Начальник этимология

И безаконный и треклятый всему злу начальник Шевкалъ,
разоритель христианскый, отверзъ сквернаа своя уста,
начат глаголати, диаволом учим: "Господине царю,
аще ми велиши, азъ иду въ Русь и разорю христианство,
а князя их избию, а княгини и д;ти к теб; приведу"

Повесть о Шевкале (1300-1400)   


Анализируя слово любого языка, исследователь оказывается в ситуации словесно неоформленного в прошлом лексического материала. Проще говоря, мы имеем слово-понятие о предмете (термин, имя) облеченное в графическую форму, однако установить связь слова (графики и фонетики) со значением, вкладываемым в термин, используя  современный язык, мы не в состоянии. Оказывается «великие и могучие» национальные языки не объясняют своих самых элементарных слов-понятий. К этому разряду имен принадлежит и слово начальник, которое лингвисты связывают со словом «начало», не объясняя сути и вкладывая в его содержание значение – «власть», что требует объяснения.

Начало предмета, явления - категория времени и пространства, у каждого явления и предмета  есть начало и конец, любой предмет имеет протяженность в пространстве; власть – способность воздействовать на деятельность людей, принадлежит к категории социальной философии. Где-то (далеко) эти понятия пересекаются, любое слово многозначно и употребляется в разном контексте (в связи с другими словами), соответственно меняется и его значение. Тем не менее, это разные категории действительности, они не тождественны, а посему их нельзя сравнивать  и  выводить одно из другого. Скорее всего, при заимствовании идеологии  иудаизма (а соответственно и терминологии), несколько корней иврита и библейских образов послужили моделью русского составного понятия «начальник», нам осталось найти эти корни и «связать» их с библейским текстом, с образами.

1)  Противоречия в этимологии терминов «начальник» и «начало»

а) Начальник (Викисловарь)

Корень: -началь-; суффикс: -ник-. Значение - тот, кто руководит; официальное должностное лицо, имеющее подчиненных и располагающее властью.

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от существительного начало и глагола начать, далее от праслав. формы, от которой в (начавшая пропагандировать новую веру) числе прочего произошли: др.-русск. начати, начьну, ст.-слав. нач;ти, начьн; (греч. archomai), за-ч;ти, зачьн; (proagein), русск. начать, почать, болг. начна «начну», сербохорв. начнем, начети «надрезать (хлеб)», словенск. naceti, nacnem, в.-луж. nаcеc, nacnu, н.-луж. nасеs, nacnu.

б) Начало (Викисловарь)

Приставка: на-; корень: -ча-; суффикс: -л; окончание: -о. Значение: первый, ранний момент или период существования чего-либо; первая, исходная точка чего-либо; основа, важнейшая суть чего-либо; устар. руководство, главенство; мн. ч. религ. название одного из чинов в иерархии ангелов. Этимология – см. начальник.

в) Отметим противоречие

Если термин «начальник» происходит от термина «начало», то и корни этих слов-понятий согласно элементарной логике должны быть – одинаковыми.  Однако Викисловарь указывает на разные корни - подтверждая происхождение слов от одной основы (их тождество), тут же указывает на другие основы терминов – очевидное логическое несоответствие.

Начальник - корень: -началь-; суффикс: -ник-.

Начало - приставка: на-; корень: -ча-; суффикс: -л; окончание: -о.

Начать - приставка: на-; корень: -ч-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть.

Если опираться на методы современной  национальной лингвистики то мы никогда не выясним этимологию  миллионов имен и терминов, однако не всё так «печально», надо лишь перейти от этимологии  «от народа», светского мышления,  к анализу термина как слова Бога.

2) Применение термина в русском языке

В обществе всегда присутствовало социальное неравенство, в первую очередь в связи с различной организацией мышления у людей (скорость, глубина, широта процессов мышления). Возникшие в результате разделения труда  группы населения имеют разные права и обязанности, одних должностные обязанности возвышают над прочими людьми (делают начальниками), других – принижают. Внутри племени существовал «естественный» договор -  мы (знать) вам военную защиту, правосудие и управление, вы нам (простолюдины) – содержание: продовольствие, одежду, жильё, снаряжение.

