит:
«4 И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь:
5 сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь,
6 шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон [крученый], и козью шерсть,
7 кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим,
8 и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений,
9 камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника.
(Исход 35:4-9)».

«19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
(Исход 34:19,20)».
Человек, не принесший дар Господу, не освящается в храме. Потому, когда заказывается поминание, необходимо хоть маленькую просфору купить в дар Богу. И частица, вынимаемая из просфоры служит напоминанием, кто принес этот дар.
За усопшего вынимается, значит, умерший принес Богу дар, за живого – живой.
Авель принес в дар первородное, разверзающее ложесна, и тем самым исполнил закон, не зная закона. Стал праведником как исполнитель закона.

ДАР НЕ УНИЧТОЖАЕТ ГРЕХИ, НО НАПОМИНАЕТ О НИХ

«3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(К Евреям 10:3,4)».

Совершенный грех уничтожить нельзя, но можно исправить последствия греха Духом Святым, исправить энергию, которую грех изменил и сделал неправильной.
Однако, сам грех уничтожается Сыном Божиим двояко: с одной стороны, изглаживается память о нем в книге жизни, а с другой стороны, Тело Христово и Кровь препятствуют совершению грехов в самом человеке.
Кровь тельцов и козлов только освящала грешника, но не исправляла его, не делала совершенным.
Все произведения земли, принесенные в дар Богу, освящают человека, если он от души приносит дар, а не с лукавой мыслью.
 «И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
(К Евреям 10:11)».
Господь принимает любой дар, но смотрит на сердце человека. Даже две лепты вдовы Он оценивает выше щедрых приношений богатых, если две лепты принесены Ему от всего сердца.
«38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.
(От Марка 12:38-44)».

Господь не принимает жертву грешника, и прежде чем принести дар, необходимо попросить прощения.
«2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
3 [Беззаконник же,] заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, -
(Исаия 66:2,3)».

Когда мы говорили о щедрой жертве Каина, то предполагали его мысли, возвеличивающие его, а теперь видим, как относится Господь к нашим жертвам, и почему щедрая жертва Каина осталась без освящения Духом Святым, но была осуждена.

«1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
(От Луки 21:1-4)».

Авель прославлял Бога и не тщеславился своей жертвой. Это возможно было лишь в том случае, если он видел свою жертву или дар хуже дара Каина. Понимал ее несовершенство и просил прощения. А заодно и прославлял Бога за Его милость и долготерпение.

Тогда как тщеславных дел, прославляющих грешника, а не Бога, Господь не принимает. Дело человека – всегда прославлять своими делами Бога, поэтому молитвы Авеля, больше понравилось Богу, чем самовозвышение Каина.

3. Добрый Авель и злой Каин

Почему впервые принесена в жертву кровь животного, и почему Господь ее принял, а плоды земли нет? Подарки же и то и другое, но кровь принял, а плоды не призрел.

Объяснений тому существует много, и основное толкование заключается в том, что в Авеле видят праведность, мол, Авель был добрый, а Каин злой.

Словарь Библейского богословия (Брюссель)
 
«1. Праведный Авель. — История Каина и Авеля кладет начало теме о страдающем Праведнике. Отнесенная повествователем уже к первому поколению, она имеет значение примера и конкретно представляет одну из особенностей человеческого существования, общую для всех исторических эпох: латентный конфликт людей, несмотря на то, что они кровные братья (Деян 17. 26), приводит к братоубийственным распрям.
В противоположность жертвоприношению Каинову, Авелево жертвоприношение угодно Богу (Быт 4. 4 сл) в силу внутреннего расположения приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет Праведника, к которому Бог благоволит, в противоположность злому, который отвергается.
Но злой подстерегает Праведника, чтобы его умертвить (Пс 9. 27-32).

Таков всеобщий закон, и кровь праведных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (Быт 4. 10)».
(Словарь Библейского богословия (Брюссель)).

Автор считает жертву Авеля лучшей не по достоинству самой жертвы, не по ее качеству, или назначению, а по расположению Бога к Авелю, проще говоря, Бог принял жертву Авеля, потому что любил его, а Каина не любил!

Но добрый Авель убил животное, которое принес в дар, а злой Каин сначала никого не убивал.
 
Господь сказал:
«потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
(К Римлянам 3:20)».

