Дама без собачки

     В Крым, я ехала впервые. С мужем мы бывали на Кавказе, но, после его смерти, я вообще никуда не ездила. В основном, отдыхала в Домах отдыха под Ленинградом. И вот, я в поезде. Как обычно, о поездки, чего-то жду. Жду новых впечатлений, а, быть может, и новых знакомств.

     Прильнув к окну, с любопытством смотрю на незнакомую местность, чужие города, полустанки, станицы .В дороге, время пролетает быстро. Через двое суток, в пять часов утра, пребываем в Симферополь. В девять, я была уже в Ялте.

     Поселилась я, у знакомой моих знакомых. В домике, с характерной для горной местности. С фасада окна на уровне второго этаже, а с задней стороны, один этаж  а окна почти на уровне земли.

     Удобств, не было никаких, но зато, был  чистый воздух и удивительная, непривычная для горожанина, тишина.

     Ялта интересовала меня вдвойне. Во-первых как новое, незнакомое место. А, во-вторых как  место, где жил любимый писатель Антон Павлович Чехов.

     У меня был летний зонтик, и я гуляла по набережной, представляя себя чеховской Дамой с собачкой. Но увы, сходства, между нами, не было никакого.
Я ходила по кривым Ялтинским улицам и пыталась представить себе, как тут было в бытность Чехова. А сейчас, мимо меня, проходили иностранные туристы в шортах, отдыхающие в спортивных костюмах, Открытых платьях и в босоножках на голую ногу.
 
     Я взбиралась по крутым лестницам на гору и, подолго любовалась  городом, раскинувшимся у моих ног.Ялта мне нравилась, но я, никогда не ездившая, вот так, без путевки, и чувствовала себя немного потерянной. Всё вокруг было чужим. И, не одного знакомого лица.

     По вечерам было особенно тоскливо. До набережной было далековато, да и не хотелось гулять в одиночестве. А на верху, где я жила, по вечерам, было совсем  безлюдно. Возвращаясь из столовой, я, медленно, брела по улице и думала о своей, почти прошедшей, жизни. И мысли, были невеселыми.

     Улицы освещались неоновыми лампами, которые погружали её словно в лунное, холодное сияние. В окнах светились оранжевые абажуры, во дворах, в летних кухнях, шумели примусы. Прожив в Ялте одну неделю, почувствовала, что меня тянет домой. Но не уезжать же, на самом деле?!

     Однажды, чтобы, хоть как-то, убить время, пошла в кино. Показывали новую кино- комедию. Вокруг меня, все смеялись и, только я сидела как посторонняя. Вечер был теплый и я, выйдя из кино, решила пройтись по набережной. Шла медленно. То и дело, меня перегоняли оживленные компании, встречались и пары. И, от того,  что им было весело, мне становилось ещё грустнее. Вдруг, я услышала своё имя и оглянулась. Ко мне подошел мужчина.

    -Не узнаете? –спросил он.
Это был мой бывший, одноклассник. Отношения у нас, в ту пору, были, если так можно сказать, натянутые. Или даже враждебные, особенно в последних классах. Но я ему обрадовалась.
    -Костя?!

    Он улыбнулся.
    -Вера! Как я рад вас видеть!
    -В самом деле, - удивилась я.
    -В самом деле, - повторил он. – Вы здесь живёте, или приехали отдыхать?
    -Отдыхать. А живу я, по прежнему, в Ленинграде.
    -А я в Москве. Сколько лет мы с вами, не виделись? Лет десять? Нет, пожалуй, меньше. Когда я в институте учился, мы с вами иногда встречались…
    -Встречались? – удивилась я. –Что-то я не помню.
    -Я имею ввиду, случайные встречи, на улице. Мы ведь жили с вами в соседних домах!
    -Да. В самом деле.
    -Я после института в Москву уехал. Женился.

