Первый раз в первый класс

 Последний день лета, завтра уже сентябрь, первое - хорошо, что суббота. И сама уже в школу не иду, и дочь отучилась, а радуюсь за других деток, что после линейки и встречи с одноклассниками у них будет один день,чтобы осмыслить, понять, что вот он - новый учебный год уже пришёл. Уже хлопнула крышка парты и учителя поприветствовали всех, поздравили с началом.


 Сколько помню себя соплюхой-дошколёнком, я всегда мечтала пойти в школу. Читать  научилась в четыре с половиной года. Даже помню первый самостоятельно прочитанный стих в тонкой книжке большого формата в детском саду. Я вытянула её из стопки, открыла первую страницу и по слогам с диким трудом, пробираясь в хитросплетении букв, вычитала для своей любимой подружки Таньки Самбуловой: "Удалая старушонка оседлала верблюжонка!" У Таньки в тот момент были огромные удивлённые глазищи и приоткрытый рот.

 Гуляя во дворе со старшими девочками, которые пошли в школу двумя годами раньше меня, я хвалилась, что буду очень-очень любить свою учительницу, для неё стану каждый день ходить на уроки в белом, а не чёрном фартуке и носить ей цветы. Ленка Сафарина и Таня Грошева очень смеялись и подшучивали надо мной, но переубедить не могли. Так велико было желание скорее уже пойти в школу.


 Вначале мы с мамой записались в 46-ю школу, она была "нашей" по месту жительства. Ходили туда на собрание, сидели в актовом зале, а я переживала, что не буду учиться у тёти Тани Бизяевой, ведь она работала там учительницей начальных классов. Всё-таки знакомый мне человек. Я очень переживала, что никого не буду знать. Несмотря на свою "садиковость", я была довольно дика в новых коллективах и тяжело сходилась с другими детьми, предпочитая не играть ни с кем.
Мы  встреитли на улице Янку Федоренко, недавно переехавшую в новый дом. Оказалось, что её уже "отдали" в 75-ю . Мне тоже хотелось учиться именно там, ведь эту школу закончила мама.


 И тут жизненная лотерея предложила мне выигрыш - мы сдали свою квартиру под отселение. Люди из частного сектора переезжали в неё, а наша семья, пожив временно на переселенческой квартире(на общей кухне)должна была получить бОльшую квартиру в доме, который построится на месте снесённых частников. Так мы и переехали в коммуналку в 68-й посёлок. Переезд-это отдельная история, но вместе с этим я получила бонус - пришлось переводить меня, ещё не начавшую учиться в 46-й школе в 75-ю! Радости моей не было предела!


 Погожим августовским днём документы из одной школы мы понесли в другую. Отсидели очередь в кабинет директора или секретаря на первом этаже. Как раз перед нами отец Сашки Галкина записывал сына в школу. Точнее упрашивал принять ребёнка именно в эту школу, потому что, "хоть и не по району, но дорога чище и удобнее.Вы понимаете,он такой маленький,что портфель по земле везёт,а там грязь,он же всё время будет ходить в грязи!"

 Потом мама моя долго под диктовку писала заявление. Запомнилось, что особо обсуждалось, что слово "заявление" пишется в определённом месте, едва ли не линейкой отмеренное на листе бумаги. Мне было скучно ,непонятно зачем я тут.


  Перед первым сентября мы пошли на собрание. Меня намыли ,нарядили, сделали тощую косицу баранкой, сверху во всю голову привязали синий бант в белый горох, с которым я выпустилась из детского сада. Шея цыплячья, худая,на ногах белые башмаки с дырочками и шнурками. Иду, волнуюсь - никого же не знаю! Долго прорывались к дверям школы, чтобы найти меня в списках, выяснить в какую букву меня записали. В"Б".


 Дальше шок... У бабушки дома была Азбука - красненькая и потрёпанная, с поблекшими картинками. И вот там на внутренней стороне обложки была нарисована учительница - голубой костюм, светлые волосы, собранные на затылке в шишку, указка в руке. Для меня это и был образ учительницы, какой она и должна быть. Другие варианты не принимались.

