Рецензия

Отзыв на подборку стихов Евгения Геннадьевича Мешкова.
От Юрия Евгеньевича Марахтанова. г.Нижний Новгород, член союза писателей России.

Уважаемый, Евгений Геннадьевич.

1. Давайте начнём с «Еженедельника», где размещены Ваши стихи 70-80-х годов. Для простоты разговора, я буду обозначать их датой сборника, где они размещены. То есть: «Было что-то в тебе такое...»  15.01. (пятнадцатое января- например). Потому что страницы не пронумерованы. Или, «В ми нуты тревожных исканий...» - 07.04. Для краткости.

Вы открыли старый сундук. Достали писанное ранее. Захотели переворошить прожитую жизнь. Даже название сборнику определили «Прошедшая память». Но память — она или есть, или её нет. Она не может быть «прошедшей». Я надеялся встретить ремарки стихов, строчек. Современные, переосмысленные. Не нашёл.
 Вот смотрите: стихотворение Владимира Шемшученко.

Меня спросили: «Кем ты был?»
Я не ответил, я забыл.
Меня спросили: «Кем ты стал?»
Я не ответил, я устал.
Меня спросили: «Как ты жил?
Какую песню ты сложил?
         Какую дочь ты воспитал?»
О чём несбыточном мечтал?

Жена в глаза взглянула мне:
«Как страшно ты стонал во сне». <курсив мой — Ю.М>

(Кстати, тема отдельной строки, двух, в стихотворении — серьёзная тема. Я постараюсь что-то пролепетать ниже в тексте по этому вопросу).
Прошло со времени проникновения в Вас желания (страсти) к писательству более тридцати лет. Так что же Вы не приодели своих детишек?! Хоть бы на пишущей машинке облагородили.
Когда перепечатываешь свои тексты, особенно стихи, то образуется определённый ритм. Тогда физически ощущаешь ненужность отдельных слов, размерность стиха. Музыкой хорошо тестировать.
Например, Ваше (30.09):
Мещанство взглядов (,) узкий мир страстей.
В плену у них сейчас ты или нет?
Не знаю я и от того больней (.)
Ещё больнее, чем от прочих бед.

Сами же видите: выбивается первая строка из кладки. Что-то из банального набора надо убрать.
Хотя бы:
Мещанство. Узкий мир страстей.
Или:
Мещанство взглядов. Мир страстей...

Я не редактирую. Размышляю. Во многих стихах много слов лишних. Вы их адресуете кому-то, разжёвываете, а Вас не понимают. Оставьте место для собственных читательских угадок и понимания.
А уж если и стихи не поняли, тогда что ж?
Вот у Н. Рубцова известное «Я буду долго гнать велосипед». Ведь тогда уже его избранница, надо сказать, давала повод... И чем кончилось? Она лишила его жизни. Великого поэта какая-то стерва. Отсидела, а стихи остались. Стоили они её?!

2.Я о работе над текстом. Раньше ли, сейчас?..
У Вас. (02.09)
...В лицо презрения слова.
И в объяснении шаблонном
Закрыл я сердце на замок.
Ты слушала довольно склонно,
И правду я сказать не мог...        (1975г.)
      
   Слово «склонно» поменял бы на «сонно». Тогда уже образ её возникает. Далее — не шаблонами Вы с ней разговаривали, наверное.  Криком кричали.  И замкнулись, видя её позевоту.  «И правду я сказать не мог».     Тогда вообще не понятно. Врали что ли?

Каждую  сцену выписывать надо. С микросюжетом, с кульминацией, с болью. У того же В.Шемшученко:

...Разжигаю стихами камин,
Мне жена помогает... 

Конечно, есть стихи иные, даже настроение лишь, а цепляет.
Вот, например:

Владимир Сорочкин.               


Казалось: вся жизнь впереди.
Коль молод – плевать на потери.
Но шёпот твой: «Не уходи» –
Меня удержал возле двери.

С тех пор пролетели года.
Я стольких оставил и вышел
Из стольких дверей – в никуда,
Но слов этих больше не слышал.

Давно отшумели сады,
Давно уже выросли дети,
Но шёпот твой: «Не уходи»
Ещё меня держит на свете.



Евгений Геннадьевич, дорогой, во многих Ваших стихах воздуха не хватает, образности, высшей духовности. У Гегеля : ''Любовь... представляет собой абсолютно удовлетворённую блаженную задушевность'' (Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Эстетика» том2 стр.255, изд-во «Искусство» М, 1969г.)
Тогда, достав из сундука, попробуйте что-то переосмыслить в своей лирике (речь пока о ней только). Или простите и уничтожьте не абы какие.
«Любовь, мечты — сплошная дребедень...» (01.09).

3.Я не мастак рецензировать стихи. Потому что прозаик. Есть свои, попросят, публикую кое что. Подарю Вам из ранних.
Трудно, да и невозможно писать отзыв на массив произведений, из коих Вы и сами не сумели отобрать 10-20 наиболее сильных. А они встречаются.
(15.02. Я приведу его полностью, сразу заменив некоторые слова или строки по-своему, извините. Ставлю их в скобки и курсивом):

Твой почерк скукою украшен.
Ты не коришь меня, (любя).
(Мороз и тот не так мне страшен),
Как холод писем от тебя.

Где равнодушие, (пусть малость),
(А я простил бы даже) крик.
(Ну, как) девическую шалость,
(Показанный шутя, язык).