     Я слушала, смотрела на него и думала о том, что он, будто бы, вроде и старый знакомый, и совсем другой человек. Это и понятно, ведь мы тогда были подростками. И на «ты»,  мне, вроде неудобно его называть и на «вы» непривычно. Да и он меня на «вы» назвал.
     А ведь я, между прочим, любил вас тогда! –Сказал он вдруг, без всякого перехода.
    -Вот как? – удивилась я –И, вместо того чтобы признаться мне в этом, дергали за косы?! А ещё дразнили меня  «чистюлей».
    -Это всё от обиды, что вы не обращаете на меня внимания! И даже смеетесь надо мной…
    -Что-то я этого, не помню.
    -А помните, как мы, на археологические раскопки ездили? Я там, какой-то черепок нашел, и решил, что он из мезозойской эры. Потом  все надо мной смеялись, в том числе и вы.
    
     И я вспомнила, как любила этого мальчишку, как переживала но, никогда не подавала вида, что он мне нравится. Он казался мне самым смелым, самым честным и мне было обидно, что он меня дразнит.

     В этот вечер, мы, долго, гуляли по набережной, вспоминая прошлое. А, когда я спросила о его семейной жизни, он ответил, как-то так, неохотно. Из чего я сделала предположение, что он не очень счастлив. Расстались мы, у моих ворот и, договорившись  о встрече на другой день.
    -Куда мы пойдем? –спросил он, лишь увидев меня. – Может быть на пляж?
    -К сожалению, я не могу долго сидеть на солнце. А купаться, вода холодная.

     Костя улыбнулся.
    -Знаете, наверное, я вас за эту оригинальность, и полюбил!
    -Ну, какая же это оригинальность! – махнула я рукой.
    -А нашу, случайную встречу на Финском заливе, вы помните?
    -Вспоминаю…
    -Вы всё от мальчишек пытались убежать.
    -Просто я была очень худенькая и стеснялась этого.
    -А, когда я на вас смотрел, у меня дыхание перехватывало! Мечтал поднять вас и куда-нибудь унести, чтобы остаться вдвоем…
    -А потом, вы с лодки упали и чуть не утонули. Учитель спас вас, и принес на берег. А я страшно жалел, что не оказался на его месте….

     Чтобы скрыть неловкость от Костиного, пристального взгляда, я сделала вид, что пытаюсь что-то рассмотреть вдали.

     На другой день, мы поехали в Алупку. Долго гуляли по парку,  поднимались по каменному хаосу, кормили лебедей, были в Алупкинском дворце. – музее. У Кости, был фотоаппарат. Он предложил сняться возле одного из шести львов, охранявших дворец с моря. Я отказалась.
    -Сфотографируйте лучше львов без меня, они от этого только выиграют.
    -Зато я потеряю. Ну, где тебя снять.
    -Я не люблю фотографироваться, да и тебе это ни к чему. Дома могут быть неприятности.
    -Не надо об этом, - попросил он.

     Незаметно, мы, наконец, перешли с  ним на «ты»

     Костя находился в Доме отдыха и к обеду, он опаздывал. Но его это не волновало.

     Наши дни были наполнены разнообразием. Мы объездили всё побережье. Но, где бы мы не были на море или суше, всюду с нами, было наше прошлое. Костя, без конца, рассказывал мне случаи, из нашего детства, о которых я давно забыла. А он помнил всё, что касалось меня. Как-то он сказал:

    -А, все-таки, в тебе есть что-то особенное! Все женщины, чем-то, друг на друга, похожи, а ты нет. Я вчера стоял в кассе за билетами на катер, а ты на скамейке сидела. Я на тебя посмотрел и даже удивился. У меня было такое впечатление, что ты сюда, попала совершенно случайно. Не отдыхаешь, а ждёшь чего-то. На всех женщинах, пляжная обувь на босу ногу, вырез на платье, до предела. А ты в платье с рукавами и босоножках.
    -Это плохо, да? – спросила я.
    -Нет, конечно, но с тобой, я чувствую себя совсем иначе.
    -Это мне и муж говорил, -заметила я. Только он был, этим, недоволен.  Отчего, говорит, это, у тебя, всё не как у людей? Он хотел, чтобы я лежала с ним на пляже часами, и играла в карты. А я, всё тень ищу, а карты, просто терпеть не могу.
    -Тебе было трудно с ним? - Участливо спросил Костя.

