Любитель одиночества

(продолжение. Начало http://proza.ru/2012/01/22/1121)

 - Ты обещала рассказать как встретила сола. - Напомнил Берт.
 - Да. Я встретила его за рекой, знаешь, на мельничном холме.
Воспоминание было из тех, что не забываются никогда.
Позади деревни, где дорога пересекала реку дощатым мостом был поросший травой холм. Дети нечасто бывали там, потому что это место было уже снаружи, во внешнем мире, куда детям не полагалось гулять одним. Река была границей. Только старшие ходили за реку, но они обычно ходили дальше, за грибами или на сенокос. Здесь грибы не росли и траву не косили.
Но Айна иногда приходила сюда, это было место её одиночества. Здесь хорошо было лежать в траве и смотреть на поток воды и рыб, стоящих против течения у самого дна. В траве здесь попадались странные вещи: оплавленные кусочки цветного стекла, обрывки медной проволоки, покрытые зеленью, блестящие тяжёлые шарики...
Айна сидела у воды и смотрела сквозь синюю стекляшку. Какая-то тень на границе зрения заставила её вздрогнуть и обернуться. В двух шагах справа в траве сидел человек и тоже смотрел на воду, казалось, не замечая её. Но, почувствовав её движение, он тоже повернул к ней голову. У него были синие грустные глаза.
 - Ты давно здесь? - Спросила Айна. Самое глупое, что можно было спросить.
 - Ага, - ответил человек. - Много-много лет. - И улыбнулся, разглядывая её. - А ты?
Айна вспомнила страшные истории про вутов, лесных людей, которые воруют детей, чтобы воспитать их в лесу и сделать из них новых вутов. И про разбойников... Но нет, этот человек не казался разбойником, потому что был один. И лесным вутом он тоже не был. На нём была облегающая одежда со множеством рыжих ремешков и чёрных пряжек.
 - Что ты здесь делаешь? - Спросила она строго.
 - То же, что и ты... Захотел одиночества.
 - Но вокруг есть много мест, где никого нет.
 - Но тебе ведь тоже нравится здесь, правда?
Да, здесь и правда есть что-то особенное, - подумала Айна, всё ещё держа в руке синее стекло.
 - Наверное, ты знаешь, что это за место, что здесь было раньше?
Глаза незнакомца чуть расширились. Айна поняла, что случайно попала туда, куда не стоило. Или стоило?
 - Очень давно здесь стояла мельница. И жил мельник. Он не только делал муку, но и мастерил чудесные машины.
 - Машины? - Удивилась Айна. В памяти встал образ огромной молотилки, которую она видела на ярмарке: страшной, шумной и угрожающей, со множеством зубчатых колёс и опасных рычагов. Незнакомец, казалось, прочитал её мысли.
 - Я же сказал "чудесные машины", - улыбнулся он и пошарил по карманам, - вот как эта, например.
Он протянул ей прозрачное кольцо с ладонь величиной. Айна коснулась его... Она ожидала, что под пальцами будет твёрдое и холодное стекло, но оно оказалось тёплым и мягким. А в глубине стекла, как в воде, плавали звёзды.
 - Это браслет, надень его на руку.
Она просунула в него пальцы, рука прошла легко, но едва он оказался на месте - кольцо сжалось, плотно обхватив руку. Айна сначала испугалась, что теперь не сможет его снять, но тут же почувствовала, что оно не давит и легко растягивается обратно.
 - Это не украшение, это машина. Она предсказывает погоду. Если увидишь, что звёзды затянуты тучами - ночью будет дождь. Утром она показывает закат, а вечером - восход.
Айна смотрела на искры, залитые в стекле, приблизив руку к глазам. Они мерцали, как настоящие звёзды в потоках тёплого ночного воздуха. А если руку поворачивать - они оставались на месте, словно были не внутри, а она просто смотрела на небо сквозь стеклянный браслет.
 - Кто ты? - Айна подняла глаза на незнакомца. Впрочем, она уже знала ответ. Она сняла браслет и быстро протянула его обратно.
Но человек не шевелился.
 - Это тебе.
 - Зачем?
 - Когда-то давно в этой деревне жила девочка, она была похожа на тебя.
 - Она умерла?
 - Нет, просто ушла.
Просто ушла. За этими словами - огромная история.* Зачем он сказал это, ведь теперь придётся рассказать её всю. Но человек встал, улыбнулся и, не оглядываясь, пошёл в сторону леса. Айна видела как качнулись кусты на склоне, и он исчез.


 - Ты уверена, что это был сол?
 - А кто же ещё?
 - Он не сказал тебе своё имя?
Айна пожала плечами.
 - Может, у солов не принято называть имена...
Берт не знал. Солы представлялись ему высокими полупрозрачными существами в белых балахонах, всемогущими и величественными. И уж точно они не снизошли бы до разговоров с маленькой девочкой на берегу реки. С другой стороны, вот он, чудесный браслет, показывающий звёзды. Его сделали солы, без сомнения. Может, он как-то попал к тому человеку...
 - И тебе никто не поверил?
 - Ага. Все думали, что я подобрала его в лесу... ну, ты знаешь, в каком... Мама тогда ругала меня, говорила, чтобы я никогда не ходила туда. И браслет хотела отобрать и сжечь. Но я закатила такой крик, что сама испугалась. Ну и ты понимаешь, что я не смогла бы туда дойти. Ты-то хоть веришь мне?
Берт улыбнулся.
 - Туда дней пять пути, и дорогу надо знать. А если собъёшься - попадёшь в земли вутов, надо совсем без головы быть, чтоб туда соваться.

Айна посмотрела на браслет. Хотя фонарь давно догорел и в комнате было почти совсем темно, крошечные звёзды в стеклянной глубине горели ровно и ярко. Скоро один край, всегда внешний, как бы она ни поворачивала, станет светлеть и наполняться розовым предутренним туманом. И хотя Айна привыкла к нему, она всегда думала, что показывать погоду - не единственное его свойство. Скорее всего, браслет был ещё и охранным талисманом, иначе почему у неё всегда получается всё так, как она мечтала, а иногда даже лучше.
Наверное поэтому дядя своим намётанным глазом старьёвщика так смотрел на него сегодня утром. Нет, она никогда не отдаст его.

(продолжение http://proza.ru/2014/09/16/53)


Рецензии