Предатель - этимология и философия
и потом РАЗДЕЛЯЛАСЬ (П.Р.Д.) на четыре реки
Бытие 2:10
Поразительно, очень популярная тема, в Интернете более 630 солидных работ, статей по тематике ПРЕДАТЕЛЬСТВА, Вы наверно догадываетесь, с кого списан образ (тип) этого исторического и социально-политического явления – с Иуды, легендарного персонажа Нового Завета. Участники обсуждения столь актуальной темы (что у кого болит, тот …) склоняют Иуду вдоль и поперек, оговаривая, что у них в роду (славянском, русском и др.) отродясь с «предательством не знакомы». Если «не знакомы», значит слово и образ заимствованы, где описан образ ПРЕДАТЕЛЯ ясно – Новый Завет, но откуда ПОНЯТИЕ, термин, графическая форма?
Светская организация общества (в общем, явление положительное) в XX веке полностью оторвала историческую науку от мировоззрения человека средних веков и Нового времени, например, завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич (1532-1585) совершал свои походы под ЗНАМЕНЕМ (символ), на котором был изображен Иисус Навин (завоеватель Земли обетованной) и архангел Михаил (покровитель евреев). Может, стоит отказаться от греко-латинской направленности нашей филологии и истории и обратиться к первоисточнику – иудейской литературе, вероятно, тогда удастся соединить образный мир мышления средневекового человека с понятиями русского и других языков.
1) Философия термина
Предательство — нарушение верности или неисполнение долга перед кем-либо; чаще всего предательством называют ОСТАВЛЕНИЕ друга в беде и государственную измену (оставление государства), обычно предатель преследует цель получения какой-либо выгоды, моральной или материальной. Часто «предателями» называются люди с неустойчивой психикой, они живут в хаотичном, неупорядоченном мире, не способны правильно оценить обстановку и принимают решения, отличные от узаконенных обществом норм, из этой среды многие попадают в «большую политику», откуда и наша социальная НЕУСТРОЕННОСТЬ. Нередко предательством называют супружескую измену и АПОСТАСИЮ (религиозное отступничество); предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех, нарушение табу и морально-нравственных законов общества, а соответственно и Законов Бога, ведь наше общество жило и живёт согласно законам иудеохристианства, не так ли?
В христианский лексикон слово «апостасия» вошло из переводной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него; в переводе Ветхого завета (Септуагинта) термин «апостасия» приобрёл религиозное значение — отпадение от Бога либо измену Моисеевым законам.
В книге Иисуса Навина (22:22) сказано: «Если мы восстаем и отступаем от Господа, то не пощадит нас Господь в сей день!»; т.е. будешь нарушать установленные (Богом) правила общежития – погибнешь; в подлиннике употреблен термин иврита МААЛ измена, злоупотребление.
* В 1 книге Маккавеев: «гл. 2.15. И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. 16. И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли».
* У Иеремии (2:19): «Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё облечит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».
Иудейская и иудеохристианская литература явление глобальное, это КОНСТИТУЦИЯ, регламентирующая все стороны бытовой и общественной жизни, естественно в ней описаны не только прекрасные стороны жизни (ДЕЛАЙ ТАК) но и ужасные, трагические (НЕ ДЕЛАЙ ТАК). В Ветхом завете выражены три возможности проявления предательства по отношению к Законам Бога, они выражены словом иврита ЗАНА прелюбодействовать, совращаться, развратничать (терминология привязана к хорошо знакомому всем поведению распутной женщины). В образном языке Торы – отход от Бога, идолопоклонство, безверие, нечестная торговля, политическая продажность:
- поклонение другим богам: Лев. 17:7; Втор. 31:16 (станет народ сей БЛУДНО ходить вслед чужих богов); Суд. 2:17 (ходили БЛУДНО вслед других богов);
- предосудительные связи с другими народами (Иезек. 16:26, 28);
- моральное падение (Ис. 1:21).
В Ветхом Завете (Тора) за супружескую измену (Исх. 20:14 (Не прелюбодействуй); Втор. 5:18), предусматривается смертная казнь (Лев. 20:10), однако смертные приговоры по этой «статье» были чрезвычайно редки. В книге Иезекииля 23 (Блуд Оголы (Самария) и Оголивы (Иерусалим)) термин «ЗАНА» используется в качестве метафоры (иносказательно), грань между изменой в религиозном смысле и союзами политическими – стирается; союз Израиля с другими государствами становится обстоятельством почитания других богов. Таким образом, в литературе Ветхого Завета началась отработка тематики ПРЕДАТЕЛЬСТВА, его метафорически передавали понятием ЗАНА (и другими), в общем смысле – проституция, разврат, блуд, а в Новом Завете, для лучшего восприятия явления, тема была воплощена в образ (вид, облик) апостола Иуды, ученика Иисуса.
