Правда - этимология

Правда же истина. с нимь ходяста
Киевская летопись (1119-1199), в списке XIV в.

Существует так много определений термина «правда», что бессмысленно перегружать  внимание читателя различными толкованиями - у каждого правда своя.  В поиске этимологии  этого слова-понятия мы первоначально (с ходу) лишь выделим техническую сторону термина. Уточним,  с каким анатомо-физиологическим процессом жизнедеятельности человека  его  связывали выдающиеся деятели культуры разных эпох и народов?

1) Правда, в описании  мыслителей

http://ru.wikiquote.org/wiki/

* Л. Н. Толстой. «Для того чтобы выучиться ГОВОРИТЬ ПРАВДУ людям, надо научиться говорить ее самому себе».
 
* Марк Твен. «Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чём помнить». «Никогда не говори правду людям, недостойным её».

* Г. Гегель. «Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах».

* П. Бомарше. «Есть такая правда, которую все знают, но о которой умалчивают, потому что не всякую правду можно говорить.  Конечно, праздная болтовня — дело грешное и недоброе, но ведь она так часто оказывается правдой».

*Илья Ильф. «Конкурс лгунов. Первый приз получил человек, говоривший правду.
* Гораций. «Кто мешает, смеясь, говорить правду?».

* Жан-Жак Руссо. «Моё дело сказать правду, а не заставлять верить в неё».
 
* Авраам Линкольн.  «Скажите людям правду, и страна будет в безопасности».

* Лопе де Вега. «Шепчет кривда, шепчет ложь, а ПРАВДА громко ГОВОРИТ».
 
* Мишель Монтень. «Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь её говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это всё реже».

Мы получили видимое «техническое»  соотношение частоты употребления  терминов, высказываясь о «правде», деятели культуры употребляют сочетание – ГОВОРИТЬ + ПРАВДА  – правда говориться.

Явление  говорения (речь) является анатомо-физиологическим и психическим   продуктом человека социального, здесь же в обществе появилось и понятие «правда-ложь», оно присуще только общественному человеку, в природе правды и лжи не существует.  Говорение или речь  – выражение человеком  мыслей в устной форме, речевой аппарат имеет сложное устройство, включает в себя мозг и совокупность органов речи: гортань, глотку, органы дыхания (воздух), язык и т.д. В древнем мире тонкости функционирования речевого аппарата не знали,  речевой механизм называли просто  РТОМ или  УСТАМИ, изучение  аппарата образования речи началось с XVII века.

2) Говорение,  устная речь

Абсолютное большинство земледельческого населения вплоть до начала XVIII века в Европе было неграмотным. В средние века в европейских странах грамотными были: еврейский  народ, где подавляющее большинство мужчин и около половины женщин умели читать и писать, и существовала своя система образования, а также духовенство, дворянство, купечество,  деятели науки, медицины и искусства, и администраторы, в общем 5-10 % населения.  «В древней Иудее письмо, по-видимому, было распространено весьма рано. В I в. н. э. в каждой иудейской деревне была школа» (Википедия. Ст. Грамотность).

Оповещение населения шло через глашатаев (герольдов), путем чтения указов и распоряжений  власти на собрании жителей  поселения, а также через церковные приходы, издавна имеющих свою систему письменного оповещения и связи.
По сообщениям древних письменных источников,  устной речи – доверяли, верили в то, что говорилось, доверяли рассказчику, даже когда сведения имели фантастическое (чудесное) содержание: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:4).
 
* Библиотека Якова Кротова. Средневековье


«Слово. Грамотность клириков и низкая грамотность аристократии. … Понижение роли письменного закона. Последний капитулярий во Франции составлен в 884 г., далее закон ориентируется на слово, не на указ. Перестают переписывать "правды". Старые законы передаются устно. Соседство прав разных этносов (особенная пестрота в Италии). Большая гибкость права (оно же не писано). Записывали, прежде всего, имена свидетелей, а не суть».

Итак, в  европейском мире длительное время, вплоть до введения общего образования в XVIII-XIX вв. в некоторых странах (распространился дешевый носитель письма – бумага) преобладала устная форма речи.

