Предатель - этимология и философия

Из Едема выходила река для орошения рая;
и потом РАЗДЕЛЯЛАСЬ (П.Р.Д.) на четыре реки
Бытие 2:10

Поразительно, очень популярная тема, в Интернете более 630 солидных работ, статей  по тематике ПРЕДАТЕЛЬСТВА, Вы наверно догадываетесь, с кого списан образ (тип) этого  исторического и социально-политического явления  – с Иуды, легендарного персонажа  Нового Завета. Участники обсуждения столь актуальной темы (что у кого болит, тот …) склоняют Иуду  вдоль и поперек, оговаривая, что у них в роду (славянском, русском и др.) отродясь с  «предательством не знакомы». Если «не знакомы», значит слово и образ заимствованы, где описан образ ПРЕДАТЕЛЯ ясно – Новый Завет, но откуда ПОНЯТИЕ, термин, графическая форма? 

Светская организация общества (в общем, явление положительное)  в XX веке полностью оторвала историческую науку от мировоззрения человека средних веков и Нового времени, например, завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич (1532-1585) совершал свои походы под ЗНАМЕНЕМ (символ), на котором был изображен Иисус Навин (завоеватель Земли обетованной) и архангел Михаил (покровитель евреев). Может, стоит отказаться от греко-латинской направленности нашей филологии и  истории и обратиться к первоисточнику – иудейской литературе, вероятно, тогда удастся соединить образный мир мышления средневекового человека с понятиями русского и других языков. 

1) Философия термина

Предательство — нарушение верности или неисполнение долга перед кем-либо; чаще  всего предательством называют ОСТАВЛЕНИЕ друга в беде и государственную измену (оставление государства), обычно предатель преследует цель получения какой-либо выгоды, моральной или материальной. Часто «предателями» называются люди с неустойчивой психикой, они живут в хаотичном, неупорядоченном  мире, не способны правильно оценить обстановку и принимают  решения, отличные от узаконенных обществом норм, из этой среды многие попадают в «большую политику», откуда и наша социальная НЕУСТРОЕННОСТЬ. Нередко предательством называют супружескую измену и АПОСТАСИЮ (религиозное отступничество); предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех,  нарушение табу и морально-нравственных законов общества, а соответственно и Законов Бога, ведь наше общество жило и живёт согласно  законам иудеохристианства, не так ли?

В христианский лексикон слово «апостасия» вошло из переводной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него; в переводе Ветхого завета (Септуагинта) термин «апостасия» приобрёл религиозное значение — отпадение от Бога либо измену Моисеевым законам.

В книге  Иисуса Навина (22:22) сказано: «Если мы восстаем и отступаем от Господа, то не пощадит нас Господь в сей день!»; т.е. будешь нарушать установленные (Богом) правила общежития – погибнешь; в подлиннике употреблен термин иврита МААЛ измена, злоупотребление.

* В 1 книге Маккавеев: «гл. 2.15. И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. 16. И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли».

* У Иеремии (2:19): «Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё облечит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».

Иудейская и иудеохристианская литература явление глобальное, это КОНСТИТУЦИЯ, регламентирующая все стороны бытовой и общественной жизни, естественно в ней описаны не только прекрасные стороны жизни (ДЕЛАЙ ТАК) но и ужасные, трагические (НЕ ДЕЛАЙ ТАК). В Ветхом завете выражены три возможности проявления предательства по отношению к Законам Бога, они выражены словом иврита ЗАНА прелюбодействовать, совращаться, развратничать (терминология привязана к хорошо знакомому всем поведению распутной женщины). В образном языке Торы – отход от Бога, идолопоклонство, безверие, нечестная торговля, политическая продажность:
- поклонение другим богам: Лев. 17:7; Втор. 31:16 (станет народ сей БЛУДНО ходить вслед чужих богов); Суд. 2:17 (ходили БЛУДНО вслед других богов);
- предосудительные связи с другими народами (Иезек. 16:26, 28);
- моральное падение  (Ис. 1:21).

В Ветхом Завете (Тора) за супружескую измену  (Исх. 20:14 (Не прелюбодействуй); Втор. 5:18), предусматривается  смертная казнь (Лев. 20:10), однако смертные приговоры по этой «статье» были чрезвычайно редки. В книге Иезекииля 23 (Блуд Оголы (Самария) и Оголивы (Иерусалим)) термин «ЗАНА» используется в качестве метафоры (иносказательно), грань между изменой в религиозном смысле и  союзами политическими – стирается; союз Израиля с другими государствами становится обстоятельством почитания других богов. Таким образом,  в литературе Ветхого Завета началась отработка тематики ПРЕДАТЕЛЬСТВА, его метафорически передавали понятием ЗАНА (и другими), в общем смысле – проституция, разврат, блуд, а в Новом Завете, для лучшего восприятия явления,  тема была воплощена в образ (вид, облик) апостола Иуды, ученика Иисуса.

