Тайное знание. Часть 1

Иллюстрация к статье: все люди в любом сообществе (стране, фирме...) создают материальные и духовные богатства под влиянием (при помощи) производительных и социальных сил (силы объединения и единства воли и идеологии многих людей).

 Причём, каждый человек обладает индивидуальным психологическим типом личности (ПТЛ). Но при всём разнообразии людей, их типы личности в данный исторический период в данной стране, имеют большое сходство, что позволяет сообщество этих людей определить, через интегральный показатель ПТОГ (психологический тип общественной группы).

 Так как социальная сила может быть отрицательной (так как ПТЛ людей, её сформировавших может быть отрицательным: эгоистичным, жестоким, грубым...), то и исторический результат действия социальной силы этой группы может быть страшным. И наоборот, если ПТЛ людей, образовавших социальную силу положителен, то и исторический результат её действия будет положительным (например: "Космические исследования").


                ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО

                Глупо говорить людям  о   том,     что   они    знают,
                но ещё глупее говорить о том, что они не желают знать!

  Это было в 1969 году. Я был студентом 3-го курса вечернего факультета ЛИАПа. На семинаре по философии, посвящённом законам диалектики, я задал вопрос педагогу, который меня давно интересовал: - "Вы, конечно, знаете о о том, что история народов развивается по спирали. Не значит ли это, что в СССР через какое-то время установится капитализм?"

  Преподаватель уставился на меня, как на редкое животное в зоопарке. Я ожидал, что он накинется на меня с обвинениями в политической неграмотности, но он снял очки, потёр нос и ответил вопросом на вопрос: - А, как Вы считаете, есть ли в СССР условия для реставрации капитализма?"  Утверждать подобное тогда было опасно - можно было и из института "вылететь". Я ответил отрицательно. Но сомнения в советском "отрицании отрицания" и "единстве и борьбе противоположностей" оставались.
 
   Время летело. Я окончил учёбу, отслужил в СА, поступил на работу в филиал «Светланы». Работа - та же учёба: освоение техники, тонкостей и приёмов работы, сближение с коллективом. Взял себе за принцип не только использовать существующие методы, технику и технологии, но и искать возможность её улучшения. За три года от простого инженера вырос до ведущего. Правда, перешёл в другую фирму: ГСКТБ, отдел электронного проектирования. Новый корпус ещё достраивался и приходилось участвовать в строительных работах. Инженеры трудились вместе с рабочими и техниками. Воодушевление коллектива подогревалось министерским вниманием. Но вот корпус БИС заработал. Пошла продукция. Выход годных до 37%. Скорость разработок плановая. Параллельно основной работе - шефская помощь овощебазам, совхозу «Культура», рейды ДНД.

 В конце 80-х горбочовская демократизация ухудшает дисциплину: выборы администрации, свободное время работы (ограниченное временем контактов), акционирование производства. Стал акционером фирмы. В 90-е годы стабильность производства нарушена не аккуратностью республиканских (армянских) смежников.
 Зарплату стали задерживать, а потом стали выдавать будильниками. Сбербанк заморозил счета вкладчиков. Гиперинфляция Горбачова - Павлова «съела» все накопления. Август 91 года. ГКЧП вводит военное положение в стране. В газетах: белые колонки - цензура. Иду на митинг у Мариинского дворца. Там толпа интеллигенции. Ждём танков, расправы, репрессий. Через 2-3 часа сообщение. Танки остановлены. Всеобщее ликование.
 
 Через год ситуация повторяется. Опять Советы в опасности. Только теперь не ГКЧП, а президент атакует Советы. Но идти против власти «всенародно избранного» страшно. Сердце сжимается. Дети могут стать сиротами.
В результате Советский Союз перестал существовать, а у России появилась Конституция, закрепляющая капиталистическую форму собственности и освящающая капиталистические порядки. Предприятие вообще перестало работать. Акции превратились в «бумагу».
 
 Практика подтвердила философское утверждение, что исторический процесс развивается по временно-функциональной спирали. Подтвердило, что количество перешло в новое качество. Насчёт качества всё понятно. Остался вопрос количество чего? Моё мнение: "В основе государственных изменений СССР-России изменения свойств  первых лиц нашего государства, изменения свойств творческой и властной элит, изменения свойств многочисленных жителей нашей страны". То есть, мы с Вами должны рассмотреть какие же это судьбоносные изменения свойств? Случайное ли это явление или закономерно повторяющееся? Какие причины этих изменений? Если оно закономерно повторяется, то с какой периодичностью и когда нам ждать следующих потрясений?

 В работе есть особенность. Она состоит, как бы, из двух частей: истории её написания и, собственно, пояснения того, что, по моему мнению стало важнейшим фактором изменения исторического процесса в СССР. История написания, по мнению некоторых читателей слишком длинная.

  Поэтому, те кто хочет узнать моё мнение о резкой причине смены социального устройства нашей страны, не вдаваясь в преамбулу подхода к этому, пусть смело листает статью до "СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ  ВЛИЯТЬ НА ЛИЧНОСТНЫЕ СВОйСТВА ЧЕЛОВЕКА".
   Потому что именно человек (вернее, группа активных единомышленников) является творцом изменений в истории, и его (их) явный приоритет к определённым жизненным ценностям ведёт его (их) по жизненному пути.

  Если читатель примет мою точку зрения, то наверное сам сможет ответить на ряд вопросов. Почему советская власть продержалась 75 лет? Сколько продержится президентская власть? Что управляет историей?

 Частично на вопросы ответил В.И. Ульянов (Ленин). Многим известна его историческая фраза относительно революционной ситуации в России в 1917 году: "верхи не могли управлять по старому, а низы не хотели жить по старому". (В. И. Ленин впервые осветил принцип «верхи не могут, низы не хотят» в своей работе «Маевка революционного пролетариата», которая вышла в 1913 году.) Ситуация в 1991-1992 годах напоминала 1917 год, только теперь "верхи не хотели управлять по старому, а низы не могли жить по старому".
 
 В СССР были накоплены огромные богатства: разведаны и освоены месторождения нефти и газа, сохранились лесные массивы, были построены прекрасные города и заводы, на заводских складах накопились "неликвиды", было обучено и воспитано население. Всё это "просилось" в энергичные руки, не связанные социалистическими законами. (Верхи не хотели управлять по старому, имели популярных лидеров и армию: танковые дивизии).

 Реформы Горбачёва - Ельцина привели к распаду плановой экономики СССР, к разрушению хозяйственных связей целых отраслей народного хозяйства, к прекращению работы заводов и фабрик, к прекращению или откладыванию на неопределённый срок оплаты работы рабочих и служащих. ( Низы не могли жить по старому, не имели оружия и организованности).

 Но почему переход к капитализму в России произошел не в 60-е, а в 90-е годы? Ведь тогда СССР неуклонно наращивал темпы производства, осваивал новые методы и технологии, которые в капиталистических условиях были бы  эффективнее.

  Ответ на этот вопрос я услышал из выступления на Съезде Советов одного председателя колхоза. Он сказал, что если раньше всё сельское население, как один вставало на битву за урожай, то к 80-90 -ым годам прошлого века, на призыв о внеурочной работе на колхозных полях он видит плохую ситуацию: старики идут на работу без принуждения, люди среднего возраста спрашивают: - «Сколько мне дадут за работу»?, а молодёжь посылает по матери. И оказалось, что советские методы хозяйственного управления перестали работать: -  свойства населения изменились.

 Действительно, изменилась не только экономика и политика нашей страны, но самое главное изменились свойства основных (работающих) людских масс (как говорят социологи: «страт»). И эти-то изменения приводят к социальным потрясениям. Надо сказать, что социология в советское время являлась частью философии марксизма - ленинизма и не отражала реальное состояние общества.

 Для сравнения приведу два случая. В книге рабочего И.В. Бабушкина "ВОСПОМИНАНИЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА БАБУШКИНА" говорится о том, что хозяин завода в 1904 году задержал выплату зарплаты рабочим на 1 день. Возмущённые рабочие разгромили проходную завода и заводскую лавку. В конце 20 века шахтёрам не платили зарплату пол года. Наиболее возмущённые отправились в Москву и стучали шахтёрскими касками о площадь. Очевидно, что рабочие, описанные в этих эпизодах имеют разные свойства.

         ТО, О ЧЁМ НАМ НЕ ГОВОРИЛИ (ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ)

 Политические изменения в стране способствовали пробуждению философского  поиска. В популярных журналах: Наука и жизнь, Смена... появились интересные статьи учёных и писателей.
 
