Верзила, село Верзилово этимология
а Голиаф страшный сравнительно с ним верзило
А. Ф. Писемский. Масоны (1880)
Голиаф (ивр. Гальят) - огромный филистимлянский воин, потомок великанов-Рефаимов в Ветхом Завете.
Основное значение термина «верзило» – уподобление рослого, высокого человека какому-то объекту окружающей действительности имеющему значительную высоту. Духовный мир средневекового человека формировался на осмыслении библейских образов живой и неживой природы, над формирования иудеохристианского общественного сознания постоянно работала единственная идеологическая организация в средневековье - церковь. Наша задача – выявить этот неизвестный нам пока объект уподобления в библейских источниках, найти поэтический образ «высоты».
В теории иудеохристианства человек создан «по подобию Божьему», по замыслу Бога он владычествует над растительным и животным миром и существует в этом живом мире. Очевидно, что термин «верзила/о» является – сравнением, эта логическая операция позволяет найти сходство или различие между объектами. Человека сравнивают (уподобляют) с определенным объектом действительности, с помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.
* Топонимика http://foto-planeta.com/np/157659/verzilovo.html
Село Верзилово, Ступинский р-н, Московской обл., в 1577 году упоминается как сельцо Верзилова, принадлежащее Олександру Верзилову.
Село Верзилово (XV в?), Каширский р-н, Московской области. Название самого сельца происходит от фамилии его владельца Верзилова, а та, в свою очередь, от прозвища Верзила.
1) Существующая этимология
* Викисловарь
Корень: -верзил-; окончание: -а. Значение: разг. очень высокий человек. Этимология – нет.
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Верзила. Ближайшая этимология: Скорее всего, связано с Верзать (Mi. EW 386) "вязать"; ср. нем. langer Strick "дылда", букв. "длинная веревка". Неправильно сближение с нов.-в.-н. Riese, д.-в.-н. riso "великан" (Преобр. 1,75), или тем более сопоставление Агреля (Zur bslav. Lautg. 5 и сл.) с Верх.
* Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Верзила. Искон. Суф. образование от верзить «бестолково, неуклюже делать что-либо» (в говорах употребляется). Первоначальное значение — «неуклюжий человек».
2) Применение термина в русском языке
а) С. Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии, М., 1974
«Верзило, Верзиловы: Верзило, крестьянин, 1499 г., Владимир; Верзиловы, помещики, XVI в., Коломна и Арзамас Ср. селение Верзилово на р. Каширке в бывшем Коломенском уезде. Верзила - долговязый, худой человек высокого роста».
б) Словарь Академии Российской 1847 г.
Верзило, верзилище. Великорослый, неуклюжий человек.
в) Словарь Владимира Даля
Верзить и верзти южн. говорить или делать что продолжительно, но беспутно, бестолково; || врать, лгать, бредить, городить пустяки. Что ты верзешь? Что тебе верзится? грезится, бредится. Везякать южн. болтать, калякать.
Верзила об. рослый, но неуклюжий человек; оглобля, верста, коломенская верста, долговязый, долгай, жердяй. Верзни м. мн. влад. арх. летние лапти из шелюги или бересты; берестяники, шелюжники. Верзать пск. искажен. ёрзать. Верзея? ж. пролом, разгороженное место в околице, в загороди.
г) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
График частоты употребления термина «верзила» в русской литературе фиксирует термин с 1826 года, пики в 1895, 1965, 1994, далее резкое падение графика вплоть до уровня 1826 г. в 2013 году. Термин употребляется редко, людей имеющих рост выше стандартного (160-180 см) мало, археологи находят в средневековых захоронениях лишь единичные экземпляры скелетов выше двух метров.
* Выпись из писцовых книг П. Г. Заболотского (возможно Заболоцкий П.Г. деятель в правление Великого князя Ивана III, боярин?) на митрополичьи владения в Опольском и Боголюбском станах, Владимирского у. (1497-1499): «Поздяк, в. Верзило, в. Иванко».
* Г.И. Успенский. Власть земли (1882): «Видим, ведут чуть не на цепях ; эдакая верзила, сажень (2,13 м) вверх да полторы вдоль».
3) Обобщение и выводы
а) Период фиксирования термина
Значение термина «верзила» - очень высокий человек, слово принадлежит только русскому языку. В древних актах термин «верзило» фиксируется с XV-XVI вв., в литературе «верзила» с 1826 года, «верзило» с 1877 г.; очевидно, что термин существовал в древнерусском языке примерно с начала XV века (время объединения русских земель вокруг Москвы).
б) Комментарии
Из представленного исторического и лингвистического материала ясно, что значение «рослый, неуклюжий человек» взято из Словаря Академии Российской 1847 г., затем отмечается у В. Даля (1863-1866). Макс Фасмер комментирует термин как «связано с Верзать, «вязать»», что лишено логики – разные явления действительности; «вязать» - действие, верзила – высокий человек.