  -Он меня, по своему, любил, -ответила я уклончиво. А вообще-то, каждый создает, в  воображении, свой идеал, которого никогда не встречает.
    -Ты не знаешь, что это за замок на горе? –спросил он однажды.
    -Не знаю. Я сама туда собиралась сходить.
    -Пойдем?
Я утвердительно кивнула..

     Горная тропинка вилась среди кустов шиповника и колючек. Цвели какие-то кусты и, сладкий аромат словно окутывал гору.

     Замок был выстроен в восточном вкусе. С большими террасами и лепной отделкой. Но, к сожалению, в войну, он сильно пострадал. Взявшись за руки, мы осторожно, проникли внутрь.
    -Здесь, видимо, был внутренний дворик, -заметил Костя. Жаль, красивый, видимо, был замок!.. А тут уже грамотеи  на стенах расписались. Витя из Рязани, Олег из Брянска. Та сказать, увековечили свои имена. Посмотри, какие красивые своды.

     Я посмотрела на своды, потом на Костю. В голову мне пришла мысль, что он похож на моего мужа. Но, в следующий момент, меня пронзила другая мысль, от которой захватило дыхание. Не Костя похож на моего мужа, а муж был похож на него Много лет, я боялась признаться себе в том, что мужа люблю потому, что он похож на Костю!. Только Костя, несмотря на наши отношения, был для меня проще и понятнее. Это открытие не обрадовало меня. Получалось так, что я вышла замуж не за того, кого любила…

      Мне вспомнились, вдруг, наши случайные встречи на улице, когда мне так хотелось заговорить с ним, но мы проходили мимо друг-друга, как чужие. Вспомнила вечер в Дому культуры. Это был какой-то праздник. Наверное, Первое мая или октябрьские. Костя танцевал, с какой-то толстой девицей, а на меня посматривал вызывающе, словно говорил – вот, танцую с толстухой, а ты не нужна на дух! С вечера я ушла обиженная, а потом, проплакала полночи. Вспомнилась встреча в трамвае, когда я, ни с того, ни с сего, сказала ему что-то обидное и, выскочила не доехав до своей остановки. Воспоминания были такими яркими, словно, всё это происходило только вчера. И опять, Костя стал для меня таким близким и, в  то же время, таким далеким. Потому что всё было уже в прошлом.

     Мы спустились немного вниз, и  заглянули в другое помещение.
    -Смотри! – воскликнул Костя, - по-немецки написано –
Gott mit uns! – С нами Бог! Да, видно туго им тут пришлось!
    -С нами Бог, -повторила я в задумчивости. –Скажи, ты доволен, что они, тут, погибли? Они ведь были нашими врагами. Пришли на чужую землю, и разнесли всё по камням. Это плохо. А вот, кинофильмы, теперь, показывают ГДР. И выходит, что одни немцы были плохими, а другие, вроде как наши.

     Костя смотрел на меня с вниманием и молчал.
    -А если разобраться по человечески, -продолжила я, -немцы тоже не хотели войны. Я имею в виду не правительство, а народ. И вот, они в чужом краю. Вокруг всё чужое. Они отрезаны и спереди и с тыла. Сидят в этом красивом замке и не могут уйти. И подкрепления им ждать, неоткуда. Кончаются патроны. Быть может, и мужество покидает их. И тогда, один, офицер или солдат, находит черную краску и пишет, крупными  готическими буквами, -С нами Бог! Ты знаешь, это всё, тоже ужасно! Я посмотрела на Костю и смутилась.
    -Я слишком сентиментальна, это, наверное, плохо?
    -Не знаю, слишком или нет, только, именно этого, не хватает многим женщинам. А война, ужасна для всех наций!