Противоречия повсюду,
Слова подтекста (строят ряд),
(Его я, точно,) не забуду.
(А письма?..) (Даже пусть) сгорят.         12.12.80.

Уловите, пожалуйста разницу. Это  Вашими же словами написано, даже и Вами. Лишь чуть по-другому. Смысл слов иной. Подтекст появился,  который Вы искали. Публиковать вполне можно.
Подтекст, как смысловая категория, вещь в стихах, особенно необходимая.
К сожалению в песенном современном стихоплётстве его редко встретишь. Особенно в Шансоне. Разве только у Новикова. Но его стихи, оскопляет примитивная музыка. Ну, это другой разговор.
Для примера: Женские Истории (это псевдоним)

Им друг без друга нельзя,
Вместе – немыслимо сложно.
Встретятся, словно друзья, –
Сдержанны и осторожны.

Он никогда не встречал
Женщины более близкой,
Но не сумел, не сказал:
"Вы – это лучшее в жизни!"

Женщина делает вид,
Что холодна и серьёзна.
Что им мешало любить?
Оба несчастливы. Поздно...

Поезд не остановить.
Слёзы сдержать невозможно...
Чехов. Рассказ "О любви".
Грустно. Светло. Безнадёжно.

Вот ещё мне у Вас глянулось: «Переливы зари гаснут в сонной реке» (09.06).

Или: (01.03), но здесь оставил бы две первых строфы (четверостишья), остальное про любовь-морковь — убрал.
Иногда и четыре строки лучше поэмы. Вот у Юрия Кузнецова:
Измена

Что ж! Я с тобою говорить не стану,
Вернусь домой и верный нож достану,
И в стол всажу, и верному ножу
Я про твою измену расскажу.

Краткость — вещь иногда необходимая, особенно когда не хватает оригинальных слов, а лезут штампы и необязательные слова.
Возвращаясь к  сказанному выше — цене двух, не более строк. Я подборку небольшую посылаю.

Не написать мне так…
      
      «Звёзды вечерние –               
Словно хор печальный пенсионеров –
Светились в попытке
Завести бодрую песнь»
                Роберт Вебер
*          *         *               
          «Хоронили поэта. Проститься
С ним пришло всё родное село.
Высоко пролетавшая птица
Уронила в могилу перо»
                Н.Зиновьев
           *          *        *               
         «Я – та окраина, где жутко»
                Л.Губанов
           *          *       *               
«Уходят века чередою,
А нам и травы не понять»
                А.Платонов
          *          *        *               
         «Правду знают только дети,
Никто больше не вместит»
                А.Платонов
            *            *           *               

«На втором стакане сделался он разговорчив…»
                А.С.Пушкин “Станционный смотритель”

*            *           *               
«Уснул и не проснулся.
И - в небеса ушёл.
Ты никогда не гнулся,
Хоть был твой крест тяжёл»
                Диана КАН

*           *          *               
         «Если рвутся ботинки,
Значит, просятся ноги на волю»
                Вл. Жильцов
*            *            *               
          «Ещё чуть-чуть –
И я умру 
От запаха
Любви и счастья…»
                Б.Селезнёв
*            *          *               
«Тебя  позвали в стаю,
А там такой обычай,
Что те, кто ходит с краю,
Становятся добычей»
                Г. Ёмкин   
          *            *         *               
         Я знаю себе цену,
Не написать мне так.
Ни про любовь, ни про измену.
Проплакаться? Но как?



4.Евгений Геннадьевич, я не знаю Вашей судьбы и жизни. Кое о чём догадываюсь   по стихам присланным. Гражданские стихи сложны вдвойне. Если они о Родине, стране. Их без надрыва писать нельзя. Вот пример положительный. Не заказуха.
Николай Зиновьев:

Россия

Под крики шайки оголтелой,
Чужих и собственных иуд,
Тебя босой в рубахе белой
На место лобное ведут.

А старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт.
Лишь младший сын ревмя-ревёт
И ничего не понимает.

Примерно так...
Я ещё раз попрошу Вас: перелопатьте свои произведения. Отберите немного, почистите, подумайте.  Пришлите, ещё почитаем. Если живы будем. И не стройте финансовых планов на литературном поприще. У меня стаж приличный. Была бы власть советская, я бы сейчас на опубликованное в нынешние годы жил безбедно, а не ломал хребет на производстве в 65 лет.
Если Вас не знают нигде, попробуйте (в печатном виде) начать с районных газет хотя бы.
Книги некоторые посылаю, ознакомьтесь, как пишут другие. Не все достойно, но это уже их дело...
         
Напоследок:

        Лорина Дымова.
И как поэт бы это ни скрывал
И как ни отрицал бы в возмущенье -
Он жаждет восхищенья и похвал,
Похвал, вам говорю, и восхищенья.
А мы, друзья, молчим и ни гу-гу,
Мы скупы на слова и на улыбку.
Я объяснить вам даже не могу,
Какую совершаем мы ошибку!
Он станет наркоманом и бомжом,
На пиджаке появятся заплаты,
Он станет водку пить, а не боржом,
И только мы в том будем виноваты.


С благодарностью за доверие               Юрий Марахтанов.
               
                Член Союза Писателей России.
                28-31.08.14.


Рецензии
Рецензия прекрасная. Спасибо. Произведения достойные.

Галина Антошина   13.01.2018 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.