Письма старой учительницы. Коллеге-воспитателю

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/08/31/1289)


                КОЛЛЕГЕ-ВОСПИТАТЕЛЮ.


                «Пишу тебе как коллеге. Офицеры тоже воспитатели».


        …Очень хорошо, что ты последовал примеру отца (1). Поэтому и не зачерствел душой, а стремишься к друзьям-товарищам, разыскиваешь их, чтишь прошлое. А прошлое славно не только памятью молодости, а и тем, что было достигнуто большим трудом… И хорошо, что состоялась встреча одноклассников, заставившая задуматься над этим. Хотя, мне кажется, не все это понимают. Отсюда формальные отписки, краткие телефонные общения…
        (Из письма от 09.11.2006г.).

        …Действительно, военная жизнь, её трудности вырабатывают в людях хорошие качества. Я в этом убедилась многократно и в доверительных беседах с выпускниками советовала выбирать этот нелёгкий, но благородный путь настоящего мужчины. И немало было потом благодарных воспоминаний. Но одно воспоминание очень трагическое.

        Было два мальчика – Костя и Сергей. Костя – блондин, Сергей – брюнет. Друзья! Костю я называла Сергеем, так как он – копия Есенина. Очень хорошо рисовал, и за это я ему многое прощала, даже когда в 8 классе друзья не явились на устный экзамен – забыли и загорали на озере. А сочинения он писал на тройки. При подготовке к экзаменам в 10 классе, предугадывая темы на экзаменах, я давала домашние сочинения, рекомендовала материал, но с обязательным иллюстрированием и оформлением в виде альбома. Лучшие сочинения потом выставлялись, ученики читали их.

        Костю увлекло это, он хорошо проиллюстрировал и удачно использовал рекомендованную литературу. Получил «5».

        Как-то зимой, на остановке, из троллейбуса буквально выскочил военный, схватил меня за руку и со словами «Это моя учительница», через толпу людей увлёк меня в троллейбус. Костя Машутин (Серёжка)! Курсант Киевского лётного училища! И рассказал, что именно тема его сочинения, по которому он получил «5», была на экзамене в училище. А он это сочинение знал почти наизусть.

        Потом неожиданная встреча была, когда он стал лётчиком. Рассказал, что женился на Лене Гусевой, на которую заглядывался ещё в 7 классе, что у них растёт дочь, и что он отправляется в Афганистан. «Провалил» бы он сочинение на экзаменах в Училище, не стал бы лётчиком (может, художником), был бы жив. Очень больно! Лена – вдова. Может это – судьба?! А у меня на сердце камень, будто грех…
        (Из письма от 21 апреля 2007 г.).

        …В одном из (твоих) писем сказано о зависти обывателей к жизни военных, а в другом – о безразличии «ко всему, что касается себя». Зависть, безразличие, равнодушие – главные недуги нашего времени.

        «…Равнодушие не свойственно  каждой клетке моей,
          Презираю спокойствие закрытых дверей…» (да ещё бронированных).

        Даже мне завидуют. Когда-то даже врач сказала: «Вы больная – а выглядите лучше меня, здоровой». Или же: «А мы до ваших лет не доживём!..». Будто я чьи-то годы проживаю.
 
        В одном из рассказов Альберт Лихоносов пишет о встрече с земляками Есенина на его родине:

        «- Сколько вам лет, бабушка?
          - А восемьдесят.
          - Ну-у…

        Она засмеялась, потому, что немного убавила года.

        - Уморилась считать года, деточка. А зачем тебе мои года? Открою правду – глядишь, и помру назавтра. А так живу, и живу, и всё молодая».

        Вот так и я живу, хотя возраст не скрываю. Но мысли всякие роятся. Хорошо летом: вокруг деревья, зелень и т.д. но всё дряхлеет, рушится, а ремонт непосилен и дорог. Уйти на этаж (2), уехать в Запорожье или ещё куда-нибудь?..

        …Энергия Юрия Прохоровича, стремление зарядить молодёжь восхищают меня (3). Хотя Юрий Прохорович пишет, что мало общался со мной, а я помню, что только он из всех отцов-военнослужащих (4) посещал школу, помогал классу и довольно часто.

        Я даже немного побаивалась, чтобы не ошибиться в чём-то. В нём чувствовалась эрудиция. В Армии, особенно после войны, да и в 60-е годы мало было образованных офицеров…
        (Из письма от 6 декабря 2007 г.).
 
        …Скоротать зимние месяцы помогли книги-подарки, за что я безмерно благодарна. Читала и перечитывала и И.Ильина, и А.Дементьева, а особенно книгу о В.Пикуле... Ю.Зенков цитирует В.Пикуля о чести офицера: «… офицер в моём понимании – это образец человека и поведения человека». В моём понимании тоже. И примеров тому в моей жизни было много. Был такой случай.

