Амвросий Медиоланский

Амвросий Медиоланский
Автор: Копылов А.Н.

Сколь нам прискорбна и горестна самая краткость жизни! Отрок желает достигнуть юношеских лет, юноша помышляет о совершенном возрасте и, будучи недоволен цветущими летами, желает почтения старых. И так все, по природе, желаем перемены: ибо неприятно нам все настоящее. Да и са-мые желания наши по исполнении их не нравятся нам, и чего желали полу-чить, того, получивши, отвращаемся.

Амвросий Медиоланский. О надежде воскресения.

Краткие сведения из биографии Св. Амвросия
    Аврелий Амвросий (339/340 – 379) – был епископом города Медиоланума (совр. Милан), входившего в то далёкое время в состав Западной Римской империи. Амвросий является общим святым для Католической и Православ-ной Церквей, так как жил в эпоху неразделённого христианства (т.е. до Раско-ла 1054 г.). Католики признают его Учителем Церкви. Св. Амвросий является так же одним из четырёх Отцов Церкви. Вошёл в историю как видный цер-ковный и политический деятель, богослов и автор многочисленных религиоз-ных гимнов. В Католической Церкви его память приходится на 7 декабря, в Православной – на 20 декабря. К слову: о том, что Амвросий Медиоланский издавна почитался в Русской Православной Церкви, свидетельствует наличие его жития в Служебных минеях (XII в.). Житие этого святого есть так же в Минеях-Четиих митрополита Макария, представляющих собой сборник рели-гиозных текстов, составленный в XVI веке: туда входили 12 книг, рассчитан-ных на каждый месяц года и включавших в себя многочисленные жизнеопи-сания святых.
    Аврелий был выходцем из знатной семьи, его отец состоял в должности префекта Галлии. После смерти родителя семья будущего святого переехала в Рим, где он получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латин-ским и греческим языками. В 370 году Аврелий стал правителем Иллирии и Лигурии, с резиденцией в Медиолануме.
    Не будучи даже ещё пока крещёным (в то время крещение христиане, как правило, принимали в зрелом возрасте, после тщательной длительной духов-ной подготовки), он активно участвовал в примирении ортодоксальных хри-стиан с арианами – последователями александрийского священника Ария, учившего о неравенстве Сына Божия Иисуса Христа с Богом-Отцом. Успеш-ное отстаивание идеалов христианства и борьба с язычеством (непосредствен-но по его поручению из римской курии была унесена статуя богини Победы) определили дальнейшую судьбу Аврелия: в 374 году он был избран еписко-пом Медиоланума.  Сначала он отказывался от столь высокой чести, но после того, как его кандидатура была поддержана лично императором Валентиниа-ном I, согласился. Причём Аврелий по-прежнему был только катехуменом (не был крещён). Все стадии церковной иерархии он прошёл за неделю: 30 ноября 374 г. его крестили, затем рукоположили в священники и 7 декабря поставили в епископы Медиоланума под именем Амвросий.
    Возглавляя епископскую кафедру, Амвросий занимался не только одной религиозной деятельностью, где ему сопутствовал огромный успех и он стал одним из видных апологетов (защитников) христианской веры, но вёл так же активную политическую работу, в частности, до нас дошла его переписка с консулом Квинтом Симмахом. Амвросий запросто общался с «сильными ми-ра сего». В качестве примера такого общения можем привести диалог, межу ним и императором Феодосием:
    После кровавой казни большого числа фессалоникийцев, осуществлённой по приказу Феодосия, епископ Медиоланума сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Феодосий воз-разил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвро-сий сказал: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в рас-каянии», и наложил на императора епитимью (греч. «наказание» — наклады-вается священником на принявшим таинство покаяния христианина и заклю-чается в исполнении кающимся тех или иных дел благочестия). Как свиде-тельствует Федорит Кирский, в 390 году, в праздник Рождества Христова, Феодосий, сложив с себя знаки своего императорского достоинства, принёс публичное покаяние в храме, после чего только был допущен епископом Ам-вросием до причастия.
    Амвросий - автор ряда проникновенных эмоциональных проповедей, кото-рые, произнесённые под церковными сводами, оказали сильное впечатление на его современников. Он написал так же ряд богословских сочинений, среди них самые значительные: «De fide» («О вере») и «De Spiritu Sancto» («О Свя-том Духе»). В своих трудах богослов активно опирался на трактаты Филона, Оригена, Василия Великого и целого ряда других церковных авторитетов сво-ей эпохи.

