Что понимается под интеллигенцией?

 
В свое время, лет пять назад, я собрал представления о том, что   такое интеллигенция, и может ли она влиять на ситуацию в стране. Это были замечания к  статье Вячеслава Костикова «А что ты сделал для…?» АиФ № 26 (1495). Я привожу их далее. Вызвано это тем,  что в последнее время снова появилась тенденция во всем происходящем обвинять интеллигентов.
«Сейчас модно ругать интеллигенцию и интеллигентов, понимая под ними что- то свое, личное. Так и автор, видимо, не очень знаком с термином интеллигент и интеллигенция. Позволю себе напомнить некоторые сведения по этому термину из справочной литературы.
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от латинского intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен русским писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигент. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах.»
«Одним из фундаментальных признаков русской интеллигенции является ее принципиальная оппозиционность к доминирующим в социуме институтам. Эта оппозиционность прежде всего проявляется в отношении к политическому режиму, к религиозным и идеологическим установкам, но она может распространяться также на этические нормы и правила поведения и т. п. При изменении этих стандартов меняется характер и направленность, но не качество этой оппозиционности. Именно традиция оппозиции, противостояния объединяет интеллигенцию разных поколений: интеллигенция всегда против — прежде всего она против власти и разного рода деспотизма, доминации. Соответственно, например, русская интеллигенция — атеистична в религиозном обществе (как это было в императорской России) и религиозна в обществе атеистичном (как это было в Советском Союзе). В этом, вообще говоря, слабость русской интеллигенции как идеологического движения: ее объединяет не столько идеологическая программа, сколько традиция противостояния, т. е. не позитивные, а негативные признаки. В результате, находясь в оппозиции к доминирующим в социуме институтам, она, в сущности, находится в зависимости от них: при изменении стандартов меняется характер оппозиционности, конкретные формы ее проявления .
Русская интеллигенция — всегда оппозиционна, это та группа общества, которая в принципе, по самой своей природе, не может быть привлечена к участию в государственной деятельности, не может быть вовлечена в бюрократическую машину; строго говоря, интеллигент не может принадлежать к бюрократической администрации, он не может управлять, администрировать.»
«В этом смысле интеллигенты могут напоминать монахов, которые отказываются от мира; интеллигент отказывается от мира бюрократического, государственного, он противопоставляет духовные ценности государственной системе. В этом же смысле интеллигент противоположен дворянину. Русское дворянство — это именно служилое сословие, русский дворянин служит (что отражается и в этимологии слова «дворянин»: в отличие от соответствующих западноевропейских слов здесь подчеркнута идея не благородства происхождения, не высшего общества, а приближенности к государю, идея службы) . Дворянин — это «слуга царю» и слуга государства, государственной системы, который в принципе обязан подчиняться всем стандартам данного общества В отличие от дворянина, который служит царю, интеллигент может служить только идее: если дворянин служит государству, то интеллигент служит обществу (хотя понимание этого служения может быть различным в разные исторические периоды)»
«Отсюда следует, что интеллигенция, которая может рассматриваться как своего рода культурная элита, по существу своему не может принадлежать к социальной элите: соответственно, интеллигент не может быть богатым, он не может обладать властью, он не должен быть администратором. Все это действительно напоминает монашеский орден: подобно монахам, интеллигенты в некотором смысле отказываются от мирского и сосредотачиваются на духовном (при том, что понятия «мирского» и «духовного» наполняются в этом случае другим содержанием).
Таким образом, интеллигенция не столько характеризуется какими-то самостоятельными и имманентными признаками (которые позволили бы констатировать наличие или отсутствие данного явления вне зависимости от историко-культурного контекста), сколько противопоставленностью другим социальным явлениям. Интеллигенция прежде всего осмысляет себя в отношении к власти (в частности, к царю как олицетворению власти) и к народу. Отношение к власти и к народу определяет, так сказать, координаты семантического пространства, положительный и отрицательный полюсы: интеллигенция противопоставляет себя власти, и она служит народу (которому она, тем самым, фактически также себя противопоставляет). При этом и понятие власти (в частности, представление о монархе), и понятие народа с течением времени могут менять свое содержание, на разных исторических этапах они могут приобретать совершенно различный смысл — и это, естественно, отражается на поведении интеллигенции; тем не менее, сама противопоставленность, сама структура отношений — сохраняется.»

Выделим основные черты интеллигенции:
1. «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от латинского intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.»
2. «Одним из фундаментальных признаков русской интеллигенции является ее принципиальная оппозиционность к доминирующим в социуме институтам. Эта оппозиционность прежде всего проявляется в отношении к политическому режиму, к религиозным и идеологическим установкам, но она может распространяться также на этические нормы и правила поведения и т. п.»
3. «Русская интеллигенция — всегда оппозиционна, это та группа общества, которая в принципе, по самой своей природе, не может быть привлечена к участию в государственной деятельности, не может быть вовлечена в бюрократическую машину; строго говоря, интеллигент не может принадлежать к бюрократической администрации, он не может управлять, администрировать.»
4. «Отсюда следует, что интеллигенция, которая может рассматриваться как своего рода культурная элита, по существу своему не может принадлежать к социальной элите: соответственно, интеллигент не может быть богатым, он не может обладать властью.»
 Таким образом, к интеллигенции не относятся все люди, занимающие какие – либо должностные (чиновничьи) посты, не относятся политики, т.к. они примиряются с существующей властью, не относятся многие действующие деятели культуры, науки, образования, медицины, как по отношению к власти, так и по личностным свойствам.
Поэтому требовать от интеллигентов чего – либо в масштабах государства – бессмысленно, они делают свое дело молча и кропотливо, помогая конкретным людям. И до тех пор, пока в России не появится их больше, говорить о моральном возрождении страны нельзя.


Рецензии
сам себя не отношу к интеллигенции
зато другие меня относят
так толком и не узнал что это такое
как то Спокойнее стало
но я не рабочий,не крестьянин,не чиновник,не полицейский
конечно не военный.К бичам трудно себя отнести.
лицо без определённых занятий короче.
не будешь же перечислять чем занимаешься.
ну и не перечисляю.А про смысл жизни и вообще ..и не говорю никогда.
жена есть,но женатым себя не чувствую.
хотя не изменял вроде ,хотя и тут Неясность.
единственно чему хорошо выучился..это печатать буквы.
всю жизнь этим занимался--начиная с армии.
но телеграфистом машинистом так и не стал.
не тунеядец,хотя по народным понятиям--всю жизнь не работал.
короче Печаль одолевает от Выяснений--не выясняю больше.

Анатолий Бурматоф   28.03.2016 07:20     Заявить о нарушении
Это же прекрасно, через все прошел, покой нашел , вот и храни его!

Владимир Пильников   29.03.2016 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.