Банкет

Литовская ССР, г.Каунас, октябрь 1967 года.

С заседания Комитета комсомола факультета Галя Облог вернулась несколько озабоченная. В её адрес, а также  всей группы Mg7/1 было высказано порицание за отсутствие активности и инициативы. Мол, кроме сбора комсомольских взносов никакой деятельности не видно. И это в преддверии такого знаменательного общественно-политического события, как 50-летие Советской власти!
На перемене, Галя своей озабоченностью поделилась с группой.

-  Галюня, а в чём проблема? – недоумевала Валька Мельникова, - пусть скажут, чё надо и мы сделаем!
-  В том то и дело, Валентина, что инициатива должна исходить от нас.
-  Так пойдём все хором в пивбар и отметим юбилей, – выдвинул предложение Валерка Максименко, - так сказать проявим активность.

Мальчишки  одобрительно загудели и высказали пожелание идти в среду, когда завозят раков и бывают свиные ножки в варёном горохе.

-  Вы в своих мозгах, - Галюня даже покраснела, - а что мне в отчёте о мероприятии написать, сколько вы там пива выпили и сколько раков съели?
-  А мы одного рака к отчёту приложим, - съехидничал Валерка Городничев, - а можем и кружку пива пожертвовать родному комсомолу, всё-таки юбилей.

-  Хватит!! – Галюня аж взвилась высоким голосом, - хватит хрень городить! Думайте, узколобые представители сильного пола.  Мероприиятие должно быть и нравственое, и воспитательное, и полезное.
Группа притихла, тишину в аудитории нарушал только скрип  студенческих мозгов трудящихся над непосильной задачей.

-  А может нам в кино сходить, - нарушил молчание Витька Овчинников, - сейчас в кинотеатре «Канклес» по утрам проходит ретроспектива фильмов про Ленина. А сеанс в аккурат приходится на лекцию по Истории КПСС. Так мы тут сразу можем кучу зайцев убить: Во первых это высоко политическое мероприятие подстать юбилею, во вторых исторически познавательно-воспитательное, ну и самое приятное – мы очень обоснованно прогуливаем лекцию, даже пару.
-  Ребята, а в этом что-то есть, - подал голос малочисленный слабый пол в лице Любки Соколенко, - я даже слышала, что подобный коллективный поход нам может оплатить деканат, у них предусмотрены средства на такие мероприятия.
-  Ленин в разливе, это конечно замечательно, – встрял Витька Черников, - но с понедельника в соседнем кинотеатре «Ромува» начинается показ нового Фантомаса, который разбушевался.

Группа опять притихла и крепко задумалась.  Всем захотелось поменять Ленина на Фантомаса. Первым подал голос Сашка Тонков, до этого подозрительно молчавший.

-  Слухайте сюда, товарищи коллеги-недоумки, узко мыслите и мелко плаваете. Предлагаю развёрнутый план-инициативу в духе свершений Великого Октября. Мы идём, а точнее едем не в кино на соседней улице, а в театр. Русский драматический театр столицы нашей республики. Мы смотрим спектакль, это раз; знакомимся с Вильнюсом, это два; посещаем Музей революции, который недалеко от театра, это три; ну и наконец это элемент путешествия, пусть железнодорожного.

                *     *     *

Через два дня закадычные друзья, Витька Овчинников и Сашка Тонков, снабженные внушительной суммой денег, выделенной в деканате, тряслись в расхлябанной электричке Каунас-Вильнюс. Им предстояло приобрести театральные билеты на ближайшую субботу, поинтересоваться временем работы Музея революции и разузнать о  других достопримечательностях столицы Литвы. 
По случаю редкого посещения стольного града, ребята вырядялись  в тёмные костюмы, светлые рубашки и яркие галстуки, причём, будучи не уверены в том, придётся ли им где-то снимать куртки, чтобы показать всё это великолепие.

Здание театра на ребят впечатления не произвело. Серый фасад с порталом, втиснутый между невзрачными домами. Интерьер несколько украшали театральные маски, вылепленные над колоннами. Заинтриговало название субботнего спектакля – «Банкет». Несколько смутила разница цен на билеты – от одного рубля, до двух с полтиной. Путём дебатов и логических рассуждений, пришли к выводу,  что надо брать дешевые, дабы в антракте студенческий народ мог побаловать себя чем-нибудь в буфете.

Поболтавшись по городу и перекусив в столовке, присели на скамеечке перекурить и обсудить дальнейший план действий. Несмотря на надвигающиеся сумерки, погода стояла прекрасной – тепло и ни дуновения ветерка, поэтому уезжать домой  совсем не хотелось. На другой стороне улицы переодически вспыхивала крупная неоновая вывеска «Дайнава», под ней помельче «Ресторан», а ещё ниже «Ночной бар».