        Москва. Зимний короткий день, почти вечер. В кассе «Интуриста» подтвердили мой заказ на билет в Лондон. Ищу ближайшую сберкассу, чтобы обналичить аккредитив. Нахожу кассу в каком-то закоулке. Подходит моя очередь. И вдруг кассир громко говорит: «Вы берёте всю сумму – две тысячи?» Я вздрогнула. Как в бреду выхожу из кассы, ко мне подходит женщина и говорит:

        «Вы заметили, как кассир работает на воров?» А он тут, недалеко делает вид,  что рассматривает образцы бумаг на стенде. Она мне посоветовала обратиться к кому-нибудь из мужчин, чтобы проводил меня через переход к автобусу на ВДНХ. Я дождалась, когда выйдет из кассы офицер, стоявший тоже в очереди. Сказала ему, в чём дело. И он действительно проводил меня через переход. А вор, по-видимому, следил за мной.

        В наше время офицеру, да не поверить?!

        Как-то я отправила документы в Москву, в посольство Англии. А через три дня обнаружила, что не вложила фотографии. Поехала в аэропорт, узнала, кто из офицеров летит в Москву, и в открытом виде передала ему конверт с фото. На второй день позвонила в посольство, фото были получены…
        (Из письма от 27 марта 2010 г.).

     ___________________________________________

(1) -  я, как и мой отец, посвятил себя службе кадровым военным.
(2) - чисто Кишинёвское выражение: уйти из частного дома, поменяв его на квартиру в многоквартирном доме, то есть «на этажи».
(3) - О моём отце-офицере, который в моём школьном детстве не гнушался приходить в школу не только на родительские собрания, но и многие мероприятия, проводимые в школе и классе.
(4) - а таковых у нас была добрая половина класса, так как школа находилась на окраине города, рядом с военным гарнизоном.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/01/1305


Рецензии
Здравствуйте, Виталий!

Случай с Костей это роковое сечение обстоятельств. Невозможно было предположить.
Равнодушие - тоже одна из напастей. Очерствели люди к чужим несчастьям.
Вот и кассирши на воров работают...

Творческого вдохновения!
С теплом,

Рина Филатова   09.07.2020 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Катерина!
Мне было очень приятно, что Евгения Макаровна с добром отзывалась о моём отце
и его роли в качестве члена родительского комитета нашего класса, к чему он относился очень серьёзно и ответственно, часто выступал в школе на разных
мероприятиях. Мне даже показалось, что наша классная была даже чуточку
влюблена в него. Потому наверно я не только доверял ему содержание её писем,
но и способствовал их дальнейшей индивидуальной переписке (некоторые письма её
сохранились в нашем семейном архиве).
Её личная жизнь была весьма неудачна, насколько я мог видеть и в школе, а потом и получая её письма. Она не скрывала от меня свои боль и разочарования.
Её мужем был учителем молдавского языка, по национальности молдаванин, который преподавал свой предмет в нашей школе.
В те времена вопрос о нужности или ненужности изучения детьми военных (а таковых среди моих товарищей по классу было большинство) национального языка соял довольно остро (некоторые родители были настроены отрицательно, так как военная служба предполагала частые переезды в т.ч. в другие республики). Потому этот щепетильный вопрос решали на родительском собрании коллегиально. Большинством голосов было решено: национальныый язык - изучать (а мой отец был категорически "ЗА". Наверно здесь на это его решение повлияло собственное детство: он родился и вырос в Казахстане, и казахским языком владел свободно, а для его отца и моего деда казахский и подавно был практически родным - родные припоминали, что когда он в среде старых аксакалов рассказывал анекдоты на казахском, они покатвались со смеху).
Одним словом, родителями было принято решение - изучать нам всем молдавский язык. Вот этим учителем молдавского языка (так ненавистного нам всем)и стал муж нашей классной. В классе его не любили: и не только за ненужный нам язык, но и за его ненавистный нам всем образ и поведение. Толстый и бесцеремонный, нетактичный и самодовольный, плохо относящийся к большинству моих товарищей... И это только то, что бросалось нам в глаза и вызывало через него отвращение к изучаемому языку. И мы были недалеки от истинного "лица" этого субъекта. Очень много мне рассказала в своих письмах ЕМ (читайте далее!).
Прошло несколько лет, прежде чем я осознал глупость своего отношения к языку: приходилось общаться на молдавском и далее - в разных условиях (на рынках и в магазинах, на работах в колхозах, куда мы выезжали по осени на уборку урожая и т.д.). А потом - где-то вычитанная умная фраза о том, что человек есть столько раз человек, сколькими языками он владеет: не раз по жизни в правоте этого утверждения убеждался...
Приступаю к студенческому разделу Вашей повести.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   09.07.2020 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.