 Моя учительница оказалась совсем не такой. То-есть не такой, как в Азбуке. Маленькая пухлая тётенька с короткими волосами и зычным голосом. Чем то я ей приглянулась, она даже обняла меня и сказала маме, что эта девочка точно будет отличницей. Я дико стеснялась, пыталась улыбаться, но представляю, что получалось это у меня неважно! После собрания попросили остаться меня и Наташу Шибаеву (или Шабаеву). Нам дали первое задание - выучить стих для того, чтобы рассказать его на линейке. Маме-то моей надо было сразу сказать, что со стихами у меня вечные сложности, я не могу их учить. А если ещё и рассказать при всём честном народе, то тут уж и вовсе плохо дело!


 Дальше начались страшенные муки. Стихи всегда меня напрягали, я не могла запомнить ни строчки. Как-то мы с мамой в ещё нежном возрасте пытались заучить некрасовского мужичка с ноготок, но вынуждены были бросить это бессмысленное занятие. То же самое было и тут. Матушка выходила из себя, а я не могла повторить ни строчки. Вот тебе и отличница!!!


  В общем первого сентября стих на линейке читала Наташа, она вообще, как выяснилось потом была молодец - и училась хорошо, и выступала, а уж стихи давались ей легко и просто. Она читала, а я ей не завидовала, даже радовалась мысленно, что это не на меня сейчас смотрят ученики, родители, учителя и даже каменный Карбышев. Наверняка я там у памятника и свалилась бы без чувств.
Потом нас взяли за руки десятиклассники и отвели в школу по лестнице на второй этаж. Дверь захлопнулась и детство моё осталось за ней на тихой сентябрьской улице с соответствующим названием Осенняя.


  Янка Федоренко,к счастью,оказалась моей одноклассницей, что придало мне некую уверенность-опять знакомый человек. Класс был большой, некоторые дети оказались между собой друзьями или знакомыми-садиковые, дворовые. Я тогда была росленькой и поэтому оказалась на четвёртой или пятой парте.


  Парты были старые-цельные, тяжеленные, крашеные тёмно-коричневой краской,а крышки, сиденье и спинка-бледно-зелёные. В крышке дырочка для чернильницы, которыми мы не пользовались уже, и выемки для ручек.


  В первый же день у нас были уроки, тогда начинали учиться сразу же и по 45 минут. Тетради мы сдавали учительнице в первый же день. Потом у мамы какое-то время хранились мои первые тетради. В одной  на первом листе был нарисован огурец, а в другой помидорка. Это мы разукрашивали нарисованные нашей учительницей картинки.


  О чём говорила с нами Зинаида Алексеевна в первый день я не запомнила, была ошарашена этим днём и оглушена. Чувствовала я себя совершенно не в своей тарелке, несмотря на то, что  должна уже была уметь адаптироваться в коллективе. Да только и в саду я не больно с кем дружила, кроме Таньки. Её я точно вспоминала, думала как она там без меня с новыми детьми.


  Первый день как-то закончился, а дальше начались суровые будни и оказалось, что школа это совсем не праздник. Носить ежедневно букеты и белый фартук мне расхотелось сразу же.


  Сейчас сравниваю себя с Джимом из стивенсоновского "Острова сокровищ", которому по ночам всю жизнь слышался голос попугая. Потому что уже отучившись все десять классов, будучи сама мамой школьницы , я, проходя по улице Осенней, услышала знакомый зычный голос, по привычке втянула голову в плечи - учительница первая моя ругала следующих жертв обучения.

                31 августа 2012 года.


Рецензии
Добрый день, Жанна.
Приятно прикоснуться к Вашему прошлому. И свое вспомнить. )
Замечательно о детских впечатлениях рассказали.
Спасибо, до новых встреч,

Марина Клименченко   28.05.2018 16:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина)

Жанна Арефьева   28.05.2018 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.