Каждый на своём месте хорош. Сказка

  Собрались как-то Весна, Лето да Зима и стали они себя расхваливать, а об Осени говорить нехорошее. Начали осуждать её да насмехаться: и мокра-то она, и лицом темна, и неприветлива, и характер вздорный имеет... Жёстко критиковала её Зима. Разошлась не на шутку, говорит сердито: "Из-за неё, Осени этой, не могу вовремя в свои права вступить. Вечно после неё грязь да вода. А у меня и своей работы - хоть отбавляй: реки с озёрами надобно заморозить, мосты навести, - а тут после неё лужи да болота. Всё-то после неё серое, мрачное, неприглядное. Больше всех меня дети ждут, новогодние елки готовят, Деду Морозу письма пишут. Радуются люди, когда я подморожу землю да сыпану первым пушистым снегом. Маленькие сразу санки
тащат, на горку с ними карабкаются, снеговиков лепят. Знаю я, что люди наработались, устали, вот и даю им отдых от трудов праведных, праздники устраиваю. Пахнет дымком, хвоей, мандаринами. Всё людям на радость: и Новый год, и Сочельник, и Рождество. Девушки в святки на суженого гадают. А в Крещение и того лучше - многие в прорубь окунаются. Всяк норовит в купель нырнуть и никто не болеет после этого. Я, бывает, покажу характер свой, замету или мороз-трескун напущу, а им всё нипочём, - знай смеются да рукавицами щёки потирают. И кто только придумал Осень эту? Обошлись бы и без неё, больно надо! Тьфу! Никакого от неё проку - серость одна". Тут Зима ударила сердито своим посохом и посыпался сверху снег холодный да мороз затрещал.       
         Выступила вперёд Весна, разрумянилась, как невеста во время сватовства и говорит: "Каждый может полюбоваться на красоту мою. Нет на свете краше меня да милее. Все меня каждый год ждут-не дождутся: и зверь лесной, и птица, и человек. Все мне рады-радёшеньки от мала до велика. Сначала прилетает мой вестник - маленький голосистый жаворонок, а следом и я поспешаю. Приветствует меня на полюшке пахарь, а вместе с ним и грач - неразлучные с давних времён. Навстречу мне окна открываются, старики на завалинки выходят, больные выздоравливают, а молодые друг дружке в любви признаются. А уж куда ни ступлю, везде подснежники расцветают. Чуть солнышко пригреет - закипит работа, и всем-то она в радость, а не в тягость. Проснутся звери, вернутся птицы в родные края - все мне рады, все приветствуют да хвалят и нет никого, кто бы мною недоволен был. А уж как черёмуха да сирень зацветут - засвистит соловушка, начнёт свои коленца высвистывать, сутки напролёт песни распевать... Вот где красота невиданная! А от Осени что проку?! Никто ей не рад, а принимают все как неизбежность. Была бы я ею, так, страшно подумать, с тоски бы умерла". И с этими словами отошла Весна в сторонку и давай любоваться на себя в зеркало голубого озерца.

"А мне-то как рады!"- вступило тут Лето. "Ведь не зря меня Красным величают. День у меня длинный, ясный, солнце встаёт рано. Как поднимется над горизонтом, да осветит маковки церквей, так у любого дух замирает. Небо высокое, чистое, на нём реденько облака белые, словно барашки пасутся. Ребятишки и взрослые из речки не вылезают, а надоест - за грибами да за ягодами в лес идут. Иногда я их и дождичком побалую, а после него, всенепременно, радугу цветную через всё небо перекину. И стоит она подобно царским вратам - уж такая нарядная да красивая, что ни в сказке сказать, ни пером описать! А земляничные поляны мои чего только стоят! Все с них отпробуют: и человек, и зверь, и птица. И все не нахвалятся: "Ах, что за ягода сладкая да сочная!" А разнотравье какое! Тут вам и ромашка полевая, и василёк, и сныть, и клевер, и фиалка ночная! Аромат такой, хоть пей! Пчёлки мои мёд полезный с них собирают да людям его несут. В огородах чего только нет: на плетях огурец зеленеет, свёкла с морковью соки набирают, помидоры из-под листьев красные бока кажут. Бабы варенье духмяное варят, в банки его разливают. В садах к Спасову дню яблоки, груши зреют. Сено накошено да в стога смётано. А в середине августа начинается у меня работа ответственная да необычная - звездопад. Выходят люди на улицу поздним вечером, когда совсем стемнеет, и все в небо смотрят, а там - шатёр звёздный. А звёздочки дрожат, перемигиваются, будто разговаривают, а многие срываются и катятся по небосклону, сгорая. И напоминает это фейерверк, только моё зрелище людям ближе, потому что природное. Так-то всё хорошо да мило, одно только плохо - уходить рано приходится. А всё Осень постылая... Ни стыда у неё, ни совести...". Вздохнуло лето и отошло с опечаленным лицом в сторонку.