В древнерусский период  на днепровском торговом пути возник класс администраторов (руссов) который контролировал путь «из варяг, в греки», они и создавали общественную жизнь и руководили обществом. В условиях общественной системы того времени (военная демократия) класс администраторов представлял собой – дружину, часть племенного населения специализирующуюся в военном деле, управлении и судопроизводстве. Очень скоро обязанности по защите общества и управлению им стали наследственными (родовыми), и деятелей этих родов начали выделять, давая им определенные должностные термины-титулы  (граф, маркиз, князь), из числа их выделились позже  монархи.

а) Термин «начальница» применяется в Повести временных лет (XII в.) по отношению к княгине Ольге (969 г.): «Си первое вниде в царство небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове аки начальницю: ибо по смерти моляша бога за Русь».

В складывающейся изначально русской городской христианской культуре (не путать со славянами, славяне и русские два разных народа) формировалось три класса: дворянство, духовенство и все прочие (податное население): купцы, крестьяне, ремесленники (каждая группа имела свои права и обязанности). Термин «дворяне» (лица обслуживающие князя, княжеский двор, дружина) фиксируется в начале XIII века, до этого времени дружинников обычно назвали «гриднями», режим власти (военная демократия), был далёк от монархического правления. Кн. Ольгу не мыслили абсолютным монархом, а лишь старшим выборным правителем из среды других русских князей (вождей на территориях), функции начальника  и монарха  во многом различны.

Термин «начальница» в данном контексте – очевидно «начинательница», не руководитель племенного объединения, а индивидуум (отдельный человек), первое признанное традицией лицо, начавшее  пропагандировать новую веру.

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1983

http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_10.pdf

 * Началъ. 1.2. Начало, источник, возникновение чего-либо. XV в. 3. Власть, начальствование. XVII в. Делается оговорка, что термин применяется в ситуации – «отдать, сослать кого-либо под чьё-либо «началъ»; т.е. поставить в подчиненное положение.

* Началие (ье). 1. Главенство, руководство, власть. XI в. 2. Вершина чего-либо, наивысшее проявление. XI век».

* Начало. 1. Начало во времени или пространстве. XI в. 2. Начинание, начало дела. XI в. 3. Источник, первопричина, то, что возникает. 1073 г. 4. Основа, условие, предпосылка. XVII в. 5. В философских системах – основа всего существующего, субстанция. XII в. 6. Вершина, венец. XII в. 7. Первая и лучшая часть чего-либо для принесения в жертву. XII в. 8. Ответвление, часть. XIV в.  9. Первое, главное место. XVII в. 10. Руководство, управление, власть. XI в. 11. Государство, царство. 1345. 12. Глава, начальник, власти. XV в. 13. Название одного из разрядов ангелов. 1073. 14. Демоны. XVI в. 15. Глава, раздел. XVII в.

* Начальникъ. 1. Первый человек времен начала мира (по библейской легенде). XI в. 2. Тот, кто положил начало чему-либо. XI в. 3. Родоначальние. XI в. 4. Устроитель, основатель. XII в. 5. Наставник, учитель. XIIв. 6. Вождь, предводитель. XI в. 7. Повелитель, владыка. XV в.

в) Переписка Ивана Грозного

Царь Иван Грозный в своей переписке применял термин «начальник» разных смыслах, то разъединял духовное и мирское в слове, то объединял: «Вот уже год, как игумен Никодим был в Москве, а отдыха все нет: все Собакин и Шереметев! Что я им, отец духовный или начальник? Пусть как хотят, так и живут, если им спасение своей души не дорого! Но до каких пор будут длиться эти разговоры и смуты, суета и мятеж, распри и нашептывания и празднословие?» (Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, Библиотека Гумер).

В 1570 году в Москве состоялись прения о вере, между Иоанном IV (Грозным) и протестантским проповедником Яном Рокитой, сохранились документы дискуссии, Иван Грозный пишет Я. Роките: «Так и вы, подобно тому, как начальник бесов зовется Сатана, так и вашему начальнику имя Лютер, как его же ангелы именуются бесами, так и вы – кознодеями (проповедник (пропагандист))».

г) Далее слово «начальник»  приобретает все более светский характер, мы находим в русских исторических документах XIX века: «Начальника экспедиции определять Министру» (Указ коллегии иностранных дел от 1809 г.), затем в период Отечественной войны 1812 г.  в постановлениях императора Александра I - «Инструкция Начальнику Главного штаба по управлению высшей воинской полицией». После революции 1917 года слово получило широкое распространение в Красной Армии и на экономическом пространстве СССР. Исчез царский титулярный лексикон, термин «начальник» стал обозначать любого руководителя какой-либо  организации или её подразделения (начальник цеха, ЖЭКа).


