Неотправленное письмо или о русской программе

    Разговор активиста-механика со спонсором в 1859г.
Кулигин - Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой   - Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин - Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение – для глаз оно приятней.
Дикой   - Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе – ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин - Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше. степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой   - А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
Кулигин - Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.
Дикой   - Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.   
                Драма А. Н. Островского «Гроза» 1859 г.
«— Всё в порядке, Лёня?
Динамики отрегулированы на максимум, я морщусь, отвечаю:
— Да. Тише звук.
— Звук — тише, — соглашается «Виндоус-Хоум», — тише, тише...
— Хватит, Вика, — останавливаю я. Хорошая программа. Послушная, понятливая и доброжелательная. Не без самомнения, как вся продукция «Микрософта», но с этим приходится мириться.
— Удачи, — говорит программа. — Когда тебя ждать?
Я смотрю на экран — там, в ореоле оранжевых искр, плывёт женское лицо. Молодое, симпатичное, но в общем — ничего особенного. Устал я от красоты.
— Не знаю.
— Я бы хотела иметь десять минут на самоконтроль.
— Хорошо. Но не более. Через десять минут мне понадобятся все ресурсы.
Лицо на экране морщится — программа вычленяет ключевые слова.
— Только десять минут, — покорно говорит «Виндоус-Хоум». — Но я вновь обращаю твоё внимание, что уровень поставленных задач не всегда соответствует объёму моей оперативной памяти. Желательно расширение до...
— Утихни, — я встаю. «Утихни» — это безусловный приказ, после него программа спорить не смеет. »
                Сергей Лукьяненко — трилогия «Лабиринт отражений». 1997

    Откладываю книгу. Молодец писатель.  В далёком 1997 году в ходу был только Windous 95. Сети были только локальные. А сейчас:  Windows 7, Windows 8..., сети Internet повсюду. Компьютеры стали мощнее, быстрее. Программы стали «умнее».
Сейчас невозможно представить банковскую сферу, торговлю, технологические процессы, сферу услуг без использования компьютерных технологий. Но есть огромная область, где компьютерные инновации  были бы не просто полезны, а необходимы.
  В Санкт-Петербурге произошёл ужасный случай. 28 Января 2014 года в Кировском районе 18-летняя мать оставила пятимесячную малышку одну в квартире и исчезла на две недели. Ребёнок умер от голода. Иногда мамы вынуждены ненадолго оставлять своих маленьких детей чтобы решить неотложные дела. Раньше в таких случаях мать стучалась к соседке: - «Тётя Маша мне надо... посмотрите за ребёнком». Но, времена изменились. Соседи закрылись за железными дверьми. Да и просить о помощи сейчас не принято, а службы бэбиситтеров (нянечек) используют лишь достаточно обеспеченные. Мамы оставляют спящих малышей одних на ненадолго. Лучшим мамам это стоит здоровья и переживаний. За худших расплачиваются дети. Система медицинского патронажа со стороны детских поликлиник действует малоактивно, не справляясь с объёмами и задачами.
 
  А тем не менее, сейчас может быть создана для ПК (персонального компьютера) малогабаритное внешнее устройство, в виде браслета (повязки), которое сможет передавать на ПК телеметрические данные о ребёнке (температуру, кр. давление, место положение,...звук-плачь) Компьютер через программу «Няня» может записывать их и передавать сообщение матери в виде СМС и патронажному врачу в виде обобщённых данных. Сейчас тестируются программы для удалённого доступа налогового инспектора к кассовой технике, так что не думаю что программа «Няня» будет намного дороже и сложнее. Кроме того эта программа могла бы следить за температурой комнаты, состоянием воздуха, и создавать нужное освящение и музыкальный фон, по настройке мамы.
 
   Когда ребёнок подрастает, ему особенно нужно внимание и забота. Кроме элементарного ухода надо заниматься с ребёнком: читать ему сказки, петь песенки, следить за его гимнастикой и игрой. Многие родители справляются с этими задачами. Но есть и такие, которые не умеют и не хотят это делать. Им помогла бы программа «Бонна». Она должна уметь общаться с ребёнком и его родителями на одном или двух языках. Программы Typle, Speaker позволяют переводить голосовую информацию в текст или даже в команды. (как у Лукьяненко). Но, только обобщённая специализированная программа должна помогать в обучении и воспитании ребёнка. Изображение бонны должно соответствовать представлениям родителей и детских психологов.  Технологии, аналогичные Kinect должны способствовать развитию спортивных навыков малыша. Программа, аналогичная Sims, должна обучить малыша основам жизни и поведения в обществе, приобщить его к основам искусств и наук. Но всё это должно осуществляться под управлением  единой программы «Бонна». Она должна вести дневник развития ребёнка. по установленной программе, которую родители или психолог сможет корректировать.
 
