Бабочка-2

А у меня радость – не так давно у меня вышла книга – поэтический сборник под названием «Бабочка»
Всех, кому интересны мои стихи, приглашаю

http://planeta-knig.ru/shop/578/desc/babochka

Наташа, здравствуйте!
Помнится, ваше появление на «Союзниках» было очень ярким: многие были впечатлены степенью искренности вашего творчества. Привычка говорить, что думаешь и как думаешь – «даже если нельзя», – черта, свойственная явно не только вашему поэтическому стилю, но и характеру. И наверняка – с детства. Трудно жить с таким характером?
– Ещё как трудно, до драк и бойкотов доходило. С возрастом стала скрытнее, что-то проглатывала, где-то стала бояться. А потребность высказываться прямо – не ушла.
В стихах есть возможность сказать, что думаешь напрямик, своими словами. Я давно отошла от многослойных метафор, иносказаний – стараюсь бить в лоб. Даже говорю читателям – вы не размышляйте о том, что я хотела сказать, понимайте буквально!
Часто слышу от знакомых: Уварова, ты в стихах такая логичная, понятная, всё у тебя доходчиво и в точку. А в жизни – такой сумбур в башке! Вот стихи и помогают этот хаос упорядочить. Иногда в разговоре выдаю строки своих стихов, настолько бывает в тему.
 
– Вопрос о любимых поэтах Вам, скорее всего, задавали уже не раз. А я спрошу о любимых прозаиках. Кем зачитывалась Наташа Уварова в юности, на чьих идеях строила, хотя бы отчасти, своё мировоззрение?
– Выпускнику филфака такой вопрос задавать чревато – столько всего «по долгу службы» пришлось перечитать!
Первое воспоминание детства – это как бабушка читала мне «Вечера на хуторе близ Диканьки», особенно нравилась история про красную свитку.
Что касается тех книг, на которых я взрослела и мужала, то тут я катастрофически неоригинальна. Обычный набор обычного советского отрока доинтернетной эпохи – Сервантес, Конан Дойль, Фенимор Купер, Жюль Верн, чуть позже Рэй Бредбери, Ефремов, Уэллс, дальше перечислять? 15-16 лет – кратковременно увлечение философами-экзистенциалистами – Киркегор, Ницше, Камю. Дальше Гессе, Маркес, Булгаков... Еще были перечитаны тонны фантастики – хорошей и плохой. Любовных романов никогда не любила и не люблю.
Сейчас читаю больше современников – Улицкую, Рубину, Прилепина, Пелевина, Иванова. Никогда не понимала «модных книг». Сейчас вот все читают «50 оттенков серого». Мне уже после аннотации неинтересно.
А что насчет мировоззрения, вряд ли оно строится на книгах. По крайней мере, у меня. В любой почти книге я находила и нахожу что-то близкое себе. Никаких литературных кумиров у меня нет.
 
– Вы не только выступаете с собственными стихами, но и организуете встречи с молодыми поэтами. Расскажите о том, с чего начался этот проект, как развивался.
– В моем городе есть два литклуба, но средних возраст их участников – за 50, новичкам там не то что не рады, но... не задерживается там молодёжь. Так что молодым поэтам вообще не с кем стихами поделиться.
Когда я сделала свой первый творческий вечер, то на него пришло несколько ребят, которые тоже захотели почитать своё. Мы решили держать связь, устраивать встречи чаще, сделать что-то вроде неформального клуба. Правда очень часто не получается, публика, увы, на такие мероприятия толпой не ходит, не приучена. Так что приходится развивать это направление практически с нуля. Не буду хвастаться, но многие услышали авторские стихи в живом исполнении именно от меня.
Вот недавно провела поэтический слэм, до последнего волновалась, что народ не придет. Ничего, полный зал был! Качество стихов, конечно не ахти, но ребятам всего-то по 16–20 лет. Хотя звёздочки уже есть, и я их стараюсь поддерживать – «проталкиваю» публикации, выступления, даю информацию о конкурсах. Кому надо – воспользуются.
Ещё веду поэтическую страничку в газете. В ближайших планах издание городского альманаха, буду писать заявку на грант.
 
