Назидание потомкам или порка глупости
(Критика поэмы "Абай Кунанбаев Слова Назидания" Анара Лизари)
Пыль осыпается с прописных истин, назидания как тезисы для очередного съезда советов рассыпаны по всюду в искусстве, литературе, нравоучениях учителей, выступлениях руководителей... Куда не шагни, обязательно вляпаешься в какую-нибудь мудрость... Вроде и правильно, на красный свет не ходи, шарфом горло заматывай, твори добро и бросай в море, но так все приелось, и так это все далеко от реальной жизни, что воспринимаешь такие поучения как обязательный ритуал, вроде попа с кадилом на могиле безвременно почившего... И вот очередной "мудрец" сидит в высоких кабинетах, приближает свою страну к светлому будущем, а свой век к поре закатной, вдруг спохватывается, что еще не оставил поучения миру, что еще не не подвел итог жизни трудной и поучительной, и вот тогда он достает лист бумаги и в мудром размышлении, отключив телефоны начинает творить... Причем сначала творит тайком от случая к случаю, а потом втягивается и уже полностью растворяется в работе объемной и многозадачной... Постепенно пишется книга, или создается сборник стихов, или оживают стражи прошедших лет в мемуарах мыслителя... Надо сказать, что итоговый труд иногда бывает так удачен, что входит в школьную программу, как например вошла небезызвестная "Малая земля" большого руководителя великой страны с грозными бровями и слегка картавым голосом...
Я жил хорошо или плохо
И вот, до преклонного возраста д'ожил.
Не буду об этом тужить.
Все бренны деяния, вот собираю по крохам
Плоды, что в борьбе и страданиях множил,
И в спорах бесплодных о том, как устроена жизнь.
Дзинь!... Прозвучала струна... Вы слышали ее звон?... Уж что-то завлекательно раздался ее звук... В бесплодных спорах о жизни и бренных деяниях автор хочет передсть свой опыт и вразумить нас ныне живущих... Ну посмотрим-посмотрим чему там нас будут учить, и как будет развиваться художественность и поэтичность поэмы...
Теперь чем хотел бы заняться?
Пресытившись всем, озадачен вопросом -
Как жизни остаток прожить?
Хотелось достойно. И вот, что я думаю, вкратце:
Чтоб править народом, а это я знаю, не просто,
Нужна пылкость юноши. Я те прошёл рубежи.
Довольно здравомыслящий взгляд, чтобы народом управлять нужна пылкость юноши, как и в любом начинании, но наш одряхлевший аксакал понимает, что стар для управления и отказывается от него... Чего не скажешь по кремлевским старцам, которых в гробах по красной дорожке выносили из кремля... Ну, чтож... с этой идеей мы согласимся. Не стоит управлять страной, тем более, когда и не дают поправить...
Умножить стада свои можно.
Пусть дети растят этот скот, раз им надо.
Богатство оно как болезнь,
А из унизительности бытия - выход ложный.
На радость ворам, проходимцам растишь своё стадо.
Ещё попрошайки стремятся в карман к тебе влезть.
Это как про попрошаек и проходимцев сказано-то верно?.. Ведь ищут негодники повода, чтобы свою медную копеечку утащить... Вот помнится пришел как-то новоявленный Чичиков к главе города, подпольному миллионеру, бросил шапку наземь и говорит, дай мне миллион, я тебе три верну!.. А ты что будешь иметь с этого?.. спрашивает его глава города, опытным взглядом оценивая просильщика, а три и буду иметь... отвечает тот. Так какой же тебе резон все отдавать?.. А резон есть... Коли принесу я тебе три, то уже попрошу пять, чтобы сделать пятнадцать, только с того я тебе уже не пятнадцать миллионов верну, а десять... А пять уже себе оставлю... Резоно, удивился глава, а почему бы не дать?.. И мне доход, и хорошему человеку помощь. Вообщем дал он миллион... Догадайтесь, что стало дальше?... Правильно. Исчез наш попрашайка-вор с этим миллионом. Вот почему пишется в строке, что попрошайка стремиться в карман тебе залезть... Чтож.. хороший урок!.. Посмотрим, чему дальше нас будут учить.
Я в детстве бывало, услышу:
Казахи, смеясь над узбеками,
Кричали - «сарт-сурт»* им в глаза.
За то, что откуда-то носят камыш - кроют крыши,
Трещат без умолку, бранятся за спинами, бегают
Пугливо от каждого шороха и лебезят.
Ногаев поругивать тоже
Любили казахи и их называли нокаями**
За то, что боятся верблюда,
За то, что на беглых солдат все похожи,
И, что торгаши, что слабы эти люди ногами:
Пешком ли на лошади - всё отдыхать часто любят.
Просто потрясающий момент национальной спеси демонстрирует поэт, причем этот момент всегда скромно умалчивает, признаки небрежности к другой нации проявляют все без исключения народы. Тема деликатная, и вот наш поэт начинает высмеивать эту потребность себя возвысить, а другой народ принизить. И он показывает эволюцию, как подавшись национальной спеси он верил этим рассказам, а потом вдруг обнаружилось, что этим прикрывается зависть и слабости, и уже учит с уважением относиться к другим народам, ценить в них их достойные качества и заимствовать на благо своего.... То, что поэт вот так смело с добродушной иронией высмеивает собственный народ говорит о высокой духовной силе и правильному взгляду на мир.
Бог мой!— думал с гордостью я
Нигде не найти мне на свете народа
Достойнее чтобы он был
И чтоб благородней, чем наша казахов семья.