в) По всей Библии «красной нитью» проходит уподобление человека - представителям животного мира и растений. Грешник сравнивается с хищником (лев), безбожник с сорняком, праведник с культурным растением: виноградником, оливой, пальмой. Образ дерева представляет собою один из древнейших, "архетипических", символов человеческой культуры – «Древо познания», «Древо жизни», повторяется много раз в мировой литературе. Признаки дерева – корни, ветви, плод и др. часто употребляются для характеристики отдельных сторон жизнедеятельности человека: «Дуб - дубом (бран.) - как круглый дурак. Стоит дуб – дубом, ничего не отвечает»; стройная девушка уподобляется берёзе, а дуб и ясень — юноше.
Вывод
Целесообразно уточнить в оригинальных библейских текстах образы уподобления человека объектам животного и растительного мира.
4) Животный мир
В Библии упоминаются различные крупные животные, среди них самые высокие: лошадь (210 см), верблюд (210 см), львы (123 см), медведь (50-70 см). Представители животного мира отпадают в качестве объекта сравнения, они сильнее, мощнее, быстрее, однако по заданной нам характеристике – высоте, не преобладают над человеком (160-180 см).
5) Растительный мир
В ветхозаветные времена Ливан весь был покрыт лесами, на склонах гор, обращенных к морю, росли леса из дуба (высота 40-50 м), сирийского клена (6-10 м), лавра (2-20 м) и оливковых деревьев (4-12 м); начиная с высоты 1300 метров и выше, росли мощные кедровые леса. Кедры распространены в Средиземноморье, достигают высоты в 40-50 м., древесина высоко ценится и используется с древнейших времён, упоминается в Библии как один из материалов для строительства царских дворцов и Иерусалимского храма.
Итак, мы выделили два самых высоких дерева зафиксированных в Библии – дуб и кедр, необходимо выяснить, как они представлены (описаны) в библейских произведениях.
6) Образы дуба и кедра в Библии
а) Дуб (ивр. Алон, ЕЛОН, также ЕЛА)
Термин «дуб» употребляется во многих стихах Библии, обычно как просто дерево, ориентир (долина Дуба), указание на «дубраву», место захоронения и местонахождение языческого культа, и лагерную стоянку. Также как материал, из которого изготавливались весла и идолы.
* Лишь в одном эпизоде указана «крепость» дуба: Амос 2:9: «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб».
* В эпизоде 2-я Царств 18:9 использован термин «большой» (ГАДОЛ): «И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею».
Итак, дуб в Библии представлен как дерево, имеющее твердую древесину и большие (великий) размеры, термин «высота» и подобные ему по отношению к дубу не употребляются.
б) Кедр (ивр. ЕРЕЗ)
* 4-я Царств 19:23: «Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил РОСЛЫЕ (КОМА высота) кедры (ЕРЕЗ) его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его».
* Песни Песней 5:15: «голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры;
* Исаия 2:13: «и на все кедры (ЕРЕЗ) Ливанские, ВЫСОКИЕ (РОМ высота) и превозносящиеся, и на все дубы Васанские».
* Исаия 37:24: «Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил РОСЛЫЕ (КОМА высота) кедры его, отличные кипарисы его».
* Иезекииль 17:22: «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины ВЫСОКОГО (РОМ высота) кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе».
* Иезекииль 31:3: «Вот, Ассур был кедр (ЕРЕЗ) на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и ВЫСОКИЙ ростом (КОМА высота); вершина его находилась среди толстых сучьев.
* Амос 2:9: «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как ВЫСОТА (ГАВАХ стать высоким) кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу».
Из представленного материала ясно, что по отношению к кедру употреблялись термины: ВЫСОКИЙ, высокий РОСТОМ, РОСЛЫЙ, величественный, что соответствует содержанию русского понятия ВЕРЗИЛА. Нам осталось выявить корни иврита в термине (понятии о предмете), установить связь знаков и понятия.
7) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ВЕРЗИЛА = В+ЕРЗ+ИЛА.
В+ЕРЗ+ИЛА = ивр. В как, в виде + ЕРЕЗ кедр + ИЛАИ высший; АЛЬ высь, высота (в различных значениях); ИЛИ верхний (от АЛА подниматься, взойти); т.е. человек высотой как кедр (уподобление).
Таким образом, мы нашли содержание русского термина «верзила», он образован искусственным путем в результате транслитерации двух еврейских терминов на русский язык (перевод знаков с одного алфавита на другой).
Составное слово, сформировано на основании образа самого высокого дерева запечатленного в Библии, уподобление высоты человеческого тела - высокому дереву, кедру. Данный факт говорить об отличном знании древнерусскими книжниками-монахами как еврейского языка (возможно этнических евреев), так и о «классическом» понимании сюжетов Ветхого Завета.
Свидетельство о публикации №214091800745