    Решил и я изложить своё мнение, развив высказывание председателя колхоза, выступившего на Съезде Советов, о котором написано выше. Получилась записка на двух листах: «История, как функция свойств поколений» В ней говорится, что политические события 90-х годов, как и многие другие массовые политические выступления связаны с массовым изменением свойств населения и какие меры могли бы предотвратить резкое противостояние.

 Надо сказать, что коллектив в нашей фирме был интеллигентный и думающий, делились мыслями и впечатлениями. Я и показал  всем желающим свою записку. Тогда молодой конструктор Варламова рассказала мне что у неё есть статья Льва Гумилёва на эту тему. (Знамя. 1988. No 4. С. 202-216.) В ней автор, тщательно избегая слова философия, говорил о философских  вопросах связанных с историей и социологией, именуя их этнологией. Статья поразила меня не только содержанием, но и названием.

  Надо сказать, что в 87-88 годах советская идеология представляла ещё твёрдый монолит, связанный идеологической решёткой (по аналогии с кристаллической) и вносить изменения в неё без одобрения КПСС было нельзя. Это грозило автору идеологической расправой (в лучшем случае - внутрипартийной инструкцией, которая рекомендовала не печатать данного автора, в худшем — заключение в сумасшедший дом).

    Разрешите познакомить Вас с предисловием А. Шалимова к сборнику Утопия и антиутопия: "Туманность Андромеды" и "Час Быка" Санкт-Петербург "Политехника" 1995 г., которое оказалось пророческим в текущих событиях на Украине.

    «Ефремов показал на своих ювелирно сработанных моделях и пример успешного решения социальной задачи (“Туманность Андромеды”, “Сердце змеи”), и обратный пример (“Час быка”). Две взаимоисключающие модели, вынесенные в далекую от наших дней эпоху, а сколь обе актуальны для нашей небольшой планеты. Нынешний земной “конгломерат” исторически складывающихся государств, политических союзов, экономических группировок разделен густой сетью этнических, национальных, экономических, политических, условно-социальных, религиозных и даже почти случайно возникших границ. Большинство из них — следствия практически не кончающихся военных столкновений. И весь этот раздираемый внутренними конфликтами пятимиллиардный мир обитателей Земли затянут в гордиев узел нерешенных глобальных проблем, каждая из которых может оказаться роковой для судьбы цивилизации в целом.

 Мир Торманса не выдуман Ефремовым... Автор “Часа быка” разглядел его в угрожающих тенденциях окружающей действительности. (Для каких-то стран это реальная действительность, для некоторых - это гипотетическая возможность воплощения отрицательных качеств сильных мира сего. Иллюстрацию этого (мир Биффа Таннена)мы видим в фильме Спилберга "Назад в будущее". Е.Р.)

 То, что диагноз был точен, показали последующие события. “Час быка” на пятнадцать лет исчезает из обращения, попав в “индекс несуществующих книг”. И хотя в 1970 году он вышел в Москве 200-тысячным тиражом, даже упоминать о нем было запрещено. В нашей “официальной” литературе этот роман после 1972 года как бы перестал существовать. Идеологические “бонзы” застойной поры “отменили” его росчерком пера. “Отмена”, как и множество иных подобных “отмен”, конечно, не сработала. Роман многократно выходил за рубежом, а в нашей стране первая и единственная до 1988 года публикация “Часа быка” прозвучала ударом политического набата, зовущего к перестройке Системы. И, пожалуй, этот удар оказался не менее значимым, чем первая зарубежная публикация “Архипелага ГУЛАГ”. Документальная и научно-фантастическая проза в этом случае уравнялась в своей социальной значимости. Кто знает, проживи Иван Ефремов чуть дольше, не разделил ли бы он участи Александра Солженицына... Но Ефремов покинул этот мир, оставив свое предостережение. Оно актуально и поныне. Угроза сохраняет силу...»

 Вот почему Лев Гумилёв придумал такое странное название своей статьи, как «автонекролог».  Варламова противопоставляла статью  Гумилёва моей, но как раз в ней я нашёл пересечение идеи пассионарности с мыслью об особенности свойств поколений. Заинтересовала меня и периодичность появления пассионариев на графике Гумилёва (100 - 80 лет). Единственное, что не вызвало у меня согласие с автором то, что явление пассионарности носит генетический характер. Моё мнение - пассионарность явление социально — педагогическое (агитационное).

     Очевидно, что к пассионарности свойственны более чувствительные натуры, но зажечь пассионарность в человеке может только социально - патетическая среда, которая делает пассионария значимым элементом общества. В противном случае, в авторитарном обществе пассионарность является чуждым или даже опасным свойством. В результате я стал горячим сторонником теории Гумилёва. Оставалось найти ей подтверждение. Гумилёв утверждал, что проявлениям пассионарности предшествует взлёт поэтической активности.

    В России, как раз в этот период, политической активности хватало. Осталось обнаружить всплеск поэтичности, и я отправился в «Публичку» изучать историю поэзии за последние годы. Особенного подъёма поэзии не обнаружил, но вдруг в одном сборнике прочитал, что в 80-е годы наблюдался взлёт активности поэтов верлибров (свободных стихов).
 Разумеется, это весьма поверхностное подтверждение теории Гумилёва, но для моего убеждения оно было достаточным.

     Получив такую «поддержку» Гумилёва, я понял что идея правильна, но:
1.  требует проработки и детального описания;
2.  требует поиска и изучения специальной литературы (Я был уверен, что это «открытие» не является оригинальным; что его уже описывали и отражали в своих трудах классики.)
3.  требует группы сторонников, для пассионарного воплощения;
4.  является опасной, так как может противоречить устремлениям «сильных мира сего». В связи с чем я подписал работу псевдонимом - фамилией мамы : Богданов;
5.  требует лидера, который бы возглавил работу по её проработке и взял бы на себя возможную опасность политических столкновений.
Для решения этих задач я занялся поиском научного руководителя и лидера.

                ПОИСК ЧЕЛОВЕКА  - ДНЁМ С ФОНАРЁМ

 Я попытался обратиться в Санкт-Петербургский Университет на кафедру философии. Улучив свободное от работы время, я посетил Университет, благо вход в здание во время смены властей был свободен. Я попал очень удачно, в разгар коммунистического субботника по уборке здания. Педагоги ходили с тряпками и вёдрами: мыли окна и двери. Узнав, что миловидная женщина с ведром - доцент кафедры я обратился к ней с просьбой прочитать мои измышления, на что она ответила что у неё пятьдесят сочинений своих студентов, которые надо прочитать, так что она и за тысячу рублей читать записку не возьмётся.

 В книге замечательного человека и философа В.Н. Н-ва я увидел домашний телефон. Я позвонил ему и напросился в гости. Он принял меня очень тепло. Сразу повеяло традициями дореволюционной петербургской университетской интеллигенции. В окружении огромной библиотеки, этот человек создавал действительно революционные произведения, за что в советское время подвергся гонениям. Но времена изменились, и он вошёл в педагогическую элиту Санкт-Петербурга. Я упросил его прочитать мою записку. Он согласился.  В следующую встречу он мне её вернул, указав на ошибки и подарил мне свою книгу. В третий раз я просил его возглавить работу над этой темой, но он отказался и просил не ссылаться на его мнение о ней. Я вполне понял его желание и согласился с ним.

 Мир тесен, и у нас по соседству живёт молодой философ Ира. Я обратился к ней с просьбой ознакомиться и рецензировать записку, которая выросла и получила название «Закон Платона». Ира прочитала, и сделала два замечания:    ....первое - отсутствие философской школы, философского языка и знания классиков философии. Для ликвидации этого пробела она дала прочитать мне философию Канта.

....второе - ей не понравилась ссылка на Платона. «Назовите свой закон своим именем, а не приплетайте Платона» - был её строгий наказ.

 В стране в это время формировались новые политические партии, возникли новые политические лидеры и течения. Правые партии и течения открыто выступали за интересы крупного или среднего капитала и не могли стремиться к «утопическим» целям. Поэтому я попытался обратиться к левым течениям и лидерам.

 Я попытался обратиться к Н.А. Анд-й. Но узнать адрес политика в то время было не просто. Без даты и места рождения справку об адресе можно было бы узнать только в Большом Доме. Туда я забежал до работы в жуткий февральский мороз. Но мне отказали, сославшись на конфиденциальность личных данных. (Тогда я случайно попал в кадр 17 серии снимающегося сериала «Убойная сила»)

 Вожделенный телефон мне сообщил Павел (покойный лидер не официального профсоюза). Он сказал, что теоретических писаний у них целый чемодан. Но мою просьбу ознакомиться с ними он отклонил. «Нам нужны не писатели, а активисты.»
Позвонил Н.А. Изложил ей свою просьбу. На что она ответила, что от активной политики она отошла.

