Казачий бекет пикет

Казаками был выработан весьма своеобразный и  практичный в боевой обстановке способ боевого охранения и содержания ими аванпостов или передовых сторожевых постов, отличавшийся от способа содержания аванпостов регулярной кавалерией. Он осуществлялся при помощи бекетов. Бекет, это передовой сторожевой пост или отряд охранения. Слово это произошло, от тюркского слова означавшего -  «укреплять», «делать крепким», и у казаков оно, как уже говорилось выше,  означало то же что и в регулярной армии аванпост.

Сторожевая  цепь,  у казаков состояла из тройных постов (т.е. из 6 казаков каждый), называвшихся «бекетами». На каждом бекете два казака стояли часовыми, а 4 отдыхали. Отдыхавшие сменяли часовых по очереди сами. В версте сзади бекетов располагались две или три заставы, каждая от 8 до 15 чел. Вся остальная часть сотни становилась в версте или несколько более за линией застав, преимущественно на главной дороге, и составляла резерв бекетов и застав. Из резерва, а частью и из застав, высылались по всем направлениям партии (разъезды).
В случае обнаружения противника, начальник бекета отправлял на заставу 2 казаков с донесением, а оставшиеся казаки продолжали вести за неприятелем наблюдение. Если посланные казаки, через определённый промежуток времени не возвращались, то на заставу посылались ещё два казака. При приближении противника к бекету, бывшие на нём казаки отступали к заставе, не теряя визуального контакта с ним.
 Казачий способ несения аванпостной службы имел то преимущество по сравнению с регулярной кавалерией, что требовал меньшее число людей для охраны одного и того же пространства: одна сотня легко могла занять своими бекетами линию в 5 вёрст по фронту, полагая около 800 – 1000 шагов между бекетами, для чего регулярной кавалерии требовалось 2,5 эскадрона. При этом казаки и их лошади пользовались большим отдыхом в самой аванпостной цепи и несравненно менее утомлялись – не нужны были высылка смены бекетов из застав и следование сменённых бекетов на заставу, таким образом, избегалась напрасная езда на протяжении версты через каждые два часа.
Однако на Кавказской линии имелись различия в способах охраны рубежей черноморцами (кубанскимии казаками) и линейцами (донскими казаками). У черноморцев бекеты носили большей частью стационарный характер. При этом различали посты, батареи и собственно бекеты (наименьшее из перечисленных укрепление). Бекет или пикет обносили высокой плетневой оградой, с промежутком между плетнями, вокруг плетневого укрепления шел узкий ров. Устраивали наблюдательную вышку, а на некотором удалении врывали в землю высокую жердь, обмотанную пенькой, сеном или соломой, иногда со смоляной кадкой наверху (у черноморцев -фигура, а у линейцев -веха). В случае опасности факелы зажигались.
Какого-то строго определенного стандарта устройства бекетов не было, их строили, приспосабливаясь к местности.

На территориях осваиваемых русскими, устройство пикетов было несколько иное.  Анонимный «Барон У – р» так рассказывает о казачьих пикетах: «Казачьи пикеты обыкновенно расположены верстах в 30 или 40 друг от друга, смотря по удобству сенокосов и воды. Каждый пикет окружён самым лёгким укреплением, состоящим из невысокого земляного вала или рогаток. Число казаков, живущих в нём, изменяется от 10 до 20. Несмотря на ничтожность средств, которыми ограничивается для этих совершенно отдельных укреплений, не было ещё примера, чтобы которое-нибудь из них было взято киргизами".

«Удаль и неустрашимость казаков производят невероятное моральное влияние на киргизов, храбрость которых весьма односторонняя и, главное дело, кратковременна, как пороховая вспышка. Тем не менее, служба на пикетах сопряжена с трудностями и с опасностями. Лошади продовольствуются большую часть года подножным кормом и для этого их иногда нужно пасти в значительном расстоянии от укрепления. При малейшей неосторожности со стороны казаков самая ничтожная шайка барантовщиков (барымта, угон чужого скота – Б. М..) может угнать целый табун. Прежде такие случаи повторялись часто; теперь, при более бдительном надсмотре казачьих офицеров, почти не слышно об этих угонах».

Исследователь Центральной Азии и путешественник П. П. Семёнов-Тяншанский уже писал: "Станции по дороге состояли из выстроенных в степи на расстоянии от двадцати пяти до тридцати пяти вёрст один от другого домиков из необожжённого кирпича и занятых пикетом из двенадцати казаков. Лошадей на этих станциях содержалось немного, а в случае необходимости, они брались прямо из табунов кочующих вблизи киргизов”. Другие авторы приводят дополнительные описания пикетов: «Так как строевого леса в этих местах нет, то стены пикетных строений сбиты из глины и кроме небольших окон, обращённых на двор, имеют бойницы». «Крыши вымазаны глиною с рубленой соломой».

«Все пикеты построены по одному плану и представляют длинное здание, разделённое воротами, по обеим сторонам которых, во дворе, находятся два крыльца. Одно ведёт в казарму, где находятся койки казаков и почтовых ямщиков; другое - в довольно большую комнату для проезжающих». «Рядом, под одной крышей комнатка для офицера». «На задней стороне двора выстроены конюшня и хозяйственные постройки». «Некоторые пикеты окружены небольшим рвом с валом, так как, в начале водворения, киргизские молодцы-удальцы, выезжая на барымту, не гнушались и казачьими лошадьми». «Вне пикета расположены колодцы, если в них была надобность, и иногда небольшой огород».


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий. Окольными путями попал на Вашу страничку и весьма доволен случившейся оказией. Право слово, очень интересно пишете. Кстати, насчёт бекетов-пикетов: я по большинству увлекаюсь первой половиной 19-го века, т.е., когда степь ещё не была завоёвана. Так вот: читаю порой материалы о житье-бытье на Южном Урале и волосы встают дыбом: постоянные же грабежи, убийства и угоны скота. Стадами! Казна и партикулярные заводчики только купят (даром!) крестьянам новых лошадок, да коровок, глядь - их опять увели! Отбивали всем миром: и казаки, и мещане, и горные офицеры, и солдаты. И это - не по принуждению, ибо не дело это какого-нибудь маркшейдера или гиттенфервальтера - с ружьишком наперевес скакать, а просто знали: ежели не мы, то кто же?
Вот. Рад знакомству. Искренне Ваш - Д.К.

Дмитрий Криушов   06.02.2015 22:38     Заявить о нарушении
И я рад с вами познакомиться Дмитрий. Тем более с человеком занимающимся и любящим историю. На Дону, вплоть до 19 века, картина была ещё хуже. Не просто постоянные отгоны скота, но и погромы казачьих городков и станиц. Положение стабилизировалось только с полным разгромом Суворовым нагаев и почти поголовным их истреблением. С уважением.

Геннадий Коваленко 1   07.02.2015 07:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.