Гл. 13. Очаг

см.ФОТО:1.Я за рулем ТПК (транспортера переднего края). Машины-амфибии. Рядом сидит,один из друзей-старшекурсников. Стоит однокурсник В.Якименко. 2.Типа-ядерный гриб.3.Марш бросок.4.Сортировка "раненых и пораженных". 
      
 С 22.06 по 27.06 - на полигоне в Красном Селе, проводится ИТОГОВОЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УЧЕНИЕ.        Учебными целями в ходе проведения итогового ТСУ для курсантов и слушателей являются:

1)дать практику в организации медицинского обеспечения мотострелковой дивизии при переводе с мирного на военное время и приведении ее в боевую готовность.

 2)Закрепить навыки в проведении боевого слаживания частей медицинской службы и их функциональных подразделений.

3)Совершенствовать умение оценки боевой , тыловой и медицинской обстановки, принятии решения на применение сил и средств медицинской службы при подготовке и в ходе общевойскового боя, оформлении боевых документов управления медицинской службой.

 4)Дать практику в управлении подчиненными силами и средствами в организации работы медицинских частей и функциональных подразделений, по приему раненых и больных, оказании им первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи.

5)Закрепить методические навыки подготовки и проведения тактико-специальных занятий и учений с личным составом медицинских подразделений и частей.


 6)И т.д. и т.п, а для курсантов 1-х курсов факультетов (то бышь для нас…),выработать навыки в розыске и выносе раненых и больных с поля боя, оказания им первой помощи, погрузке(выгрузке) раненых и больных на транспортные средства и их разгрузке.

 

     Количественный и качественный состав участников итогового ТСУ практически охватывает 55% личного состава ВМедА, а преподавателей от 28 кафедр.   Слушателей первого курса и ординаторов первого года обучения. Курсантов 1-го- 5 –го курсов второго и третьего факультетов. Весь личный состав первого курса четвертого факультета. Личный состав отдельного медицинского батальона обеспечения учебного процесса (учебный центр ВмедА).

 А также ОМО*спецназначения ЛенВО, силы и средства выделяемые командующим войсками ЛенВО, командующим 6-й армии ВВС и ПВО для обеспечения учения.

       Для реализации целей обучения в учебном центре академии имеется около полутора десятков учебных объектов. Перечень и характеристика их утверждены приказом начальника ВмедА.

      
          В соответствии с ним в ротном опорном пункте с медицинским постом роты у обучаемых вырабатываются навыки оказания первой помощи раненым (розыск, выполнение спасательных мероприятий, вынос на медицинский пост роты).
 

           В медицинском пункте батальона, в укрытии вырабатываются навыки оказания доврачебной помощи, подготовки раненых к эвакуации, проведению мероприятий по медицинской защите личного состава.
 В медицинском пункте полка в убежищах и укрытиях вырабатываются навыки в оказании первой врачебной помощи, подготовки раненых к следующему этапу эвакуации, а в ОмедБ дивизии, развернутом в убежищах укрытиях - в оказании квалифицированной медицинской помощи в полевых условиях.


           На учебном тактическом поле обучаемые тренируются в розыске, сборе, оказании первой помощи раненым, извлечении их из оборонительных сооружений, боевой техники и погрузке на санитарный транспорт, а на площадке для  развертывания полевых медицинских учреждений - в оборудовании и оснащении функциональных отделений развертываемых учреждений, в оказании медицинской помощи раненым и больным на различных этапах медицинской эвакуации. На вертолетной площадке - в погрузке и выгрузке раненых и больных в вертолеты.


           В классе имущества длительного хранения медицинской службы полка курсанты изучают порядок накопления, хранения и освежения имущества длительного хранения, а в тематических классах в учебном корпусе отрабатываются полковая и бригадная задачи курсантами факультетов подготовки врачей для Ракетных и Сухопутных войск, для ВВС.
Для основных форм обучения на факультетах подготовки врачей, таких как командно-штабные, групповые упражнения выделено 2/3 учебного времени, из него 50%-на полевые занятия.


         Под условно-кодовым названием «ОЧАГ» проводилось и (проводится) ежегодно это учение. Участие принимают все обучаемые. Всех курсов и факультетов. Только роли у всех разные. Мы, первокурсники, исполняем роль санитаров и санитаров-носильщиков. Смотрим  на все с широко раскрытыми глазами. Фиксируем,  что возможно в своей памяти. Ловим каждое слово преподавателей, и старших по курсам.


       Потому что следующий, третий курс, уже исполняет роль санинструкторов рот, фельдшеров. Пятый - это уже врачи и их начальники первого уровня. Слушатели командного факультета исполняют роли начмедов дивизий, корпусов и начальников госпиталей. Так  это задолго до нас заведено, и уже отшлифовано годами и десятилетиями. Для нас, конечно, все в диковинку.


        Всем курсом, как обычно, прибываем на базу. В теперь уже для нас "родное", Красное село. Размещаемся в лагерных палатках. Все по- походному, все, как в полевых условиях. Мне, прошедшему шесть полевых выходов в артполку, и при формировании целинного батальона, не привыкать. Еще молодой, закаленный организм не ощущает ночных прохлад, и дневного зноя.

