Высоцкий
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья
И мне не жаль распятого Христа.
Даже меня, ничего не знавшего о Боге, о христианстве и влюбленного во Владимира Высоцкого, эти слова несколько покоробили. Однако вскоре они были изменены на «И все же жаль распятого Христа». По слухам, Людмила Целиковская – знаменитая сталинская актриса и тогда еще жена Юрия Любимова – будто бы сказала:
– Володя, нехорошо так говорить о Боге...
В юности у меня было два кумира. Персонажи эти никак не совмещались, но я не видел противоречия. А теперь и подавно не вижу. Речь, как ни странно, идет об Александре Македонском и Владимире Высоцком. Более нелепого сравнения придумать, кажется, невозможно. И все-таки...
Что их объединяет? Безудержная жажда славы, упорное создание мифа о себе и вокруг себя. Оба воспринимались современниками как герои. И Александра и Владимира постигло разочарование. Суть его в том, что мир можно завоевать только мысленно и мечтательно (в случае великого завоевателя это также неоспоримо).
Наших фигурантов объединяет и то, что они стали запойными алкоголиками и неизлечимыми наркоманами. (Я обсуждал эту проблему с Леонидом Сульповаром, который не раз выезжал откачивать Высоцкого). Здесь, правда, существует некоторая разница: в древности привилегия пить крепкий алкоголь и употреблять наркотики относилась исключительно к высшему сословию. Однако наивно полагать, что Высоцкий не был человеком элиты.
Оба героя выступали под лозунгами свободы – понятия крайне многоликого и размытого, но для общества однозначно вредного. Недаром в Священном писании говорится, что мирская (не духовная) свобода изобретена сатаной.
Александр оставил после себя, хотя бы символически, Александрию – город порока и знаний, свободомыслия и раскрепощенных нравов. Высоцкий (как и великий завоеватель, отличавшийся бешеной энергией) много поработал на перестройку и последующие события.
Слава была безоговорочной высшей ценностью античности. Однако уже один из семи древнегреческих мудрецов Солон начал сомневаться в этом. Он внес в понятие славы важное уточнение: она по-настоящему познается в том, как умирает человек. Кончина и Александра Македонского и Владимира Высоцкого была постыдной. Никто из них не погиб в бою «за други своя», не отдал жизнь за родину или убеждения. Подозреваю, что ни друзей, ни родины, ни убеждений у них вообще не было. Таково свойство невольников успеха.
Если бы Высоцкий не пил и не употреблял наркотики, то вряд ли бы написал то, что написал. Именно состояние безумия придает бессмысленному видимость смысла.
29.08.2014
Свидетельство о публикации №214082901390
Наталья Рахматуллаева 19.09.2014 07:40 Заявить о нарушении
Михаил Кедровский 19.09.2014 11:07 Заявить о нарушении