Нравственность и нейтралитет

Недавно я прочитал очень интересные материалы круглого стола: «Нравственность и нейтралитет: стратегия православного СМИ во время информационной войны».  

Приведу здесь несколько цитат из выступлений участников круглого стола:

«В ситуации социальной напряженности происходит сжатие когнитивной размерности. Остаются «свои»  и «чужие». Бесстрастное рассуждение оказывается никому не нужным и даже опасным. При потере полутонов вопрошание становится лукавым, ответ – неустойчивым, суждение — страстным. Христианский ли это путь? Но что с другой стороны, —  комфортная трусость? Такой сложный и мучительный для многих вопрос...
Сегодня мы живем в сжатом времени. Христианская миссия – это то, что объединяет, а не разъединяет. Что может объединять, какое общее понимание? Например, понимание того, что война – это зло».


«То, что мы сегодня видим, — это, безусловно, в первую очередь, информационная война. Года полтора назад я участвовала в очень интересной панельной дискуссии о том, какой будет третья мировая война, если она будет. Мы очень тогда увлеклись и я, ошибаясь, говорила, что она не будет войной пролитой крови, бомб, ракет и «Градов», что это будет война цифровая, с разрушением банковских систем, данных и так далее. Оказалось, что из этого моего смелого и абсолютно нелепого прогноза получилось то, что война, в первую очередь, информационная.
И вот я вижу на примере и собственной семьи, и того, что происходит в российском сегменте медиа, что это, наверно, самый жестокий вариант войн, потому что нет нейтральной полосы. В информационной войне нет нейтральной полосы, мы все очень полярны. Это та война, в которой нет зоны для перемирия, нет зоны для разговора. Поэтому на вопрос, возможен ли нейтралитет, и какая должна быть нравственность в информационной войне, у меня лично только один такой же малодушный ответ: в информационной войне лучше всего молчание.
В информационной войне, с христианской точки зрения, наверное, лучше всего любить, потому что у любви нет цели, у любви нет логики, у любви нет расчета, она иррациональна, она всё покрывает. Всё, что мы можем сейчас делать – молиться и молчать.
Либо ...– быть на месте и выполнять единственное то, что можно делать журналисту, репортеру – быть зеркалом. Работа зеркалом, трубой, трансляцией, со сдиранием кожи. И, наверное, это единственная журналистика, которая сегодня имеет право на существование".

 
«Сейчас вокруг очень много людей на взводе, в состоянии истерики. Это понятно: люди живут болью. Мне приходится общаться с людьми, которым очень плохо, которые плачут, у которых потери, у которых опасность. И существует такое искушение в этих их эмоциях, в этой настоящей боли раствориться и пропасть, с ними слиться и полностью туда провалиться. Но если человек, пришедший ко мне за помощью, заразит меня отчаянием, то я ему не помогу и сам погибну. Если он заразит меня ненавистью, и я буду ненавидеть то же самое, что и он, так же, как он, то в итоге останется одна только ненависть. Это скорее духовное, аскетическое дело: как не давать себя съесть такого рода искушению.
Я знаю, что если в ситуации, когда у всех кругом постоянно истерика, говорить о Боге и вере, то в этом разговоре не должно быть никакого умствования. Люди в сильном стрессе, люди в страданиях, попытку заболтать их боль какими-то концепциями и интеллектуальными представлениями на раз пресекают и очень сильно злятся. Лучший способ получить в морду от ищущего помощи – пытаться играть с ним в интеллектуальные игры. Поэтому если сейчас в такой ситуации говорить о вере, нужно делать это просто, ясно и сильно. Я сам этого не умею».


Позволю себе и я прокомментировать заданную за круглым столом тему:

   Работает ли ветхозаветная заповедь «Не убий» при нападении врагов на твой дом? Очевидно, что нет. Это монах, который отвечает перед Богом только за себя может предаться со смирением в руки врага, ради Господа. Человек же, который отвечает за других не может преклониться перед насильником и убийцей. Его нравственный долг — оказать сопротивление. Расходится ли здесь нравственность с христианством? — Думаю, что нет!
По-моему, христианское отношение к врагу состоит в понимании, что этот человек, пытающийся тебя убить и которого тебе придётся убить (потому что он посягает на жизнь и достоинство твоих близких) — твой брат. Как ни печально, но это так! Мало того, в нём заложен Образ Божий, тот Образ который тебе заповедано любить более всего на свете. И, тем не менее, тебе придётся его убить, если Господь не вразумит его по твоим молитвам. Убить с горьким сожалением, с раскаянием, может быть, но придётся.
Но, любя врага и сожалея о вражде, ты, всё-таки, не погубишь окончательно свою душу.
Об этом нужно помнить, слыша идеологические проповеди с разных сторон...

