Назидание потомкам или порка глупости

НАЗИДАНИЕ ПОТОМКАМ ИЛИ ПОРКА ГЛУПОСТИ
(Критика поэмы "Абай Кунанбаев Слова Назидания" Анара Лизари)

Пыль осыпается с прописных истин, назидания как тезисы для очередного съезда советов рассыпаны по всюду в искусстве, литературе, нравоучениях учителей, выступлениях руководителей... Куда не шагни, обязательно вляпаешься в какую-нибудь мудрость... Вроде и правильно, на красный свет не ходи, шарфом горло заматывай, твори добро и бросай в море, но так все приелось, и так это все далеко от реальной жизни, что воспринимаешь такие поучения как обязательный ритуал, вроде попа с кадилом на могиле безвременно почившего... И вот очередной "мудрец" сидит в высоких кабинетах, приближает свою страну к светлому будущем, а свой век к поре закатной, вдруг спохватывается, что еще не оставил поучения миру, что еще не не подвел итог жизни трудной и поучительной, и вот тогда он достает лист бумаги и в мудром размышлении, отключив телефоны начинает творить... Причем сначала творит тайком от случая к случаю, а потом втягивается и уже полностью растворяется в работе объемной и многозадачной... Постепенно пишется книга, или создается сборник стихов, или оживают стражи прошедших лет в мемуарах мыслителя... Надо сказать, что итоговый труд иногда бывает так удачен, что входит в школьную программу, как например вошла небезызвестная "Малая земля" большого руководителя великой страны с грозными бровями и слегка картавым голосом...

Я жил хорошо или плохо
 И вот, до преклонного возраста д'ожил.
 Не буду  об этом  тужить.
 Все бренны деяния,  вот собираю по крохам
 Плоды, что в борьбе и страданиях множил,
 И в спорах бесплодных о том, как устроена жизнь.

Дзинь!... Прозвучала струна... Вы слышали ее звон?... Уж что-то завлекательно раздался ее звук... В бесплодных спорах о жизни и бренных деяниях автор хочет передсть свой опыт и вразумить нас ныне живущих...  Ну посмотрим-посмотрим чему там нас будут учить, и как будет развиваться художественность и поэтичность поэмы...

 Теперь чем хотел бы заняться?
 Пресытившись всем, озадачен вопросом -
 Как  жизни остаток прожить?
 Хотелось достойно. И вот, что я думаю, вкратце:
 Чтоб править народом, а это я знаю, не просто,
 Нужна пылкость юноши. Я те прошёл рубежи.

Довольно здравомыслящий взгляд, чтобы народом управлять нужна пылкость юноши, как и в любом начинании, но наш одряхлевший аксакал понимает, что стар для управления и отказывается от него... Чего не скажешь по кремлевским старцам, которых в гробах по красной дорожке выносили из кремля...  Ну, чтож... с этой идеей мы согласимся. Не стоит управлять страной, тем более, когда и не дают поправить...

Умножить стада свои можно.
 Пусть дети растят этот скот, раз им надо.
 Богатство оно как болезнь,
 А из унизительности бытия - выход ложный.
 На радость  ворам, проходимцам растишь своё стадо.
 Ещё попрошайки стремятся в карман к тебе влезть.

Это как про попрошаек и проходимцев сказано-то верно?.. Ведь ищут негодники повода, чтобы свою медную копеечку утащить...  Вот помнится пришел как-то новоявленный Чичиков к главе города, подпольному миллионеру, бросил шапку наземь и говорит, дай мне миллион, я тебе три верну!.. А ты что будешь иметь с этого?.. спрашивает его глава города, опытным взглядом оценивая просильщика, а три и буду иметь... отвечает тот. Так какой же тебе резон все отдавать?.. А резон есть... Коли принесу я тебе три, то уже попрошу пять, чтобы сделать пятнадцать, только с того я тебе уже не пятнадцать миллионов верну, а десять... А пять уже себе оставлю... Резоно, удивился глава, а почему бы не дать?.. И мне доход, и хорошему человеку помощь. Вообщем дал он миллион... Догадайтесь, что стало дальше?... Правильно. Исчез наш попрашайка-вор с этим миллионом. Вот почему пишется в строке, что попрошайка стремиться в карман тебе залезть... Чтож.. хороший урок!.. Посмотрим, чему дальше нас будут  учить.

Я в детстве бывало, услышу:
Казахи, смеясь над  узбеками,
 Кричали -  «сарт-сурт»* им в глаза.
 За то, что откуда-то носят камыш - кроют крыши,
 Трещат без умолку,  бранятся за спинами, бегают
 Пугливо от каждого шороха и лебезят.

 Ногаев поругивать тоже
 Любили казахи и их называли нокаями**
 За то, что  боятся верблюда,
 За то, что на беглых солдат все похожи,
 И, что торгаши, что слабы эти люди ногами:
 Пешком ли на лошади - всё отдыхать часто любят.

Просто потрясающий момент национальной спеси демонстрирует поэт, причем этот момент всегда скромно умалчивает, признаки небрежности к другой нации проявляют все без исключения народы. Тема деликатная, и вот наш поэт начинает высмеивать эту потребность себя возвысить, а другой народ принизить. И он показывает эволюцию, как подавшись национальной спеси он верил этим рассказам, а потом вдруг обнаружилось, что этим прикрывается зависть и слабости, и уже учит с уважением относиться к другим народам, ценить в них их достойные качества и заимствовать на благо своего.... То, что поэт вот так смело с добродушной иронией высмеивает собственный народ говорит о высокой духовной силе и правильному взгляду на мир.

