Выставка без границ

          В  июле – августе  1994  года  большим  событием  в  культурной  жизни  Москвы  и  в  нашей 
стала  ретроспективная  выставка  Сальвадора  Дали,  она  проходила  в  любимом  нами  ЦДХ  на  Крымском  валу 
под  названием  «Dali  без  границ».  Это  было  событие,  которое  говорило  о  больших  переменах  в 
нашем  обществе.  Пропустить  эту  выставку  для  меня  было  просто  непозволительно.  И  я  решила, 
что  по  умолчанию  приобрету  билеты, и  сделаю  Наде  такой  подарок.  Приурочу  выставку  ко 
дню  её  рождения,  да  и  чем  не  праздник  –  знакомство  с  творчеством  Сальвадора  Дали, 
которое  непрестанно  будоражит  мир,  и  мир  искусства,  вызывая  столько  не  проходящих  споров  – 
от  восхищения,  до  неприятия.  Творчество  Дали  наделяют  разными    оценками,  и  чувства 
у  людей  оно  вызывает  полярно-разное,  но  только  неравнодушное. 

        Билеты  на  выставку  продавали,  на мой  взгляд,  очень  продумано,  купленный  билет  был 
действителен  на  любой  из  дней  выставки,  и  это  было  очень  благородно  по  отношению  к  зрителю. 
Потому,  что  очередь  за  билетами  была  колоссальная  и  даже  я,  любительница  начинать 
любое  дело  с  утра,  простояла  в  очереди  около  трёх  часов.  Устала  жуть,  а  смотреть  выставку 
хочется  со  свежими  силами,  а  главное  надо  было  забыться  от  «колорита»  очереди,  и 
какой  бы  художественной  она  не  была,  очередь  это  своего  рода  занятие  с  испытанием.  И  если 
тут  же  обратиться  к  самой  выставке,  то  уже  никакой  сюрреализм  не  сможет  помочь  её  воспринять. 

      Всё  у  нас  получилось  очень  правильно!  Я  поздравила  Надю  с  днём  рождения,  и  пригласила 
на  выставку.  Она  была  обрадована  таким  подарком,  который  мне  удалось  приобрести  в  полном 
сюрпризе.  Мы  уже  работали  вместе,  и  о  всех  отлучках  было  принято  информировать,  да  и 
вообще  жизни  наши  так  соединились,  что  все  планы  были  обсуждаемые  и  коллегиально  принимаемые. 
Словом  всё  случилось,  как  хотелось,  и  радость  удалась. 

      Впечатление  от  всего  увиденного  у  меня  и  у  Нади  было  огромным  и  не  похожим  на  всё  то, 
что  до  этого  нам  доводилось  видеть.  Всё  оформление  выставки  было  выдержанно  в  едином 
изысканном  стиле:  в  залах  звучала  чарующая  музыка,  которая,  на  мой  взгляд,  усиливала 
впечатление  от  полотен  и  скульптур.  Было  ощущение,  что  представленный  нам  сюрреализм, 
это  не  только  выраженное  автором  течение  в  искусстве,  это  было  похоже  на  что-то  личное. 
Это  было  похоже  на  его  личный  способ  взаимодействия  с  миром,  было  ощущение,  что  он 
не  только  так  видит,  он  просто  так  живёт,  именно  так  и  никак  иначе.  Прочитав  чуть  раньше 
его  книгу  под  названием  «Дневник  одного  гения»,  я  была,  так  скажем,  знакома  с  автором, 
что  называется  из  его  же  уст.  И  если  допустить,  что  его  Дневник  во  многом  провокация, 
на  что  Дали  сам  неоднократно  делал  акцент,  то  это  ещё  больше  подтвердила  увиденная  мной 
выставка. 
      