2) Существующая этимология и применение в древнерусском языке

а) Применение в древнерусском языке

Словарь русского языка XI-XVII в., РАН,  М., 1992

* Предатель. Предатель, изменник. «Июда прЪдатель», Панд. Ант. XI в.

* Предати. 1. Передать, отдать, вручить (вещь, обязанности). Остром. Еванг. 1057 г. «Умре Рюрик и передаст княжение свое Ольгови» Рост. Лет. 2. Уставить, назначать, заповедать. 1076 г. 3. Оставить без помощи, предать в руки врага (о Боге). «Приходиша литовские люди…и по городу били, и богъ града не предал». 4. Изменить чему-либо. «(Иуда) … согрешив, предав кровь неповинную». Матф. 27:4, Остр. Еван. 1057 г. и т.д.

Очевидно, что термин «предатель» и «предать» имеют общее содержание (значение), а, следовательно должны иметь одинаковый корень.

б) Викисловарь. Этимология

* Предатель

«Корень: -преда-; суффикс: -тел;. Значение: тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо; разг., шутл. разгласитель какого-нибудь секрета, тайны. Этимология: происходит от гл. ПРЕДАТЬ, далее из ??».

* Предать

«Приставка: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть. Значение: изменить, нарушить верность кому-либо, чему-либо; устар., книжн. выдать, отдать во власть, в распоряжение кого-либо; подвергнуть какому-либо действию, привести в какое-либо состояние.

Этимология по Максу Фасмеру

Образовано из пре- + дать, далее от праслав. *dati; *dajati; *davati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Дати (греч. didonai), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. дати, словенск. dati, чешск. dat, польск., в.-луж.dac, н.-луж. das. Восходит к праиндоевр. *do-. Родственно лит. duoti, 1 л. ед. duomi, duodu «даю», греч. didomi, др.-инд. dadati «дает», авест. dadaiti «даёт», алб. аор. dhashe «я дал», алб.-тоск. dhene ж., гег. dhane ж. «дар»».

3) Обобщение и вывод

а) Итак, согласно Викисловарю и Максу Фасмеру термин «преда+тель» имеет корень: -преда-; суффикс: -тел;; термин «пре+да+ть» содержит - приставку: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть.

Очевидная логическая неувязка с КОРНЯМИ терминов, в первом  случае корень - «преда», во втором случае корень -  «да», корни РАЗНЫЕ.

Корень (без корней слов не бывает) — морфема, мельчайшая единица языка, имеющая функцию словообразования, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Если у нас два разных корня, то очевидно, что и слова-понятия эти разные (имеют разное значение), однако в древней литературе они имеют общее значение, следовательно, корни выделены неправильно, в обоих случаях должен быть корень – ПРЕД.

Вывод

Необходимо рассмотреть термины в связи с лексиконом иврита и библейскими образами, библейский Иуда – символ предательства. Основной смысл термина – отход, отступление, отлучение, от Законов Бога, нарушение моральных норм установленных Божеством; в общем, нарушение Десяти заповедей – есть предательство Бога, общества и человека. Предателем в современном политизированном мире обычно называют человека, который резко меняет свои политические убеждения, оставляет свою партийную группу и переходит к оппонентам, которые отстаивают  противоположные социально-политические идеи.

4) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПРЕД+АТЬ, ПРЕД+АТ+ЕЛЬ.

* ПРЕД+АТИ = ивр. ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД  расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог «с».

* ПРЕД+АТ+ЕЛЬ = ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог «с» + ЕЛЬ Бог.

Очевидно, что основное слово-понятие – «предатель», термин «предати» - сокращение первого, слова-понятия формировались и таким методом.

б) Библейские образы

* Бытие 13:9: «не вся ли земля пред тобою? Отделись (П.Р.Д.) же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

* Бытие 13:11: «и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились (П.Р.Д.) они друг от друга».

* Притчи 16:28: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает (П.Р.Д.)  друзей».

Таким образом, слово ПРЕД+АТ+ЕЛЬ, является составным русским понятием и выражает мысль – ОТДЕЛЕНИЕ от БОГА (отступление от Законов Бога). Его корни это образы и термины еврейской религиозно-философской мысли и естественно ничего общего не имеют с опорными гипотетическими «праславянскими» терминами Макса Фасмера - *dati; *dajati; *davati.


Рецензии