3) Существующая этимология

а) Викисловарь. Правда
Корень: -правд-; окончание: -а. Значение: верное утверждение; то, что соответствует представлениям об истине,  правота, справедливость; истор. свод законов в раннефеодальных государствах. Этимология – происходит от прилагательного правый (автор не указан).

б) Этимология по Максу Фасмеру
Ближайшая этимология: укр. правда, блр. праууда, др.-русск., ст.-слав. правьда dikaiosЪnh, d…kaion, уl»qeia (Супр.), болr. правда -- то же, а также в знач. "поголовье скота", сербохорв. пра?вда "правда; тяжба", словен. pra?vda "положение, закон, судебное дело", чеш., слвц. pravda "правда", польск., в.-луж. рrаwdа, н.-луж. р«аwdа. От *рrаvъ (см. правый). Отсюда произведены праведный, др.-русск., ст.-слав. правьдьнъ ¤gioj, d…kaioj (Супр.), праведный, диал. также "леший", задабривающее табуистическое название (Хаверс 114), праведник, др.-русск., ст.-слав. правьдьникъ ¤gioj, d…kaioj, mЈrtuj Cristoа (Супр.).

в) Викисловарь. Правый
Корень: -прав-; окончание: -ый. Значение:  противоположный левому; находящийся на стороне, противоположной сердцу в нормальном человеческом организме; справедливый, стоящий на позиции истины, истинный.
 
Этимология (автор не указан, очевидно, Макс Фасмер)
Происходит от праслав. *pravъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правъ «прямой, правильный, невиновный» (др.-греч. efthys, orthos, orthodoxos), русск. правый, укр. правий, белор. правы, болг. прав «прямой, правый», сербохорв. прав «невинный, прямой», прави «правильный, настоящий», словенск. prav, нареч. «правильно», рrаv, pravi, прилаг. «правильный, правый»; чешск., словацк. pravy, польск., в.-луж. prawy «правый, прямой, настоящий», н.-луж. рsаwу, полабск. Provy.

г) Этимологический словарь Макса Фасмера (оригинальный текст)
Ближайшая этимология: прав, права, право, укр. правий, блр. правы, др.-русск. правъ "прямой, правильный, невиновный", ст.-слав. правъ …, болг. прав "прямой, правый", сербохорв. пра?в "невинный, прямой", пра?виЇ "правильный, настоящий", словен. prav, нареч. "правильно", рrа?v, pra?vi, прилаг. "правильный, правый", чеш., слвц. pravy, польск., в.-луж. рrаwу "правый, прямой, настоящий", н.-луж. р«аwу, полаб. provy.

Дальнейшая этимология: Вероятно, из *рrУ-vоs от *рrУ- (ср. пра-), родственного лат. probus "добрый, честный, порядочный" (*pro-bhuёos), др.-инд. prabhus• "выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий", англос. fram "сильный, деятельный, смелый", др.-исл. framr "стоящий впереди, стремящийся вперед" (Мейе, Eґt. 363; Мi. ЕW 264; Торп 233; Голуб--Копечный 293; Траутман, Germ. Lautg. 22). Неубедительно сравнение с лат. prvus "кривой, неловкий, испорченный (дурной)", вопреки Леви (РВВ 32, 136; см. Вальде--Гофм. 2, 358).

* Комментарии Трубачева: [Пизани ("Rendiconti Ist. Lomb.", 74, 1941, стр. 148 и сл.) связывает прав с лат. prУvincia, первонач. "власть, полномочие" < *prУv-inquos "облеченный властью, имеющий право" (*prУvos). -- Т.].