 Решил - обращусь в КПРФ, это приемник КПСС, разберутся, помогут. Благо ближайший адрес отдела КПРФ в двух остановках от дома. Но попасть туда оказалось совсем не просто. Адрес как бы был, но его как бы и не было. По адресу была стальная дверь без вывески. На мой стук открыл дежурный. Он как и полагалось сидел за столиком у двери. На мою просьбу он дал телефон секретаря. Секретарь согласился меня принять и назначил время. В назначенное время он выслушал меня, просмотрел записку и обещал передать идеологу-специалисту    Ц-ву. Дал его телефон. Через некоторое время звоню. Просит прийти. «То о чём Вы пишите нам давно известно и не представляет интерес в таком виде, как здесь представлено». Прошу дайте мне телефон молодого комсомольского активиста, чтобы он помог правильно сформулировать работу.

«Хорошо. Вот телефон комсомольца А.. Пожалуйста. Поговорите с ним. Если он согласится, то я возражать не буду».
 Звоню. Комсомолец А. работает в охране бутика. Просит прийти осторожно, не вызывая подозрений. Наконец встречаемся, знакомимся. Приятный молодой человек. Выслушал. Взял записку. Просмотрел, обещал помочь с редакцией.
Прошёл месяц, второй. А. тянет. «Некогда». «Мои комсомольцы сейчас увлечены новейшими методиками...» Чувствую, что с А. «каши не сваришь», надо браться самому за клавиатуру.
 
 Купил «История социологии», «Социология для студентов», спас от сожжения Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости», 1990 г. (Наша мастерская расположилась в маленьком особнячке на Каменноостровском.  Помещение было красивым, с камином, но без отопления. Зимой, в стужу электропечи грели спину, но не согревали помещение. Ребята потихоньку, не смотря на запрет, топили камин. В огонь пошли куски строительных материалов и книги, которые выбрасывали демократизированные петербуржцы. Среди учебников и дамских романов, ожидающих сожжения, я увидел  Шопенгауэра. И поменял его на более толстую книгу.)
 
 В его книге мне понравилось одно утверждение, которое я бы назвал Пессимистическим постулатом социологии. « ...  внутренней пустоте и бедности людей следует приписать то, что если достойные люди, имея в виду какую - либо благородную, идейную  цель, соберутся для этого вместе, то результат почти  всегда будет следующий: ... из... черни (подлых и бездуховных людей - Е.Р.) некоторые непременно примажутся или вломятся и сюда, и тогда или попортят всё дело, или так  исказят его, что исход будет приблизительно противоположен первоначальным намерениям». [18] Стр. 34.
 
 Кратко можно сформулировать его так: «Всегда найдутся противники любому прогрессивному, разумному социальному начинанию. Если их допустить к его реализации, то они или испортят всё дело, или так  исказят его, что исход будет почти противоположен первоначальным намерениям». Отсюда можно сделать три вывода: 1.Если не уверен в исполнителях, не затевай перестройку. 2.Для реализации проекта не пожалей средств на правильный отбор его исполнителей. 3.Так как в мире не сохранилось коммун, то, очевидно, постулат Шопенгаура не опровергнут. Не найдены действенные меры по отбору их членов и стабилизации их социально-экономического положения.

 Купил «Диалоги» Платона и «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита.
Вот тогда-то «История, как функция свойств поколений» превратилась в «Главный закон социологии: Закон Платона». Дал А. на рецензию, но кроме общих слов ничего не услышал.
 Очевидно не те люди. Не та партия.

    Рядом с домом вторая наследница КПСС - РКРП. Тут в противоположность наглухо закрытой КПРФ указатели на асфальте. Вывеска на третьем этаже. Расшатанный пол. Старые плакаты, флаги. Библиотека и фильмотека. Говорю с секретарём. - «Это всё интересно, но нас сейчас волнует предвыборная компания, участвуйте в нашей предвыборной компании. Если сможете поднять наш рейтинг, то мы Вам поможем».
Хочу сказать, что если используете предлагаемую мной идею, то возможно Ваш рейтинг повысится. - Но, чувствую, что то что я предлагаю не соответствует тем традиционным формам к которым привыкли партийные работники.

 Прошу возможности выступить на партийном собрании. - «Хорошо, по возможности устроим.»
 Созваниваюсь с секретарём парт-ячейки у станции метро Удельная.  Убегаю с работы. Прихожу в Красный Уголок Жека. Собрались человек 20 местных жителей. Среди них трое молодых людей. Секретарь представил меня, как идеолога, вносящего раскол в ком. движение. Дал 15 минут. «Ладно. Вкратце рассказываю о родителях - коммунистах, о себе и о том, что написал. Всё скомкал. Жутко разболелась голова. Нет навыка к публичным выступлениям. Хотя слушали внимательно. Потом раздал брошюры «Главный закон социологии: Закон Платона», с предложением, если понравится, позвонить. Но, конечно, никто мне потом не позвонил.

 Прошло 18 лет. В российский научно-учебный мир основательно вошла  социология. Появилась интернет-служба со справочными службами и интернет-библиотеками. Если раньше поиск информации требовал кропотливого труда с книгами и консультантами, то теперь поисковик интернета позволяет легко найти предполагаемую справку. Для учёного это не допустимо, но для графомана-любителя очень удобно.

 Дети выросли. Приобрели свои собственные взгляды на историю и политику. Их не интересуют коммунизм и счастливое тысячелетие хилиазма. (Хилиазм — богословское понятие, в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», о «золотом веке», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.)

 В газете «Метро» прочитал афоризм: «Глупо    говорить     людям    о   том,     что   они    знают, но ещё глупее говорить о том, что они не желают знать!»
 Может быть среди Вас найдутся те, кто не входят в число тех, к кому относится это высказывание.

       ЧЕЛОВЕК! ЭТО ЗВУЧИТ... ГОРДО! НО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ДРУГИХ
             УРАВНЕНИЕМ С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

 Однажды Диоген вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев». И он бродил среди бела дня с зажженным фонарём по людным местам со словами «Ищу Человека».

 Мы знаем, что далеко не каждого можно назвать человеком с большой буквы. (В советское время с публикации книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» это определение стало нарицательным.)

   Такого человека отличает высокая и достойная цель, большая сила воли, проявляемая в её достижении, честность и человечность. Будем эти проявления человека именовать «коммунарностью», а его обладателя «коммунарием».
Многим историческим личностям  присущи эти свойства. (По историческим мемуарам.)

 Однако, рассмотреть их в ближайшем нашем соседе сложно, (говорят, чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть: примерно 10 лет.) поэтому люди всегда пытались определить свойства человека по каким - то внешним признакам или свойствам. Для этого были придуманы специальные способы: френология, физиогномика, хиромантия, хирогномия, графология, колдовство, гадание, астрология. Когда-то они пользовались большой популярностью, пока не была дискредитирована их методология. Интересное возрождение части этих приёмов мы могли наблюдать в TV передаче «Человек-невидимка» с Эвелиной Блёданс.

 Важное значение имеет знакомство с личностью человека (его свойствами) при приёме его на работу. Сейчас используются следующие процедуры: анализ анкетных данных, тестирование с составлением психологического портрета, собеседование с составлением субъективного мнения, кадровые (скрининговые) проверки с использования полиграфа: - опрос с фиксацией нервных реакций. Наиболее интересна методика с анализом реакций на изображения или на клипы.

   Некоторые скрининговые процедуры встречают нравственные или правовые возражения, но наниматели игнорируют их и предпочитают применять более жёсткие меры при отборе претендентов, чем рисковать стабильностью своего дела.

 Если так важно определять свойство простых работников, то насколько важнее определять свойство абитуриентов, педагогов-воспитателей, руководителей, чиновников, офицеров и политиков. Причём, использование  полиграфа подразумевает проверку человека на лживость, что не этично. Использование же компьютерной диагностики с анализом выражений лица, реакций глаз и рук на изображения или на клипы (компьютерная физиогномика — вне научный (пока) метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. Впервые термин, о котором идет речь, употреблен, насколько можно судить, Гиппократом, на которого ссылается Гален.) - является простым условием для составления психологического портрета и определения профпригодности.

 Интересно, что этот вопрос о соответствии человеческих свойств и профессиональных функций ставил древнегреческий философ Платон две с половиной тысячи лет назад. Но он считал важным не только профессиональный отбор, но и профессиональное воспитание.

