Cнегопад

      Виктор пришёл на работу как всегда чуть раньше, но уже с порога услышал громкий голос своего начальника. Зуев разговаривал по телефону, то молча кивал, то оправдывался.
     Зуев - начальник Новосокольнических электрических сетей Псковэнерго, строгий, но честный и порядочный человек.

     - Витя, поступила жалоба от хуторских, села Погостище, нет света у них уже третий день. Возьми Емельянова и разберитесь там на месте, в машине возьмите инструменты и лазы, придётся лезть на опору, там на линии было короткое замыкание , - объяснил Зуев.
     - Вот эта опора, до неё восемь километров, не далеко, дойдёте на лыжах, машина, одна занята, другая на ремонте, у Лены возьмёшь наряд, ты производитель, Емельянов исполнитель. Вперёд. Вечером жду!- проинструктировал он, отвернувшись от топографической карты района разложенной на столе.

     За полчаса мы собрались, одели лыжи и двинулись в путь. Снег хрустел под лыжнёй, идти было легко. "Емеля" местный и более опытный лыжник, ушёл вперёд, Виктор как мог поспевал за ним. Через час мы уже были на месте, в чистом поле проходят две линии электропередач 10-ть тысяч вольт,  расстояние между ними около двадцати метров.

     - Как бы не ошиблись при отключении, - подумал Виктор, вытащив из внутреннего кармана куртки рацию.
     - Говорит Виктор, мы прибыли на место, прошу отключения линии согласно наряда номер 85-ть. Прием, - доложил Виктор. - Отключение произведено, производство работы разрешено, - ответил диспетчер.

     Монтёр молча одел лазы и взяв сумку с инструментами, полез на опору. Подлезая ближе к обгоревшему изолятору он перехватив сумку в правую руку, левой рукой вынул из неё указатель напряжения, необходимо проверить, что напряжение снято. На указателе лампочка не загорелась, значит опасное напряжение снято, можно работать - заменить сгоревший изолятор.

     Беда случилась мгновенно, когда Емеля взялся за провод, его затрясло, рука потемнела, из под одежды пошёл дым, запахло горелым. Витя не растерялся, и быстро размотав заземляющий провод, голый медный проводник 20-ти метров длины, набросил его на провода линии, замкнув таким образом все три провода вызвав короткое замыкание на линии и отключение её от релейной защиты.

     Монтёр сразу обмяк, и стал сползать вниз. Витя схватил его за ноги и повалил беднягу на снег. Емеля дышал, изо рта шёл лёгкий дымок - значит жив. Виктор набросал на него побольше снега, чтобы охладить тело, которое обгорело.

     Небо посерело, подул сильный ветер, затем пошёл снег. Через пять минут на расстоянии пяти метров ничего нельзя было разглядеть. Но нужно идти назад к людям, дорогА каждая минута. Привязав монтёра к лыжам, другой конец привязав к поясу, Виктор поволок раненого по снегу. Периодически он останавливался, проверял дыхание и пульс пострадавшего. Потом немного передохнув, захватив обледеневшую верёвку окоченевшими руками тащил раненого далее. Несмотря на тёплые рукавицы, пальцев  уже не чувствовал. Снег забивался за ворот полушубка, слепил глаза. 
     - Ты говори, не молчи, - просил Виктор.
     - Брось Петрович, заплутаем, снегом скоро нас занесёт, пока не стемнело беги приведи людей, - шептал Емельянов.

     Виктор упрямо волок раненого дальше. По рации он доложил о происшествии.  Медицинскую помощь уже вызвали, но до неё ещё нужно дойти. В конце концов Виктор впереди увидел огни фар и услышал гул моторов. Ему на встречу мчались снегоходы. Замерзшими руками он достал из кармана спички и поджёг весь коробок. Окончательно обессилив упал в сугроб.

     Как сквозь густой туман, видел мелькание человеческих тел, куда-то везли, потом несли на руках. Проснулся Виктор в больничной палате, рядом с кроватью сидела жена Оля, у двери стоял Зуев.
      - У тебя лёгкое обморожение кистей рук, врачи смазали их и забинтовали, скоро пройдёт, - объяснил начальник. - Емелю ты спас, за что тебе благодарность от всего коллектива. Обгорел он сильно, но жить будет.
 
      - Как на линии оказалось напряжение, диспетчер доложил, что линия отключена, - возмутился Виктор.
      - Там две линии рядом,они одного класса напряжения, оперативная бригада перепутала и отключила не ту линию, а указатель необходимо было проверить, в инструкции написано об этом.
        Она написана кровью. Выздоравливай...


Рецензии
Проверив отсутствие напряжение, необходимо сразу же наложить заземление. Я всегда формулировал - "что без заземления, то под напряжением". Кстати, я из этого рассказа понял, что события происходили в Псковэнерго. Нахлынули воспоминания.
Я работал в 5 высоковольтном района Ленинградской высоковольтной сети Ленэнерго.
В конце 50-х мы подключили г. Псков к Ленэнерго, строительством линии 110 кВ от Нарвской ГЭС. Включена подстанция №53. затем от нее пошли линии на Изборск, Льнокомбинат, Машзавод, на Остров. Затем были созданы Псковские сети и на их основе Псковэнерго.

Артем Кресин   21.12.2021 01:19     Заявить о нарушении
Приятно и неожиданно встретить коллегу в здесь в проза.ру. Я в 1986-ом работал мастером в Великолукских ЭС, обслуживали в основном районные подстанции и ЛЭП-10Кв, монтёры слабо подготовленные были хоть и старались, часто выпивали. О заземлении ЛЭП перед производством работ прекрасно знали, но иногда просто лень было, об чём и рассказ - предупреждение. Есть золотое правило в энергетике - ОПЗ, означает - отключи, проверь, заземли! Спасибо за отзыв! Я уже почти пенсионер и о профессии можно только вспоминать - было много интересного и памятного. У меня приличный опыт. Живу в Кишинёве. Если пожелаете, то можно переписываться в Личную, такое тут есть. С Уважением, Павел!

Павел Пегас   21.12.2021 10:17   Заявить о нарушении
РУ меня много статей, связанных с работой. "Звездные часы..." "коллегам электрикам" "Производственный опыт"

Артем Кресин   21.12.2021 10:25   Заявить о нарушении
Продолжу, "Федор Максимович" "Кресло определяет сознание" "Сергей Борисович" "Ода торфушке" "Командировка" "Линейщики"

Артем Кресин   21.12.2021 10:29   Заявить о нарушении
найду время, почитаю!

Павел Пегас   21.12.2021 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.