И радовался, а теперь вижу вроде
Ошибся – и сарт и урус и ногай - полны сил.
А мы-то казахи стоим
На месте и в распрях уже все погрязли.
Еще удивительней автор поднимает тему, которую не менее лицемерно скрывают люди, - отношение к богатству. Деньги ценность и это неоспоримо, и каждый народ находит пословицы для прославления достатка. Есть такие пословицы и у Казахов, которые откровенно показывают значение достатка. Но что удивительно, автор не разделяет смысла этих народных пословиц, он не соглашается с ними, он протестует против них!.. И в этом его решительном протесте есть подлинное понимание тех ценностей жизни, которые не соотносятся с деньгами и даже противостоят ему.
Детей они с детства учили:
Что нищему даже отец его станет чужим,
Что «лик у богатого светел»,
«А у бедняка и лицо - всё равно что точило».
«Джигит – он что волк, хлеб в пути раздобудет, чтоб жить»
«Кто голоден, в дом, где поминки идёт - там приветят».
Что «Скот – плоть от плоти казаха»,
И что почитаем тот муж, у кого есть стада,
Забота о них – так, безделье.
Добыл скот обманом – живи без упрёка и страха!
«Рука, та, что брать научилась – сумеет и дать»
И если приносишь дары, не осудят за дело.
Как истый философ поэт рассуждает кому он может передать учение и кто воспримет его знание?.. И приходит к выводу, что люди неспособны к восприятию истин, что они озабочены своими проблемами и живут своим умом, который снимают с собственной макушки.
А вор и мошенник лукавый –
Не станет он слушать, мораль, наставленья ему ни к чему.
Злодея учить бесполезно.
А что бедняки? Те могли бы прислушаться, как бы
Не надо им было заботиться о пропитании. А потому,
Я к этим овечкам смиренным и сам с наставленьем не лезу.
А если начнёшь их учить,
«Не трогайте нас», говорят, «а идите к тем, кто понимает.
Раз это не нужно богатым -
То как эти знанья и школа помогут наш быт изменить?
Вы заметили как страдальчески-пафосно признаются поэты в любви к своей Родине?.. Как они славят поля, дола, горы, подвиги, устремления... И выражают восхищение всему, что видят в своем народе... И всюду на нас льются потоками славословия великой державе, славным людям, большим достижениям... И вдруг, находится отступник, вроде нашего поэта, который вдруг пишет такие строчки:
Вот сам я казах, но люблю ли
Казахов - не знаю. Когда бы любил -
Одобрил их нравы тогда.
Нашёл бы я в их поведении малость любую
И ей утешался, довольствовался, и хватило бы сил,
Чтоб радостно качествам этим хвалу мне воздать.
Представьте себе, что по первому самому главному каналу в России выступает поэт, который скажет примерно так...
Вот сам Я РУССКИЙ, но люблю ли
РУССКИХ - не знаю. Когда бы любил -
Одобрил их нравы тогда....
Скандал бы был грандиозный... Поток возмущенных писем зрителей, обращений депутатов, выступлений деятелей культуры, которые бы осуждали пропаганду вражды к России, и как минимум руководитель канала был бы уволен, а как максимум, поэт дерзнувший так отозваться о русском народе был бы депортирован на запад... Теперь вы можете понимать спокойную силу поэта, который объективно дает отчет себе, любит или нет он свой народ... Вообще вся поэма переливается поучениями и осуждает глупость людей, я бы назвал это поркой глупости, читается это все с интересом и живым языком изобличается глупость и восхваляется мудрость.
Смельчак – тот, в ком есть сострадание,
Обиженному словно брату готов он помочь,
И сердце болит за него.
Коль смелое сердце - его только слушать он станет,
Вот каков наш поэт, вот почему он смотрит прямо и честно на свой народ. И вот почему он поэт истинный в отличии от тех болтунов-которые признаются в безграничной любви к Отчизне и получают медальки за усердие из рук сильных мира сего...
Однажды поспорили трое -
Три качества: Воля, Рассудок и Сердце -
Кто среди троих их главней?
Притча незаметно вплетается в ткань поэмы, и ведутся рассуждения о значении этих качеств. Слушатель получает ясное понимание что и от чего зависит, после чего поэт делает замечательный вывод о том, что даже пыль вялятся целебной с ног человека, который соединил эти три качества... Красивое и верное сравнение.
Весь мир – океан. Время – ветер.
И волны одна за другой словно братья:
Постарше кто - те впереди,
А младшие скоро придут, не заметив
Сметут их, заменят. И будут обратно
За ними других поколенья идти.
Широкое сравнение окунает нас в размышления о бренности мира и мы воспарив над океаном жизни видим как поколения-волны идут друг за другом и угасают у цели-земли. Это показывает нам ограниченность нашей жизни и роль в цепи поколений. И подытоживает свое поэму автор замечательными строками, коими мы и закончим небольшой анализ этой замечательной поэмы, которая открыла нам мудрость выдающегося сына казахского народа Аабя Кунанбаева в переложении на стихи Анаром Лизари. Удачи автору в дальнейших творческих планах.
И тот, у кого будет много
Любви, справедливости, тот человечнее значит
Он будет мудрец и пророк.
И к знаниям тем, что наука проложит дорогу
Нельзя без любви и без правды идти, а иначе:
Те знания - вред человечеству, и на пути его рок.
Свидетельство о публикации №214091100660