Бог мой!— думал с гордостью я
 Нигде не найти мне на свете народа
 Достойнее чтобы он был
 И чтоб благородней, чем наша казахов семья.
 И радовался, а теперь вижу вроде
 Ошибся – и сарт и урус и ногай - полны сил.

 А мы-то казахи стоим
 На месте и в распрях уже все погрязли.

Еще удивительней автор поднимает тему, которую не менее лицемерно скрывают люди, - отношение к богатству. Деньги ценность и это неоспоримо, и каждый народ находит пословицы для прославления достатка. Есть такие пословицы и у Казахов, которые откровенно показывают значение достатка. Но что удивительно, автор не разделяет смысла этих народных пословиц, он не соглашается с ними, он протестует против них!.. И в этом его решительном протесте есть подлинное понимание тех ценностей жизни, которые не соотносятся с деньгами и даже противостоят ему.

Детей они с детства учили:
 Что  нищему даже отец его станет чужим,
 Что «лик у богатого светел»,
 «А у бедняка и лицо -  всё равно что точило».
 «Джигит – он что волк, хлеб в пути раздобудет, чтоб жить»
 «Кто голоден, в дом,  где поминки идёт - там приветят».

 Что «Скот – плоть от плоти казаха»,
 И что  почитаем тот муж, у кого есть  стада,
 Забота о них – так, безделье.
 Добыл скот обманом – живи без упрёка и страха!
 «Рука, та, что брать научилась – сумеет и дать»
 И если приносишь дары, не осудят за дело.

Как истый философ поэт рассуждает кому он может передать учение и кто воспримет его знание?.. И приходит к выводу, что люди неспособны к восприятию истин, что они озабочены своими проблемами и живут своим умом, который снимают с собственной макушки.

А вор и мошенник лукавый –
 Не станет он слушать, мораль, наставленья ему ни к чему.
 Злодея учить бесполезно.
 А что  бедняки? Те могли бы прислушаться, как бы
 Не надо им было заботиться о пропитании. А потому,
 Я к этим овечкам смиренным и сам с наставленьем не лезу.
 
 А если начнёшь их учить,
 «Не трогайте нас»,  говорят, «а идите к тем, кто понимает.
 Раз это не нужно богатым -
 То как эти знанья и школа помогут наш быт изменить?

Вы заметили как страдальчески-пафосно признаются поэты в любви к своей Родине?.. Как они славят поля, дола, горы, подвиги, устремления... И выражают восхищение всему, что видят в своем народе... И всюду на нас льются потоками славословия великой державе, славным людям, большим достижениям... И вдруг, находится отступник, вроде нашего поэта, который вдруг пишет такие строчки:

Вот сам я казах, но люблю ли
 Казахов - не знаю. Когда бы любил -
 Одобрил их нравы тогда.
 Нашёл бы я в их поведении  малость любую
 И ей  утешался, довольствовался, и хватило  бы сил,
 Чтоб радостно качествам этим хвалу мне воздать.

Представьте себе, что по первому самому главному каналу в России выступает поэт, который скажет примерно так...

Вот сам Я РУССКИЙ, но люблю ли
РУССКИХ - не знаю. Когда бы любил -
 Одобрил их нравы тогда....

Скандал бы был грандиозный... Поток возмущенных писем зрителей, обращений депутатов, выступлений деятелей культуры, которые бы осуждали пропаганду вражды к России, и как минимум руководитель канала был бы уволен, а как максимум, поэт дерзнувший так отозваться о русском народе был бы депортирован на запад... Теперь вы можете понимать спокойную силу поэта, который объективно дает отчет себе, любит или нет он свой народ... Вообще вся поэма переливается поучениями и осуждает глупость людей, я бы назвал это поркой глупости, читается это все с интересом и живым языком изобличается глупость и восхваляется мудрость.

 Смельчак – тот, в ком есть сострадание,
 Обиженному словно брату готов он помочь,
 И сердце болит за него.
 Коль смелое сердце - его только слушать он станет,

Вот каков наш поэт, вот почему он смотрит прямо и честно на свой народ. И вот почему он поэт истинный в отличии от тех болтунов-которые признаются в безграничной любви к Отчизне и получают медальки за усердие из рук сильных мира сего...

Однажды поспорили трое -
 Три качества: Воля, Рассудок и Сердце -
 Кто среди троих  их  главней?

Притча незаметно вплетается в ткань поэмы, и ведутся рассуждения о значении этих качеств. Слушатель получает ясное понимание что и от чего зависит, после чего поэт делает замечательный вывод о том, что даже пыль вялятся целебной с ног человека, который соединил эти три качества... Красивое и верное сравнение.

 Весь мир – океан. Время – ветер.
 И  волны одна за другой словно братья:
 Постарше кто - те  впереди,
 А младшие скоро придут, не заметив
 Сметут их,  заменят. И будут обратно
 За ними других поколенья  идти.

Широкое сравнение окунает нас в размышления о бренности мира и мы воспарив над океаном жизни видим как поколения-волны идут друг за другом и угасают у цели-земли. Это показывает нам ограниченность нашей жизни и роль в цепи поколений. И подытоживает свое поэму автор замечательными строками, коими мы и закончим небольшой анализ этой замечательной поэмы, которая открыла нам мудрость выдающегося сына казахского народа Аабя Кунанбаева в переложении на стихи Анаром Лизари. Удачи автору в дальнейших творческих планах.

И тот, у кого будет много
 Любви, справедливости, тот человечнее значит
 Он будет мудрец  и пророк.
 И к знаниям тем, что наука проложит дорогу
 Нельзя без любви и без правды идти, а иначе:
 Те знания - вред человечеству, и на пути его рок.


Рецензии