Лекарство для бабушки - 2 глава-5

  1991 год принес нам одни огорчения, весной  моего мужа уволили в запас с маленькой пенсией.   В моём училище тоже стоял вопрос о сокращении кадров, потому что уменьшили приём учащихся в два раза.   В аптеках  готовить лекарства почти перестали, всё больше было готовых лекарственных форм, ввозимых из-за рубежа, поэтому  шло повальное сокращение фармацевтов и провизоров в аптеках.

 У Надежды тоже было шаткое положение с работой, но её ещё держали из-за детей подростков. Но это было ненадолго, потому что старшему сыну  Сергею вскоре исполнялось 18 лет, поэтому она тоже ждала сокращения.

 А у меня в семье жёстко встал вопрос - на что нам жить?  Благодаря хорошим окладам мужа, вот уже 20 лет, как я не задумывалась над этим вопросом. Мы каждое лето ездили к родителям на Кубань  в отпуск, и  на море, обязательно, на две недели, жили мы не шикарно, но с достатком. Муж мой устроился на завод  начальником охраны, но оклад был такой мизерный, что этого нам не хватало.  Ещё надо было помогать дочери, которая недавно вышла замуж и моей маме, которая жила с отчимом на две крохотные пенсии.

 Когда я всё же была уволена с работы по сокращению осенью, то я написала своей тётке в Польшу, просила её прислать мне вызов. Визу  я получила, накупила лекарств, очков, тонометров и других приборов на последние деньги. Поменяла немного рублей на доллары и поехала к тёте во Вроцлав.
 На польской таможне меня с пристрастием допрашивал таможенник: «Зачем Вам столько лекарств?»
  На что я спокойно отвечала: » Лекарства для бабушки - она у меня очень болеет!» Так как я ехала первый раз, то с меня не взяли за ввоз ничего, но более опытные  соседки сказали, что нужно готовить для таможенников взятку. Я благополучно пересела в Варшаве на другой поезд, доехала до Вроцлава, а там всё продала на рынке - выручила целых 100 долларов, по тому времени  это была довольно крупная сумма, например моему мужу надо было за неё работать три месяца.
 Я ехала домой, такая довольная полученной выручкой я тогда думала:" вот теперь я смогу помогать дочери и маме, это тогда нам было так необходимо!"

 Когда я приехала домой, мне позвонила Надежда и убитым голосом сказала: - Татьяна, меня увольняют, я не знаю, куда идти работать  и что делать?»
 Я ей ответила, что, зато я знаю, как нам пережить это лихое время. Изложила ей план начала нашего с ней бизнеса. Надежда подумала и сказала, что согласна ездить со мной в Польшу.

 Мы закупили не только аптечного товара, но и всяких металлических изделий, которые тоже хорошо продавались в Польше. Через неделю, мы уже выезжали из Москвы, поездом – Москва - Варшава.
  Я предусмотрительно приготовила доллары, а Надежду предупредила:- Будут таможенники польские спрашивать, куда столько лекарств везёте – говори - бабушка болеет!
 Надежда хохотала, что опять продолжаются сказки про бабушку.Надежда никогда до этого не была за границей, её было интересно всё:  чистенькие поля, мелькающие за окнами, разделённые на чёткие квадраты, люди на станциях, быстро говорящие на польском языке. Таможню прошли быстро - польским таможенникам были нужны только  доллары - ЦЛО - по польски – сбор, а по- нашему - взятка, потому что документов нам никаких не выдавали.

 Больше всего Надежду поразил  Варшавский вокзал, он был весь такой уютный, с красивыми киосками, многочисленными цветами ,  что очень отличался от наших вокзалов. Там мы пересели на поезд во Вроцлав и благополучно прибыли к моей тёте. На рынке мы очень хорошо продали свой товар и выручили неплохую сумму долларов, долго не задерживались, почти сразу поехали обратно домой в Россию.

