Прилепин, Познер и Высоцкий

Цитата из интервью Захара Прилепина:
http://www.rg.ru/2010/11/01/prilepin-site.html

"..я совершенно искренне убеждён, что Высоцкий, конечно, никакой не великий поэт - и сам он это очень хорошо понимал. Элементарное сравнение его стихов со стихами, скажем, Юрия Кузнецова или Бориса Рыжего - всё должно ставить на свои места. Я не говорю уже о Есенине, о Мандельштаме

И еще из Прилепина:

"Но давайте не будем величиной личности подменять наличие или отсутствие высокого поэтического мастерства. У Высоцкого собственно поэтический дар очень умеренный - но он его "накрутил" за счёт своей жуткой и страшной биографии, за счёт громокипящей энергии своей."


А вот что пишет Владимир Познер в своей безусловно очень интересной и откровенной книге "Прощание с иллюзиями":

"Особо хотелось бы высказаться по поводу неимоверной популярности Владимира Высоцкого. Высоцкий был хорошим актером, возможно, очень хорошим, но когда люди шли в Театр на Таганке, они шли не «на Высоцкого», а именно на спектакль «Таганки», «на Любимова».
Высоцкий был одаренным поэтом, возможно, очень одаренным, но изданные посмертно книжки его стихов никогда не являлись предметом массового ажиотажа.
Если бы не песни, Высоцкого, возможно, знали бы не больше, чем десятки и сотни других актеров. А что же сами песни и их исполнение?
Играл на гитаре Высоцкий посредственно. Музыка его песен довольно рудиментарна, она не отличается ни профессиональным мастерством, ни даже оригинальностью. Более того, в исполнении других людей, исполнителей куда более профессиональных, песни эти не пользовались и не пользуются особым вниманием публики.
  Если сегодня взять молодого россиянина и поставить ему самые знаменитые песни Высоцкого, не сомневаюсь: они не вызовут в нем никакого отклика, вернее, он не поймет, в чем их пафос.
И в этом смысле Высоцкий — явление куда более временное, чем, скажем, Ахматова или Ахмадулина. "

* * *   * * *
=======================

А теперь хватит цитат и попробуем порассуждать сами на эту тему.

Удивительная наивность - попытка препарировать искусство. Оторвать текст от мелодии, мелодию от исполнителя и, разложив все это ПО ОТДЕЛЬНОСТИ на анатомическом столе, анализировать порознь.

Ведь тут, например,  ничего не сказано про ГОЛОС Высоцкого, его удивительно-проникновенные и мужественные обертоны. Голос - это настоящий музыкальный  инструмент и певца, и актера. И еще ничего не говорится про то, что он одновременно и  автор, и  режиссер,  и актер своих песен, и даже не песен, а целых миниспектаклей.

А  все "критики"  уныло расчленяют всё на составные части....

Давайте возьмем к примеру великие русские и цыганские романсы. Для чистоты эксперимента возьмем те из них, что  написаны не на стихи известных поэтов - Тютчева, Фета, а на слова малоизвестных или неизвестных авторов. Вот именно эти тексты, рассматриваемые в отрыве от музыки и исполнения как образцы поэзии, чаще всего весьма наивны, нередко с оттенком надрывности, доходящей иногда до пошлости. Взятые ОТДЕЛЬНО сами по себе  они часто  могут вызвать только ироническую улыбку.
И на изданные в печатном виде тексты романсов очереди в магазинах не выстраиваются

Музыка большого числа  романсов, так же не написанных Чайковским или Алябьевым, тоже, как правило, весьма примитивна.  Но вот все это, взятое вкупе, спетое и сыгранное  великими исполнителями романсов и хотя  многократно ранее слышанное, берет за душу и не отпускает.

Уберите здесь хоть одну составляющую, например, исполнителя или замените семиструнную гитару симфоническим или духовым  оркестром, ... и все рассыпается в прах!

Или доверьте  исполнение романсов не их знаменитым исполнителям - Ляле Черной, Изабелле Юрьевой, Екатерине Юровской, а передайте их  "в руки" самым знаменитых  оперных певцов и певиц - и всё! Кончен бал, гасите свечи.

===================
Вот,  к примеру, романс, "Не уходи, побудь со мною". Автор текста М.Пойгин, композитор Н.Зубов (кто их теперь знает?), или "Вернись, я всё прощу" (Б.Прозоровский - В.Ленский) а какое исполнение!
http://www.youtube.com/watch?v=_b05pxX_2mY&feature=related
или романс "Бродяга" в исполнении Ляли Черной:
http://www.youtube.com/watch?v=NlPGj7wvvm0&feature=related
Изабелла Юрьева:
http://www.youtube.com/watch?v=nENZ6dBqNTU
http://www.youtube.com/watch?v=qeto_MM0xEg
А вот как поет романс "Медовый, аметистовый" Инна Субботина:
https://www.youtube.com/watch?v=wJuO2hCEogk

Нужны ли тут какие-нибудь комментарии?
=====

Другая группа примеров: великие оперы. Начнем с "Пиковой дамы". Ведь тексты всех арий сочинены не Пушкиным и не Лермонтовым, а братом Петра Ильича Чайковского - Модестом Чайковским, великим поэтом не являвшимся. И если рассматривать эту поэзию В ОТРЫВЕ от гениальной музыки, то ее тоже можно отнести к весьма посредственным стихам. А вот слушать эту оперу можно много раз, причем во всех оперных театрах мира ее, как и "Евгения Онегина", исполняют только на русском языке:
http://www.youtube.com/watch?v=kM4X9Zsqy2E&feature=related

Тут тоже отрыв текста от музыки и исполнителей дает неполную и искаженную оценку. Рассмотрите отдельно исполнителей ролей в фильме-опере "Пиковая дама" - Олега Стриженова и Вадима Медведева от певцов Зураба Анджапаридзе и Евгения Кибкало, перенесите действие из волшебного Летнего сада на какую-нибудь новостройку.
И все обаяние мигом исчезнет
Количество примеров можно и продолжить.

Так что все это искусство синтетическое!
===============
Вот где хорошо сказано о Высоцком:
https://www.youtube.com/watch?v=a8l5ZkssKOA


Рецензии
Всё верно Вы говорите, Владимир.
Кто такой Прилепин я, пусть уж извинит он меня, я узнал не так давно.
От Познера меня подташнивает давно и довольно долго.
Уж от него через 40 лет точно пыли не останется именно в переностном смысле.
Перекрасившийся лизоблюд, бывший врун и ещё кое-что.
Бог ему судья.
А вот Высоцкий... Когда-то в середине восьмидесятых мне в руки попала только отпечатанная книга "Нерв", которую мне велено было доставить моему тогда начальнику как большую драгоценность.
Я прочёл его стихи "с листа" и даже слышанные тексты в виде звука в чтении произвели на меня неизгладимое впечатление. Я бы даже сказал потрясающее.
Познер и Прилепин - у них их мнение. Я с ними их мнения не разделяю.
И я думаю, что на похоронах ни у Познера, ни у Прилепина не будет такого столпотворения "ничего не понимающих в поэзии" людей. Поэзия Bысоцкого знакома и "сопережита" огромным, огромным количеством русскоговорящих людей.
И мои дети его творчество знают и любят без моей какой-либо подачи или "раскрутки"...

Спасибо, Владимир, за заметку.
Всех Вам Благ.
:)

Ярослав Вал   26.02.2021 03:59     Заявить о нарушении
Ярослав, вот послушаешь Охоту на волков, Коней привередливых, Баньку по белому, и сразу надежды пробуждаются.

Владимир Байков   26.02.2021 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.