2) Существующая этимология и применение в древнерусском языке
а) Применение в древнерусском языке
Словарь русского языка XI-XVII в., РАН, М., 1992
* Предатель. Предатель, изменник. «Июда прЪдатель», Панд. Ант. XI в.
* Предати. 1. Передать, отдать, вручить (вещь, обязанности). Остром. Еванг. 1057 г. «Умре Рюрик и передаст княжение свое Ольгови» Рост. Лет. 2. Уставить, назначать, заповедать. 1076 г. 3. Оставить без помощи, предать в руки врага (о Боге). «Приходиша литовские люди…и по городу били, и богъ града не предал». 4. Изменить чему-либо. «(Иуда) … согрешив, предав кровь неповинную». Матф. 27:4, Остр. Еван. 1057 г. и т.д.
Очевидно, что термин «предатель» и «предать» имеют общее содержание (значение), а, следовательно должны иметь одинаковый корень.
б) Викисловарь. Этимология
* Предатель
«Корень: -преда-; суффикс: -тел;. Значение: тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо; разг., шутл. разгласитель какого-нибудь секрета, тайны. Этимология: происходит от гл. ПРЕДАТЬ, далее из ??».
* Предать
«Приставка: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть. Значение: изменить, нарушить верность кому-либо, чему-либо; устар., книжн. выдать, отдать во власть, в распоряжение кого-либо; подвергнуть какому-либо действию, привести в какое-либо состояние.
Этимология по Максу Фасмеру
Образовано из пре- + дать, далее от праслав. *dati; *dajati; *davati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Дати (греч. didonai), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. дати, словенск. dati, чешск. dat, польск., в.-луж.dac, н.-луж. das. Восходит к праиндоевр. *do-. Родственно лит. duoti, 1 л. ед. duomi, duodu «даю», греч. didomi, др.-инд. dadati «дает», авест. dadaiti «даёт», алб. аор. dhashe «я дал», алб.-тоск. dhene ж., гег. dhane ж. «дар»».
3) Обобщение и вывод
а) Итак, согласно Викисловарю и Максу Фасмеру термин «преда+тель» имеет корень: -преда-; суффикс: -тел;; термин «пре+да+ть» содержит - приставку: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть.
Очевидная логическая неувязка с КОРНЯМИ терминов, в первом случае корень - «преда», во втором случае корень - «да», корни РАЗНЫЕ.
Корень (без корней слов не бывает) — морфема, мельчайшая единица языка, имеющая функцию словообразования, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Если у нас два разных корня, то очевидно, что и слова-понятия эти разные (имеют разное значение), однако в древней литературе они имеют общее значение, следовательно, корни выделены неправильно, в обоих случаях должен быть корень – ПРЕД.
Вывод
Необходимо рассмотреть термины в связи с лексиконом иврита и библейскими образами, библейский Иуда – символ предательства. Основной смысл термина – отход, отступление, отлучение, от Законов Бога, нарушение моральных норм установленных Божеством; в общем, нарушение Десяти заповедей – есть предательство Бога, общества и человека. Предателем в современном политизированном мире обычно называют человека, который резко меняет свои политические убеждения, оставляет свою партийную группу и переходит к оппонентам, которые отстаивают противоположные социально-политические идеи.
4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПРЕД+АТЬ, ПРЕД+АТ+ЕЛЬ.
* ПРЕД+АТИ = ивр. ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог «с».
* ПРЕД+АТ+ЕЛЬ = ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог «с» + ЕЛЬ Бог.
Очевидно, что основное слово-понятие – «предатель», термин «предати» - сокращение первого, слова-понятия формировались и таким методом.
б) Библейские образы
* Бытие 13:9: «не вся ли земля пред тобою? Отделись (П.Р.Д.) же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».
* Бытие 13:11: «и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились (П.Р.Д.) они друг от друга».
* Притчи 16:28: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает (П.Р.Д.) друзей».
Таким образом, слово ПРЕД+АТ+ЕЛЬ, является составным русским понятием и выражает мысль – ОТДЕЛЕНИЕ от БОГА (отступление от Законов Бога). Его корни это образы и термины еврейской религиозно-философской мысли и естественно ничего общего не имеют с опорными гипотетическими «праславянскими» терминами Макса Фасмера - *dati; *dajati; *davati.
Свидетельство о публикации №214081401697