Гусар, декабрист и католик - Михаил Сергеевич Луни
Бухин В. Последний арестант /Портрет декабриста Михаила Лунина/ М., 1983. С. 31-32.
Гусар, декабрист и католик - Михаил Сергеевич Лунин
Копылов А.Н.
Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845) - подполковник лейб-гвардии, член «Северного общества» - был декабристом, и, не побоюсь этого слова, насто-ящим героем своего времени. Однако, в советские годы, когда декабристов было принято восхвалять и всячески превозносить, о Лунине странным обра-зом как-то «забыли», сместив его фигуру на «второй план». Между тем, ко-гда-то имя этого человека было прекрасно известно в Санкт-Петербурге и Варшаве. Основная причина незаслуженного его забвения в СССР заключа-лась, по мнению автора данной статьи, прежде всего в том, что Михаил Лу-нин был католиком и, более того, непосредственно в католичестве «находил основу для своего свободомыслия» .
Будущий декабрист происходил из семьи богатого тамбовско-саратовского помещика, статского советника Сергея Михайловича Лунина. Несмотря на то, что Михаил Лунин проходил обучение на дому, он был прекрасно образован. «Учителей и наставников было у меня много, - вспоминал много лет спустя декабрист, - как русских, так и иностранных, между сими последними фран-цузы Вувилье, Кортье и швейцарец Малерб и многие другие, которых не при-помню». Он знал несколько языков: французский, английский, польский, ла-тинский и греческий; обучался математике и истории. Кроме этого, был пре-красным музыкантом, отлично владел навыками игры на фортепьяно: «Под моими пальцами, послушный инструмент выражает всё, что я захочу: мои мечты, моё горе, мою радость» . Кроме всего прочего, он так же обладал «достоинствами», необходимыми каждому светскому молодому человеку той эпохи, не желающему ударить в грязь лицом перед приятелями: «был отлич-ным наездником, танцором и фехтовальщиком» .
С 1803 года начала строиться военная карьера М. Лунина - тогда он стал юнкером Егерского полка лейб-гвардии. Уже в 1805-м он был последователь-но произведён в портупей-юнкеры, эстандарт-юнкеры, а в сентябре того же года – в корнеты Кавалергардского полка. В это же время молодой военно-служащий стал участвовать в многочисленных боевых операциях российских войск, что дало толчок дальнейшему его продвижению по служебной лестни-це. При этом Лунин не был занудой-карьеристом. Скорее он вёл себя как ти-пичный представитель золотой молодёжи, стремящейся всегда быть в центре внимания окружающих. Его дальний родственник Н.Н. Муравьёв так харак-теризовал молодого военного: «Лунин умён, но нрава сварливого. В Петер-бурге не было поединка, в котором бы он не участвовал, и сам несколько раз стрелялся» . Молодой гусар был известен «как бретер, готовый вызвать на дуэль любого по самому мелкому поводу, но, оказавшись у барьера, он все-гда стреляет в воздух» . Другой современник будущего декабриста, Д. Зава-лишин, уточнял, что Михаил: «был храбр без бретерства, исполнителен по службе…. И не уклончив, когда нужно было заступиться за правду перед кем бы то ни было» .
В войну 1812 года Лунин вступает хоть и повзрослевшим, но всё ещё горя-чим, импульсивным человеком. По словам Н.Н. Муравьева, Лунин «постоян-но что-то писал и однажды прочёл… заготовленное им к главнокомандую-щему письмо, в котором, изъявляя желание принести себя в жертву отече-ству, просил, чтобы его послали парламентёром к Наполеону с тем, чтобы, подавая бумаги императору французов, всадить ему в бок кинжал» . Лунин героически сражался под Смоленском и Бородино, участвовал практически во всех наиболее значительных операциях наступательного периода войны . Дошёл с армией императора Александра до Парижа. Пробыв там два месяца, Лунин оставил столицу Франции и вернулся на родину. За боевые заслуги он получил, в общей сложности, три ордена и золотую шпагу с надписью «За храбрость».
В конце зимы 1816 года Михаил Лунин был принят в ряды первого де-кабристского тайного общества - «Союза спасения». Вместе с ним в общество вошли братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой, и ещё несколько человек. Лунин был самым старшим из заговор-щиков. Спустя несколько лет, находясь в ссылке, Лунин пытался охарактери-зовать причины, приведшие к созданию Тайного общества. Главное место он отводил войне 1812 года. После разгрома врага, согласно Лунину, мыслящие люди должны были обратить своё внимание ко внутреннему устройству Рос-сии. Подобно тому, как «раньше надо было отстаивать родину на поле брани, теперь надлежало отстоять её на гражданском поприще» .