 Интересный пример проверки выпускника Петровской земледельческой академии, соискателя места управляющего имения генерала Букина г-на Маслова приводит А.П. Чехов в рассказе «Стена» 1885г. Интересен, злободневен и эпиграф к рассказу: ...люди, кончившие курс в специальных заведениях, сидят без дела или же  занимают должности, не имеющие ничего общего с их специальностью, и таким  образом высшее техническое образование является у нас пока непроизводительным... (Из передовой статьи)
***
Букин:
— Только вот что, батенька... Простите, но лучше заранее уговориться, чем потом ссориться. Делайте там что хотите, но да хранит вас бог от нововведений, не сбивайте с толку мужиков и, что главнее всего, хапайте не более тысячи в год... Так вот помните же: тысячу можно... ну, так и быть уж — две, но не дальше!
— Вы говорите со мной, словно с мошенником! — вспыхнул Маслов, поднимаясь.— Извините, я к таким беседам не привык...
— Да? Как угодно-с... Не смею удерживать...
Маслов взял шапку и быстро вышел.
— Что, папа, нанял управляющего? — спросила Букина его дочь по уходе Маслова.
— Нет... Уж больно малый... того... честен...
— Что ж, и отлично! Чего же тебе ещё нужно?
— Нет, спаси Господи и помилуй от честных людей... Если честен, то наверное или дела своего не знает, или же авантюрист, пустомеля... дурак. Избави бог... Честный не крадёт, не крадёт, да уж зато как царапнет залпом за один раз, так только рот разинешь... Нет, душечка, спаси бог от этих честных...
 Букин подумал и сказал:
— Пять человек являлось и всё такие, как этот... Чёрт знает, счастье какое! Придётся, вероятно, прежнего управляющего пригласить...
***

    Из этого рассказа можно сделать два вывода: 1. Что Честность в России у власть имущих в те времена была не в чести. (Не позволяла скрывать нарушения и грешки.)  2. Что честных людей среди интеллигенции того времени было много.
Честность - одна из сторон нравственного богатства человека, обязательное свойство настоящего человека, Человека с большой буквы (коммунария). Далее рассмотрим, как возникает приоритет этой коммунарности.

                СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ
                ВЛИЯТЬ НА ЛИЧНОСТНЫЕ СВОйСТВА ЧЕЛОВЕКА

 Очевидно, что личностные свойства подсознательно отражают приоритет прочувствованных и усвоенных определённых ценностей. Какие же ценности мы с Вами можем вспомнить?

 Можно перефразировать слова гётевского Мефистофеля: "Люди гибнут за богатства".  Причём, богатство - это не только "дорогой металл". На Марсовом поле стоит гранитный обелиск на котором начертано: "Здесь покоятся не жертвы - герои погибшие, чтобы материальные и духовные богатства, знания были доступны всем людям." Насчёт материальных богатств всё понятно, но что это за духовные богатства? А может быть есть ещё какие-нибудь ценности, которые нужны людям, но не подходят под категорию материальных благ.

 Давайте же посмотрим, что может являться индивидуально-человеческим богатством.

1. Материальное богатство.
 Обычно богатым человеком считают того, у кого много денег или того, что может быть переведено в денежный эквивалент: акции, жилые или производственные строения, машины... Но, далеко не всегда владелец может свободно распоряжаться своей собственностью. Как говорят: "денег много, а карманных совсем нет". Правда, сейчас многие готовы оплачивать расходы кредиткой. Шикарная вилла, дорогой автомобиль, яхта... - вожделенная мечта мещанина. Но оказывается, что тот у кого всё это есть ценит его намного меньше тех, у кого этого богатства нет.
 
2. Физиологическое богатство.
 Здоровье человека - тоже богатство. Правда, об этом забывают, пока его не потеряют. Для тех, кто хочет монетарной оценки здоровья пусть поинтересуется ценами на медицинские и оздоровительные услуги. Социальная медицина в России требует много денег. Особо следует отметить, как богатство - генетическое совершенство, которое обеспечивает высокий процент наследования качества физиологических функций, строения тела и телесной красоты. Также следует отметить психическое здоровье, которое обеспечивает нормальное функционирование человека в социальной среде. Отдельно надо сказать о психо-физической активности человека. Человек может быть энергичным и вялым, пассивным. Созидательная активность человека тоже своего рода богатство, вспомним «Время не ждёт» Джека Лондона.

3. Нормативно-нравственное богатство.
 Существует понятие в педагогике - не нормативное поведение. Оно часто приводит к серьёзным правонарушениям, человеческим и материальным жертвам. Избежать этого позволяет нормативно-нравственное воспитание. Кроме того, человек, приученный к этике поведения, как части нормативного поведения, может рассчитывать на более высокое место в обществе. Поэтому, нормативно-нравственное воспитание может быть рассмотрено, как особый тип богатства.

4. Профессионально-творческое богатство.
 То, что хороший профессионал на вес золота - знают все. Поэтому все родители хотят чтобы их дети получили образование. Но, не все понимают, что высоко ценится только творческое воплощение профессии. В спектакле "Ханума": - "Хороший сапожник - тоже поэт. А плохой? Плохой сапожник - "сапожник", что с него взять."
 Я помню, как пожилая женщина с восхищением говорила о своём муже-токаре: - "Он работает так ловко, красиво, творчески, что глаз не отвести." Создание всех достижений современной цивилизации - вдохновенное творчество профессионалов. Они богаты, даже при нулевых банковских счетах.

5. Социально-политическое богатство.
 Наверное, все знают поговорку "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Она особенно актуальна в условиях российской инфляционной экономики. Друзья могут помочь советом,  рекомендацией и ресурсами. А на 100 рублей вы сможете лишь 4 раза проехать в Санкт-Петербурге на городском автобусе. Знакомые, друзья, родственники, сослуживцы,  земляки... составляют социальные группы, связанные социальными связями. Некоторые социальные связи - официальные: гражданство, брак, усыновление... Они имеют социально-политический характер - зависят от государства и местных властей. Быть жителем Санкт-Петербурга выгоднее и престижнее,  чем ... Известные (популярные) граждане обладают дополнительным социально-политическим богатством.
Часто говорят: - Он богат семьёй; она богата своими детьми. Действительно, семья и дети - тоже богатство. Бездетные богачи готовы заплатить большие деньги только за то, чтобы воспитывать чужого ребёнка. То, что семья - богатство, человек по настоящему понимает, когда остаётся больным и одиноким. Если в течении своей жизни человек пренебрегал семейными ценностями, то рано или поздно он об этом пожалеет.
 Особое значение имеют производственные отношения. Дружная бригада, творческая группа, авторский коллектив... за счёт особых социальных отношений, комплиментарности (термин Л. Гумилёва) может достигнуть очень высоких результатов. Эти связи представляют богатство, как отдельного человека, так и всей группы. Некоторые работники отказываются поменять место работы на более выгодное из-за преданности к своему дружески-творческому  коллективу.

6. Духовное богатство.
 У каждого человека есть внутренний мысленный информационный мир. Конечно, это переработанный чувственным восприятием и сознанием объективный мир образов, символов и ситуаций и сохраненный в памяти сознания и подсознания. Он может быть красочным, насыщенным и благожелательным. А может быть бедным и жестоким. Интересная деталь: в царской России был закон, запрещающий помещать нижних чинов в одиночные тюремные камеры, так как это чаще всего приводило к их безумию. В то время, как одиночное заключение дворян часто практиковалось, и не приводило к таким последствиям. Например: Ульянов, Кибальчич, Морозов... Это объясняется просто: дворяне черпали духовную силу из своего духовного мира - мира великих произведений литературы, театра, музыки, живописи, общения... а простой народ - "...Мало видел он света. Теплых слов не слыхал."  У многих замечательных людей, воспринятая ими благожелательность превращается в твёрдую жизненную позицию - честность и гуманизм. Про таких людей говорят: - "Золото, а не человек". Духовное богатство легко "увидеть" и оценить при равном общении в какой-либо общественной группе. Это часто приводило к признанию лидера этой группы. Духовное  богатство такого лидера обогащает окружающих. Но, и общение в такой группе подталкивает лидера к творчеству и самосовершенствованию.

7. Богатство чувственно - эстетического опыта.
Давайте сравним рассказы аскета и эпикурейца. Нетрудно увидеть, что первый пренебрегает чувственными наслаждениями, а второй - боготворит их. Человечество за тысячелетия своего существования создало прекрасные скульптуры, картины, поэтические и сценические работы, которые являются эталонами чувственной эстетики. Картины Рубенса, Снайдерса, Рамаяна, романы А.Дюма - типичные образцы такой эстетики. Про людей, богатых таким опытом и умеющих продемонстрировать его говорят, что "всё человеческое им не чуждо". Часто, они сами, в следствии их пристрастий, становятся объектом повышенного интереса, становятся центром общественного внимания.
 
