Пикассо. Портрет Доры Маар
Её красота, сквозящая в гордых, трепетных ноздрях, в уверенных, стремительных поворотах головы, в горящих огнём страсти чувственных, углевспыхивающих, ежеминутно меняющихся глазах (то зелено-спокойных, то горящих страстью - и потому символически красных!) властно забирает вас в плен.
Её жизнь,темперамент, молодость бурлят перед вами,живут, трепещут, словно струны гитары в неведомой КЛЕТКЕ мира – зовущего и пугающего, НЕИЗВЕСТНОГО мира – мира её ДУШИ, которая таится, сквозит в ЖИВОЙ РАМЕ ТЕЛА! Решётка этой клетки словно отделяет ДЕРЗКИЙ КРАСНЫЙ ОГОНЬ ЕЁ ДУШИ, гудящий там – внутри её тела – от реальности.
Вы ощущаете как в день, скучный, словно листок школьной тетрадки в линейку, как в клетку из норм, правил, надоевшей морали вдруг влетела ЭТА ДОРА. Или к примеру: надменная девчонка – задавака, гордячка из соседнего класса! Присела на минутку и начала вертеть головой (так стремительно, страстно, что можно одновременно увидеть все движения этой сумасбродной головки - вот профиль, ах, нет! - это уже анфас и снова профиль) – именно в этом постоянном движении, в мгновенно меняющем настроении головка девушки существует. ЖИВЁТ. ЖИВЁТ ДВИГАЯСЬ! И вот уже головы смотрящих на неё зрителей тоже идут кругом от этой манящей красоты её глаз, тела, души. От красоты близкой-близкой и далёкой-далёкой!
А чудо её пальчиков! Ноготки-коготки мелькают - этакая милая манерность (и жеманство, и кокетство, и черт знает что!) мелькает, мелькает...
Рукава её кофточки словно черные крылья - опасные крылья. Они тревожат, обещая чудо полета. Но куда?
А эти резкие осколки разбитых форм, те что составили форму её тела и собранной, склеенной, израненной души. Души знающей поражения, потери и возрождение. И всё же восторженной, трепетной, живой!
Как точно удалось художнику показать чудо сумасшедших глаз! Эту ясную силу лукавства, ума и самомнения. Этот безбрежный океан чувств - горящих, изменчивых! Неожиданный поворот, трепет ресниц и...зелёный покой...и гаснущая хитринка. И снова глаза смотрят в упор, затем бросок влево, вправо – о,стрельба взглядом! Летящие стрелы взгляда – ты убит. Зачарован! Представляете, что могли наобещать эти глаза, эта головка, куда заманить?
И румянец её тугой щечки, и всё-всё – живет молодостью, здоровьем, разгорается, пробивается сквозь кожу в мир! И уже всем не скучно - весело! Вы словно сами сошли с ума - настолько вам ВЕСЕЛО! Вы улыбаетесь так же легко, беспечно, гордо. Вы летите головокружительно! Вы болтаете какие-то глупости, ваши руки, пальчики начинают мелькать, трепетать, как крылья бабочек! Может вам надо БЫТЬ (стать!) такой беспечной ДОРОЙ - молодой и счастливой! - чтобы почувствовать прелесть этой минуты, этого ЖИВОГО визита! Это даже не портрет - это сама Дора - отныне и всегда, навеки - Живая!
Возможно - это только МОЯ ДОРА. Может она только для меня одной трепещет, дышит, двигается? Нет! Нет! Есть и другие почитатели - ОНИ ЕСТЬ! У них захватывает дыхание от восторга!!! Хотя многих она не задевает. Что ж, пусть крутят у виска, поглядывая на наш восторг... Мы - радуемся, мы - счастливы! Каждый из нас любит СВОЮ Дору - единственную!!!
Пикассо... портрет Доры... идёт время... Дора не стареет. Она так же беспечна, красива, горда. Её голова в суете движений, её пальчики мелькают, вторя словам, мыслям, щечка дышит волнением, чувством!
Я могу придумать новую ДОРУ, разглядывая картину завтра, через год, через десятки лет... Автор не ограничивает мою фантазию - так дети любят играть не с конкретной куклой, а с тряпочкой напоминающей им что-то. И я - как зритель - благодарна художнику за эту мою личную свободу! Очень благодарна.
