И плавал в орфографие...

В разных языках сложилось разное отношение орфоэпии  и орфографии, т.е. произношения и правописания. Например, в грузинском они полностью совпадают, другую крайность представляет английский ("написано "Манчестер", надо читать "Ливерпуль"). Русский занимает промежуточное положение между этими крайностями. До революции русское правописание было весьма сложным, было много архаичных букв, грозивших бедным гимназистам наказаниями ("Ять, фита, ижица – розга к телу ближится"). После отмены и тех и других (и букв и розог) люди начали писать "как Бог (тоже отмененный!) на душу положит"… Правда,  пока преподавали учителя, воспитанные в старой системе, все было хорошо, и довоенное поколение было в большинстве своем очень грамотным (у моей матери была врожденная грамотность, тесть был феноменально образованным человеком; как-то у его студента вырвалось восхищенное  "хорошо вас учили в гимназиях", хотя он был 1912 года рождения и гимназию не застал…). Но дальше произошло следующее: ликбез привел к поголовной грамотности, но при этом снизил ее средний уровень (как обычно, недостаток Советской власти стал продолжением ее достоинства).

В середине прошлого века "с целью дальнейшего повышения грамотности" провели  реформу по принципу: "как слышеца, так и пишеца" (и это тоже "заслуга" незабвенного Никиты Сергеича - сравните с поведением Сталина, пресекшего диверсию по латинизации русского алфавита!). Результат был описан в журнале "Крокодил" в 1964 году. Этот шедевр стоит того, чтобы привести его полностью:

Учился я не без ленци,
и плавал в орфографие...
Учоные! Вы молодци:
вы нам, "плавцам", потрафили.
Коль выгарит, паду я ниц,
Восторг свой изьявляючи;
Все возмущонным крикну: Циц!
Пишите "жжошь" и "заечий"!
Вы грамотность (о чом тут реч!)
одним скочком повысили.
...Но надо б все таки береч
язык то и Комисие!

Отдаленным последствием той реформы (а точнее, того подхода, что выразил один из жителей "Вороньей слободки": "Теперь, значит, как пожелаем, так и сделаем!") стал захлестнувший русский язык девятый вал безграмотности. Причем он затронул не только интернет, соцсети и почти государственные порталы - новостные и литературные, но даже печатную продукцию (за всю свою жизнь в советское время я не встретил в книгах и десятой доли тех опечаток, которые сейчас можно навскидку найти почти в любом издании)… ЕГЭ стало последним контрольным выстрелом в голову [1].

Как-то на Прозе.ру начинающая романистка кокетливо попросила указать ей на ошибки. Ну, я услужливо и представил ей целый списочек (только по одной главе): "Впоследнее время, наславу, ай-да, посыпаюсь, щучу, не одабривает и (финал-апофеоз!) - моё день рождение. Пресловутые "-тся"-"-ться" в основном были употреблены "с точностью до наоборот", но нельзя было их просто поменять местами, так как иногда (намного реже) они употреблялись правильно... Что до знаков препинания – суммарное  число(!) запятых было правильным, но они почти всегда стояли не на своем месте, но не стояли там, где были обязаны быть"... "Ведь мы же художники!.." Нехорошо, если из-под пера художника слова, призванного сеять "разумное, доброе, вечное", выходит бендеровский "Сеятель"!..

Сама начинающая Жорж Занд ничего не ответила – видимо, занята, пишет очередную главу, но зато выскочил какой-то защитник, который потребовал от меня "не строить из себя педагога русского языка", и сказал, что ошибки – это ничего, главное - содержание. Сюжет, действительно, оригинальный: «полюбила-разлюбила», надо его взять на заметку литературоведам, сетующим на недостаток сюжетов в мировой литературе; за пять тысяч лет своей истории на сотнях письменных языков использована всего пара десятков сюжетов (Борхес пишет еще резче: "Историй всего четыре").