Таким образом мы можем выделить 7 наиболее значимых видов богатства для человека и общества:
1. материальное, 2. физиологическое, 3. нормативно-нравственное, 4. профессионально-творческое,5. социально-политическое,6. духовно-эстетическое, 7. чувственно-эстетическое.

 Мы с Вами рассмотрели основные формы богатства личности. Но отношения к ним у разных людей далеко не однозначны. Одни выше ценят материальное, другие духовное...

 Приоритет видов богатств у человека складывается не случайно, а в результате воздействия сильных впечатлений и влияния социального окружения, как говорят социологи в результате социализации ребёнка или взрослого.

   Давайте рассмотрим особенности социализации людей на разных этапах их обоснования в новых условиях. Л.Н. Гумилёв рассматривал возникновение групп людей, объединённых общими чертами поведения, - этносов, при обосновании их на новом ландшафте в определённом регионе, который со временем становится их Родиной, землёй «оттич и дедич».
 
 Из рассматриваемого сообщества он выделял только пассионариев и их антиподов - апассионариев, роль которых была весьма заметна, хотя художественная литература довольно подробно даёт описание многих типов с их весьма характерными чертами.

  Освоение новых земель сопровождается огромными экономическими и социальными трудностями. Люди, составляющие первые поколения пионеров, должны иметь определённые психологические черты, должны составлять чётко выраженную социально - психологическую группу, если они хотят выстоять в борьбе с враждебной для них средой. При всем многообразии темпераментов, волевых качеств, самостоятельности  они похожи  и по акцептам в суждениях,  и  по поведению. Они составляют определённый тип личности.
 
   Ряд психологов утверждает, что личностью обладают лишь люди воспитанные в этических и нравственных нормах.   На  самом  деле личностные качества - качества взаимодействия в обществе, и любой взрослый человек обладает более или менее яркой  личностью, которую можно классифицировать по определённому типу.

                ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СВЯЗЬ ИХ
                С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ БОГАТСТВ.

   Тип личности пионеров - колонистов хорошо описан в литературе. Их отличает от людей развитого общества отношение к различному виду своих богатств и богатства окружающих. На первом месте у них материальное  богатство, затем следует чувственно-эстетическое богатство, затем  профессионально-творческое, затем социально-политическое, физиологическое ,нормативно-нравственное, и на последнем месте - духовно-эстетическое. Его условно можно назвать «приземлённым» или «первым психологическим типом личности» (первый ПТЛ). Его основная черта: страх перед призраком голода, нищеты или насилия.

   Поведение людей первого ПТЛ определяется степенью рабства по отношению к этому призраку. Главная цель – накопить материальные блага и избавиться от страшного фантома. В коллективе легче выжить, поэтому люди первого ПТЛ легко организуют сообщества. Но многие из них считают, что «дружба дружбой, а табачок врозь»,  проявляя в накоплении эгоизм и жестокость.
 Блестяще описал этот тип личности М. Горький в образе «деда Каширина» в повести «Детство».
 Этот тип личности хорошо адаптирован к трудным условиям выживаемости. Он послушен и трудолюбив, бережлив и хозяйственен. Но в больших дозах это переходит в бездумное подчинение, подобострастие, упрямство, жадность и мелочность.  Недостаток воспитания и культуры часто проявляются в жестоких и пошлых шутках. При материальном благополучии его носитель воспринимается как ограниченная, отсталая, «тёмная» личность. У взрослых попавших в трудные условия бытия изменения личности в сторону  первого ПТЛ часто носят временный характер. Дети, рождённые и выросшие в атмосфере голода и нищеты, часто на всю жизнь остаются первого ПТЛ. В классово – эксплуататорском обществе эксплуататор первого ПТЛ часто работает больше, чем эксплуатируемые работники, а потребляет порой даже меньше. Зато, его накопления, цель его жизни, во много раз больше.  Эксплуатируемые работники первого ПТЛ иногда проявляют настоящую «собачью» преданность хозяину. Но когда он в них больше не нуждается, то может без жалости прогнать.
      
 «Приземлённые» отлично понимают, что «знание–сила» и стараются обучить своих детей, но придают значение лишь прикладным (полезным, по их мнению) знаниям. Если Родина к ним  благосклонна, то они создают прочную материальную базу, обеспечивая своим детям надёжное положение и возможность получить образование.

 Дети «приземлённых», воспитанные в строгих правилах и обычаях, но не в нищете, не наследуют страх родителей перед голодом. Их условно можно назвать «ответственные».  У них другое отношение к различному виду своих богатств и богатства окружающих. На первом месте у них профессионально-творческое, и  затем нормативно-нравственное богатство, затем материальное и социально-политическое,  затем духовно-эстетическое, затем физиологическое богатство, и на последнем месте - чувственно - эстетическое богатство. С детства они помогают родителям, а подчас и заменяют их в работе и хозяйстве.
   «Ответственные» или люди второго ПТЛ работают не из чувства страха перед нищетой, а ради правил, обычаев, порядка. Они будут выполнять свой долг, даже если он им не выгоден. Это отличает их от первого ПТЛ. Они так же трудолюбивы и экономны, но более педантичны, чем люди первого ПТЛ. Они так же обучают своих детей, но по более обширной программе. Если в данном социологическом объекте не происходит накопление социально-культурных «ценностей», средств потребления и новых технологий, то динамика личностных свойств людей, составляющих сообщество,  замыкается на первом  и втором ПТЛ. В противном случае динамика типов личностей продолжается. Она связана с обучением и воспитанием.

     В педагогике имеется много рекомендаций, но, на мой взгляд, две самых сильных: «Ученик должен превзойти учителя» Леонарда да Винчи и «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» Плутарха (греческого философа в эпоху римской империи).  Перед  детьми крепкого сообщества открываются невиданные перспективы  и возможности. Они составляют новый третий тип личности, носителей которого, условно, можно назвать «целеустремлённые».

    При  высокой воле и целеустремлённости их-то Л.Н. Гумилёв и назвал пассионариями. На первом месте у них социально-политическое и профессионально-творческое богатство, затем материальное и  чувственно-эстетическое, затем духовно-эстетическое, затем нормативно-нравственное богатство и на последнем месте физиологическое богатство (они часто жертвуют своим здоровьем и даже жизнью для достижения высокой цели).

      Если  первый ПТЛ сочетает в себе черты коллективизма и эгоизма,  второй ПТЛ имеет корпоративный эгоизм, то третий ПТЛ - (пассионарный) закономерно делится на «целеустремлённых коллективистов», которых можно назвать «коммунариями» и «целеустремлённых эгоистов», воспетых эмигранткой  20-х годов из России в Америку (её книга перепечатывалась в 90-х годах в России –Е.Р.), которых будем называть «эгонариями».

   «Коммунарный» тип личности адаптирован для условий борьбы и великих свершений. «Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт» - их песенный девиз. Коммунарии, мобилизуя усилия целого народа, способны выполнять невиданные в мире задачи, – например – «электрификацию всей России», полёты в космос, освоение трудно доступных природных богатств. Героика – романтические произведения возбуждают  и вдохновляют таких людей на самоотречение и подвиги,  с   детства  подготавливая   к  ним. Но,  если материальные   и  социальные условия не дают простора деятельности «целеустремлённым», то они склонны к депрессии и пьянству. «Целеустремлённые» в материально ограниченных условиях часто недостаточно бережливы к материальным ценностям и людям.

     «Целеустремлённые эгоисты» так же, как коммунарии  стремятся к успеху, но личному. Они утверждают, что общество не достойно, что  бы стараться ради него и не сохранит результаты их труда. Поэтому их успех меньше зависит от общества,  и они лучше адаптированы к трудным временам, чем коммунарии.
 
    Воспитанием детей и те, и другие сами, как правило, не занимаются, но предоставляют им хороших наставников и накопленные культурные ценности. Это духовно обогащает их детей, которые, как правило, не наследуют стремление отцов к успеху, а руководствуются нравственными «ценностями». По личностным качествам они отличаются от отцов и составляют новый тип личности (четвёртый) «благодушных миротворцев». Первоначально, в силу тёплой семейной обстановки некоторые дети лишь эмоционально относятся к этому типу, но по мере накопления культурных ценностей они утверждаются в нём осознано. На первом месте у них духовно-эстетическое и  нормативно-нравственное богатство, затем физиологическое, затем социально-политическое и профессионально-творческое богатство. И лишь затем, чувственно-эстетическое и материальное богатство.
 