     И  я  готова  всецело  согласиться,  что  манера  его  письма,  не  приобретённая  от 
образования  и  ученичества,  у  него  сюрреализм  в  крови,  он  с  ним  рождён.  И  факт  того, 
что  известность  приходит  к  людям  очень  часто,  как  счастливый  случай.  И  люди,  до  какого-то 
времени,  живут  в  полном  неведении,  о  готовящейся  выпасть  на  их  долю   известности.  Поэтому, 
когда  она  обрушивается,  то  уже  никто  не  может  опровергнуть  реальность  её  присутствия. 
Известность  любого  толка,  это  то,  что  отличает  одних  людей  от   других,  и  не  смотря 
на  достоинства,  если  нет  известности,  то  вроде  и  нет  достоинств. 

     Негоже,  конечно,  искать  себе  и  другим  дешёвых  оправданий,  но  очень  уж  соблазнительно 
на  эту  тему  сказать.  Сальвадор  Дали  вспоминал,  что  его  орфография  повергала  отца  в  транс. 
Как-то  Сальвадор  сделал  четыре  ошибки  в  слове  «революция».  Отец  трагически  вынес 
ему  приговор  фразой:  «Ничего  не  поделаешь.  Он  умрёт  под  забором».  Но  нет  пророка,  ни  в 
своём  отечестве,  ни  в  своей  семье  и  не  важно  –  Каталония  это  или  Россия,  каталонская 
это  семья  или  любая  другая.  И  случается  так,  что  у  человека  орфографии – нет, 
а  мировая  известность – есть. 

       И конечно же,  хочется  писать  безукоризненно  грамотно,  хотя  бы  на  своём  родном  языке, 
но  вот  кистью  получается  лучше,  и  у  такого  человека  появляется  выбор.
А  у  многих  ни  пером,  ни  кистью.

       Вернувшись  к  творчеству  Дали,  можно  предположить,  что  его  рождение  при  стечении 
всякого  рода  случайностей,  привели  к  тому,  что  он  сумел  сюрреалистический  образ  жизни, 
со  временем,  довести  до  абсолюта.  От  этого  и  такое  направление  в  творчестве,  как  жил, 
так  и  творил.  Что  очень  скоро  и  принесло  известность,  признание,  скандал...  скандал, 
который  Дали  не  без  упоения  порождал  и  сам.  Он  надел  маску  и  лицедействовал,  и 
лицедействовал  так  успешно,  что  всё  вместе  принесло  узнаваемость,  а  вместе  с  ней, 
финансовый  доход,  и  процветание. 

    И  всё  же  я  смею  заметить,  что  художественный  феномен  Дали  возник  далеко  не 
на  пустом  месте.  Его  великим  предшественником  был  и  остаётся  Иероним  Босх,  он  до  сих 
пор  до  конца  не  понят,  и  как  мне  кажется,  никем  не  превзойдён. 
Дали  в  своих  работах,  мне  кажется,  более  цветным,  но  всё  же  его  учеником. 

      Мне,  из  огромного,  бесчисленного  количества  работ  Дали,  близки  три  самые  реалистичные, 
и  это,  конечно  же,  на  мой  взгляд.  На  этих  картинах,  изображаемый  сюжет  имеет  яркую  идею 
и  суть  этой  идеи,  она  понятна  вместе  с  названием  картины. 

        Картина  «Сохранность  памяти» - есть  точное  выражение,  совершенно  осознанного,  реального 
понятия  в  жизни,  как  время.  Его  скоротечность,  текучесть,  движение… 

«Мадонна  Порта  Лигата» - картина,  напоённая  божественным  светом  и  материнской  любовью, 
а  хрупкость  дитя  просто  живая. 

«Рождение  божества» -  картина  воплощённого  образа,  она,  на  мой  взгляд,  создана  не 
«непревзойдённым  провокатором»,  как  себя  называл  Дали,  а  мастером  кисти.  Когда  смотришь 
на  эту  картину,  то  понимаешь,  что  она  написана  в  реальности  мысли,    и  эта  идея  не  сон 
сюрреалиста,  и  она  вовсе  не   беспочвенная,  она  подмечена  у  Леонардо  да  Винчи  в  работе 
«Женская  голова»  (Скапильята). 