  Но вот ребёнок пошёл в школу. Перед ним и его родителями встают новые задачи. И тут детям и их родителям может прийти на помощь компьютерный «Капитан», «Гувернёр», «Сен-сей», «Наставник», «Гуру»... Название может быть разным, а суть одна - программа, регламентирующая занятия и отдых ребёнка. Интерактивная программа может контролировать усвоение учебного материала учеником, при необходимости дополняя его интересной информацией. Она может делать упор на ту или иную дисциплину, увеличивая или уменьшая отведённое  им время. Упражнения с  Kinect должны постепенно усложняться и становиться более напряженнее. Программа должна осуществлять поиск информации по просьбе ребёнка в рамках его возраста. Компьютерные игры должны  развивать ум, волю, знания ребёнка. Программа должна чётко определять признаки хорошего и плохого. Хорошее хвалить, а плохое осуждать, и ребёнка наказывать - вплоть до блокировки ПК.
 
  Когда ребёнок становится старше, то он нуждается в компьютерном «Друге» или «Подруге».  Главное, чтобы виртуальный советчик придерживался трёх Ч: Честность, Честь, Человечность. Очень важно, чтобы он (она) мог (могла) использовать оценки новинок кино, политических событий... через интернет хороших и гуманных комментаторов и (или) родителей. В оценке этого мог бы помочь удалённый «искусственный интеллект», который находил бы логические противоречия между субъективными оценками и критерием трёх Ч.
     Обратите внимание на ссылку в эпиграфе на репутацию механика-умельца из драмы «Гроза» Островского Кулигина: - «Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.» Если Ваш ребёнок начнёт с молоду заботиться о своей репутации (чести), то он и к себе, и к своему поведению будет относиться более ответственно, добиваться того, чтобы правило «трёх Ч» (Честность, Честь, Человечность) стало бы его девизом и сопровождало бы его всю жизнь.
   Играя в компьютерную игру «Пираты Карибского моря» и выполняя различные задания (квесты), игрок повышает репутацию своего капитана от «простого моряка» до «защитника угнетённых», что даёт ему новые возможности и бонусы. Если его капитан совершает плохие дела, то его репутация становится отрицательной. Мы хотим, чтобы наши дети имели бы самую высокую репутацию. Для этого программы «Гувернёр» и «Друг» должны акцентировать внимание ребёнка на значение репутации в реальной жизни. Они могли бы в игровой форме эмоционально повышать или понижать условную репутацию ребёнка.
   Программа должна отслеживать интеллектуальный, эстетический и нормативно-нравственный уровень ребёнка и ненавязчивыми оценками и подбором кино, литературной  и иной информацией для ребёнка скорректировать его. Программа должна познакомить ребёнка с профессиями в нашем обществе, помочь ему с профессиональной ориентацией по его способностям и физическим данным. Программа должна быть советником в выборе друзей и компаний. Программы могут взаимодействовать между собой, подсказывая пристрастия и особенности своих «подопечных». Этим они могут реально помочь им познакомиться. Программа «Друг» может сопровождать своего хозяина  всю жизнь, но если «хозяин» работает, то у неё должна быть несколько иная ориентация. Она должна называться «Секретарь».
 
   Главной задачей «Секретаря» является поиск информации в сети, компиляция и краткое изложение темы для хозяина (хозяйки). Кроме того ведение счетов, учёт  доход - расходов, поддержание почты, осуществление поздравительных рассылок...
Кроме того «Секретарь» должен следить за семейными праздниками, юбилеями, соревнованиями... Затем, «Секретарь» должен дать нужную информацию при ожидаемых и неожиданных событиях.
«Секретарь» должен обеспечить подготовку различных мероприятий: - рождения детей, поступление в детский сад, школу. Следить за успеваемостью детей... «Секретарь» может осуществлять запланированные (санкционированные) электронные платежи. Т.е. «Секретарь» должен взять на себя большую «рутинную» работу своего хозяина.