 Люди четвёртого ПТЛ, чаще всего, сочетают в себе индивидуализм и гуманизм. Они стремятся к гармонии в природе и обществе, пытаясь совместить трудно совместимые вещи. Так, например, племянник капиталиста Морозова Н. П. Шмидт нещадно эксплуатировал рабочих и завещал своё богатство большевикам для борьбы с самодержавием. Л. Н. Толстой был апостолом «благодушных» в России в начале 20-го века. Он утвердил русское понятие о «непротивлении насилию».

   «Благодушные» неважные созидатели, но они становятся «совестью общества». Они проповедуют рай на небе, призывают к покорности и самоотречению, к труду и скромности, к физическому и нравственному здоровью, достигаемому  не научно обоснованными методами. Они полагают, что сам Господь направит дурных людей и неразумных детей на правильный путь, надо только  подвести  их  к Богу и предоставить их самим себе.

    Многие «благодушные» довлеют к слезливому сентиментализму. Это было бы голословное утверждение, если бы в школьную программу по литературе 21 века, сторонники «благодушных» не включили романы Лидии Чарской, которые написаны именно в этом стиле. Причём, горячее сочувствие у «благодушных» встречают реальные или вымышленные герои произведений, близкие им по духу. Естественно, что и логический классицизм и целеустремлённый реализм им не нравятся, как бездуховные направления искусства.

  Если воспитание детей доверяют человеку четвёртого ПТЛ, то он предоставляет им все доступные развлечения и удовольствия. Получая с детства без всяких трудов удовольствия, дети довольно быстро к ним привыкают. Жизнь в удовольствиях  становится для них нормой. Их мы должны отнести к пятой группе: «Гедонисты». На первом месте у них чувственно-эстетическое богатство, затем, физиологическое, затем духовно-эстетическое, затем социально-политическое,  и материальное, затем - нормативно-нравственное богатство и на последнем месте  профессионально-творческое.

   Стремления к удовольствиям - гедонизм. Он становится целью их жизни.  Гедонизм многолик. Удовольствия без нормы порождают пороки. Это: чревоугодие и пьянство, наркомания и разврат, потребительство в искусстве и гордыня, вещизм и азартные игры. Чаще всего последователи гедонизма эгоистичны. Эгоизм может быть групповым или индивидуальным. Примером носителей группового эгоизма являются группы фанатов, металлистов... Примером эгоцентризма  является образ Нарцисса. Люди, ставящие удовольствия на первое место в жизни – сторонники гедонизма или люди пятого ПТЛ. Они самые плохие работники и самые  скверные  руководители и хозяева. Поставленные на роль хозяев, они проматывают то, что досталось им от родителей, отводя своим детям роль первого ПТЛ.

    Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» утверждает: - « я не могу не отметить, что в торговых странах очень редко встречаются старинные фамилии, из поколения в поколение владеющие крупными поместьями.  …когда он (хозяин состояния – Е.Р.) имеет возможность расходовать на самого себя очень большой доход, он часто не знает границ своему тщеславию или самолюбованию. Поэтому в торговых странах богатство … очень редко остаётся надолго в одной и той же семье». [18] Стр.564
 
Степень гедонизма и форма его проявления зависят от духовного богатства личности. Диапазон очень широк: от меломании до преступных  наслаждений,  описанных  маркизом  де  Сад.   Чаще всего, люди пятого ПТЛ, весьма эрудированные и беззаботно весёлые, не опускаются до описанного им изуверства.

 Надо сказать, что все преступления против людей, их материальных и духовных ценностей совершали и совершают эгоисты первого, третьего и пятого ПТЛ (у которых нормативно-нравственное богатство на предпоследнем месте). Например: нищий арендатор семьи Блока (первого ПТЛ) сжёг их дом с ценнейшей библиотекой в 1918 году, чтобы присвоить ничтожную утварь; чтобы прославиться, Герострат (третьего ПТЛ) сжёг прекрасный храм Артемиды; римский император Нерон (пятого ПТЛ) с радостью наблюдал (если не сам не участвовал в поджоге) за пожаром районов деревянной застройки Рима. Для Нерона это было такое - же развлечение, как сражения гладиаторов.

   Иногда целое общество заражается весельем пятого ПТЛ. Так например, в 1905 году в России была «вспышка» юмористического настроения просвещённых кругов России. Появились десятки юмористических и сатирических журналов. [3] (Вводная статья).

    Такое «веселье» кончилось революцией. Чаще всего, наследники людей пятого ПТЛ остаются и без материального и без духовного богатства, повторяя цикл смены типов личностей.

   Все рассмотренные группы вели активно-социальный образ жизни. Но, иногда человек в силу материального положения, здоровья или воспитания лишается активности. При недостатке средств он становится  люмпеном. При наличии средств он становится рантье. И те, и другие ведут «приниженный» (растительный) образ жизни. Пассивность в духовности характерна для «мещан». Видимо, всех их Л. Гумилёв определил как противоположность «пассионариям» - «апассионарии». Они могут быть выделены в нулевой ПТЛ - „вычеркнутые" или „инертные".
 
    У них своя линейка ценностей. На первом месте физиологическое богатство. На втором — нормативно-нравственное, затем духовное, затем - чувственно-эстетическое, затем — материальное, на предпоследнем месте профессионально-творческое, затем — социально-политическое. Не трудно заметить, что у них линейка ценностей обратная «пассионариям». Из-за явного противопоставления приоритетов «пассионариев» и «апассионариев» между ними неприятие, перерастающее в ненависть.
 
    Многие авторы наблюдали и описывали динамику личностных свойств у потомков (изменение психологического типа личности), но одним из первых, видимо, являлся Платон. «Внук скупого ростовщика или промышленника, ограничивавшего быт своих домочадцев одними элементарно - необходимыми  „удовольствиями"; сын отца -  демократа, воспитанного в ненависти к скряге - отцу, но освободившегося  из-под  его влияния лишь наполовину, этот юноша попадает в духовную атмосферу, диаметрально противоположную той, каковая всю жизнь вдохновляла его деда и отравила половину  жизни его родителей. Все те наслаждения, какие отец этого юноши не мог себе позволить даже в мыслях, а сам он позволял  себе  лишь в детских снах, теперь он видит едва ли не обоготворяемыми общественным мнением „толпы". Взлелеяв в себе с детства стремление к ничем не ограниченным наслаждениям, сей молодой „трутень" получает, следовательно, и „жало». [ 2 ] стр. 43.
 
                СИЛА ЧЕЛОВЕКА И СИЛА ОБЩЕСТВА

    Говоря о силе человека, обычно имеют в виду физическую силу, хотя об остроте чувств и силе ума знают все. Также все знают о силе денег, хотя она очень условна. Также условна сила знаний, хотя мы часто слышим словосочетание "Знание - сила". Всем знакомы выражения: "Сила воли", "Сила духа", "Сила чувств". На самом деле, богатство человека тесно связано с его возможностями, которые можно условно назвать его условной силой.
    Таким образом, условная сила учёного и создателя новой техники  во много раз превышает силу обывателя, а условная сила правителя, основывающаяся на социально - политическом богатстве, во много раз превышает силу простого гражданина. Очевидно, что условная сила учёного входит составляющей в производительную силу общества, а условная сила правителя ... в социальную силу его общества.

    В ист.мате, который недавно преподавали в ВУЗах, утверждалось, что базис общества составляет производительная сила и, связанные с ней производственные отношения, а все социальные построения - это социальная надстройка на базисе. Т. о. производству и производственным отношениям отводилась решающая роль в формировании типа общественной формации. Но, социальный опыт показывает, что производственные отношения меняются вслед за социальными изменениями в обществе. Т. о. производительные  силы меняются под действием социальных сил. Т. о. и первая и вторая силы равнозначны и влияют друг на друга. Социальная сила, которая направлена на изменение политического и социального устройства общества становится революционной силой. Трактование этого термина, как силы убеждения, силы слова я считаю неверным, так как социальная сила включает в себя и политические и военные возможности. Очевидно, что обе силы зависят от соответствующей совокупной силы людей, составляющей данное общество.
   