Казалось бы, какая мне разница, будет она (да и многие другие) писать грамотно или нет; если она такая пробивная, что сможет опубликовать свой роман (да хоть трилогию), то корректоры и редакторы, поелику возможно, все поправят… Что мне от этой поголовной безграмотности, кроме непроизвольной рези в глазах от любой "очепятки" и ошибки, которые я замечаю в тексте почти на любом языке, даже который вижу впервые…

Всем известно выражение "казнить нельзя помиловать", где от положения запятой зависит жизнь и смерть человека. В одной книге про войну приводился пример столь же критической орфографической ошибки: в записке местом встречи подпольщиков была назначена Оптека. Но "фишка" была в том, что Аптека была у наших, а Оптика – у врага…

Но затронутый в данной статье вопрос серьезнее жизни и смерти отдельного человека. Ведь в христианской традиции Слово есть Бог. Поэтому искажающие Слово орфографические ошибки - это ни больше ни меньше как богоборчество!
 
В известной сказке Джанни Родари про Страну Лжецов описан художник Бананито, вынужденный рисовать красных лошадей с десятью ногами, зеленых людей с тремя носами и т.д.  Но под влиянием волшебного голоса Джельсомино (опять эта парадигма Слова и Голоса! - http://www.proza.ru/2013/12/03/484) он исправляет свои творения, и они начинают оживать! Очень прозрачная символика…

[1] - http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2503&nomer=83


Рецензии
Ведь в христианской традиции Слово есть Бог. Поэтому искажающие Слово орфографические ошибки - это ни больше ни меньше как богоборчество!

Странное рассуждение. То Слово, которое было в начале, давным-давно потеряно – слова производит теперь кому не лень. Вы действительно считаете “культпросвет”, “раскулачивание”, или, скажем, “рестайлинг” - Словом Божьим? С чисто утилитарной точки зрения речь служит попросту для того, чтобы тебя поняли - “ Quand on se fait entendre, on parle toujours bien,Et tous vos biaux dictons ne servent pas de rien”. Дурная орфография, конечно, может затуманить смысл, но обычно она лишь симптом несварения мозгов – не причина. “Ворд” исправит вам 90 процентов орфографических ошибок, но если в тексте нет логики, она там не появится. У Пушкина была никудышняя орфография....

Ritase   28.08.2014 18:01     Заявить о нарушении
Для мольеровской кухарки, возможно, язык есть единственно средство коммуникации и заумные "словца" ей ни к чему... Но многие поэты, философы, ученые считали язык чем-то бОльшим:"Солнце останавливали Словом//Словом возводили города". У меня это давно наболело. Как есть люди с тонким соухом, которым режет слух какофония, называемая современной музыкой, так же мне режут глаза все эти ошибки:(((. Благодарю за отклик. Интересно было бы Ваше мнение о моей "Вещи познающей".

Накатимур   28.08.2014 19:01   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Извините, что вмешиваюсь в вашу беседу.
Во времена Пушкина вся орфография была "никудышной". Собственно говоря, её вообще не было. Правила орфографии в русском языке установились только в конце 19 века. руку приложил академик Грот. Но и его грамматика не устранила полностью разнобой в правописании.

"Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности секретарей, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания". Это написал академик Щерба в 1927 году.
То, что раньше дети были более грамотными, - очередной миф из многочисленной школьной мифологии. Процент грамотных и читающих был примерно одинаковым в разные времена. Это не всегда зависит от методов преподавания. Кстати, гуманитарные науки в советское время преподавали очень плохо, в отличие от точных. К сожалению, наши учителя редко в чем-нибудь сомневаются)))

Наташа Александрова   15.09.2014 20:52   Заявить о нарушении
Конечно же, Руку. Клава хулиганит)))

Наташа Александрова   15.09.2014 20:53   Заявить о нарушении
Помните оболтусов из "Серебряного герба" Чуковского, которые были "и нуля недостойны"?. Так вот, контингент, поступивший в прошлом году в МГУ(!) на журналистику(!), недалеко от них ушел:(((( Конечно, такое развитие событий не может быть обусловлено одной причиной, но, во всяком случае, ЕГЭ - одно из самых вредных нововведений...

Накатимур   15.09.2014 21:24   Заявить о нарушении

В дореволюционной школе часто оставляли учеников на второй, а то и на третий год. Таких, кстати сказать, было очень много...
Насчет разных причин Вы правы. К сожалению, принимают не грамотных, а блатных. Способов обойти ЕГЭ очень много, тем более на творческие специальности.
С подобным, я думаю, сталкивались многие абитуриенты)))



Наташа Александрова   15.09.2014 21:52   Заявить о нарушении