весна в тюрьме

Второе письмо из тюрьмы было написано Розой 12.03. 1915 Марте Розенбаум -социал-демократке из Берлина, связной Розы с её товарищами по борьбе против войны.

„Дорогая товарищ Розенбаум!
Наконец, у меня «возможность»* написать вам пару слов, которые Вам в ваших будущих письмах не следует упоминать. Большое и сердечное спасибо за ваш привет к 5-тому** и за цветы, которые ещё стоят на моём столике. Они, действительно, замечательно сохранились, я за ними каждый день ухаживала, за каждым подснежником и за каждым нарциссом. Вообще-то это всё было «конрабандой», но мне их передали. Пятого, неожиданно, я получила так много писем и цветов, что они прорвали жёсткую плотину здешних «правил».
Сначала я была довольно подавлена моим внезапным «отключением», как посреди телефонного разговора, от внешнего мира. Некоторые планы таким образом были разрушены, но я надеюсь, что не все. Спустя две недели, наконец, я получила мои книги и разрешение работать... Моё здоровье будет вынуждено приспособиться к здешней довольно своебразной диете, гланое, чтобы она не мешала мне при работе. Представьте себе, я встаю каждый день в 5.40! Правда мне нужно уже в 9 часов в «кровать», если можно так назвать то, что я каждый вечер открываю и каждое утро прицепляю к стене, как полку.
Как я смогла увидеть из газет, которые являются моей единственной связью с мировой историей, всё бодро идёт вперёд. Вы, наверное, были восхищены речью Хаазе, к которому так неравнодушны, но он не нашёл бы таких тонов, если бы не крепкий удар под дых из ландтага от Карла Л(ибкнехта)***, который показал, что и так возможно, и напомнил людям о старых тонах.
В целом у меня хорошее и уверенное настроение, история работает нам, действительно, в руки.
Заодно передаю привет Курту (Розенталю), всего доброго, спасибо за всё , и пишите мне время от времени пару строк. Я же имею право писать только «одно письмо» в месяц!
                Сердечно Ваша Р.Л.
PS Пожалуйста, будьте осторожны, если будете говорит обо мне и этом письме по телефону.»

*  письмо было передано нелегальным путём.
** дню рождения Розы
*** Карл Либкнехт выступил 2.03. в прусском доме для депутатов против политики немецкого империализма, потребовал для народа демократических прав , особенно демократического выборного права, обрисовал причины войны и призвал народы к солидарности в борьбе за мир 
10.03. Хуго Хааз выступил в рейхстаге с критикой свёртывания демократических прав рабочего класса, в особенности, что касалось объединений и собраний, а также прессы, и потребовал равенства для всех членов общества

Будут проходить месяц за месяцем. Роза будет писать то Матильде Якоб, то Марте Розенбаум.
Когда Матильда в начале апреля выберется из Берлина в отпуск, она получит от Розы задание, собрать и прислать ей для её гербария весенние цветы. Матильда знает, как можно обрадовать Розу, и присылает ей не только цветы, но и фото Мими.

«                9.04.1915, пятница
Моя дорогая фрейлейн Якоб!
Надеюсь, Вы получите эти строчки как воскресный привет, что было бы исполнением моего желания. Большое спасибо за ваши письма, которые я часто перечитываю, и которые доставляют мне много веселья. Сегодня пришло второе (из Йены) с милыми приложениями. Фото Мими меня ужасно порадовало, мне всегда становится смешно, когда на него смотрю; при таких сценах её дикости, когда кто-либо пробовал к ней приблизиться, я часто присутствовала, так что я почти слышу её урчание, когда смотрю на фотокарточку. Она великолепно удалась, и к молодому врачу, проявляющем к моей Мими  столько интереса, у меня возникла заочная симпатия. Совершенно особая благодарность за цветы, Вы представить себе не можите. Какое благое дело Вы мне этим сделали. Я ведь опять могу заниматься ботаникой, что является моей стратью  и отдыхом после работы. Не помню, показывала ли я Вам свои ботанические тетради, в которых я с мая 1913 года поместила примерно 250  растений. Они все у меня здесь, и вот, я могу начать новую тетрадь специально для «Барминштрассе»*. Как раз всех цветочков, которые Вы мне прислали, у меня ещё не было...»

* адрес женской тюрьмы

на фото цветы, которые прислала Розе из Тюрингии Матильда


Рецензии