Пикассо. Портрет Доры Маар

Посмотрите на портрет Доры  МААР - как бы на лету - не конкретно, а... вообще. Ахните и поймайте этот легкий вдох-выдох! Это настроение легкомыслия, самолюбования и утончённой надменности! Скучный, бледный  быт (фон картины) озарён  яркой красотой девушки. Странной девушки! Таких девушек не бывает? Да, да именно так – других не бывает, она ЕДИНСТВЕННАЯ!
Её красота, сквозящая в гордых, трепетных ноздрях, в уверенных, стремительных поворотах головы, в горящих огнём страсти чувственных, углевспыхивающих, ежеминутно меняющихся глазах (то зелено-спокойных, то горящих страстью - и потому символически красных!) властно забирает вас в плен.
Её жизнь,темперамент, молодость бурлят перед вами,живут, трепещут, словно струны гитары в неведомой КЛЕТКЕ мира – зовущего и пугающего, НЕИЗВЕСТНОГО мира – мира её ДУШИ, которая таится, сквозит в ЖИВОЙ РАМЕ ТЕЛА! Решётка этой клетки словно отделяет  ДЕРЗКИЙ КРАСНЫЙ ОГОНЬ ЕЁ ДУШИ, гудящий там – внутри её тела – от реальности.
Вы ощущаете как в день, скучный, словно листок школьной тетрадки в линейку, как в клетку из норм, правил, надоевшей морали   вдруг влетела ЭТА ДОРА. Или к примеру:  надменная девчонка – задавака, гордячка из соседнего класса! Присела на минутку и начала вертеть головой (так стремительно, страстно, что можно одновременно увидеть все движения этой сумасбродной  головки - вот профиль, ах, нет! - это уже анфас и снова профиль) – именно  в этом постоянном движении, в мгновенно меняющем настроении головка девушки существует. ЖИВЁТ. ЖИВЁТ ДВИГАЯСЬ! И вот уже головы смотрящих на неё зрителей тоже  идут кругом от этой манящей красоты её глаз, тела, души. От красоты близкой-близкой и далёкой-далёкой!
А чудо её пальчиков! Ноготки-коготки мелькают - этакая милая манерность (и жеманство, и кокетство, и черт знает что!) мелькает, мелькает...
Рукава её кофточки словно  черные крылья - опасные крылья. Они тревожат, обещая чудо полета. Но куда?
А эти резкие осколки разбитых форм, те что составили форму её тела и собранной, склеенной, израненной души. Души знающей поражения, потери и возрождение. И всё же восторженной, трепетной, живой!
Как точно удалось художнику показать чудо сумасшедших глаз! Эту ясную силу лукавства, ума и самомнения. Этот безбрежный океан чувств - горящих, изменчивых! Неожиданный поворот, трепет ресниц и...зелёный покой...и гаснущая хитринка. И снова глаза смотрят в упор, затем бросок влево, вправо – о,стрельба взглядом! Летящие стрелы взгляда – ты убит. Зачарован! Представляете, что могли наобещать эти глаза, эта головка, куда заманить?
И румянец её тугой щечки, и всё-всё – живет молодостью, здоровьем, разгорается, пробивается сквозь кожу в мир! И уже всем не скучно - весело! Вы словно сами сошли с ума - настолько вам ВЕСЕЛО! Вы улыбаетесь так же легко, беспечно, гордо. Вы летите головокружительно! Вы болтаете какие-то глупости, ваши руки, пальчики начинают мелькать, трепетать, как крылья бабочек! Может вам  надо БЫТЬ (стать!) такой беспечной ДОРОЙ  - молодой и счастливой! - чтобы почувствовать прелесть этой минуты, этого ЖИВОГО визита! Это даже не портрет - это сама Дора - отныне и всегда, навеки - Живая!
Возможно - это только  МОЯ ДОРА. Может она только для меня одной трепещет, дышит, двигается? Нет! Нет! Есть и другие почитатели - ОНИ ЕСТЬ! У них захватывает дыхание от восторга!!! Хотя многих она не задевает. Что ж, пусть крутят у виска, поглядывая на наш восторг... Мы - радуемся, мы - счастливы! Каждый из нас любит СВОЮ Дору - единственную!!!
Пикассо... портрет Доры... идёт время...  Дора не стареет. Она так же беспечна, красива, горда. Её голова в суете движений, её пальчики мелькают, вторя словам, мыслям, щечка дышит волнением, чувством!
Я могу придумать новую ДОРУ, разглядывая картину завтра, через год, через десятки лет... Автор не ограничивает мою фантазию - так дети любят играть не с конкретной куклой, а с тряпочкой напоминающей им что-то. И я - как зритель - благодарна художнику за эту мою личную свободу! Очень благодарна.
Думаю, легко представить, как я благодарна К. Малевичу, который в своей картине «ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ» вообще убрал тему картины, убрал все образы, все цветовые акценты и сказал: - «Зритель, вот твоё пространство – лепи из него, как из глины свой мир, свою картину - лети душа свободная, глубокая и сложная, творческая душа куда хочется! Лети и твори свои миры...самостоятельно!»
Идёт время... и зрители  стоят часами перед картиной  - и сочиняют, и радуются, и живут.   И удивляются... себе!


