В гостях у хозяйки гипсовой горы

Часто ли мы задумываемся о происхождении привычных для нас вещей и материалов? Вот, к примеру, всем известный гипс, который широко применяется и в медицине и при строительно-отделочных работах. Откуда он берется? Оказывается, гипс добывают в шахтах, точно так же как железную руду и уголь. Расположено месторождение гипса буквально у нас под боком – в поселке Пешелань, близ Арзамаса. А еще в Пешеланских шахтах есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии. Уникальный и единственный в России.

Невысокий забор, железные ворота, узкоколейка, убегающая к горе, с грохотом проходящие мимо небольшие открытые вагончики, груженые белыми камнями. Это и есть вход на территорию Пешеланской гипсовой шахты.
На улице почти плюс тридцать, а в шахте, куда нашей группе предстоит спуститься, около шести выше нуля. На входе каждому посетителю выдают специальную шахтерскую экипировку – теплую куртку, каску и фонарик. К фонарику прилагается тяжелый аккумулятор, который вешается на плечо. Есть в Пешеланском музее и возрастные ограничения – дети до 14 лет не допускаются.
Небольшой инструктаж при входе, и мы отправляемся вглубь горы, в гипсовую шахту. Деревянные мостки идут под уклон, в лицо дует поток холодного воздуха, как это бывает в метро. Обстановка пока и в самом деле напоминает тоннель метро, какой мы ее привыкли видеть из окна вагона: под ногами рельсы, по стенам змеятся электрокабели. А вот мимо медленно проходит небольшой состав, груженый гипсовыми камнями. В «стенах» тоннеля много рукотворных «пещер».
Сами музейные залы расположены в отработанных шахтах 60-х годов на глубине около 70 метров. А в полутора метрах под «полом» расположен водоносный горизонт. В шахтах, или как называют их посетители, – пещерах очень влажно. Капает с высокого потолка, вода сочится снизу и собирается в небольшие лужицы и даже озерца. Таким образом, кстати, и образуются сталактиты и сталагмиты - первые увиденные нами экспонаты музея. Экскурсовод поясняет, что сталактиты рукотворные, естественным образом они бы в этой шахте не успели вырасти, для их образования нужны сотни лет.

Форель и слепые лошади
А в следующем зале нас встречает надменная белая дама – Хозяйка гипсовой горы. Пользоваться ее сокровищами местное население начало около двухсот лет назад. Добывать гипс в промышленных масштабах в Пешелани стали в начале 30-х годов прошлого века. Технология добычи гипса была в те годы примитивной – породу долбили кайлами, затем сгребали лопатами в вагонетки на конной тяге. Лошадок, тянувших вагонетки, из шахты не выпускали – на ярком свету они теряли зрение. Так что легенда о слепых лошадях, живущих под землей, вовсе не легенда.
После войны кирки сменили на отбойные молотки, тележки на конной тяге на тележки с электроприводом. Сейчас добыча предельно автоматизирована - гипс добывают взрывным способом, сгребают и грузят в вагонетки специальным комбайном, похожим на снегоуборочный.
Свежедобытый гипс очень твердый и красивый, напоминает белый кварц. Есть у гипса особенность – он пропускает свет. Как сказал экскурсовод, на некоторых станциях нижегородского метрополитена первоначально планировалась облицовка из гипсовых плит с внутренней подсветкой. Но плиты, вырубленные целиком из гипса, оказались хрупкими и сложными в транспортировке.
Сейчас общая протяженность шахт на месторождении более 160 км. Но и отработанным пустотам руководство шахты нашло применение – вот, к примеру, в нескольких залах сделали музей. Еще в отработанных шахтах выращивают грибы-вешенки. Растут грибы на специальных брикетах с питательным субстратом, примечательно, что развиваться они могут в полной темноте и при низких температурах. Пробовали в подземных озерах выращивать форель, но рыба не прижилась.

В черной-черной комнате
В поле зрения попадают наскальные рисунки. Конечно, бизоны и мамонты на стенах шахты сделаны современным художником, но строго по древним образцам. Подлинных творений первобытных художников осталось в мире не так-то много, и посетителей к ним не допускают – от притока воздуха рисунки быстро утрачиваются.
Есть в подземном музее и шунгитовая комната. Сам шунгит – уникальный природный материал, обладающий целебными свойствами, в Пешелани не добывается, его месторождения есть только в Карелии. Даже недолгое пребывание в помещении, стены которого облицованы шунгитом или даже покрыты краской с добавлением шунгитовой крошки, приравнивается к суткам, проведенным на море.
Изюминка всей экспозиции музея - пещера ужасов. На входе нас встречает граф Дракула и символичная надпись: «Смотри в глаза тому, чего боишься».
Зал заполнен водой и посетителям следует ходить по мосткам. На деревянных же островках расположились разные злодеи, а также макеты пыточных орудий. Здесь, в холодном подземелье, залитым неярким сиренево-красным светом они выглядят жутковато. Самые отчаянные могут попозировать на гильотине или поздороваться за руку с ведьмой или скелетом. Но цель этой экспозиции не напугать, а помочь преодолеть страх. Разве стоит бояться пластикового манекена, обмазанного бутафорской кровью?
Да и как утверждают специалисты, посещение подземных объектов, таких как Пешеланский музей – отличное средство от депрессии. Выходишь из холодного сырого подземелья на солнечный свет, и мир теперь видится совсем иным – добрым, ярким, красочным.


Рецензии
Наташа, познавательно , просто и хорошо написано...Удач и в дальнейшем.)))

Владим Филипп   26.07.2014 10:59     Заявить о нарушении