Думаю, легко представить, как я благодарна К. Малевичу, который в своей картине «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ» вообще убрал тему картины, убрал все образы, все цветовые акценты и сказал: - «Зритель, вот твоё пространство – лепи из него, как из глины свой мир, свою картину - лети душа свободная, глубокая и сложная, творческая душа куда хочется! Лети и твори свои миры...самостоятельно!»
Идёт время... и зрители стоят часами перед картиной - и сочиняют, и радуются, и живут. И удивляются... себе!
Свидетельство о публикации №214081701299
Мне ближе русские художники-передвижники. Возможно потому, что их картины реалистичны. Там все понятно.
Импрессионизм, кубизм для меня сложен. Но...я благодарна Вам, вашей работе.
Вы заставили меня посмотреть на эту картину внимательнее, прочувствовать ее настроение, или Ваше, и восхититься!
Спасибо!
Галина Желиховская 12.06.2024 19:11 Заявить о нарушении
Человеку свойственно воспринимать мир через призмы личных впечатлений, чужие мнения с трудом приживаются. Сложнее почувствовать внутреннее состояние физических явлений. Восторг раннего утра, грусть зимнего закатного неба и так далее. В такие минуты не важны детали - нежные краски, неясные очертания предметов волнуют душу и создают определённое настроение. Это заметили импрессионисты. Они передавали в своих работах переливы света, игру линий, пятен. То есть общее впечатление радости (подсолнухи Ван Гога)или волшебную атмосферу праздника возле его ночных кафе. Только мимолётное впечатление - оно главный герой таких картин. Это были мрачные, тревожные мгновения у Тулуза Лотрека, абсолютно жуткие мгновения на мосту Мунка.
А потом стало мало передать в картине настроение, впечатление, чувственную суть явления. Живопись усложняла задачи, мир усложнялся. Душа человека просила новой пищи. И пришли абстрактные картины. Они были обобщением многих впечатлений и от реалистичного, физического мира (от зрительного восприятия его привычных форм)и от внутреннего трепета, которое вызывали эти формы (импресии!) и плюс еще особые нюансы - мысли, размышления, анализ этих впечатлений и форм, которые зритель делал самостоятельно, стоя у картин новых художников - кубистов, абстракционистов и проч.(Дали, Пикассо, Климпт).
Три сути человека - тело, душа, дух (личная мудрость)нашли пищу, которая обогатила их новым видением мира. И человек сказал художникам - СПАСИБО ЗА ЭТИ НОВЫЕ ЗНАНИЯ О МИРЕ.
Вот такие мысли. Самого вам лучшего в жизни!
Галина Кадетова 2 19.06.2024 04:53 Заявить о нарушении
Но вы заставили меня задуматься над этим, а это уже кое что, тем более в моем возрасте, когда кажется, что все уже утряслось и менять ничего не хочется, особенно «внутри» себя.
Спасибо! Мне было интересно читать, буду заходить еще.
Галина Желиховская 19.06.2024 16:43 Заявить о нарушении
Скажет, что видит деревья или поляну с цветами, это значит, что он реально воспринимает мир. Ему близка реалистичная живопись.
Ответит, что за окном всё цветущее, радостное! Значит он чувствительный и романтичный человек. Эмоции - его стихия. То есть картины импрессионистов приведут такую душу в трепет.
Ну, а если грустно улыбнётся и скажет: жаль, что красота так не долговечна! Значит он абстрактно смотрит на мир. Его философия, опираясь на реальность мира, оценит и красоту и радость поляны (о,чувствительность души!) и пожалеет о быстротечности цветения. И это будет самое сложное, полновесное и глубокое восприятие мира.
Вид из окна был один, но три человека по разному его восприняли. Так и восприятие картин целиком зависит от внутренней организации человека. От его духовной планки - человек практичный, романтичный и философ, который мыслит абстрактно и заумно и его мышление будет мало понятно практику и романтику. Так первоклассник и доктор наук навряд ли одинаково воспримут одно и тоже явление.
Галина Кадетова 2 05.07.2024 08:49 Заявить о нарушении