О, этот Юг, о, этот Крит!..

 О, ЭТОТ ЮГ, О, ЭТОТ КРИТ!..
Критика на стихотворение «Возвращение на Крит (Вадима Масленникова)


Отец  богов,  людей  и  всяких  тварей,
Смотрю  вокруг -
Не  узнаю  творений:
Всё  как-то  суетливо,  мелко,  вяло…
Лишь  вечна  неба  синь  да  белизна  строений.

Вот это легкое и ироничное про  «всяких тварей» сразу делает стихотворение интригующим. Отец богов подразумевается Зевс, он здесь родился,  вот перенесясь в наше время что видит герой?..  Совсем не героическую жизнь — суета заела остров, но вечные символы, незыблемы и никуда не делись — синь небес и белизна строений.

Смотрю  я  вдаль -
Мне  ближе  дальнозоркость -
Там  острова  шагают по волнам.
Мне  нравится  их эта  беспризорность,
Мельканье  за  бортом  то тут,  то там.

Найдены совершенно новаторские образы — дальнозоркость помогает видеть шагающиих острова...  Неожиданное соотношение «беспризорность», «мельканье за бортом» завораживает и создает новый образ, что есть самое замечательное в поэзии, когда поэт находит образы, которые не использовались ранее. Вот эта атмосфера моря, она отличается от нашей привычной реальности, какое-то постоянное измелчение, мельтешение и передается поэтом, как передано было Ван Гогогом это беспокойное восприятие моря на картине «Морской вид в Сен-Мари»

Усталость  гор  усыпана камнями,
Доносит  рваный  ветер
Вечный  стон.
И серпантин, и пропасть между нами,
И чаек крик   
Как сон,
Как сон,
Как сон ……

И вот вступает новая тема. Что мы имели ранее. Имели описание острова, взгляд брошенный в мифологию и нынешний день. Описание моря в стиле Ван Гога и мятущегося моря подхватывается мотивом «рваного ветра»... И здесь, когда до окончания стиха осталась ну самая малость, вдруг идет взлет, раздается стон... что это?.. Что за трагичность, которая так хорошо вписывается в мятежность настроения, что создал автор своими образами... и вдруг неожиданное разрешении этого напряжения, лопнувшая с струна, у героя трагедия — между ним и любимой пропасть... И усиление продолжает возрастать в виде крика чаек, пронзительность которых мы уже физически ощущаем... И все это проваливается в сон... Как наркоз в который впадают больные после тяжелой операции... И этот сон уносит героя с Крита в небытие, которое заставляет забыть главную трагедию героя его разрыв с любимой...

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...

(Федор Тютчев)


Рецензии