 Вот так мы стали бизнес - леди, если тогда это можно было так назвать, однако благодаря этим поездкам я смогла посылать вторую пенсию моей маме и давать деньги своей дочери, да и нам для постройки дачи нужны были деньги. А Надежда смогла одевать и кормить своих двух подрастающих детей.Бизнес наш рос и расширялся, мы с Надеждой уже возили из Польши товары на продажу в Россию. В Польше начали производить много женской и мужской одежды. У нас появились свои точки на рынках города, а излишки товара мы сдавали в магазины.

 За два года поездок в  Польшу, каких только происшествий с нами не случалось и серьёзные и комичные. Один раз  прямо на улице на нас напала толпа подростков, которые просто нагло рвали сумки у нас из рук. Ох, досталось одному малолетнему грабителю от Надежды - она сняла с ноги кроссовку и так лупила по голове этого незадачливого грабителя, что он сам не знал куда от неё деваться.В другой раз Надю по настоящему ограбили на самом рынке, где мы закупались в Варшаве, она засмотрелась на  женские кофточки, а сумку у ног поставила, вот как умудрились вытащить – долго мы не могли понять.

 А в поездах тоже работали свои  бригады грабителей, один раз я забыла закрыть дверь на защёлку, прямо днём к нам заглянули три бугая и потребовали от нас деньги. А мы ехали назад с товаром , так что денег больших не было, отдали немного долларов, да сняли два кольца у нас с пальцев. Наденька очень горевала, что кольцо ей подарил Володя, ей его было очень жалко.

 Мы иногда брали своих детей, когда они были на каникулах или в отпуске с собой. Однажды, когда моя дочь ехала со мной, то к ней прицепился молодой   польский таможенник, даже в купе с ней наедине закрылся - мы с Надеждой были в шоке!
 Но  Маринка вышла улыбаясь, а когда мы стали спрашивать, как она его отшила, то она ответила : -Очень просто - корочки показала, что в милиции работаю следователем, так у него глаза на лоб полезли- так перепугался! Даже проверять сумки не стал.

 Бизнес набирал в России обороты,  многие уже ездили в Турцию, но у нас не было такой начальной суммы, чтобы поехать туда. Тогда мы поехали опять во Вроцлав к моей тёте и решили торговать там всё лето на рынке. Закупались у русских в Варшаве, а иногда ездили домой за товаром.
 Опять польская таможня и стандартные ответы: - Везу лекарство для больной бабушки».
 Эта фраза стала для нас талисманом. Надежде даже вещие сны снились, если Володя ей снился  с улыбкой, то поездка проходила спокойно, а если хмурился - жди неприятностей.  Надежда говорила - это он ей помогает детей поднимать.
Мы работали во Вроцлаве так всё лето, сняли комнату на двоих, чтобы не стеснять мою тётю. Я уже немного освоила польский язык, понимала почти всё и немного говорила. Надежде язык давался с трудом, может потому что я с  Кубани и много слышала украинской речи, а там многие слова похожи.

На рынке рядом с нами торговало много поляков, они очень дружественно относились к нам, всегда готовы были помочь. Утром мы  всегда здоровались с ними : « День добрый пан или пани»  Был один курьёзный случай на рынке - подросток стащил у Надежды  наручные часы с прилавка и пустился наутёк.
  За ним бежит Надежда, потом я, за мной пан с соседнего киоска и кричит :» Матка- Боска- ратуйте!»

 Подростка мы догнали, но полицию вызывать не стали.  Мальчик был худой, оборванный, время было такое, что вот таких пацанов и у нас в России в 90-е годы было немало. Так что мы его накормили и отпустили, жаль в Россию мы его увезти, не имели права.  Вот так мы заработали по тысячи долларов, с которыми и начали ездить в Турцию.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2014/10/16/1359


Рецензии
Досталось и мне в те годы, выжила и помог свой урожай. Работала, а получала мало, жили нищенски, но не жаловались. С уважением.

Татьяна Чуноярочка   24.03.2015 15:38     Заявить о нарушении
Танечка- многие выживали при помощи своих огородов,но моя история другая- мне надо было кормить три семьи-пришлось потрудиться, а что поделаешь наши русские женщины тогда многие так спасали свои семьи- с признательностью!

Татьяна Бродская   28.03.2015 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.