     С веранды мы перешли на лестничную площадку. Ступеней, на ней, уже не было. осталось, что-то, вроде горки. Я хотела спуститься вниз, но у меня, вдруг, закружилась голова. Должно быть, я покачнулась, потому, что Костя схватил меня  за плечи и прижал к себе.
    -Сумасшедшая, как ты меня напугала! –воскликнул он, всё ещё боясь меня отпустить.
    -Я тоже испугалась. –Повернув в его сторону голову, я увидела, устремленные на меня глаза. Он смотрел на меня так, что у меня ёкнуло сердце.
    -Ты можешь мне сказать, за что ты меня тогда так не любила?

     Я хотела ему ответить, но промолчала, боясь что мой взгляд выдаст меня.
-Пойдем отсюда, -сказала я.

     Некоторое время, мы шли молча. Потом Костя сказал:
    -Ты так и не ответила на мой вопрос. Может быть, тебе покажется это смешным, но я хотел бы знать…
    -Ты ошибаешься. Я совсем не ненавидела тебя! Наоборот. В моих глазах, ты был, единственным стоящим мальчишкой. Один на весь класс.
    - Этого не может быть. Скажи, что ты это сейчас выдумала. – Сказал он, беря меня за руку.
    -Я сказала  правду!
    
     Больше мне не следовало ничего говорить, но уже не могла остановиться. Всё, что лежало на сердце много лет, вырвалось наружу.
    -Мне страшно хотелось поехать с тобой к твоему дедушке на Волгу. Хотелось стать геологом и ходить с тобой в экспедиции. В моих мечтах, я спасал тебя от огня и наводнений. А в жизни, дергал за косы и обзывал Чистюлей. –И тут я почувствовала, что, на мои глаза, навернулись слезы. Это было уже, совсем не кстати. Но, вспомнив прошлое, я, с прежней силой,  почувствовала прежнюю грусть и обиду безответной любви.

     Отвернувшись от Кости, я стояла и смотрела, сквозь слезы, на раскинувшийся внизу, город и молчала. Кажется, он, наконец, понял.
    -Ты любила меня? –спросил он, скорее с испугом, чем с радостью.
    -Да, -ответила я почти шепотом.
Обняв меня за плечи, Костя сказал:
    -Я, никогда не прощу себе этого! Ведь мы могли быть,  счастливы!

     Мне, очень хотелось, повернуться к Косте лицом, прижаться к его груди, но я поборов свое желание, сняла его руки с моих плечь и шагнула вперед. Костя был в растерянности.
    -Прости меня, -произнес он виновато.

     Расставаясь вечером, мы договорились встретиться около автобусной остановки, чтобы ехать в Ливадию. Но я знала, что на встречу не приду, ни в этот раз, ни в другой. Ничего нельзя было изменить. Он был женат, и нам не следовало встречаться.

     Всю ночь мне снились тревожные сны. Я видела во сне мужа, потом он превратился в Костю и куда-то уходил. Я теряла его. То, между нами, разверзалась земля, то нас разделяла  бурная река. Проснувшись раньше времени, я ушла из дому, как говорится, куда глаза глядят. Весь день, без еды и питья, я бродила по каким-то дорогам, не замечая окружающего.  И всё думала, думала… Мне кажется, я за всю жизнь не пережила так много, как в этот день.

     Я знала девушек и женщин, которые, постоянно, были кем-то увлечены. То они вздыхали об одном, то не могли жить без другого. А у меня,  всю мою жизнь, была одна единственная любовь. Удивительным было то, что я сама не сознавала, что в муже, люблю Костю. И поняла это, только сейчас, когда не мела на него права. Меня мучили разноречивые чувства. В одно и то же время, я была почти счастлива, тем, что встретила его и опечалена,безнадёжностью своих чувств. Я не могла уступить и не могла отказаться.

     Когда солнце стало клониться к западу, я вдруг, почувствовала страшный голод. Несмотря на свои переживания, я была жива, и должна была есть. В одной из узких улочек, я набрела на пельменную. Выбирать было нечего и я, заказала, порцию пельменей и бутылку лимонада. В маленьком помещении, было накурено, пахло луком и, ещё чем-то, не очень приятным.