Значит, не в любви дело, и не в заслуге перед Богом. Бог до жертвоприношения любил братьев одинаково.

ЕФРЕМ СИРИН О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ

Второе не менее распространенное мнение заключается в том, что Авель лучшее принес Богу, а Каин худшее, дар одного был лучше, чем дар другого.
«Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании на Книгу Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего.
По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута: «У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения». [[rusbible.ru † Библия] Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия]

БЛАГОДАРЕНИЕ КАИНА БОГУ

Каин никого не убивал вначале.
И Бога он, по-своему, любил, например, за то, что Бог давал ему хорошие урожаи, изобилие, здоровье.
И принес он дар, с одной стороны, как благодарность за все, что имел хорошего от Бога, а с другой, в надежде на то, что получит еще что-либо хорошее за щедрый дар. Нес много и от всей души. Было за что.
Когда же нес, то мыслей о прощении и покаянии у него не было.
И возвращения в Рай он не особенно желал, ему и тут жилось хорошо.
Ну, может быть, немного и хотел попасть в Рай, с мыслью посмотреть, так ли там прекрасно, как описывают родители, и, если так, то: «прими, Господи, мой дар и отправь меня за него в Рай, - думалось ему.

«3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
(Бытие 4:3)».

Когда же Господь его дар не отметил и в Рай не отправил, то Каин, конечно, огорчился, но не скрывал своего огорчения, а быстро показал свое отношение к происходящему. Вызвал брата в поле и убил.

«5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
(Бытие 4:5)».

Видя, что кровь Господь принял, а плоды нет, он решает убить брата своего, чтобы все внимание Бога было сосредоточено на нем. Тем самым пытается сделать свою жертву лучше, чем была у брата, и одновременно избавляется раз и навсегда от соперника, чтобы тот не мешал ему быть всегда первым.
Каином не только обида руководила, но и желание быть первым, чтобы кровь, принесенная им, была лучше, выше, щедрее. Он привык быть первым, и уступать свое первенство какому-то «ничтожеству» не собирался.
Быть первым – не грех, грех быть первым любой ценой, вопреки воле Божией.


ГОСПОДЬ ОСТАНАВЛИВАЕТ КАИНА И ВЕЛИТ ПОДУМАТЬ 

Не зря же Господь обращается к нему и напоминает о тех добрых мыслях, которыми он руководствовался вначале, когда приносил жертву Богу.

«6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
(Бытие 4:6,7)».

Он мягко укоряет Каина, объясняет ему, что мысли его о жертве брата греховны, и убеждает подумать, почему один дар принят, а другой нет, найти решение такое, чтобы доброе осталось добрым и было угодно Богу.
Фраза, сказанная Богом, показывает нам, что Каин так же был любим, как и Авель.

Очевидно, Каин не раз радовал Бога своим желанием угодить Ему.

ГРЕХ КАИНА.

Это первое убийство человека, но не первое лишение жизни. Братья убивали животных.
А понимание зла еще не сформировалось у них: братья ничего не делили, не ругались, не враждовали, и против Бога не грешили.
 
Грех Каина в том, что он нарушил слово Божие, совершил против слова противодействие. Не послушался голоса Божиего. Стал рабом дьявола и послушался его.

Именно тогда он стал рабом дьявола, а не рожден от него.

Апостол Иоанн говорит, что Каин от лукавого.
«10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1-е Иоанна 3:10-12)».
«В духовном смысле такое воззрение объяснимо, потому что человек есть только физически сын своих родителей, а духовно — «порождение» тех сил, которым он служит и уподобляется.
В Библии, однако, прямо сказано, что Адам «познал Еву, жену свою, и она родила Каина». Но есть «сыны Божьи», как сказано в Писании, и «сыны лукавого», или «дети дьявола»; есть «сыны света» и «сыны тьмы» (см. Матф. 13, 38; I Иоан. 3, 10; I Фес. 5, 5). И в этом смысле Каин является, конечно, «сыном лукавого», или змея»». (http://ru.wikipedia.org/wiki).

В чем же заключалось его зло?
Каин больше любил себя, а не Бога и жертву приносил ради себя и своего благополучия, а не из любви к Богу.
Каин не раскаялся и после убийства. Не попросил прощения.

Праведность Авеля в покаянии, а грех Каина в гордости и самонадеянности.

