Письма старой учительницы. Учителям некогда читать
УЧИТЕЛЯМ НЕКОГДА ЧИТАТЬ!
«За тетрадями, планами, общественной работой
учителям некогда читать, но самым приятным для
меня всегда было чтение».
(О присланных книгах, вырезках из газет, распечатках
из литературных статей, и в целом о литературе,
культуре).
...С философией Ницше я знакома в объеме институтской программы, с его теорией «сверхчеловека». Внимательно прочла главки из «Так говорил Заратустра» (Вместе с книгой русского философа Ивана Ильина «Книга раздумий» я выслал, для сравнения, выдержку только одной главы из книги Ницше «Так говорил Заратустра» – о женщинах. В.Г.). Его истина – «плётка». Хотя, конечно, это непростой человек. Философ! Но вредный! Опасный!
Есть у меня Библия. В Москве финны прямо на Красной площади раздавали. Мне дали даже две. Читала с карандашом в руке. Много прочла из «Ветхого Завета», а потом бросила. Пришла к примитивному выводу: Иисус искупил грехи своих единокровных. Которые так страшно и много грешили.
В Кракове, оплоте польского католицизма, а потом и в Англии, на вопрос – верую ли я в Бога – отвечала: Бог в душе Человека!..
(Из письма от 25 апреля 2008 г.).
…Читаю и перечитываю И.Ильина. Кроме того, что он замечательный доступный философ, он ещё и художник. Он красочно, живо описывает природу и человека. Искренно. Правдиво, вдохновенно подводит человека к Вере. И по Ильину уверовать в Бога – почти такой талант, как художника, композитора, писателя и т.д. Не всякий человек по-настоящему может прийти к Богу, уверовать. Потому так много фальшивых верующих. Книга Ильина, я думаю, под силу даже подросткам. К сожалению, не многие читают подобные книги… Пусть это примитивно, но в моём восприятии Бог – это природа и духовность. И книга Ильина укрепила в этом мою веру, моё понимание Божественного…
(Из письма от 15 декабря 2008 г.).
…Перечитываю письмо, где так хорошо сказано о книгах, в памяти оживают разные эпизоды и образы. Не могу похвалиться, что много читала, так как за тетрадями, планами, общественной работой учителям некогда читать, но самым приятным для меня всегда было чтение. В разных условиях нам приходилось жить: когда даже в школе вечерние классы занимались при керосиновых лампах. Но читали и при лампе.
Когда первое время после войны стал появляться электрический свет, то это было праздником. Подавали электричество в осенне-зимнее время с 20 до 24 часов, а в праздники – всю ночь.
Коллектив был большой: интеллигенция всего посёлка – учителя, воспитатели детского дома, работники больницы, служащие МТС – все собирались в школе. Под этот шумок я и убегала с веселья для чтения.
Какое впечатление произвела на меня книга о Ж.Ж.Руссо «Мудрый чудак»! Не помню автора и многое другое, но как правдиво выражение – «Хитрость – глупость ума»! Где человек не может взять умом, пытается брать хитростью. Не люблю хитрецов!
Стихотворение А.С.Пушкина о Кишинёве (В моем письме к Е.М. прозвучал отрывок из его стихотворения «Из письма к Вигелю», 1823 г.: «Проклятый город Кишинёв! Тебя бранить язык устанет…». В.Г.) не столь пророческое, сколько «знаковое», хотя он никакой политики в него не вкладывал, чутьём берёт гений и пророчествует.
Современная молодежь мало читает. Книгу заменило кино, компьютер. Я уже по своей работе заметила, как из года в год учащиеся всё меньше читают, всё труднее было работать с ними…
(Из письма от 16 августа 2008 г.).
…Читаю книгу о Пикуле В. («Живёт страна Пикулия», изданная женой В.Пикуля). Порою очень и очень больно, до слёз. Какая непоправимая утрата! Бросаюсь к телефону, хочу поделиться с коллегами своими чувствами, читая некоторые места. Не всегда нахожу понимание. Безразличие! Зачерствели люди!..
…А.Солженицына читала много, но «200 лет с Россией» не читала. Да сейчас у нас и негде взять, в библиотеках больше румынских книг. Русские книги продают бабушки, но больше просто выбрасывают на мусорку…
(Из письма от 21 ноября 2009 г.).
…Присланную в подарок книгу Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» я просто проглотила – настолько эта книга захватила меня, я жила жизнью её героев. Интересно то, что я читала-читала, и обратила внимание, что главного героя называют Линдсей, Линбаба и просто Лином. А потом начинаю вспоминать и искать то место, где ему дали имя Шантарам, в котором и заключён весь смысл книги, и никак не могу найти.
Как мало мы знаем об Индии, Афганистане, Пакистане! Какие обычаи, порядки, законы в Индии! Какие замечательные, правдивые характеристики этой книги! особенно тронуло меня утверждение, что сила «Шантарама» в утверждении радости прощения. «Надо уметь сопереживать и прощать. Прощение – это путеводная звезда в темноте»…
…Дочь соседей Катя, увидев у меня «Шантарам», сказала: «Хорошая книга, её уже печатают в Интернете». Но не загорелась желанием взять и прочитать книгу. И такое отношение к книге началось с экранизации классической литературы. Где-то до 1970 года ученики ещё читали нужные по программе произведения, а уже потом стали ссылаться на кинофильмы…
(Из письма от 18 сентября 2012 г.).