     За одним из столов, сидел толстый, лысеющий мужчина. Ел он жадно, наклонившись, всем телом, вперед. Запивая пельмени пивом, он, то и дело, вытирал платком, вспотевший лоб. За другим столом, сидел тощий мужчина с  серым, недовольным лицом. Ел он, как-то, брезгливо, неаппетитно ковыряясь в пельменях. Перед ним, стоял стакан, то -ли кефиру, то -ли молока.  А, напротив меня, устроилась неопрятная, толстая старуха. Несмотря на теплую погоду, на ней было несколько, вязаных кофточек и платок. Рядом с ней, на стуле, лежали, какие-то узелки. Она пила кефир, прикусывая его чем-то, из своих узелков, то завязывая, то развязывая их, при этом, толкая мой стол.

     Я смотрела по сторонам, и мне казалось, что все это происходит где-то далеко, далеко отсюда. Или, может быть, я нахожусь на здесь. Я очень устала, но идти домой, не решалась, боясь встретить Костю.
    
     И опять я бродила по кривым, незнакомым улочкам и думала о нашей встрече. Был ещё не поздний час, но улицы выглядели совсем пустынными. Только, изредка, совсем рядом со мной, проезжали машины. Вдруг, поднялся ветер. Заскрипели кипарисы, зашуршали листьями платаны.

     Поднявшись на гору, я увидела красивую ажурную ограду, ряды кипарисов, а за ними фонтан, изображающий ребенка с рыбой в руках. А, где-то там, вдали виднелся красивый дом. Впрочем разглядеть его мне не удалось. В саду тоже было пусто. Только розы, как-то печально, качали своими красивыми головками. Стало совсем грустно.
     Неожиданно, на улице, зажглись неоновые лампы  и от них, всё стало голубым и холодным. Мои ноги, уже не держали меня и я, наконец, решила вернуться домой. От усталости,  голова стала будто пустой. Одна единственная мысль, была, как бы скорее лечь в постель.

     У ворот, я увидела Костю
    -Что случилось? Почему ты не пришла? –засыпал он меня вопросами.
    -Ничего не случилось. И сказать мне тебе, нечего –ответила я устало.
    -Не можешь, но почему? Ты, кого-то, встретила? Скажи, ведь я, все- равно, не могу ни возмутиться, ни запретить тебе, с кем-то, встречаться. Кто я тебе?! Скажи мне только, правду.

     Его предположение натолкнуло меня на мысль, что, только так, я могу избежать его вопросов и всё, на этом, закончится.
    -Да, встретила.
    -И кто же это?
    -Какая разница, -ответила я. - Но, кто бы знал, как мне хотелось признаться ему во всем. И то, что я люблю его, и то, что не могу разрушить его семью.      
    -Знаешь, нам с тобой, больше не следует встречаться…
    -Но почему? Что произошло?
    -Потому, что наши чувства не имеют будущего…
    -Ты сказала «наши чувства», так значит, ты любишь меня?!
    -Теперь это не имеет никакого значения, -ответила я усталым голосом. –Ты женат и этим, всё сказано…
    -Но я, не могу ещё раз, потерять тебя! Можно я, хотя бы, изредка, буду тебе писать?

     Я покачала отрицательно головой.
    -Но ведь мы с тобой, хотя бы, школьные друзья!
    -Не лукавь. Ты знаешь, что это неправда. Мы не дружили, а враждовали!
    -Хотя и любили друг-друга?! –воскликнул он в отчаянии.
    -Вот, поэтому- то, нам и не следует встречаться.

     Поднявшись до конца лестницы, я, ни разу, не оглянулась До моего отъезда, оставалось всего несколько дней. Мой образ жизни, опять стал таким, как до встречи с Костей. Только всё, было уже в прошлом и я больше, ничего не ждала. Я ходила в столовую, гуляла по набережной, сидела в тени с книгой. Именно сидела, потому что читать не могла. Иногда мне казалось, что, за мной, кто-то наблюдает. Но, оглядываясь, никого не видела.
 