Он надеялся своими дарами и делами заслужить Рай, прощение родителям – не себе, (его прощать было не за что, так как он считал себя хорошим), и обеспечить всем возвращение туда, откуда были изгнаны родители. В своих глазах он чувствовал себя героем.

Каин принес самое лучшее Богу и тем гордился, потому прощения не просил, ни за свои поступки, ни за жертву, в результате прощать было некого, оправдывать было некого, вот он и остался неоправданным, непрощенным, и жертва его не была принята.

Он проливает кровь невиновного праведника, очищенного и освященного Святым Духом.

Убивать же людей Господь не разрешает. И убийство так же делает Каина противником Богу, как и непослушание.

«5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
(Бытие 9:5,6)».
Каин не зная закона, нарушил закон.
«9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.
(К Римлянам 2:9-13)».

ЖЕРТВА АВРААМА

Кстати.
Тот же Авраам готов был заклать единственного сына ради Бога, но мы не называем его жестоким и злым. А Каина называем, так как он убил брата не по воле Божией, а по воле дьявола.
Авраам остался праведником, а Каин нет.
«10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире * [(* Господь усмотрит. — Прим. ред.)]. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Бытие 22:10-18)».
 
Дети Адама и Евы не кому-то приносили жертву, а Богу. И кому-то Господь не разрешает приносить жертву, только Ему.  В противном случае жертвоприношение оскверняет землю.
«34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
(Псалтирь 105:34-38)».
Но Каин совершил убийство вопреки воле Божией.


ВЕРА КАИНА И АВЕЛЯ

Авель верит в существование Бога не больше брата своего. И тот и другой верят, что Бог существует, и помогает им, что Он благ, но строг и может наказать, как наказал родителей.
Почему же один стал до убийства праведным, а другой нет?
Вера предполагает не только веру в бытие Бога, но и в слово Его, заповеди Его и выполнение их.
«1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
(К Римлянам 4:1-3)».

Если мы внимательно посмотрим на себя и на окружающих нас людей, то сможем сказать, что мы любим не всегда одинаково: иногда любим за то, что нам сделали что-то хорошее, или дали что-либо необходимое, это любовь Каина, она быстро кончается и всегда требует все больших и больших вложений в нее.
Какого бы уровня человек не достиг в ней, он всегда требует больше: любит его друг, супруг или начальник, - дело десятое, главное, чтобы наш предмет обожания все время что-либо давал нам и чем больше, тем лучше. Эта любовь может быть очень сильной, и как правило, завистливой. Она не терпит соперников, и, так или иначе, их убирает со своего пути.
Нельзя сказать, что она ничего не дает в ответ. Право, такие люди могут и церковь построить на свои средства, и больницу новую открыть, и епископом стать, проповедуя Евангелие, Любовь и братство, но как только Тот, Кого они славят, ради Которого пишут, рисуют, поют, выберет вместо них Авеля, то они немедленно Авеля попытаются уничтожить.

Не обязательно физически, история знает не мало примеров, когда черные и белые шары мгновенно показывали, кто есть кто.
Например, вспомните избрание на патриарший престол Алексия Второго и последствия, связанные с ним. Соперник не убил избранника, но кровь льется до сих пор по вине получившего меньше белых шаров. Но этого никто не подозревал, что в Бога верят они по-разному.

Иногда любим за то, что нам обещают нечто дать, чего мы не имеем, такую любовь называют любовью наемников, то есть мы работаем и любим за что-то в будущем. В нашем случае наемники работают за Царствие Небесное, а можно трудиться и за построение коммунизма, главное верить, что это прекрасное далеко когда-то общими усилиями будет достигнуто.

Порой любим человека за его внешность и определенные поступки, разделяем его убеждения, любим за то, что нам хорошо и весело с ним. Но, как только человек создает нам определенные трудности, неприятности, или начинает критиковать и смеяться над нами, а не над кем-то еще, мы такого друга мало-помалу оставляем, или бросаем вовсе.

