Когда обществом правят философы...
У Глеба Успенского, русского философа, помню читала: мыслящие и образованные люди в России в 19-20 вв чувствовали взаимопритяжение и образовали Орден Русской Интеллигенции, феномен, по общему мнению, не имеющий аналогов на Западе. Успенский сравнивает этот Орден, как его, кажется, именовали и Бердяев и почти все-с кастой браминов-философов в Индии, где верят в кармическую неслучайность всего и называют вещи своими именами.
В России, декларируя абсолютное равенство и борясь за угнетенные массы, Орден Интиллигенции не осознавал вполне, что и есть аналог высшей касты - так что придя к власти в СССР удивительно ли что Интеллигенция взяла всю полноту власти и духовной, и материальной-в свои руки? А отнюдь не "рабочий класс",якобы гегемон.
В том мире, что отринут, или точнее этот строй прошел стадию самоотрицания-осталось много научных и духовных сокровищ. И одно из них-особое внимание диалектике-основа основ этого строя. Еще предстоит понять почему этот метод познания, разработанный в трудах античных философов(Демокрит, Сократ и тд), затем средневековых схоластов, затем иезуитов, далее в немецкой классической философии, высшими выражением которой стали гегельянство и особым образом-марксизм)-почему основатели СССР утвердили Диалектику как новую религию, которой должны подчиняться все и вся. Можно над этим иронизировать, ибо все, что доводится до абсурда-смешно. Но верно то, что эта Школа философии получила мощнейшее развитие в СССР, ибо все остальные попросту пресекались на корню. Сбылась мечта утопистов:когда обществом правят философы...
Есть, конечно, внутренняя логическая связь с идеей и основами того строя.
А диалектика восхождения от абстрактного к конкретному в переводе на более понятный язык означет собственно конкретизацию познаний. Что такое атом? "Кирпичик"мироздания по Демокриту и другим античным греческим философам. Атом букв. означает "неделимый". Так его нарекли греческие философы.
Но пришло время, когда ход развития науки опроверг такое поним ание "первоначал" мироздания:атом делим! Он состоит из ядра и элементарных частиц:были обнаружены положительно заряженные протоны и отрицательно заряженные электроны, которые в полярности и составляют стабильный атом. А если количесвто протонов вдруг почему-либо в ходе бесконечных реакций больше-это уже положительно заряженный ион, и соответсвенно-при перевесе электронов-отрицательно заряженный ион.
Вот ярчайший пример всеобщности диалектики:первооснова материи-атом-внутренне состоит из единства полярных начал с противоположными знаками. Диалектична и Таблица периодических элементов(закон перехода количества в качество и циклическая повторяемость свойств элементов по подргуппам).
Итак, АБСТРАКТНЫЙ АТОМ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ ОБРЕЛ ПЛОТЬ КОНКРЕТИКИ В ФИЗИКЕ 20 ВЕКА. Мысль восходила от абстрактного к конкретному. Электрон короткое время считался "конечной субстанцией". Но было сказано:"Электрон также неисчерпаем, как атом"-не физиком, но политиком, однако диалектически мыслящим(Ленин). И ход развития физики это подтвердил(кварки и прочее).
Теперь вот называют конечной частицей мироздания-бозон Хиггса("частица Бога" в неожиданно-теологической терминологии физиков ЦЕРНА). Но я утверждаю:бозон Хиггса также неисчерпаем, как ...та материя, из которой она появилась пред изумленные очи алхимиков Коллайдера, назвавших ее конечной частицей Бога!
И так материя бесконечна и бесконечен процесс познания. Это и есть истина.
И важное уточнение:диалектика это отрицание. Диалектика восхождения от абстрактного к конкретному-это именно процесс диалектических отрицаний. Чтобы познать истинную природу атома-нужно было пройти через отрицание постулата о его "неделимости". Процесс познания, уточнений и углубления занаий проходит через этапы отрицания устаревшего, исчерпавшего-как тот пример с почкой из Гегеля. И в общественной жизни это так. Разве классические капитализм и социализм сейчас равно не устарели, не прошли через самоотрицание, и оба строя в борьбе друг с другом ищут новых путей?