3) Философия и теология.  Божественный акт сотворения «начальника»

Итак, мы определились, понятие «начальник» употреблялось древними летописцами в смысле начинателя нового духовного дела, что невозможно без руководства и помощи Бога, «эманации»; перенесения чего-либо духовного с одного предмета на другой, излучение творческой энергии Божества.

а) Эманация -  (лат. emanatio - истечение, распространение); истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то, что возникло, появилось в результате такого истечения. В философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества) (Википедия).

* В иврите – эманация = АЦИЛОТ каббалистический термин, "эманация" или "лучеиспускание. Каббала заимствовала термин АЦИЛОТ из сочинения Соломона ибн-Гебироля (Авицеброн, 1021 - 1058, еврейский поэт и философ) "Mekor Chajim" ("Источник жизни"); Гебироль, как и каббалисты, употребляет слово в смысле, какой имеет глагол azal в Библии (Числ., 11, 17), означая перенесение чего-то духовного с одного предмета на другой. Эманационная теория, которая понимается как свободный акт Божественной воли, старается устранить затруднения, связанные с идеей творения … (см. подробно в ЕЭБЕ. Ацилот).

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Некоторые особенности применения букв Ц и Ч в русском языке, чоканье и цоканье

Википедия. «Цоканье — неразличение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’]. Например, слово «чай» в цокающих говорах звучит как [ц’]ай или [ц]ай. Цоканье распространено в говорах севернорусского наречия, в северной и северо-восточной частях его ареала (преимущественно мягкое цоканье), а также в среднерусских говорах Псковской группы и в южной части ареала восточных среднерусских говоров (твёрдое цоканье). … Обычно вместо обоих звуков произносится мягкое [ц']; иногда оба заменяются на [ч] — тогда это называют чоканьем. Цоканье существует с очень давних времён. В частности, оно присутствовало в древненовгородском диалекте и отражено в новгородских берестяных грамотах».
 
* Мягкий знак в русском языке. Википедия

Древнее значение «Ь» — сверхкраткий вариант звука [И]; впоследствии этот звук во всех славянских языках исчез…

б) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – НАЧАЛЬНИК = НАЧ(ц)АЛ+ЬНИК.

* ивр. АЦИЛ аристократ, дворянин, благородный.

* ивр. АЦИЛА излучение, эманация (истечение, излучение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира).

* ивр. АЦАЛ наделять, вдохновлять. НЭЭЦАЛ быть наделенным.

НАЧАЛ+ЬНИК = ивр. НЭЭЦАЛ излучать, вдохновлять, внушать; эманация, истекать; возвышенная идея + ЙНИКА отпрыск, ребёнок; т.е. вдохновляющий, внушающий отпрыскам идею.

в) Библейские образы

* Числа 11:17: «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму (АЦАЛ наделю, вдохновлю) от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

* Числа 11:25: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял (АЦАЛ наделил, вдохновил) от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали».

Речь в главе идет о том, что израильтяне (вышедшие из Египта) стали «роптать» на Господа, Господь услышал и истребил огнём край стана. Народ кинулся к Моисею за защитой, Моисей обратился к Господу с молитвой и «утих огонь». Однако люди  постоянно жаловались на недоедание, т.к. питались только манной, Моисей устал отбиваться от недовольных израильтян, и обратился к Господу – «разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка (Й.Н.К.), в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?», Числа 11:12.

* Тут появляется образ народа – как капризного «ребенка» (Й.Н.КЪ), см. ниже.

Господь исправляет «ошибки» в организации общества и возлагает на 70 старейшин обязанности по управлению обществом: «Я сойду, и буду говорить там с тобой, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил» (Числа 11:17).
 
Итак, перед нами Божественный акт сотворения «начальника» - Моисей получает помощников, начальников-руководителей более низкого ранга, непосредственных исполнителей воли Господа, их авторитет (сила) в частичке Духа, который Господь излил на Моисея. Какое же имя должна была носить группа администраторов, руководителей, в христианском мире, как не отражающее это Божественное проявление?   

Господь в содержании термина четко определил обязанность помощников-начальников, приданных Моисею, они должны быть распространителями Его Учения, комиссарами, миссионерами, но кому они должны внушать Божественные идеи?

