Сад, др. русс. садъ - этимология

Всякъ садъ, егоже не насади
отец мои небесные, искоренен будет
Матф. 15:13, Изб. Свят. 1073

Обычно, под термином «сад» понимают участок земли, засаженный фруктовыми деревьями, ягодными кустами или  цветами.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -сад-. Значение: отдельная территория, где высажены декоративные либо плодовые деревья, кустарники, цветы; то же, что огород.
   
Этимология по Максу Фасмеру (упрощение)
Происходит от праславянского sadъ «посадка» — стар. основа на -u, от садить, сидеть, сесть. Сравни древнеиндийское sadas «езда верхом, сиденье», древнеисландское sot «сажа» (т. е. то, что садится).

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Укр., блр. сад, др.-русск. садъ "дерево, растение, роща, сад", ст.-слав. садъ гр. fyton(Супр.), болг. сад "насаждения", сербохорв. сад, род. п. сада "новое насаждение", словен. sad, род. п. sada "плод, плантация", чеш., слвц. sаd "сад, насаждение, парк", польск. sаd "сад, парк", в.-луж., н.-луж. sаd "фрукты, сад".

Праслав. sadъ "посадка" – стар. основа на -u (Мейе, Et. 243; МSL 20, 99; RS 6, 131), от садить, сидеть, сесть (Траутман, ВSW 259 и сл.) Ср. др.-инд. sadas "езда верхом, сиденье", др.-исл. sot "сажа" (т. е. то, что садится); см. Уленбек, Aind. Wb. 332 и сл. См. также сажа (???).

в) Словарь В. Даля

«Сад м. участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами, с убитыми дорожками и разного рода и вида затеями, украшеньями. Сад бывает плодовый, или потешный, для прогулок; огород же, овощник, для разводки полезных, более съедомых растений. Сады; садить, огороды городить. … Котошихин Сады; мн. арх. огородн. Сады картофельные, овощные».

2) Применение в русском языке

а) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)

Согласно статистике НКРЯ (1800-2013), наиболее частое (пики графика) употребление термина «сад» отмечено в XIX веке - 100%, падение до 40% во время процесса отмены крепостного права – 1861-1867 гг. (передел земель).  В  XX веке термин употребляли  реже, в зависимости от периода - 30 - 70% (войны, разруха), в XXI – 40-60%. Очевидно, что распространенность в речевом обиходе любого термина,  зависит от общественных процессов, происходящих  в государстве (коллективизация, индустриализация, смены элит, войны и т.д.).

* Из Жития Василия Нового. Хождение Феодоры по воздушным мытарства (1300-1400)
   
«Вид;хь бесчисленый сад, 70 изм;нений имуще, числа не приимающе, кождо ихъ множащюся плоду безм;рну, якоже съкрушающемся в;твемъ, хотящим единою бо плоди и еже на трапез; едоми».

*  Доклад, составленный в Устюжской чети, о посошном и податном обложении Вязьмы и указ о сборе налогов с оброчных посадских мест (1646.06.05) 
«Послать государева грамота, а велеть с тое земли с 4-х десятин, что была на оброке за Тимошкою Лелюхиным, а ныне за сыном ево, за Гаврилком, … что какову он, Гаврилко, жаловальную грамоту клал, какова дана государева грамота отцу его, Тимошке, что ему государев сад велено строить и прививки прививать, а что будет тот государев сад тесен, и ему тое землю пригородить в тот государев сад, и того в той жаловальной грамоте государеве по той воеводцкой отписке не объявилось».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв. РАН, М., 1996

http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_23.pdf

Садъ. 1. Растение, дерево. «Да будуть же и сади въ  дворЪхъ…». Муч. Ирин. Успен. Сб. XII-XIII вв. 2. Деревья, насаждения. XV-XVI вв. 3. Сад (1259). «ноугородский садъ» (торговля яблоками), 1587 г. Огороженный участок для выращивания овощей, лечебных трав, ягодных кустарников. 1624.; Аптекарский сад (лечебные травы), 1670 г.  4. Насаждения (ягодных кустарников, малина, смородина), 1676 г. 5. Роща, XI в. 6. Трава, луг, 1499 г.

3) Обобщение и вывод

а) Комментарий Макса Фасмера к термину «сад» от праслав. sadъ "посадка" явно неудачен,  сидеть, садить, сесть и сад два разных явления действительности, они логически не связаны, не тождественны, их нельзя сравнивать. 
Термин сидеть указывает лишь на позу, принимаемую человеческим телом, сидящий человек (на стуле, в седле) имеет основание, на которое опирается его тело. Термин «сад» указывает на поле, где есть фруктовые деревья, где ведется земледельческая деятельность, растения, и деревья не сидят, они - произрастают.