 Производительные силы населения Кубы, до социальной революции определялись деятельностью прекрасного пола: это был публичный дом США. Сейчас Куба вошла в группу развивающихся стран за счёт помощи России и ... воспитания и образования своих детей. Очевидно, что  с 3 по 6 тип богатства человека напрямую связаны с этими силами. Особенное значение имеет 5 тип богатства (5. социально-политическое).
 Если человек не только обладает этим богатством, но и стремится к  благому использованию его в обществе, то он не только повышает своё богатство, но и увеличивает этот тип богатства всего общества, создавая и себе, и своим потомкам более комфортное бытие.

 Приведу два литературно-публицистических примера.
В первом - примерную ученицу 5 -го класса родители послали к бабушке в деревню. Деревенские ребята "приняли ее в штыки", о чём она с горечью поведала по телефону своей маме. Та посоветовала ей рассказать местным малышам сказки, которых девочка знала великое множество. Девочка  последовала совету мамы. Сначала её слушали соседские малыши, затем к их компании присоединились ребята постарше, а потом, даже, некоторые взрослые приходили послушать сказительницу. К концу каникул у неё появилось множество друзей, которые звали её снова к ним приехать.

 Вторую историю поведала социолог на страницах своей книги. Мама примерно в этом же возрасте послала её к своей сестре, у которой было пять детей. Девочке сразу не понравились  свои двоюродные братья и сёстры и тётя, которая давала ей разные поручения. Девочка их с возмущением игнорировала. Конфликт дошёл до того, что тётя обратилась к её маме. Мама попросила сестру оставить племянницу в покое. Получив полную свободу, девочка после еды убегала к деревенской компании подростков, которая быстро "признала её за свою". Компания "весело" проводила время "обчищая" сады и избы соседей. В своих воспоминаниях социолог своё поведение оценивает, как должное, так как она себе ничего из ворованного не брала, а её друзья вели полуголодное, но весёлое существование.

 В первом случае девочка повышала своё богатство 3, 4, 5 и 6 типа, и богатство 5 и 6 типа детей из деревни. Во втором случае девочка уменьшала как своё, так и всей своей компании богатство 3-го типа.

   Вторая девочка кончила институт и хорошо вписалась в современную Россию, а её компания? Нетрудно предвидеть, что у них стойкое не нормативное поведение - "головная боль" всех соседей, которое так любит демонстрировать современный кинематограф.

 Рассмотрев типовые личностные свойства людей, их генезис и базовую основу (приоритет богатств) мы можем сформулировать закон динамики личностных свойств отдельных людей и больших социальных групп, и назвать его в честь великого философа античности Платона.

                ЗАКОН ДИНАМИКИ ПТЛ ПЛАТОНА

 Любой человек, особенно ребёнок, эмоционально воспринимая, «проживая» социально-экономическую среду, подвержен диалектическому переходу «количества психических переживаний в новое качество» - определённый ПТЛ (психологический тип личности). ПТЛ определяет целеустремлённость человека на подсознательном уровне. Новое поколение часто имеет качественно новый ПТЛ (который был когда-то детерминирован Платоном,  как  «рабочая пчела» или «трутень»).
 
    Люди близкого (определённого) ПТЛ образуют социально значимые общественные группы, диктующие своё воззрение на события и стиль жизни. Эти группы могут быть оценены специальным показателем:  ПТОГ (психологический тип общественной группы).

 Нарушение сложившегося соотношения количеств носителей определённого ПТЛ приводит к изменению моральных норм, экономическим колебаниям и социальным явлениям: войнам и революциям.


   Этот закон, важнейший и всеобщий социологический закон, так как он,  в конечном счёте, определяет направление и силы развития общества, его социально-политическое, экономическое, культурное качество как в исторические периоды, так и в данное время.

                СЛЕДСТВИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА ПЛАТОНА
Список:
Особенности общественной динамики ПТЛ.1-7
Особенности личной динамики. 8-11   
Особенности идеология  ПТЛ. 12-14          
О ПТЛ и революционной борьбе. 15-17   
ПТЛ и общественные формации.    18,19   
Исторически сложившиеся положительные и отрицательные   свойства  ПТЛ.   20,21   
Определение   свойств ПТЛ. 22      
Целенаправленное формирование ПТЛ. 23,24   
Историческая  оптимальность  ПТЛ. .25-28


                ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИНАМИКИ ПТЛ

1. Автором, выделено 7 наиболее характерных психологических типов личности, подробно рассмотренных выше: первый, второй, третий(коммунарный), третий(эгонарный), четвёртый, пятый, нулевой. Их возможная последовательность и  вероятные причины возникновения.

 Личностные качества отдельных людей и больших, связанных какими-то социальными связями, групп формируются под действием ранее накопленного материального и духовного богатства. Их основные свойства могут меняться на противоположные через два последующих поколения (ПТЛ). Например: свойства "целеустремлённых" (третий ПТЛ) через два поколения (четвёртый и пятый ПТЛ) могут смениться на свойства "вычеркнутых" (нулевой ПТЛ). Если мы сравним шкалу приоритетов их личностных богатств, то увидим что для этих личностей они поменялись местами. Естественно, что это приводит к разному их поведению и негативным оценкам друг друга. Т.о. у третьего ПТЛ и нулевого ПТЛ - антагонизм. Также - у первого и четвёртого, у второго и пятого.

2.  Динамика ПТЛ зависит от накопления средств потребления и духовных богатств в структурных единицах общества: семьях, родах, племенах, этносах, цеховых и общинных  объединениях, городах и государствах. Очевидно, что она началась с доисторических времён, когда люди научились накапливать и сохранять средства потребления и элементы культуры. Люди умеренной климатической зоны под влиянием самой природы вынуждены делать зимние запасы, имеющие жизненно важное значение, поэтому динамика ПТЛ в их среде весьма значительна и приводит к бурной истории.

  В научной литературе мы встречаем связь социально-общественных циклов с человеческим фактором. Ф. Энгельс „К истории первоначального христианства".[8](т.6 стр.432 ) „Ислам - это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны для горожан, занимающихся торговлей и ремёслами, а с другой - для кочевников - бедуинов. Но в этом лежит зародыш периодически повторяющихся столкновений. Горожане богатеют, предаются роскоши, проявляют небрежность в соблюдении "закона". Бедуины, которые живут в бедности и вследствие бедности придерживаются строгих нравов, смотрят на эти богатства и наслаждения с завистью и жадностью. И вот они объединяются под предводительством какого-нибудь  пророка, махди, чтобы покарать изменников веры, восстановить уважение к обрядам и истинной вере и в качестве вознаграждения присвоить себе богатства вероотступников. Лет через сто они, естественно, оказываются точно в таком же положении, в каком были эти вероотступники; необходимо новое очищение веры, появляется новый махди, игра начинается сначала".
 
 Здесь приведён пример циклической связи и взаимодействия социальных сил и человеческого фактора. Поясню: объединение правоверных  под предводительством какого-нибудь  пророка, махди представляет реальную социальную, а в данном случае и военную, силу. Поводом для объединения являются строгие нравы бедуинов,  что выражается в уважение к обрядам и истинной вере мусульман во многом благодаря бедности бедуинов - что и является их человеческим фактором.

 Подобные циклы гражданских войн мы можем проследить в истории Китая. Правящая династия Поднебесной империи назначала в провинции своих мандаринов. В начале высокие чиновники действовали «по справедливости». Но со временем чиновники менялись, их отношение к управлению изменялось и становилось не справедливым. Недовольство народной массы росло и, наконец, когда появлялся народный вождь, начиналась гражданская война. Она сметала правящую династию, воцарялась новая, и исторический цикл повторялся.

 Древнеспартанский законодатель Ликург своими законами лишил спартанцев возможности накапливать материальные богатства. Этим он на 500 лет зафиксировал второй-третий(коммунарный) ПТЛ аристократов (воинов) Спарты.

3.  Очевидно,   что   структурная   единица   общества, состоящая из людей сходного ПТЛ,  будет отражать их свойства. Таким образом, тип структурной единицы общества должен определяться по сумме ПТЛ  наиболее активной и значимой части  её членов и называться ПТОГ (психологический тип общественной группы). Очевидно, что лидер и его окружение имеют более "весомые" ПТЛ. Поэтому официальный лидер (президент, глава правительства, министр, директор завода...) должен иметь соответствующий экономической обстановке ПТЛ, чтобы и ПТОГ был соответствующего уровня.

4.  Если в обществе происходит масштабная природная беда, кризис или война, то эти события, уничтожая  накопления средств потребления, выступают как синхронизатор формирования первого ПТЛ и первого ПТОГ. Поэтому многие исследователи отмечают, что после крупного военного поражения страны испытывают неожиданный экономический подъём, именуемый как "экономическое чудо", так как резко меняются свойства жителей.