…Давно уже начала перечитывать классику. Не по плану. А то, что в наличии: Бунин, Куприн, Тургенев. Недавно начала Некрасова. Цитату В.Белинского из рецензии на творчество Лермонтова и поэта вообще применима и к Некрасову. Такое мнение о поэзии Некрасова у меня сложилось давно, почти выстрадано и не однажды высказано на «литературных чтениях». Некрасов продолжил Лермонтова. Его поэзия «есть жизнь», его боль. Он, как и «неистовый» Виссарион, «гуманно мыслить научил, едва ль не первый вспомнил о народе, едва ль не первый… заговорил о равенстве, о братстве, о свободе».
Некрасовская «Саша» перекликается с «Сашкой» Лермонтова, но это более поздняя эпоха:
«Странное племя, мудрое племя
В нашем отечестве создало время!
Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! – современный герой!
* * * * *
Зреет и крепнет душа под грозой.
* * * * *
В добрую почву упало зерно –
Пышным плодом отразится оно!»
Это страстный призыв «сеять разумное, доброе, вечное»…
…Книгу Саввы Ямщикова («Россия и бесы», М. «Эксмо», 2011) (*) я просто «проглотила», а теперь перечитываю. С душевной болью, неистово, пропуская всё через себя, он выражает взгляды народа на творимый беспредел, будто глазами народа наблюдал и высказывал то, что чувствует каждый неравнодушный, а точнее – патриот. Недаром все, подвизающиеся на поприще хулы, ассоциируются с бесами, а у меня – с крысами, пацюками, пьецухами. Какие меткие заголовки к отдельным главам! Но больно читать его призывы опомниться, задуматься над происходящим.
В стихотворении Некрасова «Приговор» есть такие строки:
«Камень в сердце русское бросая,
Так о нас весь Запад говорит.
Заступись, страна моя родная!
Дай отпор! Но родина молчит…»
О правильности преподавания литературы в школе очень хотелось бы поговорить, но невозможно, нелегко. В одном из писем ты говорил, как твой дед Флегонт учил тебя читать книги. И научил, не будучи учителем, любить литературу. По-разному и разные учителя учили наше поколение. А было оно самым читающим поколением в мире.
Чтобы научить ощущать счастье, восторг, наслаждение, гордость, научить изучать литературу, нужен, конечно, жизненный опыт. А где его взять начинающему учителю? Но это не беда! Учителю нужна свобода, а не различные методические разработки, навязывание идеологических норм и догм.
И всё же, как ни трудно и даже голодно, какие бы штампы не давили на нас, мы читали, используя любую возможность. За последние «гроши» покупали книги. Первые книги, купленные мною за стипендию, были: избранное Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Горького. Чтобы их не унесли из общежития, я их подписывала. Наивность! Всё равно унесли по частям…
… С удовольствием читала «Сакура и дуб» (Всеволод Овчинников «Ветка сакуры» и «Корни дуба», М., «Аст», 2007 г.) (*). И хотя я не общалась в чисто английской среде, но почти всё так и есть. Поразило меня лишь то, что вроде бы англичане как нация изменились коренным образом после потери своих колоний. Бросается в глаза ухоженность угодий и пастбищ, спокойствие, размеренность ритма жизни, любовь к природе и особенно к животным. Разительная несхожесть с континентальной жизнью. Такое ощущение, что ты находишься в каком-то вакууме или в волшебном, сказочном царстве. Прочитав, я будто бы вновь посетила Англию.
Как мало пожила Марина Цветаева (Сборник стихов Марины Цветаевой) (*) и как много сделала. Хотелось бы высказаться подробнее о её творчестве. Я прочитала, а потом перечитала сборник и условно разделила её творчество на три основных периода. Первый – до 1920 года. В двадцатые годы чувствуется влияние модных тогда течений – замысловатость. Не всё у неё читается легко. И из-за того, что она долго жила за рубежом, в Советском Союзе о ней умалчивалось, а зачастую и подвергалось критике за «уход от действительности, упадничество, разочарованность». И правда, свой ранний уход из жизни она предвидела и это прослеживается в её стихах.
(Из письма от 18 декабря 2012 г.).
__________________________________________________
(*) – Все указанные книги были подарены Евгении Макаровне на 85-летие в ноябре 2012 года.
Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/02/1001
Свидетельство о публикации №214090200903
Да, мало читают сейчас.
Школьники находят занятия поинтереснее.
Взрослые читают, но больше развлекательное чтиво.
Классика многим скучна.
Очень жаль...
Творческого вдохновения!
С теплом,
Рина Филатова 15.07.2020 08:46 Заявить о нарушении
Хотел задать Вам отвлеченный вопрос:
http://forum-msk.info/threads/viktorija-garsija-bernal-kto-ona-biografija-nastojaschee-imja.3279/
Вы не знаете, кто она такая? Вроде бы из Ваших мест и образование - почти такое же.на тут выложила свои интернет-рассуждения о природе гонений на нашего Фургала - довольно логичные и последовательные:
С поклоном, Виталий
Виталий Голышев 16.07.2020 09:20 Заявить о нарушении