4) Применение термина  в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1992

http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_18.pdf
Правда (правьда). 1. Правда, истина, «неудобь бо ести правды изобрЪсти». Изб. Свят. 1076 г. 2. Справедливость, как свойство праведника. Изб. Свят. 1076. 3. Соответствие поступков требованиям морали и права; исполнение Божественных заповедей. 1057 г.  4. Правдивые, справедливые слова. «И аште ти правду изъглавъшу»  (Матфей 5:10, Изб. Свят. 1076 г.). «Язык мои вьсь дьнь поучится правьдъ твоеи». Псалтырь Чудс. XI век, …

Термин употреблялся также в значении: правота, правдивость, честность, повеление Заповедь, правило, закон, договор, суд, обет, обещание и т.д. Широко применяется в переводах Библии, богослужебной и поучительной литературе, в праве и в обыденных актах.

б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
Интересен график (1800-2013) частоты употребления термина «правда» в НКРЯ, очевидна связь с военно-политическими и экономическими процессами, происходившими в обществе. До 1800 г. термин употреблялся часто (среднее значение = 50%), с 1800 по 1818 падение – 15% (война 1812), с 1818 по 1830 значительный рост (декабристы, 1810-1825, 70%), с 1841 по 1860 – падение – 50% (период перед отменой крепостного права, 1861), 1863-1883 – рост употребления термина. Далее до 1907 – падение – 50% (революция 1905), рост до 1918 - 65% (война 1914, революция), далее до 1942 падение – 40% (гражданская война, репрессии, ВОВ). С  1942 до 1975 стремительный рост, незначительно падение до 1986, рост до 1991 (развал СССР), падение до 2001 (экономика), рост до 2008, далее незначительное падение до 2012, наметился рост.
 
* Волынская летопись (1262-1292) - «правда же истина».
 
* Суздальская летопись (1377 г.) -    «правда же и истина, … правда же и истина с ни(м;) ход;ста • б; бо всему». 

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово о пользе учений. В день рождения Его Императорскаго Высочества. (1765)
 
«Но не входя в подробныя премудрости похвалы, заключить надобно Соломоновыми словами: долгота жития и лета жизни в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава: от уст ея исходит правда; закон же и милость на языце носит».

5) Обобщение и вывод

а) Из приведенных комментариев  ясно, что исследователи выводят термин «ПРАВДА» из термина «ПРАВ». В первом случае  выделяют корень – «ПРАВД», а во втором случае корень «ПРАВ», что нелогично – разные корни, различное содержание понятий. Скорее всего, термин «прав» надо выводить из термина «правда» (сокращение последнего), в древней литературе фиксируются с 1057-76 гг.

б) Мы выяснили (см.1), что в высказываниях деятелей культуры термины «говорить» и «правда» логически связаны. Термин «слово»  является продуктом речи человека, говорят словами при помощи речевого аппарата – РТА, УСТ. Следовательно, выстраивается цепочка логически связанных между собой  терминов: рот (аппарат говорения) + слово (что говорят) = правда.

В  древнем мире (когда возникло слово-понятие) больше употребляли устную речь (грамотных было мало), устной речи – доверяли, авторитет проповедника  и священника был непоколебим. Известно, что Иисус не писал речей, а произносил их устно, хотя нет сомнений, что он был грамотным  человеком. Апостолы стали применять в пропаганде  учения иудеохристианства письменность, что связано с передачей информации на большие расстояния. При устной передаче идеи  во времени и пространстве в разноязычные группы людей  возникает искажение первоначального текста, что приводит к потере однозначного понимания религиозной доктрины и ослабление церковной организации - текст закрепляли в письме. Авторитетность религиозного текста была абсолютной, Слово Бога никто не осмелился опровергать, хотя разрешалось (не всем, только избранным, епископам) его комментировать - разъяснять неясные термины прихожанам.
 
Вывод
Мы приходим к логическому выводу о содержании (значении) термина «правда» = рот (говорение) + слово (что говорят) = правда Бога. Ведь ПРАВДА только у Бога – Заповеди, Законы – Абсолютная истина на древнем и современном этапе существования человека, не так ли?

Нам осталось найти подобные и рядом расположенные (логически связанные) термины  в  сакральных текстах иудеохристианства.  Бог (согласно Библии)  выделил среди групп людей  еврейский народ и естественно общался с его представителями на еврейском языке - иврите.
 