– У каждого пишущего человека случаются периоды творческого застоя – не пишется, нет вдохновения, нет тем... Одни переживают это тяжело, другие – как вариант нормы. На что вы переключаетесь в такие времена?
– Когда не пишется стихов – мне есть чем заняться. Вот на днях купила акварельные краски, решила тряхнуть стариной, картинки помазать. Может, и такой талант откроется. К простоям поэтическим отношусь спокойно. Бывало, что и по два-три года не писала. У меня было несколько стихотворческих всплесков – в 7–9 лет, затем в 13–17, мощный такой прорыв в 20–22 и потом тишина. По два-три стиха в год, затем молчание. Ну, всё, перекрыли канал, думала тогда.
Есть же такая поговорка, что до 20 лет пишет каждый второй, после двадцати – поэт, а после тридцати – сумасшедший. Новый виток начался как раз ближе к 30, и это был совершенно новый уровень. Изменилась и повзрослела я, изменилась моя философия, и стали стихи другими.
Да и что такое вдохновение – это некий поток энергии, информации, ты либо в нём находишься, либо вне. Ждать, когда он повернётся в твою сторону – глупо, лучше войти самому.
Писать стихи постоянно – такой цели у меня нет. Сидеть и мучительно конструировать что-то из слов – не для меня. Это же не моя работа, за которую платят. Да и не дай Бог, чтобы стало работой, я имею в виду стихосочинительство. Это же не стихи будут. В журналистике, когда надо заткнуть дыру в новом выпуске, ты за 20 минут должен найти информацию и написать заметку, и я делаю.
А стихи – лучше написать одно, но крепкое, сильное, чем десяток-другой слабых подражаний. Не понимаю этой погони за количеством. Есть авторы, у которых несколько тысяч стихов, а на деле – одно бесконечно длинное.
 
– ...А всё-таки: есть темы, браться за которые кажется опасным или преждевременным?
– Насчет опасности не думала. Да и не те сейчас времена. Насчет преждевременности, вот о материнстве мне писать преждевременно, хотя умных стихов на эту тему мало. Есть какие-то сюси-пуси слащавые, а настоящих женских материнских почти нет.
 
– Наташа, как Вы узнали о нашем сайте?
– Кажется, искала информацию о союзе писателей. Их же множество сейчас – союз писателей России, союз российский писателей, новый союз и так далее. В процессе поиска наткнулась на ваш сайт. Разместила стихи, ну и понеслось... А дальше вы знаете.
 
– Победа в конкурсе «Союзники» и выход сборника были ожидаемым результатом?
– Отвечу так – я этого хотела. Видимо обстоятельства так вились, складывались и перекрещивались, что я попала на сайт, кажется за пару дней до окончания приёма заявок на конкурс «Союзники». Один приятель оплатил мне взнос. Отправила стихи, причём очень сомневалась в их выборе. Там же есть пара таких неоднозначных, скажем, слов. А вдруг их сочтут за нецензурную брань?
А ещё конкурсы здорово дисциплинируют. Просто абы как отправить кучу файлов со стихами – не пройдёт. Надо в нужный срок сформировать подборку требуемого объёма, причём на некоторых конкурсах очень жёсткие условия – вплоть до количества строк в одном стихе, размера шрифта. Даже ширина полей иногда в условиях оговорена. Представьте, как обидно, если твою подборку «развернут» по формальным признакам – шрифт не тот выбрал? А ещё заполнить анкету – вот уж чего не люблю! Поэтому сейчас я готовлю некоторые вещи заранее: прописываю ответы на типовые вопросы анкет, систематизирую свои стихи.
Условия иного конкурса приходится изучать как юридический документ, по строкам. Эти «конкурсные» премудрости я теперь втолковываю своим подопечным. Да, чем-то это похоже на спорт, но куда деваться? Главное, занимаясь формальностями, не забывать о главном – творчестве. Конкурсы – это по желанию. Но главное – стихи!
 
– Постоянное общение со словом – процесс, который ни для кого «не проходит даром». Есть ощущение, что поэзия постепенно что-то меняет в Вас?
– Думаю, скорее наоборот – это поэзия моя меняется вместе со мной. Для меня стихи – это способ общения с миром.
Я вообще не понимаю этого пафоса вокруг слов поэзия, вдохновение, музы там всякие. Зачем? Почему с благоговейным придыханием, экстатически закатанными глазами и с большой буквы?
Слово с большой буквы – только у Господа Бога. Дело мое – слова, с буквы маленькой.
 
– Спасибо за интересную беседу. Остаётся пожелать Вам вдохновения, новых задумок, проектов и их успешного исполнения. И конечно, новых книг!
Интервью подготовила Анастасия Русских


Рецензии