  Когда хозяин выходит на пенсию, то его функции и связи несколько ограничиваются. Он нуждается в компьютерном собеседнике. Такая программа называлась бы «Компаньон» («Компаньонка»). Её задачи сходны с «Секретарём», но имеют существенное отличие. Она должна запоминать все речи хозяина, анализировать их и периодически цитировать. В поиске информации уделять большее внимание пристрастиям хозяина (хозяйки), определённым по его более ранним высказываниям.
   Информационная память «Компаньонки» может быть использована при формировании «Бонны» или «Наставницы» - программ для воспитания внуков и правнуков.

   Если хозяин в силу возраста или болезни «прикован» к постели, то программа должна не только развлекать хозяина, но и контролировать его физиологические показания: пульс, давление...Т.е. она должна называться «Сестра-сиделка» и делать многое из того, что она осуществляла в функции «Няни».  Кроме того, она должна поддерживать связь с родными и родственниками, лечащим врачом, социальным работником... Программа должна следить за правильным приёмом лекарств больным, за его режимом, за исполнением врачебных рекомендаций.
 
 Прочитав вышеизложенное, мне могут заявить, что подобные программы, общаясь со своими подопечными, и запоминая некоторую информацию о них станут объектами хакерских атак и могут принести вред владельцу. Но, с таким мнением вредно пользоваться любым информационным средством: будь то телефон, почта, интернет... Общество установило законы о конфиденциальности и имеет возможность её обеспечить. Тем не менее мы ещё сталкиваемся с негативными явлениями. Приведу пример. Пять лет назад жена, с плачем, звонит мне на работу. По домашнему городскому телефону ей якобы позвонил сын и сказал, что в драке кого-то покалечил, сейчас он в милиции и просит дать взятку 20 тысяч следователю, чтобы тот смягчил показания. Я говорю жене, а не развод ли это? На что она отвечает: - «Я узнала голос сына, его речь. Что делать??». Прошу её позвонить сыну на мобильный телефон. Спустя 7 минут жена говорит, что связалась с сыном. Ничего подобного с ним не произошло. Это обычное жульничество. Она обратилась в милицию (в то время она ещё так называлась). Написала заявление. Участковый с неохотой принял и удивился, что мобильный телефон сына преступник не заблокировал. Я думаю, что блокировку сотового сына не осуществили потому, что у него и жены, на которую зарегистрирован домашний телефон разные фамилии, и в телефонной базе данных, которая стала доступна всем, благодаря хакерам, они его не нашли.   Имитацию голоса и выражений сына произвёл преступник, который мог прослушивать телефонные разговоры нашей семьи. Очевидно в то время у него были такие возможности. Через неделю участковый ответил, что преступник найден. Это бандит, который сидит в тюрьме и там так «хулиганит». Действительно ли это так? Трудно сказать. Но, подобные выходки больше не повторялись. Семья продолжала интенсивно пользоваться телефоном.

  Давайте представим, как действовала бы программа «Гувернёр»  на компьютере мальчика Пети 11 лет. Вот он пришёл со школы.
- Здравствуй, Наставник.
-Здравствуй, Петя. Как дела в школе.
-Получил 5 по физике, 4 по русскому и 4 по математике.
-А по химии?
-Учитель по химии мне отметку не поставил.
Программа отмечает несоответствие данных  сайта школы и ответа мальчика. Родители должны выяснить причину.
-Петя, обедай и делай уроки. Я жду тебя через 1,5 часа.
Через 1,5 часа Петя у компьютера.
-Наставник, я сделал уроки.
-Покажи упражнения по русскому. -Анализирует изображение. - Всё правильно, но помарки в двух местах. Нехорошо, впредь будь аккуратнее. Покажи примеры по математике. - Анализирует изображение. - Ответ второго примера с задачником не сходится. Ошибка в порядке математических действий. Исправь пожалуйста.
-Потом.
-Дальнейшее общение не возможно, пока не будет правильного решения примера.
Петя углубляется в математические действия.
-Сделал. Проверь.
- Ну вот, теперь правильно. Прочитай наизусть заданное стихотворение.
-Так оно задано не на завтра, а только через день.
-По установленному порядку мы учим стихи сразу по получению задания. Читай.
Петя читает с трудом, забывая часть текста.
-Текст выучен на 40%. Дальнейшее общение не возможно, пока текст не будет выучен на 70%.
Петя ходит из угла в угол, повторяя стихотворение.
-Теперь знаю. Проверь.
-Текст выучен на 80%. Время зарядки. Одевай перчатки.
Петя натягивает боксёрские перчатки и «боксирует» по  Kinect технологии.
-Молодец, Петя. У тебя заметный успех в скорости и реакции. Хочешь сейчас играть в «Корсары» или прочитать «Приключения капитана Блада»?
-Хочу играть.
-Вставай на мостик и подключи штурвал.
Около компьютера - беговая дорожка. На её экране - штырь для руля или штурвала. Петя прикрепляет штурвал и игра начинается. Теперь беговая дорожка - капитанский мостик. Петя управляет кораблём, виртуальным секстантом определяет его положение в океане, в зависимости от силы ветра и его направления устанавливает виртуальные паруса, торгует, уходит или отстреливается от пиратов...На виртуальном берегу он идёт или бежит по беговой дорожке в поисках сокровищ или при выполнении заданий (квестов).
Раздаётся звуковой сигнал. Наставник спрашивает: - Звонит Саша Новиков. Будешь с ним говорить?
-Конечно. Подключай.
-Привет, Петя.
-Привет, Саша.
-Чем занимаешься?
-Играю в Корсары.
-Можно к тебе присоединиться?
-Валяй. Место встречи в Гаване. -Петя перекладывает руль и командует: - «Поднять все паруса».
- В Гаване будем через пять минут. - Докладывает Наставник.