А Сын Божий должен любить всегда и в радости, и в горе, и в благоденствии. Писание говорит, чтобы мы, желая быть праведниками, во всем подражали Христу, вплоть до смерти крестной.
«1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
(К Ефесянам 5:1,2)».
Библия показывает нам первого праведника, и называет его принятую Богом, жертву, но умалчивает о том, каким был первый праведник и, какова была его вера.
«и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
(Бытие 4:4)».
 Если мы с вами посмотрим на праведность как на кусок жира и кусок от первородной овцы, или целую овцу, принесенную в дар Богу, то праведными не станем, хоть и принесем.
От нас требуется самим воссоздать образ праведного Авеля, и посмотреть, сравнивая с собой, соответствуем ли мы тому, кто стал Сыном Божиим, Кого Бог принял, как Иисуса Христа Сына Божиего.

Авель любит Бога не за блага, а просто потому, что не любить не может, а Каин за благоденствие свое.
Тогда как у Авеля благ особых нет, и мы изначально предположили его материальную бедность.
Мы изначально предположили и равнодушие родителей к нему, и презрение старшего брата, чтобы не дать ему любить Бога за что-то.

Бог проверил его в различных житейских ситуациях, и нашел, что любовь Авеля к Нему искренняя и не корыстная, и любовь Авеля к родителям тоже искренняя, ибо он менее любим ими, но просит прощения и за них, и за них приносит дар.

Положение Авеля, нарисованное нами, роднит его с Иисусом Христом, ибо и Христос и Авель ради любви совершают жертвоприношение Богу, молят о прощении, и каждый из них менее любим, чем любит сам.
Нельзя отрицать, что первый праведник был менее гоним, чем Христос, и жертва его, конечно, не равна жертве Христа, но предназначение человека стать Сыном, он выполнил до конца, даже в такой малости как тук и почки, ибо эту жертву от человека выбрал Сам Бог.
Естественно, Авель не знал, что приносит то, что выбрал Бог, и считал себя и скупым, и виноватым, как перед Богом, так и перед родителями, и больше всего боялся, что из-за него они не получат прощения, из-за его бедности и жадности, потому и молился, и просил, и славил Бога за все.
Был ли он добрее Каина, возможно был, но не доброта его подвигла на молитву и славословие, ибо, если бы он отдал последнее, то не чувствовал вины своей перед Богом и родными. Но когда лучшее оставил собакам, то поневоле стыдился и боялся возмездия.



ЖЕРТВА АВЕЛЯ И ХРИСТА

Апостол Павел говорит, что Авель верою принес лучшую жертву.
«1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
(К Евреям 11:1-4)».

«24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(К Евреям 12:22-24)».

В чем выразилась вера Авеля, в чем оказалась его жертва лучше, чем жертва Каина?

Жертву Авеля сравнивают с жертвой Христа:
1. чтобы жертва Авеля была похожей на жертву Христа,
2. она должна была быть с кровью,
3. должна была очистить и освятить душу,
4. быть непорочной,
5. первородной. Это условие Авель выполнил.

1. Авель принес в дар животное, очевидно, агнца; и Господь Иисус Христос называется Агнцем Божиим.
«И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
(Бытие 4:2)».
«и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
(Бытие 4:4)».
«И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
(От Иоанна 1:36)».
2. Пролил кровь агнца, отдал в жертву Богу душу животного за грехи; исповедовал грехи свои; и Христос проливает кровь Свою, отдает душу Свою за грехи многих.
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
(Псалтирь 31:5)».

 «5 Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил,
6 то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.
(Левит 5:5,6)».

«13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
(К Евреям 9:13,14)».

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
(От Иоанна 1:29)».

«если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
(1-е Иоанна 1:7)».
3. Освятил душу свою принесенным даром, так как Писание называет его праведником; и Тело Христово с Кровью освящает души наши.
«».
«».
«18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
(1-е Петра 1:18,19)».

4. Животное Авеля по закону не должно было иметь изъянов, и Господь был без греха.
«22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1-е Петра 2:22-24)».

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
(Исаия 53:9)».
«14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
(К Евреям 9:14)».

5. Животное было первородное; Христос был Первенцем как у Бога Отца, так и Богородицы.
«1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они.
(Исход 13:1,2)».

«5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
(К Евреям 1:5,6)».

«24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
(От Матфея 1:24,25)».

«6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(От Луки 2:6,7)».
Следовательно, чтобы образы совпадали, необходимо, чтобы Авель так же принес Богу жертву за грехи. А, где взять грехи, если заранее предположить врожденную праведность. Значит, надо предположить какой-то грех.