На этот вопрос явственно отвечает вторая часть составного русского слова – НАЧАЛ+ЬНИК = ивр. ЬНИК или ЙНИКА отпрыск, ребёнок, источник сил, средств; ЙАНАК дети, впитывать, черпать (силы, средства, мысли и т.д.), кормить, насыщать.

* Числа 11:12: «разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка (Й.Н.К.), в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?».

* Исаия 60:16: «Ты будешь насыщаться (Й.Н.К.) молоком народов, и груди царские сосать (Й.Н.К.) будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев».

Они же старейшины, старшие в роду (отцы), а старший в роду есть – воспитатель, хранитель и распространитель традиции существования рода.

Почему израильтяне этого периода названы «детьми»? - да потому, что Моисей только-только получил Заповеди, он ещё не успел их закрепить их  в действительность, он только лишь начал формировать механизмы организации общества, образования и воспитания, для чего необходимо время; израильтяне того периода были «детьми» (язычниками) по своему духовному развитию.

Итак, в русском многозначном понятии «начало, начал+ьник» отчетливо выделяется библейский сюжет (образ), все в мире (по мнению средневековых философов) имеет своё начало, а начало в своей основе связано с истечением  Божественного Духа.

Таким образом, очевидно, что термин «начал+ьник» составлен из двух корней еврейского языка, указывает на человека, наделенного частицей Духа Бога и имеющей своей задачей воспитывать народ (детей) на идеях иудеохристианства. Образы заимствованы из сюжета Библии, что очевидно показывает  значительное духовное  влияние еврейской диаспоры на развитие Киевской  Руси.

5) Заключение

Для создания системы разделения труда (главная организационная структура  общества) - нужно время, она формируются с развитием общества во времени, её невозможно перестроить по желанию одного человека или группы «активистов с площади» моментально. 

Моисей 40 лет водил израильтян по пустыни – это срок перестройки социальной системы разделения труда в обществе (такова скорость развития общественных процессов), проявление недовольства в этот период (мятежи, восстания, раскол общества) лишь отодвигают срок внедрения инновации.

Апостол Павел (5-67 гг.)  вел пропаганду идей иудеохристианства с 34 года, когда на пути в Дамаск он услышал голос Бога, и до своей кончины в 67 г.; т.е. 33 года, успев заложить только первоначальную организацию церкви.

Современный ребенок играючи усваивает знания, накопленные в ходе  эволюции в результате проб и ошибок предыдущими поколениями – он получает готовый историко-философский материал (поэтому считает себя умнее консервативных родителей). Нельзя сразу перескочить  в новое знание и в новую социальную структуру, а если это происходит и власть захватывает несозревшие духовно люди, дети по мышлению, не способные разобраться в хитросплетении общественных и национальных отношений, то тогда – бесконечно повторяющиеся войны и кризисы в обществе.

Если б начальники слово держали,

Мы бы на Марсе давно отдыхали!

Глеб Шарапов. Стихи.РУ

«Простенькая» рифма поэта Г. Шарапова имеет философское содержание – забыли  или извратили смысл слова-понятия «начальник», выбираем своих руководителей  по критериям не соответствующим значению этого сакрального слова!


Рецензии
С большим удовольствием прочитал вашу работу о "начальнике".
Более тридцати лет назад, когда создал свой научно-исследовательский кооператив из сотрудников моего сектора, своим коллегам я так объяснял смысл моей должности "начальник":
- Я начальник не потому что власть имею над вами - кому и сколько заплатить. Я начальник потому что начинаю ту или иную работу (проект). А потом делаем эту работу мы вместе. Т. е. я такой же исполнитель как и все со своими функциями. Ни кем командовать я не буду. Все знают свой участок работы лучше меня.
Так что с тех пор, а прошло уже 35 лет, мы так и трудимся. До сих пор!
Ваша статья значительно обогатила и продвинула мои представления.
Не ожидал такое увидеть proza.ru.

Сергей Проскурин   27.07.2023 10:13     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей!

Известно, что познанию - нет предела, моя коллега поэтесса Любовь Бакунская написала стихотворение "Неизвестность".

Узнать всё точно ты захочешь,
За дверью дверь всё дальше открываешь,
Идя в потемках, как к рассвету ночью.
Но здесь опять, опять за дверью дверь,
За каждой дверью снова бесконечность
И ждет такое, что глазам не веришь.
Чем знаешь больше - больше неизвестность!

Сергей Колибаба   27.07.2023 15:26   Заявить о нарушении