Впоследствии, после 1822 года, Лунин отошёл от идей, положенных в ос-нову декабристского движения. При этом он по-прежнему считал, что поли-тические перемены России необходимы, в частности – ратовал за освобожде-ние крестьян. «Перед судом всем декабристам было предложено написать за-вещание. Лунин по завещанию передал своё имение двоюродному брату с условием, чтобы тот отпустил крестьян на волю. Его сестра под давлением мужа оспорила завещание. Имение досталось ей» .
Теперь же предлагаю отвлечься от политических убеждений Лунина и об-ратиться к духовной составляющей его личности. И так, по религиозным взглядам, он, как уже говорилось в начале, был католиком. При этом следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что Лунин не родился католиком, а перешёл в католичество из православия уже в зрелом возрасте. Его товарищ по ссылке, по фамилии Завалишин, утверждал, что это случилось в Париже – аббаты, с которыми там общался Лунин, показали ему, что «в неверии менее логики и больше нелепости, чем в самой нелепой даже религии» . Оконча-тельный же переход Лунина из православия в католическую веру состоялся в Варшаве под духовным руководством Жозефа де Местра. При этом при всём, с католичеством как таковым Лунин со своим братом Никитой познакомились ещё в детстве: благодаря их воспитателю-французу, аббату Вувилье . Позже Михаил Сергеевич напишет в своём дневнике: «Мой брат и я были воспитаны в римско-католической вере. У него была мысль уйти в монастырь, и это же-лание чудесно исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь миноритов, где он умер…» . В другом месте своих «Писем» Лунин делится с читателем следующими размышлениями, по-будившими его обратиться к религии: «Философия всех времён и всех школ служит единственно к обозначению пределов, от которых и до которых чело-веческий ум может сам собою идти. Прозорливый вскоре усматривает эти пределы и обращается к учению беспредельного Писания…» . «Вера, пости-гающая бесконечное, подчинена разуму, который ограничен, - продолжает Лунин свою мысль. - В этом заключается внутреннее противоречие. Вера превышает наш разум; но причины, побуждающие веровать, находятся в его компетенции и должны быть ему ясны» .
14 декабря 1825 года, когда случилось восстание декабристов, М. С. Луни-на не было в Санкт-Петербурге, следовательно, непосредственного участия в событиях на Сенатской площади он не принимал. Отчасти поэтому его аре-стовали последним из декабристов, и только лишь в 1826 году он был поме-щён в Петропавловскую крепость. На допросах Лунин не отрицал самого факта своего участия в тайном обществе, но своих сообщников не выдал: «Я поставил себе неизменным правилом никого не называть поимённо» . Был осуждён на пожизненную каторгу. Позже сроки каторги несколько раз сокра-щались.
Принадлежность Михаила Лунина к лону Римско-католической Церкви не оказала ни малейшего влияния на биографию декабриста. Он боролся за освобождение России по политическим, а не религиозным причинам. Как пи-шет С.Б. Окунь: «Выполняя внешние обряды, он думал и боролся за счастье людей на земле, а не на небесах». Тем не менее, религия поддерживает его на протяжении всей жизни, являясь нравственным стержнем этого человека. Лу-нин много пишет, обходя в основных своих работах стороной тему религии. Однако, размышлениями о вере полна его «Записная книжка», которую де-кабрист вел в ссылке в 1836-1840 гг., там он приводит множество доказа-тельств истинности католичества.
Католическая вера для Лунина олицетворяет свободу, в то время, как пра-вославие для него всего лишь «орудие политической власти»: «Во всех сектах есть нечто хорошее, смешанное с ложным, без чего они не могли бы суще-ствовать. У одних — это принцип гражданской и религиозной свободы, у других равенство людей между собою, почти у всех — простота и строгость нравов; один лишь католицизм вмещает и добро, и истину» . «Всякий, кто хочет быть спасён, прежде всего, должен исповедовать католическую веру, и если кто не будет блюсти её в полноте и неприкосновенности, то, несомненно, навеки погибнет» .