  Примерно так я представляю себе общение мальчика с обучающей программой. Сейчас делаются попытки материализовать учебные пособия. Создан говорящий бюст Пушкина. Но мне кажется, что если бы встреча с Пушкиным происходила на экране монитора, то создатели могли бы воссоздать не только облик Пушкина, но и ту историческую обстановку, которая его окружала. Если хочется объёмное изображение, то можно адаптировать его под 3-Д очки.
 
   Когда я показал свои соображения сестре - бывшему начальнику лаборатории программирования «Электронмаша», она сделала замечание: - «И кто это будет создавать?»
-Я думаю, что это могло бы стать нашим российским проектом. Он идеально подходит под нужды среднего класса России. Нужно найти только спонсора, а  программисты найдутся.
-Поиск спонсора был задачей во все времена. Вот в пьесе Островского «Гроза» как раз такой пример. - И она открыла диалог Кулигина с купцом Дикой. Пробуй. Если найдёшь, сообщи.
Я думал целую неделю, пока не напал на описание мэра Москвы Лужкова. Вот тот человек, кто мог бы помочь в этом деле. Он влиятелен, активен, богат, интересуется наукой, имеет несколько запатентованных изобретений. Наверняка захочет облагодетельствовать половину населения России. Звоню сестре. - «Хочу написать Лужкову, мэру Москвы».
- Опоздал братец. Лужкова только что сняли, как не оправдавшего доверия президента.

  Вот так это письмо и не было отправлено потенциальному спонсору. Ну, а Вы, дорогой читатель, считаете ли такой комплекс программ полезным? Готовы ли проголосовать за реализацию этого проекта? Спасибо за внимание.
 Илюстрация - статья газеты Метро от 11.08.2014 №145(2997) Стр.10


Рецензии
Если в тело ребенка вживить обучающие программы, то это будет интеллектуальной смертью ребенка. Учеба должна стать обязательным трудом для ребенка, а не его развлекательным времяпровождением. Сейчас и так уроки в школах пытаются сделать в виде игры. Это такой же идиотизм в учебе, как и пресловутое ЕГЭ, загубившее нашу национальную систему обучения.
Спасибо!

Виталий Овчинников   01.10.2016 14:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. Я не предлагал "в тело ребенка вживить обучающие программы". Я предлагал создать компьютерную программу "Наставник". Которая бы выполняла бы роль ментора (наставника, советчика...). К сожалению некоторые родители наставляют ребёнка (создают ребёнку глупейшие условия развития, прививают нелепое поведение...). Ещё сложнее противостоять советам дворовых (школьных ...) шалопаев. Часто их нехорошее, но длительное влияние сильнее влияния положительных воспитателей. Именно они отвращают ребёнка от учебного труда.
Например: дочка хочет записать внучку на танцы. На моё предложение делать зарядку с элементами пластики (нашёл показательный урок в интернете), дочка заявила что танцы для Ники - это не труд а удовольствие: новое платьеце, телодвижения на сцене и восхищение зрителей. Обращаю Ваше внимание на совпадение желаний моей дочки и описанных Вами планов учёбы: "уроки в школах пытаются сделать в виде игры".
В самых трудных семьях ситуация похожа на то, что показано в фильме "Матильда" 1996 г. (режесёр Дэнни ДеВито, он же в главной роли отца Матильды): примитивные потребности и дикие нравы. Спасибо. Евгений.


Евгений Радомысельский   02.10.2016 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.