-  Слышь, Витька, а ты был когда-нибудь в ночном баре?
-  Откуда, нам же ещё и восемнадцати нет. Но слышал, что там в отдельной программе девки полуголые пляшут.
-  Село ты, Витюня, не асфальтированное, варьете это называется. И мне внутренняя чуйка подсказывает, что мы его сегодня увидим. А насчёт совершеннолетия не боись, помнишь как пару лет назад мы в кино для взрослых прорывались? Поднятые воротники, потухший окурок в углу рта, руки в брюки, небрежная походка, а главное – морда невозмутимым утюгом.

Через два часа, в центре просторного зала, интерьер которого поражал посетителей изысканностью форм и линий, выполненных в стиле прима-модерн, восседали за отдельным столиком двое юношей. Перед ними стояли  разминочные коктейли с ярким названием, вниманием к которым они пытались скрыть свою растерянность.
Молодых людей подавлял высочайший уровень обслуживания заведения. После того, как швейцар в гардеробе с достоинством английского лорда принял у них куртки, из воздуха материализовалась высокая белокурая красавица с ярко синими глазами, представилась администратором Анжелой и пожелала проводить их к столику. 
У Сашки от восторга никак не хотел закрываться рот, так как Элизабет Тейлор и Клаудио Кардинале по внешности Анжеле не годились и в подмётки. 
На столах, сервированных просто до изысканности, уже покоились раскрытые меню. 

Официантами оказались  гренадёрского роста мужчины, облаченные в тёмно-фиолетовые фраки с фалдами, белоснежные рубашки с жабо, чёрные бабочки в мелкий белый горошек и лакированные туфли.  Мальчишки в своих лучших костюмах смотрелись по сравнению с ними, как гадкие утёнки и чувствовали это.
Весь персонал прекрасно изъяснялся на русском, литовском и польском, администратор ещё и на английском, а престарелый бармен, лет сорока пяти на немецком и идише. Причём у стойки бара угощали бесплатно дорогими сигаретами четырёх сортов, а женщин ещё и конфетками.

Но ребят смущало даже не  это всё, их убивало обслуживание, к ним относились как послам дружественных государств во время вручения верительных грамот.  Но делалось это без подобострастия, с  достоинством.  Дабы снять внутреннее напряжение молодые люди навалились на коктейли, тем более, что для нового заказа не надо было даже искать глазами официанта, достаточно поднять руку и он возникал ни откуда.

Ровно в полночь началась программа. Кроме варьете ребята познакомились с инструментальной и вокальной классикой. Выступили две скрипачки с пупурри из камерных миниатюр,  мастерству которых позавидовал бы наверное и Давид Ойстрах. К ним присоединился виртуоз-пианист, в игривой форме исполнивший несколько вальсов Штрауса сына, он тоже мог бы соперничать по исполнению  с Ван Клиберном.  А дуэту тенора и колоратурного сопрано спевших партии Хосе и Кармен из одноимённой оперы, весь зал аплодировал стоя.
Мужская часть присутствующей публики в основном  была облачена  в смокинги, а женщины в  открытые вечерние платья.

                *     *     *

На следующий день, в институте, после первых двух пар, группа задержалась в аудитории, чтобы выслушать  Витькин и Сашкин отчёт о поездке. Название спектакля всех воодушевило, места на галёрке никого не смутили. Комсорга Галю только удивляло отсутствие оставшихся деканатских денег, которые ей выделили под отчёт. Виновники клятвенно её заверили, что к субботе деньги будут. 
А дабы смягчить ситуацию и развлечь однокурсников, в красках и полутонах восторженно описали посещение ночного бара. На последнем слове рассказа повисла минутная напряжённая тишина,  а потом ...

-  Вы что, совсем идиоты или притворяетесь? – Заорал Славка Резниченко, - на хрен нам ваши билеты в театр! Что, не могли места забить в ночник на субботу?
-  Так они задницей думают, - горячё поддержал коллегу Валерка Городничев, - пусть туда билеты и засунут.
-  Этож надо быть такими недоумками, - возмущался Валерка Максименко, - как говорится, заставь придурков богу молиться, так они и театральные билеты приобретут.

Голос комсорга, призывающий к здравому смыслу, сдержанности и напоминающий о революционной причине мероприятия потонул в мощной волне всеобщего возмущения и услышан не был. Когда накал страстей немного улёгся, слово взял самый старший по возрасту Витька Черников.

-  Ребята конечно здорово лопухнулись, - начал ВиктОр, - но у них ещё есть возможность исправиться. Пусть  в субботу поедут в Вильнюс пораньше и перед спектаклем продадут наши билеты, а на вырученные деньги застолбят места в ночном кабаке.
На том единодушо и порешили.

Вильнюс, 25 сентября 2014 года


Рецензии
В общем, праздник состоялся. )
С интересом читаю Ваши мемуары, Александр. Свою студенческую жизнь вспоминаю. Подобных развлечений в ней не было. )
С добрыми пожеланиями,

Марина Клименченко   06.08.2018 15:17     Заявить о нарушении
У нас было много развлечений, выходящих за пределы административного, а иногда и уголовного кодексов.
Благодарю за внимание, с расположением,

Александр Волосков   07.08.2018 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.