 А Осень тем временем неподалёку стояла и всё слышала. Но не обиделась она, не осерчала, а только вздохнула глубоко, а потом, улыбнувшись, и говорит: "Сёстры мои милые, подруженьки драгоценные! Всех я вас люблю да почитаю одинаково, все вы мне дороги. Знаю я, что каждая из вас трудится на своём месте, не покладая рук. Ведаю, как любимы вы и человеком, и зверем лесным, и птицей небесной. Но и у меня обязанностей немало. И я в нарядах своих праздничных хороша: оденусь в красное да жёлтое - все только ахают от восторга. Не зря говорят - золотая. А сколько обо мне песен спето, сколько стихов сложено, полотен написано! Но не могу я долго красоваться, недосуг мне. Много работы на мою долю выпадает. Надо мне всех к холодам подготовить да за всеми углядеть. Поэтому, быстро снимаю я одежды свои нарядные да за дела принимаюсь. Сначала присмотрю, чтобы люди урожай убрали, Летом  выращенный,чтобы каждая белочка, каждый зверёк лесной продуктов себе назапасили: грибов, орехов, кореньев сочных. За птицами перелётными смотрю, подгоняю их, когда надо, а до этого стараюсь накормить их перед дорогой дальней да тяжёлой. Поклюют они на болотах клюквы да морошки, в лесу пощиплют рябины да калины сочной и появятся у них силы для перелёта сложного. Вот тут-то в самый раз за теми присмотреть, кто в спячку ложится. Чтобы получше зимовье своё утеплили и сами с пустым животом не легли. Не то проснётся недокормленный зверь зимой - и ну всех пугать! А то и вовсе может мороза не пережить. Все одежды свои я не берегу, а покрываю ими земелюшку, чтобы ей, родимой, теплее было. Тут тебе и удобрения всякие, когда листочки мои с травой перегниют, и вот по таким-то местам и вырастают твои, Весна, подснежники. Дальше всё дождями обильными смочу. Перед тем, как уснуть, каждый корешок вволю напиться должен, - так он не вымерзнет зимой малоснежной. А Весна придёт - быстрей проснётся да в рост пойдёт. Слежу за тем, чтобы каждый зверёк мелкий свою норку подготовил и успел в неё спрятаться. Чтобы каждая букашка свою щель под корой нашла, а птица - дупло да гнездо. А как увижу, что все готовы к приходу Зимы, так и сама ухожу. Простите вы меня великодушно, коли когда-то раньше явилась или позже ушла".
            Устыдились тут после таких слов Весна, Лето да Зима. Потупились они конфузливо. Зарделось Лето, зарумянилась Весна, а Зима ещё больше побелела. Поняли они, как были не правы да к Осени несправедливы. Стали они ей кланяться, прощения просить за оговор свой. А Осень поклонилась им в пояс и с улыбкой отвечает: "Не сержусь я нисколько и не обижаюсь. Рада я, сёстры мои милые, подруженьки драгоценные, что и вы меня простили и поняли - каждый на своём месте хорош". 


Рецензии
Ваша сказка мне очень понравилась! Как вы чудесно описали каждое время года, чем оно привлекательно! И концовка хороша, про искреннее раскаяние детям, да и всем нам, весьма полезно знать. Возьму в копилочку читать сынуле. Спасибо вам!

Евгения Гришко   23.07.2017 13:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.