Рецензии
Я вот прочитал и почему-то вспомнил вот такую маленькую, но очень красноречивую зарисовку. Это у меня всплыло когда читал про "гордые и трепетные ноздри"..

Гумилёв был полнейшим профаном в музыке: не любил, не понимал и не знал её

Но настойчиво утверждал, что о музыке можно говорить всё что угодно: её всё равно никто не понимает.

Как-то он увидел авторитетного «музыковеда» Б. — и сказал своим друзьям: — Сейчас я с ним заведу разговор о музыке, а вы слушайте! — и подошел к Б.

— Я вчера ночью почему-то все думал о Бетховене. По-моему у него в «Девятой симфонии» мистический покров превращается в нечто контрапунктически-трансцендентное лишь к финалу… В начале тематическая насыщенность несколько имманентна… как, например, в ноктюрнах Шопена…
На лице Б. выразилось легкое изумление, брови поднялись.

Гумилёв спохватился:
—… впрочем, я у него признаю лишь третий период его творчества! Но у Бетховена слияние элементов физических с элементами панпсихическими находит своё окончательное выражение в катарсисе, как у Эсхила… или, скорей, у Еврипида…

Длилась эта импровизация минут десять. Б. взволнованно сказал:
— Николай Степанович, вы должны непременно написать это! Всё это так оригинально, так ново, так глубоко!

Гумилёв торжествовал:
— А что? Кто был прав? И ведь какую я околесицу нес!

Константин Самотис   26.05.2023 22:58     Заявить о нарушении
Представляю как вас занесёт перед Черным Квадратом. О, сколько я слышала и читала подобной критики от людей чуждых мне и по духу и по состоянию души. Храни Вас Бог, Константин Самотис. Жаль, что дороги наши лежат в разных небесах. Жаль - ведь ваша душа так же бесприютна в этом мире...

Галина Кадетова 2   31.05.2023 12:01   Заявить о нарушении
Творчество дает независимость, Пикассо и Малевич доносят это до обывателя самым простым и ясным способом, но это присуще только избранным.

Валерий Старовойтов   31.05.2023 18:48   Заявить о нарушении
Что присуще Малевичу? Независимость или простота и ясность?

Галина Кадетова 2   31.05.2023 20:14   Заявить о нарушении
Ой! Ору в голос!!!
Малевич?!)) Чёрный квадрат?!! Одна из самых любимых моих картин, о которой я могу говорить часами?!!

Ахахаха! Вы серьёзно?!))) Да я годами спорил об этом шедевре!!!... так и ничего никому недоказав!))

Попуститесь! Я знаю живопись не хуже (если не лучше) Вас. И... главное... умею оценить

Вы б мне про Дали рассказали! Там рил вынос мозга... Но, открою Вам тайну: "Постоянство времени" меня не на столько будоражит, как "Девочка на шаре"... Видите-ли, понты не так взаимодействуют с глубинами души, как восхитительная простота совершенства идеи. Но при этом (бог мне судья!) Клода Моне я ценю более нежели Рубенса... Поговорим о Ван Гоге?...

Константин Самотис   02.06.2023 00:35   Заявить о нарушении
Да,поговорим. Но если вы лапшу вешаете на уши, то придется поступить с вами как с Гогеном. Конечно, действия будут не так активны, но результат тот же - бедное ухо!А вот кто получит посылку - загадка. Надеюсь не Малевич! Лапшу то нам обоим вешал (и продолжит вешать)он. Значит в нашем случае и посылку Ван Гог ему отправит. Так что сами понимаете - тьма кромешная...
С улыбкой удовольствия