      Даже  неискушенным  в  живописи  взглядом  можно  увидеть  общий  замысел  двух  работ,  и 
если  для  кого-то  это  спорное  наблюдение,  то  я  оставлю  за  собой  право  на  такую  его 
трактовку.  В  одной  из  своих  дневниковых  заметок  Сальвадор  Дали  пишет: 
«Всё  на  свете  можно  сделать  лучше  или  хуже.  Включая  даже  и  мою  живопись».

      Имена  в  искусстве  их  значимость  это  насколько  почвенный  настолько  и  беспочвенный  вопрос. 
Дискуссии,  критика,  признание,  а  порой  полное  забвение  всё  это,  неотъемлемая  часть 
творческого  закулисья:  художников,  графиков,  скульпторов...  Поэтому  все  неизбежные  споры, 
которые  порой  и  далеки  от  истины,  они  вечны,  как  и  само  искусство.  Моё  же  мнение 
о  творчестве  Дали,  не  опирающееся  ни  на  какое  специальное  образование,  а  основанное  на 
интересе  зрителя-любителя,  состоит  в  том,  что  работы  Дали  притягивают  мой  взгляд  и 
непостижимым  образом  удерживают его.  Удерживают  своим  виртуозным  владением  кисти  и 
гротескным  стилем,  которые  соединяются  на  холсте,  и  заставляют  задуматься,  удивиться, 
а  чаще  всего,  всё  же  содрогнуться.  Разглядывая  его  работы,  я невольно  начинаю  искать  в 
подсознании  его  снов,  изображенных  на  картине,  сознание  моего  дня,  поскольку  сознание 
более  понятно,  и  я  более  способна  его  осознать  и  понять. 
    
     И  здесь  хочется  заметить,  что,  в общем-то,  все  люди  видят  сны,  и  они  отличаются 
своей  нереальностью  оттого,  что  реально  происходит  с  нами  в  не  сна,  но  мы  просыпаемся, 
и  нам  не  приходит  в  голову,  что-либо  изобразить,  из  того,  что  пригрезилось  и  тем 
более  придать  этим  видениям  художественное  направление  под  названием  «сюрреализм». 
А  вот  проснувшись,  увиденное  или  до  сочинённое  воплотить  в  живопись,  это  удел  гениев, 
может  и  злых,  но  гениев.  Моё  отношение  к  искусству  можно  смело  определить  словами 
самого Дали,  из  его  дневника:  «Кланяемся,  но  бесед  не  ведём!»

     Наверняка,  можно  рассказать  и  больше,  и  интереснее,  но  это  моё  видение  и  моё 
маленькое  мнение,  которое  сложилось  от  выставки  и  от  простого  чтения.


* На фото книжечка, выпущенная перед выставкой "Триумфальные скандалы", с работой Мадонна Порта Лигата (деталь) и билеты сына, по которым он так на эту выставку и не сходил. Примечательна цена билетов 5 тыс. руб. деньги, которые стали преданием дней минувших.


Рецензии
Надежда, мне очень интересно то, что Вы пишете, потому-что очень люблю живопись и люблю читать мемуары. Но так уж получилось, что о Дали, кроме имени, ничего не знаю, да и картин его видела ничтожно мало и не могу о них ничего сказать. Тем более меня увлекло написанное Вами - люблю открывать незнакомое.
Спасибо.
С теплом,

Лора Зелдович   31.01.2021 21:03     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемая Лора!
За прочтение, за интерес, за тепло отклика!
Я рада, что из моей миниатюры, Вы чуть подробней открыли для себя имя С.Дали.
Да! Нас всегда обогащают новые знания, а вот знать всё..., это никому не дано, поэтому людям всегда интересно жить и каждый раз узнавать что-то новое.

С неизменным уважением и светлым чувством к Вам, я

Надежда Дмитриева-Бон   01.02.2021 00:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.