Кровь животного не уничтожила грехи Авеля, так как грех не уничтожается жертвой, как пишет Апостол: 

«2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(К Евреям 10:2-4)».

Жертва Авеля не сделала его навеки совершенным, но кровью животного Господь исправил энергию Авеля, и через кровь освятил его.

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
(К Евреям 10:1)».

Тогда как Кровь Христа, Которую мы принимаем во время причастия, не только очищает от греха, освящает, но и обоживает, в том Она лучше Авелевой.
«22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(К Евреям 12:22-24)».

Но Авель не был праведником до жертвоприношения, а стал им в результате покаяния, очищения кровью, и освящения Духом Святым. Поэтому Иисус Христос называет его праведником, и кровь его, пролитую братом, праведной. Не ту жертву животного, которую он принес за грехи, праведной, а его собственную кровь.

«29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
(От Матфея 23:29-39)».

«46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(От Луки 11:46-52)».

Каин же не стал праведным, так как не очистился кровью животного, не просил прощения, возвышал себя и свою жертву, а над дарами брата смеялся.
Далее, жертва Каина не очистила и не освятила его, так как не имела крови, а Апостол сказал, что все очищается кровью, и без крови не бывает прощения, и согрешившая душа должна умереть.
 
«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
(К Евреям 9:22)».

ПОСЛУШАНИЕ ХРИСТА

Чтобы быть праведным, Авель должен был слушаться своих родителей и Бога.
Христос выполняет заповеди и слушается Отца Своего и Матери Своей.

«5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил",
9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(К Евреям 10:5-9)».

«6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(К Филиппийцам 2:6-11)».

Господь слушался и родителей своих земных.
«46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
(От Луки 2:46-52)».
Что мог принести в послушание Авель?
Когда мы с вами предполагали его материальные трудности, то, естественно, предположили и то, что ничего ценного с его точки зрения у него не было, чтобы принести в дар Богу.
Но родители велели сыновьям принести дар Богу и помолиться за них, в надежде на то, что Господь услышит молитву невиновных детей, примет дары, и простит Адама и Еву.
Просьбу родителей Каин выполнил первый, так как у него было что принести и выполнил охотно, тогда как Авель принес позднее, послушав родителей, но таких прекрасных даров у него не было, как у Каина, и он принес, что имел.
Следовательно, послушался родителей исполнил волю их, а жертву, не зная того, принес такую, какую хотел Бог за грех. На основании того, можно считать, и волю Бога он выполнил, не зная того.
В Библии сказано, что согрешивший и исповедавший грех должен придти к Богу с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7).
«3 приносящий должен представить из нее весь тук, курдюк и тук, покрывающий внутренности,
4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками пусть он отделит сие;
5 и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу: это жертва повинности.
(Левит 7:3-5)».
А молока, мяса и шкур за грех Господь от народа Своего не требовал. Для очищения нужна была кровь животного и наговаривание на него своих грехов, если родители пришли вместе с детьми, и молились Богу о прощении, то и это условие было выполнено. А то, что оно выполнено, свидетельствует Господь тем, что принимает дар Авеля.
Если Авель убивает свою жертву в дар Богу, то становится и первым священником Христа, ибо он проливает кровь невинного животного, как Христос проливает Свою невинную Кровь.
Каин жертвоприношения не совершил, и кровью не очистил ни себя ни своих родителей. На основании чего, его нельзя считать священником.
Убийство Авеля следует сразу за жертвоприношением, если сравнить его с убийством Христа, то можно заметить много общего.
«10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
(Исаия 53:10-12)».
Адам и Ева не смогли бы освятить свои души без жертвоприношения Авеля, а, значит, из ад их не взял бы Христос, следовательно, жертва Авеля освятила их, и Авель был ходатаем за них, а не только за себя.
«1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
(1-е Иоанна 2:1,2)».
В этом Авель похож на Христа, очистившего души верующих, и ставшего ходатаем за многих. Его маленькая жертва и молитва за других была несравненно меньше жертвы Христа, но это была первая жертва и молитва за человека, которую принял Бог. Это было и первое очищение кровью.
«1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.
2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.
(Исаия 57:1,2)».
Праведником Авель считается еще и потому, что после жертвоприношения не совершил греха, и восхищен от зла, которое мог совершить, ведая или не ведая о том.
Авель уподоблен Иисусу и в том, что пал жертвой зависти:
«17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
(От Матфея 27:17-19)».