- Ну, а комары? - спросите вы.

- Да разве же это комары? Вот у нас комары! Рукой его как ухватишь, так с одной стороны клюв, а с другой ноги торчат.


          Питаемся все в той же, стационарной столовой местного учебного медбата. Это вообще - то  даже и не полевые условия.
Начинается все с того, что когда уже весь переменный и личный состав обучаемых в сборе, а это в восемь утра, по плану, на бреющей высоте, над нами проносится пара бомбардировщиков. С борта одного из них вываливается «боНба». По моему,  стандартная 200-литровая бочка , возможно, что с напалмом. А скорее всего, с какой - то горюче смазочной смесью, которая при соприкосновении с грунтом детонирует и взрывается. Или в ней все - таки имеется какой-т о запал. Не вникал. Но так или иначе, происходит имитация взрыва ядерного заряда. И внешне даже напоминает какой то гриб. И вот потеха началась.


          На заранее подготовленных местах уже разложены раненые и пораженные, роль которых играют солдаты учебного батальона. Они размалеваны и загримированы в соответствии с программой. Мы, командиры взводов, кто имеет  дипломы фельдшеров, все- таки играем роль по своему статусу. С носилками по полю не носимся, а занимаемся  сортировкой раненых и пораженных. И руководим подчиненными.


        Я стараюсь присмотреться к полевому оборудованию. Изучить все, что на данный момент имеется наиболее передового для поля боя в нашей медицине.
Как не странно, но все, что здесь было сосредоточено из полевого имущества и оборудования, все это я уже успел увидеть, и не один раз в полевых условиях, во время службы в ГСВГ. Даже с учетом того, что в академии должно было быть все самое новое и передовое. Правда, в конце учений, довелось случайно пробегая в одном месте, увидеть, как для офицеров командного факультета демонстрировали надувную, бескаркасную палатку. По тем временам для нас это было чудо, потому что на оснащении во всей армии были громоздкие, тяжелые брезентовые или прорезиненные палатки образца времен первой мировой войны. На 80% они и сейчас находятся в НЗ армий СНГ. Я задержался на пару минут, посмотрел издали, понял, что это какой - то опытный образец. И побежал дальше.


      Больше ничего нового до конца обучения увидеть не приходилось. Все те же ТПК* и санитарные УАЗы. Хирургическое оборудование почти не претерпевшее изменений со времен Пирогова. Обидно стало за отечественную медицину, когда через десять лет я столкнулся с оборудованием французского  полевого госпиталя образца 1960 года. Уже в шестидесятые годы прошлого столетия их полевое госпитальное оборудование было на таком уровне, которого мы, видимо, и к средине века двадцать первого, так и не достигнем.

     В суматохе полевой жизни пять дней пролетели, как пять часов. Да, для вчерашних десятиклассников впечатлений было предостаточно. Это ихнее первое соприкосновение хоть и с игрушечной, но армией. Нам, потершимся уже в армии реальной, ничего здесь нового и интересного не было. Все, что я вынес с этих занятий и запомнил навсегда, это то, что при сортировке раненых и больных на сортировочной площадке НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НА ТЕХ, КТО МОЛЧИТ. Это им нужно оказывать медицинскую помощь в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, а те, кто еще имеет силы орать и материться, могут и подождать. Так нас учили мудрые наставники. В это время, время нашей учебы, набирала обороты война в Афганистане.


      На этом первый курс практически и закончился. Пролетел он тоже довольно быстро из-за беспрерывного напряжения всех умственных, и физических сил. Выкладываться пришлось так, что будь это во время моей предыдущей службы, командиры и начальники носили бы меня на руках, а сослуживцы сочли бы за служаку, или умалишенного. Но и по другому здесь было никак нельзя.

Весь август был в нашем распоряжении. Каникулы.


*ОЧАГ- имеется ввиду очаг радиационного и биологического заражения.
*ОМО-отдельный медицинский отряд.

Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владимир! С большим интересом прочитала Ваш рассказ.
Теперь представляю себе, как мой папа начинал обучение на военно-медицинском факультете Харьковского медицинского института до Второй мировой войны. Вы упоминаете о том, как Вы на службе в ГДР ознакомились с медицинским полевым оборудованием. Я предполагаю, что в то время ещё служили военные врачи- ровесники моего отца, выжившие на войне. Однако мне ещё ни разу не встретились их мемуары. Не писали Ваши предшественники!
Спасибо Вам за то, что Вы заполняете этот пробел в литературе.
Очень смешно написали про "гигантского" комара -----: вот такой нос, а задние ноги.................о
./.
.
/.....о (уже 2 сустава сломаны))))))

Жарикова Эмма Семёновна   14.09.2014 13:23     Заявить о нарушении
Чертёж нарушился по техпричинам сайта. Я чертила ноги параллельными.

Жарикова Эмма Семёновна   14.09.2014 13:26   Заявить о нарушении