Несколько строк в память о Яаке Йоала

К сожалению, я лично не был близко знаком с этим большим музыкантом, но будучи сверстниками и коллегами, мы естественно, знали друг друга в лицо. Волей судеб мы много раз пересекались: то на репетициях в клубе моряков, то на Эстонском телевидение, то на корпоративных вечеринках, где я пел, а он был гостем юбиляра.

С того вечера мне запомнился один забавный инцидент: мы с партнершей запели песню Лаванда и увидели, как скривилось лицо у Яака. Я подумал, что ему не понравилось наше исполнение. Но позже мне удалось выяснить у человека, хорошо знавшего Яака, причину такой реакции. Дело было в том, что эту песню он больше никогда ни пел, но при этом ему в свое время приходилось слышать ее по нескольку раз в день, и она его просто очень сильно "достала"...


Вся его карьера происходила на моих глазах. Из молоденького, подающего большие надежды музыканта он с невероятной скоростью вырос в настоящего аса. И однажды в его карьере наступил момент, когда Яак заслуженно получил статус одного из самых авторитетных и популярных певцов в СССР.


В это время им был создан ансамбль Радар, в котором играли хорошо знакомые мне музыканты, с некоторыми их которых мне посчастливилось помузицировать в разных Таллиннских ресторанах.

От них я был наслышан о многих деталях их совместной работы с Яаком. Уровень солиста и его сопровождающего ансамбля, независимо от регулярной ротации оркестрантов, оставался стабильно высоким.

Каждый, отобранный в ансамбль музыкант был личностью в мире современной музыки. В первом составе участвовал лучший гитарист Эстонии всех времен- Андрес Пыльдро, классный басист -Владимир Шарипов, гениальный клавишник и аранжировщик- Сергей Педерсен, замечательный барабанщик Вольдемар Потемин. Далее в ансамбле поработали многие ведущие инструменталисты Эстонии, среди них: барабанщик Харри Кырвитс, барабанщик Паап Кылар, гитарист Рихо Лилье,басист Тойво Унт, гитарист Нэвил Блумберг...

Ансамбль всегда звучал очень убедительно, стильно и современно. Это вызывало некоторую зависть у других, очень популярных певцов того времени.

Одним их его особенностей было то, что он прекрасно овладел русским языком. Яак говорил почти без акцента и легко понимал  анекдоты на русском языке, не нуждаясь в переводе и объяснениях.

Яак обладал богатыми и глубокими знаниями течений и стилей в современной музыки. Его отличали: тонкий музыкальный слух и феноменальная точность исполнения песен. Он легко  брал высокие ноты и мог держать их  ровно столько, сколько требовалось. Голос его при этом стоял, как того и требует школа пения.

 Он  четко  артикулировал звуки, отлично фразировал тексты и обладал великолепным чувством ритма. Думаю, что этому в немалой степени  способствовало и то, что он был хорошим инструменталистом.
 
Он  великолепно исполнял  новые произведения на эстонских конкурсах песни и его победы были практически неизбежны.

Его кумирами были: Гарри Брукер, Клифф Ричард, Джино Ванелли, Джимми Хендрикс, и если кому то надо было получить благосклонность певца, достаточно было позитивно высказаться об этих исполнителях. Такова была одна из его слабостей…

Неожиданный уход певца с эстрады, разрушил счастливую карьеру певца настолько, что новые поколения слушателей уже очень мало знают о нем…

После завершения карьеры певца, он вернулся в то самое музыкальное училище, в котором он когда-то обучался игре на флейте. Там он стал успешно руководить обучением молодых музыкантов всем тонкостям вокала. Яак неоднократно приглашался в жюри различных конкурсов вокалистов и это гарантировало компетентность и объективность оценок выступлений конкурсантов. Со слов его близкого приятеля, Велло Салуметса, Яак в последние годы больше слушал классику. Он  предпочитал слушать сочинения  Моцарта.

Однажды, на корпоративной вечеринке, стоя неподалеку, я услышал слова Яака о том, что ему осталось жить не более 7 лет. Я не очень серьезно отнесся к этому странном пророчеству. Однако, когда я узнал о кончине певца, мне пришло в голову, что с того момента действительно прошло немногим более 7 лет. Как относиться к этому факту, я, честно говоря, -не знаю. Возможно это чистое совпадение, а возможно это была установка, которую он сам для себя  и запрограммировал.

Так или иначе свершилось то, что свершилось. Человек  ушел к сожалению навсегда. Все это очень грустно и печально.

В моей памяти Яак Йола навсегда останется эталоном музыканта и певца…


Рецензии
Всегда с удовольствием слушал песни эстонских певцов: Яака Йоллы, Тынниса Мяги, Криса Кельми, очаровательной Анне Вески. Однако мне, как фанату рок энд ролла, больше всего нравится Иво Линна и группа Рок Отель. В его исполнении рок "Мари-мари" звучит по - европейски и супер профессионально!

Виктор Кутуркин   23.12.2022 11:13     Заявить о нарушении
Добрый день Виктор,

возможно Вам будет интересно прослушать наш дуэт с Иво Линна.

http://soundcloud.com/search?q=J%C3%BCri%20Urm%20ja%20Ivo%20Linna

С уважением,
Юрий Урм
Таллинн

Юрий Урм   23.12.2022 13:03   Заявить о нарушении