Галина Кадетова 2   02.06.2023 08:08   Заявить о нарушении
Мне было лет 10-12 наверное, когда мама доставала с книжных полок альбомы с репродукциями "Эрмитаж", "Шедевры мировой живописи", "Эжен Делакруа"... Знаете, такого громадного формата? Наверное сейчас это уникальные альбомы. Они старше меня
лет на 5-8... садилась рядом со мной на диван и рассказывала...
- А ты знаешь что Брюлов нарисовал себя на этой картине? - спрашивает она, открывая репродукцию "Последний день Помпеи". - Сможешь найти?
- Мам, я не знаю как выглядит Брюлов!
- А это и не нужно знать. Художник дал подсказку... - улыбается, - Смотри! Вот видишь это лицо в этом месиве тел, пытающихся спастись? А над головой что ты видишь? Это ящик с красками и кистями. Видишь? Каждый, спасаясь сам, пытается спасти и самое ценное для него, то, без чего жизнь ему и не нужна вовсе. Видишь, юноша пытается поднять свою возлюбленную? А вот богато одетый человек держит за пазухой золотую корону... Мать прикрывает от неминуемой гибели своё дитя, А художник спасает свои кисти и краски...

- Всмотрись в лица людей на картине Иванова "Явление Христа народу"! Видишь как по разному они реагируют? Что ты можешь сказать об эмоциях, которые как-будто сфотографированы художником? И ты легко поймёшь где фарисеи, где богатый, где раб... Картины можно читать как книги...

И я вспоминал эти её слова, стоя в художественной галерее Каунаса и заворожённо глядя на гигантскую "Купчиху за чаем" Бориса Кустодиева...

Как и все дети, я любил коллекционировать. Всё, что мама могла позволить себе это покупать мне марки. И я коллекционировал марки. Больше всего я люблю свою коллекцию марок с изображением картин Кузьмы Петрова-Водкина. Особое место в ней занимает блок с картиной "Купание красного коня". Можно бесконечно долго под лупой рассматривать это красное пятно и мальчика то ли в нём, то ли на нём...

Мы обязательно поговорим и о Ван Гоге, и о Гогене...

Ахахах, кст о Гогене).. Только вот сейчас подумал, что очень не во время, а именно в пубертат, увидел "Женщину, держащую плод")))

Константин Самотис   02.06.2023 12:38   Заявить о нарушении
"Явление" Иванова особая картина. Там такой открытый посыл людям, что милосердие к ближнему и есть явление Христа народу. Забота о более слабом начало пути к Христу.
Именно на этой духовной вертикали и стоят Христос и две трогательные фигурки.Меня потрясает это решение художника.
Да, у меня есть о Малевиче - может прочтете? И ещё о Шагале. Рада встречи с вами.

Галина Кадетова 2   03.06.2023 06:03   Заявить о нарушении
Извините, Галина. Я - бывший католик. Для меня понимание и ощущение "Явления Христа народу" строятся на прагматике. Я исследую образы и сопоставляю их с Писанием... А теперь, взирая на шедевр, я ещё и оцениваю его с точки зрения атеиста, знающего Писание, знающего во ЧТО обязан верить каждый христианин.

И с моей точки зрения, Иоанн Креститель показывает путь к спасению. А вся массовка - это реакции на благовесть. Выбор! Вот о чём Иванов. И каждый выбирает сам... Но это так глубоко! Где-то напоминает "Боярыню Морозову" Сурикова. Там столько невероятно описанных героев!

Наверно я не открою Вам тайну, что Суриков платил большие деньги этому нищему, за то, чтобы он сидел реально на снегу... Художник хотел быть реалистичным максимально... Я в своих текстах пытаюсь подражать Сурикову - хочу быть реалистичным, хочу нести правду (какой бы она ни была)

Нельзя лгать! Пишешь? Пиши правду! Рисуешь? Рисуй правду! Малевич совершенен в своём "Квадрате"! Он сказал правду! А к правде добавить нечего. Поэтому "Квадрат" - истина в последней инстанции. Ни дополнить, ни повторить, ни изъять! "Квадрат" - это вечность! Бля! Я - наверное извращенец, но "Мона Лиза" это "Квадрат" Малевича. Я так это ощущаю. И там, и там - вечность! И на то, и на то можно взирать бесконечно долго и этому повествованию не будет конца.

КАК?! Объясните мне, КАК?! создаются шедевры такого уровня, которые невозможно постичь до конца?! ...

Знаете, моя мечта - написать такой текст. Текст, который можно исследовать бесконечно долго и находить в нём всё новое и новое...

Ахахах... Самотис - убогое существо, желает быть подобным великим!))

Константин Самотис   05.06.2023 00:14   Заявить о нарушении
И мне (думаю каждому думающему существу) свойственно это стремление - к чему то запредельному. Жить только реальным миром? Его идеями? Наскучило ещё в юности.
Вот и осталось стремление неизвестно к чему...

Галина Кадетова 2   05.06.2023 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.