Католичество, по его мнению «подходит высоким умам, которые в лоне ав-торитета отдыхают от сомнений, и умам заурядным, находящим доступные им идеи в единстве, недвижности и равенстве» .
М.С. Лунин критиковал православное духовенство, говоря, что: «Одежда [православных] священников не отвечает условиям изящного в живописи, устройство церквей — изящному в архитектуре» . Лунин рассказывал, что своими глазами видел, как православные священники в Киеве торговали свя-тынями; видел предающихся пьянству схимонахов. При этом он давал лест-ную оценку держащему себя в надлежащей строгости католическому духо-венству. Критика Лунина православных служителей касалась не только внеш-ней стороны: в православной вере он усматривал так же сильную политиче-скую составляющую, которая выгодно отсутствует в католичестве. Католиче-ская Церковь – истинно Вселенская Церковь, сфера юрисдикции которой ду-ховная жизнь всего населения планеты, в то время, как «в Российской импе-рии, как издревле в Византии, религия, отвлекаясь от божественного проис-хождения, есть одно из тех установлений, посредством которых управляют народом…. Служители церкви – в то же время прислужники государя» .
Оставаясь до конца своей жизни истинным джентльменом, ссыльный де-кабрист писал о женщинах – католичках: «Католическая вера как бы зримо воплощается в женщинах. Она завершает их врожденное изящество, возме-щает их недостатки и украшает равно дурнушек и красавиц, подобно росе, украшающей все цветы. Католичку можно сразу узнать среди тысячи женщин по ее осанке, речи, взгляду. Во всем существе ее есть нечто сладостное, спо-койное и безмятежное, указующее на присутствие истины» . Лунина приво-дила в восторг вера рядовых католиков: «Католики окружают свою Мать-церковь, в простоте сердца, с самозабвением и полным упованием исполняют предписанные ею обряды, счастливы её радостью; сектанты (т.е. остальные христиане - не католики) суровы и необузданы, ищут причины, почему надо радоваться, или погружаются в излишества, чтобы избежать терзающего их сомнения» .
Католическая вера М.С. Лунина обосновывает религиозную свободу и ве-ротерпимость . Римские теоретики хорошо разработали так ценимый Луни-ным принцип «свободной воли». Католичество деятельно по своей природе, а декабрист так мечтал о переустройстве России и мира в целом. Православие же тут Лунину не союзник, ибо эта вера считает противозаконным любое вы-ступление против власти. Его религиозные взгляды близки взглядам П.Я. Ча-адаева и сформулированы в одну и ту же политическую эпоху – первая чет-верть XIX в. Распространение католичества, по мнению М.С. Лунина, могло послужить скорейшему наступлению «русской свободы». Для него католиче-ская вера – один из элементов «освобождающего просвещения» .
Подытожить тему католичества в биографии Лунина хочется следующими словами, которые тот занёс в свою записную книжку в середине 1830-х годов: «Западная [Католическая] церковь никогда не прибегала к сомнительному и опасному опыту – взывать к страстям и народной буйности; она хотела дей-ствовать на разум, искоренять злоупотребления посредством постепенного улучшения национальных учреждений. У неё была та сила, которая даётся глубоким убеждением, честною целью и благородными стремлениями» - в этой цитате, как справедливо заметил Н. Эйдельман, угадывается принцип прежнего Союза благоденствия .
В 1836 году, отбыв каторгу, Лунин вышел на поселение в с. Урик. За рас-пространение собственных крамольных сочинений, он был вторично аресто-ван и помещен в каторжную тюрьму Сибири Акатуй, где и умер в 1845 году. Причины смерти декабриста назывались самые разные. По официальной вер-сии его свёл в могилу инсульт, или, как было принято говорить в ту истори-ческую эпоху – апоплексический удар. Многие современники Лунина, а так же исследователи XX века Натан Эйдельман и Семён Бенцианович Окунь от-стаивали гипотезу насильственной смерти, утверждали, что декабрист был убит.
Статья впервые опубликована: Копылов А.Н. Гусар, декабрист и католик – Михаил Сергеевич Лунин // Вопросы гуманитарных наук. 2014. № 4. С. 17-21.
Свидетельство о публикации №214081400222
Эмма Фиалка 15.08.2014 23:24 Заявить о нарушении
Копылов Александр 15.08.2014 23:51 Заявить о нарушении
Эмма Фиалка 16.08.2014 12:19 Заявить о нарушении