Сентябрь 2014.


Рецензии
Трудно как-то это, любя, убивать?
Может, проще – пока идёт война, нарушать уж заповедь, что поделаешь?
А после победы каяться.
Кстати, насколько я знаю, воинов на некоторое время церковь отлучает от причастия?

Мария Гринберг   24.09.2014 08:53     Заявить о нарушении
Так оно и получается, как Вы пишете. Просто, когда в душе остаётся любовь, ты не потеряешь человеческий облик, не будешь пытать пленных, уничтожать мирных людей, мстить тем, кто обманут...

Аркадий Костерин   24.09.2014 20:46   Заявить о нарушении
Благословлять на убийство - это не христианство

Владимир Дьяченко   06.10.2014 14:57   Заявить о нарушении
А для чего же тогда военные священники?
Вон как они тренируются:
http://www.pravoslavie.ru/smi/60514.htm

Мария Гринберг   06.10.2014 15:02   Заявить о нарушении
Мария, наше православие РПЦ - это лжехристианство, каким оно и было раньше.

Не клянись http://www.proza.ru/2014/04/09/888

Владимир Дьяченко   06.10.2014 15:21   Заявить о нарушении
Ну а как же быть, когда враг придёт?
Нужно ведь его убивать, должен кто-то на себя этот грех взять?
Не о том ли сказано: "кто душу положит за други своя"?

Мария Гринберг   06.10.2014 15:50   Заявить о нарушении
Да кто душу свою положит за други своя /Ин.15:13/ Ибо сам Господь так научил и сотворил, и душу Свою положил за нас, не только за друзей, но и за врагов. Кто имеет такую любовь, тот блажен и в нынешнем и в будущем веке. /Ефрем Сирин/

] В нашем мире видимых борения и вражды, может быть, придётся тебе защищать слабого насилием и спасать жизнь невинного убиением виновного. Думаю, что подобное испытание посылает Бог лишь людям несмыслённым, избавляя от него постигающих Истину, и что когда действительно станет проповедь святого непротивления насилию, некому станет его проповедовать./Лев Карсавин/

В праведном убийстве и святой войне не должно быть ничего твоего, но всё Божье.Ты должен убивать любя и любить убивая. И тогда постигнешь ты, как любит тебя дающий тебе убить его (ибо если не даст он себя убить, ты его и не убьёшь) и как велика жертва любви его. А её и ты должен будешь принести убитому и вместе с ним всем. И пусть встанут пред тобою тени всех убитых тобой и наполнятся уши твои стонами вдов и сирот, а сердце твоё пусть жгут слёзы их, научая тебя великой жертвенности любви и неточному единству наслаждения и муки!/Л.Карсавин/

Владимир Дьяченко   06.10.2014 16:02   Заявить о нарушении
Самому этому Льву, при всём трагизме его судьбы, воевать, однако, не довелось – избавил Бог постигающего истину.
Ну а кому не так повезло, "несмыслённым"?
Не знаю, но по-моему невозможно это, "любя убивать":
"...Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, и не такие бойцы, как Евгения, а здоровенные мужики тяжко и мучительно страдали, пока на новый лад перекраивалась их совесть..."
(с) Б.Васильев, "А зори здесь тихие..."

Мария Гринберг   06.10.2014 16:12   Заявить о нарушении
**на новый лад перекраивалась их совесть..."- хорошо сказано.

Когда благословляют на убийство священники, да и сами берут оружие, - они освобождают убивающих от угрызения совести.Другими словами - они освобождают человека от совести.

Но если убивать можно, тогда правомерно поставить вопрос: чем христианство отличается от нехристианства?, от язычества, например?

Иисус сказал своим ученикам: если вы любите любящих вас, то какой,дословно не помню,какой прок, - ведь и разбойники любят любящих их. А вы любите ненавидящих вас

Владимир Дьяченко   06.10.2014 16:38   Заявить о нарушении
Язычник будет гордиться совершёнными убийствами, скальпы врагов носить с достоинством.
А христианин – каяться, прощения просить у Бога.
Но это уже после войны.
А во время её – пожалуй, ничем они не будут отличаться, бок о бок сражаться могут.

Мария Гринберг   06.10.2014 16:42   Заявить о нарушении
Так точно.

Спасибо за общение.

Владимир Дьяченко   06.10.2014 16:45   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Мария! Полностью солидарен с Вашими замечаниями!

Аркадий Костерин   06.10.2014 19:28   Заявить о нарушении