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:
«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Гегель.Соч.,т.4.,с.2
Такой «организмический» подход становится исходным принципом геегелевского исследования. Именно с его помощью он производит диалектический синтез всего накопленного человечесвтом духовного богатства. Что примечательно:это наследие человечесва для Гегеля не просто «склад сокровищ», не просто скопление случайно соседствующих друг с другом мнений, концепций, систем, точек и углов зрения. Человечество также своего рода «растение», как в кристальном примере выше. И оно -человечество-также находится в вечном процессе от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, где каждая последующая форма является «истиной» предшествующей, как цветок является «истиной» почки.
Если жуткий взгляд Медузы Горгоны превращал живое в окаменевшее, то под взглядом гегелевской, а затем марксовой диалектической философии, напротив, все неподвижное стало подвижным, все неизменное-изменчивым, все застоявшееся-текучим.
Диалектика делает акцент не на ставшем, а на становлении , не на вещах и предметах, а на отношениях между ни ми, изучает взаимопереходы.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/699286.html вместе с рецензией Сократ и Сократив метод.
Свидетельство о публикации №214092500743
Александр Рухваров 06.01.2025 14:54 Заявить о нарушении
-----
Смысл жизни состоит в том, чтобы переходить от одного общественного деяния к другому общественному деянию.
Марк Аврелий. Дневник.
------
Да и Сократ был наказан именно за то, что отказался от ттебования властей перестать "растлевать молодежь" своими беседами, в которых он воспитывал в юношах логический ум и гражданственность. То есть за общественное поприще, на которое упорно вступал Сократ.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 18:07 Заявить о нарушении
http://proza.ru/2024/09/15/1314
Моя театр. и кинокритика. Сократ реж. Росселлини
Рекомендую. Хотя северный дубляж, но если привыкнуть, то смотрится с интересом.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 18:09 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 06.01.2025 18:11 Заявить о нарушении
Так что спешите зафиксировать свои мысли и подписываться под ними.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 18:39 Заявить о нарушении
1).
Сократ не был категоричен и ультимативен. Метод Сократа это наводящие вопросы, подведение собеседников к как бы своим выводам, но под руководящей нитью Сократова руководства бесед. Это диалектика и уход от однозначных высказываний с целью активизации собственной умственной работы учеников и собеседников. Сократов метод это Безыменное наследие цивилизации. Проблемное обучение, воспитание ума.
2)
И, конечно, как создатель впервые в известной нам истории этико-гражданственного учения, чем Сократ отличался от натурфилософов Античности, - Сократ точно не стал бы призывать к уклонению от гражданского долга и служения Общественному поприщу.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:16 Заявить о нарушении
Бесценное наследие цивилизации:и Метод наводящих вопросов, дедуктивный метод Сократа, до сих пор актуальный в практике многих профессий, но редко кто знает и использует. И этическое учение Сократа задолго до религий нашей эпохи учивший:не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:19 Заявить о нарушении
У Сократа это был актер Аристофан. Вот, видимо, он и извра ил стараться слова о служении обществу.
У Гегеля вот ниже вы мне такого преподнесли, отправляюсь читать дальше, забавно, что он нам ещё насочинял.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:23 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:24 Заявить о нарушении
Но если бы он боялся то подчинился требованию не учить юношество, а на суде защищался бы и в конце концов бежал бы из тюрьмы, а на его побег встроенный устроенный учениками, власти согласились смотреть сквозь пальцы, ибо Сократ был популярен в народе и власть не знала как выкрутиться. Побег был вариант.
Но Сократ отказался
Это было противно его духу.
И он стойко выдержал свой жребий до конца и принял вашу с цикутой.
Так что с какой стороны ни смотри, а клевета ваша якобы цитата, уважаемый. На гения.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:47 Заявить о нарушении
Философы должны править обществом. Но настоящие, а таких единицы. Нужно готовить интеллектуальную элиту общества, это я давно говорю. Но не размер кошелька родителей и не принадлежность к категории мажоров то есть кастовая прослойка, должен определять отбор, а системно поставленная государственная работа по отбору и воспитанию одаренных детей и юношества из всех слоев обдества. Я над этим работаю,
В этом мое служение общественному поприщу.
Зера Черкесова 2 06.01.2025 20:52 Заявить о нарушении