     Накануне отъезда, я решила пойти к замку. Даже не знаю уж почему, меня туда так тянуло, словно я там, что-то забыла. Поднявшись по стертым ступеням, я поднялась на террасу. Ах, как здесь всё изменилось, с тех пор, как мы  тут были с Костей. Или, быть может, изменилась я? Всё вокруг было полно грусти и печали. Белые, потрескавшиеся колонны, окна, зияющие чернотой, двери Я заглянула внутрь и, вновь, увидела черную надпись – Gott mit uns! Теперь это изречение, имело для меня совсем иной смысл. Оно гласило – всё закончилось, надежды нет!..
    
     Вдруг, откуда-то, сверху, посыпался песок. Я подняла голову и увидела Костю. Он стоял в проёме дверей и, пристально, на меня смотрел.
    Я знал, что ты придёшь сюда! – сказал он и стал спускаться ко мне. Я смотрела со страхом, как он продвигался по наклонной плоскости, без ступеней и перил. Инстинктивно, я протянула к нему руку, чтобы он не упал.
    -Ты никого не встретила! – проговорил он, не выпуская моей руки. –У тебя, здесь, никого нет!
    -Никого, -проговорила я со вздохом.
    -Зачем ты меня обманула? Мне было, так хорошо, с тобой…
    -Костя, мы не должны встречаться, - сказала я.
    -Но я люблю тебя, люблю сильнее, чем раньше! Потому, что не переставал тебя любить! И я, тебе, не безразличен. Разве не так?
    -К сожалению, поздно об этом говорить, -сказала я и хотела высвободиться, но он, крепко держал мою руку
    -Ты, всегда, оставалась, для меня, единственной женщиной. Даже тогда, когда тебя не было рядом…Всю жизнь. Я, по тебе, тосковал. И теперь, просто не могу, от тебя отказаться!

     Я попыталась сделать ещё одну попытку, чтобы покончить с этим,  и сказала:
    -А меня ты спросил, люблю ли я тебя?
 
     Костя был явно испуган.
    -Ты? Я думал… -начал он, но так и не договорил.

     Мне надо было убедить его в том, что всё давно кончилось и забыто, но не успела сделать этого, так как он приблизился ко мне и, моё сердце вздрогнуло от радости. Он обнял меня, одновременно,  крепко и ласково. Он стал целовать меня в лоб, щеки и, наконец, коснулся моих губ. И я, забыв обо всем, ответила на его поцелуй и, поцеловала его сама. А потом, мы стояли обнявшись и молчали. Я слышала стук его сердца и это казалось мне, каким-то чудом.

     Когда я посмотрела Косте в лицо, на его глазах были слезы. Волна нежности, залила моё сердце и я, как безумная, стала целовать его глаза и губы, повторяя –обещай мне, что ты не будешь меня искать…
    -Я сделаю всё, чтобы вновь, встретится с тобой! –ответил он.

     На другой день, я уезжала, и Костя поехал провожать меня до Симферополя. В троллейбусе, он старался шутить, но, было видно, что ему очень грустно. На платформе, он стал целовать мои руки и просить адрес. Мне очень хотелось, быть счастливой, но адреса я не дала. Когда поезд тронулся, и посмотрела в окно, Костя сказал, очень серьезно:
    -Я знаю твою фамилию, имя и год рождения. Я, всё -равно найду тебя!

     Так закончился мой отпуск. Я не знаю, радоваться ли тому, что случилось или горевать. Я больше не думаю о своём несходстве с чеховской  Дамы с собачкой. Я просто люблю. Я не хочу разбивать Костину семью и, все-таки, жду  письма. Прошел уже целый месяц, после нашего расставания, но, пока что, письма ещё нет. Но я уверена, что оно, непременно придёт!

                ---оОо---
.


Рецензии