* СИД+ЕТЬ, САД+ИТЬ = ивр. СААД поддержка, поддерживать, опираться, опора, оплот, подсаживать, удерживать; т.е. давать опору для какого-либо тела.

б)  Б.А. Колчин. Сады древнего Новгорода
 http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/127.htm

«История садоводства в древней Руси до последнего времени оставалась областью очень мало изученной. … В Новгороде на Неревском раскопе в слоях почти всех веков, начиная с древнейшего X в., были найдены семечки яблок и сами яблоки. Три целых яблока были найдены в слоях X и XIII вв. Размеры плодов и ряд иных морфологических признаков позволяют отнести наши яблоки к плодам так называемой лесной яблони».

Далее автор пишет, что в слоях XII века удалось найти остатки 2 садов, которые росли 25 лет; «В Новгородских писцовых книгах XV в. имеются неоднократные записи, например, «да туто же сад а в нем 60 яблоней без трех, а 20 дерев вишневых».

в) Из приведенного лексико-исторического материала ясно, что термин «садъ» (XI в.) появился территории Древней Руси гораздо раньше, чем само культурное садоводство - разведение садов. Очевидно, что вплоть до  XV вв.  садоводство представляло собой собственно огородничество с незначительной посадкой плодовых деревьев, обычно при монастырях. Монахи, имеющие широкие связи с различными регионами (паломничество) и купцы (по заказу) привозили различные семена, в монастырях производили опыты с выведением новых сортов фруктовых деревьев (прививали), способных плодоносить в условиях северной полосы. С XV века сады появляются при дворах князей, царей и бояр и садоводство постепенно  проникает на крестьянское подворье и превращается в отрасль сельского хозяйства, в XVI в. иностранные дипломаты посещавшие Москву отмечали, что при каждом дворе имеется сад.

Вывод

Таким образом, термин «садъ»  очевидно является заимствованием, а так как Русь страна иудеохристианская, то заимствованный термин, очевидно, связан с библейской литературой, где и надо искать «образ» «сада»  - форму существования материального объекта в идеальном представлении. Согласно дошедшим до нас письменным источникам, древние люди понимали под словом сад – участок поля, на котором росли овощи, лечебные травы, ягодные культуры и плодовые деревья. Следовательно, искать в библейских текстах нам надо термин – поле, или ему подобный, указывающий на то, что на данном участке поля находятся плодовые деревья (плантация).
 
4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Сад = ивр. САДЭ в различных значениях - поле; в т.ч. где растут деревья (плантация); прямое заимствование из иврита.

б) Библейский образ

*Бытие 2:5: «и всякий полевой (САДЭ) кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую (САДЭ) траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли».

* Бытие 30:14: «Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле (САДЭ), и принес их Лии, матери своей». Мандраго;ра - род многолетних трав семейства Паслёновые.

* Исход 9:25: «И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле (САДЭ) поломал».

* Второзаконие 20:19: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле (САДЭ) не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление».
 
* 4-я Царств 4:39: «И вышел один из них в поле (САДЭ) собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их».

* Иезекииль 34:27: «И полевое (САДЭ) дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их».

Таким образом, идеальные представления о «саде» древнего израильтянина и русского человека XI-XVI вв., зафиксированные  в письменных источниках - полностью совпадают; сад это место, где растут травы, огородные растения и деревья. У нас есть историческое, лингвистическое и теологическое (философское) основание, для  суждения - термин иврита САДЭ (поле с деревьями) тождественен русскому термину САДЪ (поле с деревьями). Учитывая время возникновения этносов (евреев и русских), одну религиозную доктрину (иудеохристианство) и её  литературу можно сделать вывод о заимствовании термина «садъ» из книг Библии написанных на еврейском языке – прямое заимствование еврейского термина.

Примечание

Автор - светский человек и не является членом какой-либо религиозной  или  (Упаси Боже!) политической организации, все  статьи носят научный характер и не пропагандируют какое-либо религиозное учение или культ. Я представляю лишь историко-лингвистический факт - связь библейских образов, имен, и терминов с соответствующими образами, именами и терминами в европейских языках, решение признать или отвергнуть данную интерпретацию читатель должен принять сам.


Рецензии