«23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
(От Матфея 27:23-25)».
«17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
(1-е Петра 3:17-22)».
Каина нельзя считать праведным, прежде всего, потому что он не послушался Бога, когда Тот убеждал его не злиться и не убивать брата своего, в противоположность Христу, Который до смерти крестной выполнял все заповеди Отца.

Авель проливает кровь животного и просит прощения и за себя, за свои грехи.
Очищение и освящение через кровь животного было лишь в том случае, если грешник возлагал руку на животное, произносил свои грехи и просил прощение у Бога.
Следовательно, праведность Авеля перед смертью была достигнута через исповедь Богу и покаяние, а затем через освящение его Духом Святым.

На основании чего мы можем считать, что Авель был добрый? Если мы принимаем гипотезу о его пренебрежении родителями и братом, то следует принять и то, что только добрый человек может молиться за тех, кто его не любит и часто обижает.

ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ.
Есть еще одна мысль, о которой следует упомянуть здесь. Когда Христос называет Себя Пастырем добрым, в Евангелии от Иоанна, то, возможно, сравнение Его с пастырем добрым перекликается с пастырем Авелем, который любил своих прирученных овец и жалел убивать, возможно, даже в жертву принес всего одну овцу, хотя положено было приносить за каждого грешника овцу. Принес одну, так как жалко было убивать три, и сознавая свой грех в отношении к Богу, он молился и просил помиловать его, но в душе сознавал, что может погибнуть.
«3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
(Псалтирь 50:3-19)».
Сознание Авеля, что может погибнуть за этих несчастных овец, роднит его Иисусом, Который умирает за Своих овец, и так же, как Авель, просит Отца о помиловании их.
Человек становится смиренным и сокрушается о содеянном тогда, когда согрешит и понимает свою вину перед Богом.
После чего он просит прощение у Бога.

«17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
(Псалтирь 50:17-19)».

Следовательно, второй сын Адама и Евы мог быть и не очень праведным, но, когда приносил дар Богу, то просил у Бога прощение и за себя, и за свое скудное жертвоприношение, или за помысел принести не все животное, а только то, что не нужно было ему.

Возможно, Авель выражал общие мысли, не только свои, но и отца с матерью, просил, как за себя, так и за родных. К тому времени изгнанные из Рая осознали свою вину перед Богом, потому послали детей своих с подарками, чтобы умилостивить Бога и вернуться в Рай.
Тогда прощенные Адам и Ева умирают праведными, и Господь забирает их вместе с праведниками и пророками в Рай, когда сходит в ад.
Но прощение они получают по молитвам Авеля.
«15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
(К Евреям 10:15-18)».
Очевидно, и здесь Авель не согрешил, отдавая овцу одну, а не три, ибо вымолил прощение родителям, но за то, что не принес три дара, он переживал и молил о прощении.


«Авель - прототип доброго Пастыря, принесшего праведную жертву (см. у Исидора Севильского (Allegoriae quaedam sanctae Scripturae // PL. 83. Col. 99)), жертвоприношение и смерть которого прообразует страдания Христа». (см. у Григория I Великого (Moral. in Job // PL. 76. Col. 515)). (Православная энциклопедия).
Мы не можем назвать Авеля прототипом Христа, так как Образ Сына Божиего существует всегда и не основывается на человеческих личностях, родившихся во времени. Но то, что Авель любовью своею к животным похож на Христа, мы можем утверждать на основании восстановленного его образа.
У писателя литературные собирательные образы основываются на одном или нескольких лицах взятых из жизни и наблюдаемых им, а в Библии Христос не является собирательным литературным образом нескольких писателей, а существует в замысле Бога Отца изначально, тогда как те, кто похож на Христа тем или иным поступком представляют собой частное от целого, малое от великого. И все они созданы Им и для Него.
«но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
(1-е Коринфянам 8:6)».
«15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
(К Колоссянам 1:15-17)».


Рецензии
Написано ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ МНОГО БУКВ! Пустой, тяжёлый Сизиф-Труд!
Почему пустой труд? Потому что, не было в истории Авеля и Каина, как людей, а это аллегория 3-ей и 4-ой Коренных рас человечества. Подробнее в комментариях к видео: http://vk.com/wall-35758136_285591

Юрий Пережогин   03.05.2024 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.