Музыкальное наследие
    Амвросий Медиоланский ввёл в Литургию исполнение антифонов. Анти-фон – лат. antiphona «звучащий в ответ» - начинающий и завершающий пение псалма короткий рефрен. Служит для заострения внимания на теме отмечаю-щегося в данный день религиозного праздника, а так же задаёт тон речитации псалма. В начале V века Папа Целестин I добавил антифон в Мессу, позже тот стал так же частью григорианского пения. Ранее антифон повторяли после каждого стиха псалма, впоследствии практика такого исполнения сохранилась только в предначинании (invitatorium). Непосредственно от антифонного пе-ния черпает истоки и ряд песнопений современной Католической Мессы: входное песнопение (интроит), песнопение на приношение Св. Даров (оффер-торий), а так же причастное песнопение (коммунио). В настоящее время ан-тифон – наиболее распространённый жанр песнопений Западной (Католиче-ской) Церкви. В Восточной (Православной, Византийской) традиции ближе всего к западным антифонам стоят праздничные антифоны литургии: у каждо-го стиха исполняемого псалма здесь имеется краткий припев, аналогичный за-падному антифону. Следует добавить, что Амвросий не является изобретате-лем антифона, как жанра, ибо ранее антифоны уже были известны в Палестине и Сирии, к его заслугам принадлежит лишь введение этой формы в западное богослужение.
    Кроме антифонного пения, Амвросий известен так же как плодовитый гим-нограф (греч. от hymneo петь, славить). Ему приписывается авторство 14 цер-ковных гимнов. О том, что 4 из них написал именно он, свидетельствует Ав-густин Блаженный. Вот названия этих произведений: «Deus creator omnium», «Aeterne rerum conditor», «Jam surgit hora tertia», «Intende qui regis Israel». В данных гимнах впервые используется так называемый «амвросианский стих» – четырёхстопный ямб. К перу Амвросия так же относят следующие произве-дения этого жанра: «Illuminas», «Altissime», «Splendor paternae gloriae», «Aeterna Christi munera». Гимн же «Te Deus laudamus», который принято тоже считать им написанным, принадлежит, скорее всего, иному автору. Мелодии же, под которые воспроизводились сии произведения, были записаны только в XI веке, поэтому во времена самого Амвросия исполнялись, видимо, под другие мотивы.
    Но это ещё не всё! К заслугам Амвросия на поприще литургической музы-ки относится так же основание им одного из четырёх видов западного хорала, названного по имени своего изобретателя – амвросианского. /Другие хоралы: мозарабский, галликанский и григорианский/.
    Амвросий был очень любим своими современниками, церковные предания сообщают нам о многочисленных чудесах, совершенных по его заступниче-ству.
 
  Deus creator omnium

Deus creator omnium
 Polique rector, vestiens
 Diem decoro lumine
 Noctemque soporis gratia,

Artus solutos et quies
 Reddat laboris usui
 Mentesque fessas allevet
 Luxusque solvat anxios;

Grates peracto iam die
 Et noctis exortu preces,
 Voti reos ut adiuves,
 Hymnum canentes solvimus.

Статья впервые опубликована: Копылов А.Н. Амвросий Медиоланский // Аспирант и соискатель. 2014. № 3. С. 12-15.


Рецензии