5.  Длительность периода определённого ПТОГ для структурной единицы общества  определяется динамикой накопления и расходования средств потребления, а также спецификой воспитания. В свою очередь эта динамика зависит от производительных сил общества, включающих и ПТЛ производителей и ПТЛ хозяев произведенной продукции.
 Так например, период гедонизма древнего Рима (когда был пятый ПТОГ  и общественное мнение выражалось лозунгом «Хлеба и зрелищ»)   составлял несколько веков.

При незначительных накоплениях, благоприятных природных условиях, высокой технологии и значительной степени принадлежности населения к определённому ПТЛ, длительность его периода составляет время активной работы одного   поколения.  Оно  зависит  от   условий труда и средней продолжительности жизнедеятельности в данном обществе. Это примерно 10-15-20 лет. Значит, цикл естественной динамики ПТЛ составляет 50 - 75 - 100 лет.
Этот период соответствует длинным экономическим циклам Европы Кондратьева и периоду пассионарных скачков Гумилёва.

6. Если в обществе долгое время не было потрясений, то за счёт энтропии ПТЛ общество переходит в устойчивую фазу, определяемую спецификой экономики страны, традициями (менталитетом) и культурным уровнем населения. У Гумилёва этот период именуется стагнацией.

7. В богатом и гуманном обществе  не должно быть первого ПТЛ. В просвещенном  обществе  не должно быть первого и пятого ПТЛ. В коммунарном обществе не должно быть нулевого, первого, третьего (эгонарного), пятого ПТЛ. В криминальном или тоталитарном обществе может не быть четвёртого ПТЛ. Поэтому невозможно без просвещения и изменения социально-экономических условий, без опоры на определённый ПТЛ распространять социальный уклад одного общества на другое (Соответствует принципу, что революции не могут быть занесены из-вне).

                ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ДИНАМИКИ

8. У детей вначале возникают свойства первого (детские страхи), четвёртого (детская сентиментальность) или пятого (детский эгоизм) ПТЛ, как естественная реакция на социальную среду, и только в процессе обучения (социализации) они  приобретают качества   второго,   третьего или четвёртого (осознанного) ПТЛ. В результате общения с людьми различного ПТЛ ребёнок усваивает свойства различных ПТЛ. Поэтому взрослый человек почти никогда не имеет один ярко выраженный ПТЛ.  Чаще всего, он проявляет особенности нескольких ПТЛ.

   Например: второго – четвёртого или первого – второго – третьего. При этом, если в различных обстоятельствах у  человека  могут  проявляться недостатки, присущие различным ПТЛ, то у него неустойчивый тип личности, не прочная нравственная основа. В этом случае его поведение трудно прогнозировать. Противоположные свойства первого-четвёртого, второго-пятого, третьего-нулевого не совмещаются в отдельных социальных сферах (областях).

9.  Человек, накапливая (осваивая) духовное богатство, меняет и свой ПТЛ. Знакомясь с творчеством великих мастеров слова или кисти в хронологическом порядке мы можем наблюдать отражённую в нём динамику их ПТЛ, связанную с их культурно-этическим ростом.
  Великий Шекспир от весёлых комедий, свойственных пятому ПТЛ переходит к хроникам, отвечающим требованиям второго-третьего ПТЛ, затем - трагедиям, показывающим столкновение второго, третьего, четвёртого и пятого ПТЛ. В конце творчества он пишет лирические пьесы, как человек четвёртого ПТЛ.
 Великий Рембрандт от «весёлых» картин в начале творчества переходит к душевной живописи четвёртого ПТЛ. 
 Великий Чехов от весёлых, но не глубоких рассказов в «Осколках» переходит к  психологически точным пьесам, а к концу жизни некоторые ранние произведения переписывает так, как должен бы написать человек четвёртого ПТЛ. Этот перечень можно продолжить до бесконечности.
  Люди физического труда, которые ранее составляли большинство населения, редко имели возможность приобщаться к культурному наследию человечества или разбогатеть. Поэтому   их ПТЛ, если и менялся, то менялся под влиянием физиологических возрастных изменений, когда они  теряли физические силы и свою роль в обществе.
 
10. Представления о состоятельности относительно. Бедняк, не имеющий денег, но способный их заработать,  имеющий поддержку богатой родни или государства, чувствует себя более состоятельным, чем богач, боящийся кризисов, банкротство, революций.   Поэтому   некоторые  бедняки  поступают,  как   люди второго-третьего-четвёртого ПТЛ, а иные богачи, как люди первого ПТЛ. Но, если человек  обеспечивает себе и своим близким лишь физиологическим минимумом потребления, то почти всегда это приводит его к первому ПТЛ.

11. Каждый ПТЛ по-разному воспринимает весь спектр социальных отношений, включающих такие фундаментальные понятия, как: «воля» и «свобода», «пошлость» и «похабщина», «коллективная и частная собственность»,  «долг» и «честь», «права», «обязанности», «Родина», «семья»..
  Нет единого мнения по этому вопросу и у признанных классиков общественных наук и литературы. Так гегелевское определение «СВОБОДЫ, КАК ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ»,  видимо  соответствует второму-третьему ПТЛ и совершенно не  удовлетворяет  четвёртый-пятый ПТЛ. Так, Г. Тульчинский в «Свободе и собственности» даёт своё определение «Воли» и «Свободы». «Воля - инстинкт свободы. Свобода - сознание воли. Воля - самозванство и невменяемость. Свобода - самоопределение и самопредопределение, постановка пределов и границ своей ответственности». («Русская философия собственности» 1993 стр.444)    Исходя из русской  литературы, можно дать объективное и элементарное определение понятий «Воля» и «Свобода».
 Воля - возможность осуществлять привычный стереотип поведения любого живого существа, имеющего сложную нервную систему.
 Свобода - возможность изменять привычный (обычный) стереотип поведения на альтернативный.

Очевидно, что эти определения универсальны и применимы не только к человеку, но и ко всем высшим животным.
Так, если охотники поймали взрослого волка, то они лишили его воли. Если волчонок родился и  вырос в неволе, то его воля ограничивается его клеткой. Выброшенный на «волю» он теряет привычную волю.
У человека есть множество оттенков поведения, а следовательно и неоднозначное отношение к ним. Тем не менее, видимо, люди одного ПТЛ будут смотреть на эти понятия примерно одинаково.
Постараемся  (умозрительно)  ответить, как  каждый  ПТЛ  к  ним   относится.
Первый ПТЛ признаёт волю, а свободу  осуждает,   как   сомнительный путь к благополучию. второй ПТЛ  волю и  свободу признаёт в  рамках закона и традиций. Третий (эгонарный) ПТЛ признаёт волю и свободу выигравших. Третий (коммунарный) ПТЛ признаёт и волю, и свободу в рамках поставленной цели. Четвёртый   ПТЛ   призывает     к    воле  и  свободе  людей  и   животных.  Пятый ПТЛ  смешивает понятия воли и свободы для себя в погоне за удовольствиями.     Нулевой ПТЛ  смешивает понятия воли и свободы для себя в стремлении к пассивности.
  В русском языке есть две отрицательные оценки информационно-художественного творчества: «пошлость» и «похабщина».
 Пошлость - повышенное внимание к малозначительным, обычно прикрываемым стыдливостью людей, сторонам жизни.
  Похабщина - уродливое изображение великого и святого и возвеличивание низкого и плохого.
   Так как каждый ПТЛ под значительным и низким понимает то, что имеет для него особенное значение, то естественно, что в человеческом обществе нет единого мнения о достоинствах  информационно - художественной продукции,  исключая классику.
    Пятый ПТЛ ценит то, что связано с удовольствиями (часто чувственными; например: эротика). Третий (эгонарный) ПТЛ ценит то, что связано с выгодой (например: реклама унитазов, прокладок и пр.). Многое из этого эксперт второго-третьего (коммунарного)-четвёртого ПТЛ назвал бы пошлым и похабным.
Очевидно, что Вы, дорогой читатель, сами можете предположить, как люди разного ПТЛ относятся к многим фундаментальным понятиям.

                ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ  ПТЛ .....

 Продолжение следует

   Дорогой читатель, если Вы дочитали эту статью до этой строчки, значит она Вас затронула. Прошу Вас, подарите автору 5-7 минут Вашего времени и оставьте свой комментарий. Он нужен не только автору, но и следующим читателям, так как эта статья должна отражать Правду. Ещё просьба, поделитесь мнением: понятна ли схема перед статьёй: "Общественно-экономическая формация. К сожалению в текстах этого сайта нельзя размещать дополнительные схемы или рисунки с пояснениями.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.