6) Терминология иврита
 
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни - ПРАВДА = наоборот аДВАРП = а+ДВАР+П. У нас моментально выделяются два термина иврита – рот (уста) + слово.
 
а) ДВАР = ивр. ДАВАР говорить, сказать; ДАВАР слово, речь, высказывание, вещь, субстанция, дело.
 
* Справка. Субстанция – сущность, то, что лежит в основе; Первопричина происходящего.

Новая философская энциклопедия. Институт  философии РАН

http://iph.ras.ru/elib/2864.html
«понимание субстанции складывается у философов плюралистической ориентации, к которым принадлежат, в частности, и те, кто исходит из принципа креационизма и учения о трансцендентности Бога. Считая субстанции самостоятельными началами, в отличие от их акциденций, философы этой ориентации признают относительный характер их самостоятельности, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая – божественная – субстанция, которая поэтому иногда именуется не субстанцией, а сверхсубстанциальным началом».

* Однокорневое слово – ивр. ДИБЕР заповедь, речь, способность к речи.
 
* Ивр. ДИВРА слово.

* Ивр. АЛЬ ДИВРАТИ ЧЕСТНОЕ СЛОВО (однокорневое).

* Ивр. ДВАРИМ буквально – СЛОВА (множ.), Второзаконие, пятая книга Пятикнижия (Торы, Пятая книга Моисея).  Во Второзаконии повторяется Законодательство, полученное Моисеем от Бога на горе Синай; отсюда законодательная  связь с древнерусскими ПРАВДАМИ.

*Справка
Русская Правда. Древнерус. правда роусьска;а, или, правда рускаа — сборник правовых норм Киевской Руси, связана с Ярославом Мудрым (1016-1054). Содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства;  главный источник правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

б) Ивр. ПЭ рот, уста.

* Ивр. АЛЬ ПЭ устно, наизусть; буквально – устами, ртом. Тора шебеаль пэ – Талмуд, буквально – Тора, которая устная (Устная Тора, Устный Закон).

ПРАВДа = а+ДВАР+П = ДВАР слово, заповедь  + П уста, рот, устно; т.е. понималось УСТНОЕ  ЧЕСТНОЕ СЛОВО, слово отражающее действительность, как её понимали древни люди.
 
7) Библейский образ

* Исход 4:15: «ты будешь ему говорить и влагать слова (ДАВАР) в уста (ПЭ, ПИ) его, а Я буду при устах твоих и при устах (ПИ)  его и буду учить вас, что вам делать».

* Числа 15:31: «ибо слово (ДВАР) Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней».

* Числа 23:5: «И вложил Господь слово (ДАВАР) в уста (ПЭ, ПИ) Валаамовы и сказал: возвратись к Валаку и так говори».

* Второзаконие 30:14: «но весьма близко к тебе слово (ДАВАР) сие: оно в устах (ПЭ) твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Таким образом, мы выделили тождественность мысли (образа) заложенной в библейских  произведениях  – ДАВАР (слово Бога) + ПЭ (уста) и русского термина П+РАВД+а, употребляемого в древних текстах. Уста человеческие должны говорить словами-понятиями  Бога.

Бог вкладывает в УСТА человека свои слова-понятия (мысль) - правду, согласно которым человек осуществляет свою жизнедеятельность.  Совпадает графика с учетом транслитерации (замена алфавита), фонетика, и содержание термина с библейскими текстами.

Очевидно, что русский термин «правда» является составным словом и выражает обобщенную мысль - слово Бога, вложенное  в уста человека – есть правда. Божественное Слов, имеет абсолютную истину, в современном понимании это  – честное слово.

За прошедшие века уровень морали рода человеческого значительно понизился,  политическую ложь (материальные интересы) небольших групп людей (партий или национальных кланов) мы рассматриваем как  «национальную» идею или интересы. Поразительно, но  человечество всё ещё существует, не самоуничтожилось, какая-то «ниточка» ещё держит (неужели это партии и примитивный национализм?), а  вдруг оборвётся???


Рецензии